Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
23 марта 2016 3 просмотра

У меня сеть платежных терминалов (ИП). Система налогообложения УСН (доходы-расходы). Система работает след. образом. Я взяла свои личные деньги (накопления) и с расчетного счета отправила в платежную компанию в качестве гарантийного фонда. После чего мои терминалы стали принимать денежные средства от физ лиц. Пример: Человек положил на сотового оператора 50 рублей. Комиссия 5 рублей, к зачислению 45 рублей. С комиссии 5 рублей у меня платежная компания взяла 0,33 руб за свои услуги по перечислению 45 рублей на счет клиента. С лицевого счета который мне завели в платежной компании соответственно списалось 45 рублей и 0,33 руб. Когда в терминалах накапливаются денежные средства, а соответственно с лицевого счета в платежной компании эти средства списываются, я инкассирую терминалы и снова перечисляю. Но первый платеж прошел через расчетный счет и это были мои личные сбережения, а все последующие идут со спец.счета. Итого мой доход с 50 рублей составил 4,67 рубля. Данная цифра ни чем не подтверждается только расчетом комиссии в личном кабинете платежной компании, где я могу отслеживать движение денег по терминалам и их работоспособность. Какие записи должны быть в книге учета доходов и расходов, какими документами должны эти записи подтверждаться. По сути я внесла 200 000 рублей и кручу их туда-сюда. из терминалов в платежную компанию и обратно в терминал. Итого за месяц прокручивая 5-6 раз. т. е. списание по спец.счету идет примерно 1 200 000, 00 в месяц но по факту денег то всего 200 000. Доход за месяц 65 000, но есть точки на которых стоят терминалы и выплачивается аренда "из кармана в карман" т.е. подтверждения этих расходов нет. Так же никак не подтверждается сумма которую съинкасировали в терминале, только в личном кабинете отображаются эти данные. Как вести книгу доходов и расходов?

Cуммы, инкассированные из терминала и перечисленные оператору, в налоговую базу не включаются. В доходы включается только комиссия. Записи о хозяйственных операциях вносятся в книгу учета в хронологическом порядке на основании первичных документов. Соответственно, при отсутствии документов расходы отразить нельзя. Подтвердить доход можно расчетом комиссии.

Обоснование

Из книги

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке

По какой форме вести

Форма и порядок ведения книги учета утверждены приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Записи и исправления

В книге учета доходов и расходов организации и предприниматели, применяющие упрощенку, должны отражать хозяйственные операции, совершенные в отчетном (налоговом) периоде.

Ситуация: нужно ли отражать в книге учета доходов и расходов хозяйственные операции, которые не влияют на расчет единого налога при упрощенке

По общему правилу не нужно, однако есть исключения для некоторых видов расходов.

Книга учета доходов и расходов представляет собой регистр налогового учета, предназначенный для правильного формирования налоговой базы по единому налогу при упрощенке. Никаких других целей ведение этой книги не преследует. Поэтому отражать в ней хозяйственные операции, не влияющие на расчет единого налога, необязательно. Это следует из положений статьи 346.24 Налогового кодекса РФ.

Раздел I книги включает в себя пять граф.

В графах 1–3 отражаются реквизиты первичных документов, подтверждающих совершение хозяйственной операции, и содержание самой операции.

В графе 4 отражаются суммы доходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Эту графу заполняют все организации независимо от выбранного ими объекта налогообложения. Состав доходов, которые должны быть указаны в графе 4, приведен в пункте 2.4 приложения 2 к приказу Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

В графе 5 отражаются суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Состав расходов, которые могут быть указаны в этой графе, и порядок их отражения приведен в абзаце 1 пункта 2.5 приложения 2 к приказу Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, заполняют графу 5 в обязательном порядке.

Организации, которые платят единый налог с доходов, обязаны отразить в данной графе:
– расходы за счет бюджетных средств, связанные с выполнением мероприятий, направленных на снижение безработицы;
– расходы за счет субсидий, полученных на поддержку малого и среднего бизнеса в соответствии с Законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Такие расходы отражайте в порядке, установленном пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Другие расходы организации, которые платят единый налог с доходов, могут указывать в этой графе по собственному усмотрению.

Об этом сказано в абзацах 2–5 пункта 2.5 приложения 2 к приказу Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Следует отметить, что при ведении книги организация должна обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для расчета налога (п. 1.2приложения 2 к приказу Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н). Если при проверке налоговая инспекция установит, что хозяйственные операции, влияющие на определение налоговой базы, в книге учета доходов и расходов не отражены (отражены неправильно), она сможет привлечь организацию к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ.

Записи о хозяйственных операциях вносите в книгу учета в хронологическом порядке на основании первичных документов (п. 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н). Подробнее об этом см. Как отражать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов при упрощенке.

Все показатели в книге учета доходов и расходов указывайте в полных рублях, без копеек. Это указано в титульном листе формы книги и подтверждается письмом Минфина России от 4 сентября 2013 г. № 03-11-11/36391.

О внесении исправлений в книгу учета см. Как внести изменения в книгу учета доходов и расходов при упрощенке.

<…>

Из статьи журнала «Упрощенка», № 11, ноябрь 2009

Платежные агенты

<…>

Налоговый учет доходов

Как было сказано, при упрощенном режиме, как и при общем, не отражаются доходы, упомянутые в статье 251 НК РФ. Согласно подпункту 9 пункта 1 деньги и другое имущество, поступившие в соответствии с условиями посреднического договора, не учитываются. Поэтому суммы, инкассированные из терминала и перечисленные поставщику (или оператору), в налоговую базу оператора (или субагента) не включаются.

Ссылка на статью 251 НК РФ дана в подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ

Оператор (или субагент) вправе взимать с клиента комиссию, если это предусмотрено договором с поставщиком (или с оператором). Ее удерживают из платежа и поставщику (или оператору) не переводят, а включают в свои облагаемые доходы (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Согласно кассовому методу, используемому при упрощенной системе, доходы признаются в день, когда налогоплательщик получает деньги на банковский счет или в кассу либо задолженность перед ним погашается иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Значит, комиссию нужно учесть в день поступления денег в терминал.

Обычно по итогам месяца поставщик (или оператор) выплачивает оператору (или субагенту) вознаграждение. Оно тоже отражается в облагаемых доходах сразу, как только получено (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Пример 1

ООО «Спринт», применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, принимает платежи от физических лиц через терминал в качестве агента. Согласно договору, заключенному с поставщиком, с каждого платежа агент вправе удерживать комиссию в размере 3%. Кроме того, по итогам каждого месяца ему полагается вознаграждение, равное 1,2% от суммы, переведенной поставщику.

В октябре 2009 года пользователи сотовой связи уплатили через терминал, принадлежащий ООО «Спринт», 315 000 руб. Поставщик перечислил вознаграждение 2 ноября. Отразим в налоговой базе доходы ООО «Спринт».

Комиссию в размере 9450 руб. (315 000 руб. х 3%) следует включить в облагаемые доходы, но не всю сразу, а по мере поступления денег в терминал, то есть ежедневно отражать по 3% с суммы, полученной от клиентов. Остальная часть, перечисленная на расчетный счет поставщика, — 305 550 руб. (315 000 руб. - 9450 руб.) на налоговую базу не повлияет. 2 ноября 2009 года нужно увеличить доходы на вознаграждение. Оно составляет 3666,6 руб. (305 550 руб. х 1,2%).

Налоговый учет расходов

Обсудим некоторые характерные затраты. Напомним, что учесть их могут лишь те организации и предприниматели, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы.

Затраты на покупку и установку

Как правило, стоимость терминала превышает 20 000 руб., а срок полезного использования — 12 месяцев. Значит, он является амортизируемым имуществом и относится к основным средствам (п. 4 ст. 346.16 и п. 1 ст. 256 НК РФ). Затраты на покупку таких объектов признаются согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и списываются равными долями поквартально в течение налогового периода после оплаты и ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Имеется в виду, что покупка совершена, когда применялась упрощенная система. Если объект приобретен раньше, при другом налоговом режиме, его остаточная стоимость учитывается в зависимости от срока полезного использования (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Об этом можно прочитать в статье «Учет основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему» // Упрощенка, 2009, № 4

Заметим, что при упрощенном режиме первоначальная стоимость основных средств определяется по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Согласно пункту 8 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, в нее входят суммы, затраченные на приобретение, перевозку и доводку объекта до рабочего состояния. Поэтому транспортные расходы и плата за подключение к электросети увеличат первоначальную стоимость терминала.

Пример 2

ООО «Молния» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 19 октября 2009 года общество купило и рассчиталось за платежный терминал стоимостью 56 000 руб. (в том числе НДС 8542,37 руб.). 21 октября терминал перевезли, оплатив доставку, а 22-го — подключили. Стоимость транспортных услуг — 8500 руб. (без НДС), установки — 6200 руб. (без НДС). Терминал введен в эксплуатацию 23 октября. Отразим затраты на его покупку в налоговой базе.

Первоначальную стоимость составят суммы, уплаченные за терминал, его доставку и подключение. Она равна 70 700 руб. (56 000руб. + 8500руб. + 6200руб.). Терминал приобретен, оплачен и введен в эксплуатацию в IV квартале 2009 года. Значит, 70 700 руб. можно отразить в разделе 1 Книги учета доходов и расходов 31 декабря (таблица).

При упрощенной системе НДС не возмещается, поэтому его включают в первоначальную стоимость основных средств

Если терминал арендуется, расходы признаются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Только нельзя забывать, что при упрощенной системе это возможно после их осуществления и оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому аванс списывается лишь после того, как закончится оплаченный месяц. Кстати, чтобы установить терминал, достаточно квадратного метра площади, которую точно так же можно арендовать, а плату за нее включать в налоговую базу (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Таблица. Фрагмент заполнения Книги учета доходов и расходов ООО «Молния» за IV квартал 2009 года

№ п/п Дата и номер первичного документа Содержание операции Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы
732 Итоговое значение графы 12 раздела 2 за IV квартал 2009 года Учтена в расходах покупная стоимость терминала 70 700

Затраты на обслуживание

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, применяя упрощенную систему, можно учесть материальные расходы. Их состав определяется согласно статье 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В подпункте 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ указаны затраты на электроэнергию, то есть они включаются в налоговую базу.

Выручку из терминалов извлекают специальные службы. При упрощенной системе признается стоимость услуг кредитных организаций (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Инкассация является банковской услугой (ст. 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1), поэтому издержки на нее учитываются.

Некоторые владельцы страхуют терминалы от вандализма, пожара и взломов. К сожалению, при упрощенной системе разрешено учитывать только стоимость обязательного страхования имущества, предусмотренного законодательством (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Терминалы страхуются по желанию, поэтому стоимость страховки отразить в налоговой базе не удастся.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка