Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

В бухучете применяем налоговую классификацию основных средств

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
23 марта 2016 3 просмотра

От иностранца получен инвойс и акт выполненных работ за выполненные услуги на сумму -100 020 Дол США, дата акта выполненных работ- 15.03.2015г, получен акт 20 декабря 2015г. Какой датой правильно провести акт 20.12.2015 или 15.03.2015? Можно проводить 20.12.2015г?

В налоговом учете расходы признаются только при наличии надлежаще оформленных документов. Если документы получены после окончания отчетного периода и представления декларации, организация может либо пересчитать налоговую базу периода, в котором фактически понесен расход, и сдать уточненную декларацию, либо уменьшить налогооблагаемую прибыль текущего периода.

В бухгалтерском учете провести акт можно в том месяце, в котором он был получен.

Обоснование

1.Из статьи журнала «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 11, ИЮНЬ 2011

Документы от исполнителя работ (услуг) получены с опозданием: налоговые последствия и бухучет

Быковская А. В., эксперт журнала "Российский налоговый курьер"

Документ, подтверждающий хозяйственную операцию, может поступить в организацию уже после сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности за тот период, в котором она совершена. Обязательно ли готовить «уточненку», или следует пересчитать налоговую базу текущего периода? Можно ли признавать расходы в бухучете, не дожидаясь «первички» от контрагента? Разберемся на примере учета расходов на оплату работ (услуг) сторонних организаций1

Документальным подтверждением выполненных работ является акт сдачи-приемки либо иной документ, удостоверяющий приемку (п. 2 ст. 720 ГК РФ). В договорах на оказание услуг стороны также вправе предусмотреть обязательное составление актов или прописать, что оказание услуг оформляется другими документами. Например, для услуг связи это могут быть счета с подробной расшифровкой, для оплаты услуг комиссионера — отчеты посредника с подтверждением дополнительно понесенных расходов и т. д. Рассмотрим особенности бухучета и исчисления налогов при отражении расходов на основании документов, полученных с опозданием.

Налоговый учет

В налоговом учете расходы признаются только при наличии надлежаще оформленных документов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Если документы получены после окончания соответствующего налогового периода и представления декларации, организация может либо пересчитать налоговую базу периода, в котором фактически понесен расход, и сдать уточненную декларацию, либо уменьшить налогооблагаемую прибыль текущего периода2.*

<…>

В бухучете несвоевременное признание расходов — ошибка

В бухгалтерском учете расходы признаются при одновременном выполнении трех условий (п. 16 ПБУ 10/99):

  • расход осуществлен в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Таким образом, для признания расхода не обязательно наличие оригинала документа, подтверждающего выполнение работ или услуг контрагентом.

Расходы должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, зафиксированное в пункте 18 ПБУ 10/99). Кроме того, расходы указываются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями — то есть должно быть обеспечено соответствие доходов и расходов (п. 19 ПБУ 10/99).

При отсутствии актов или иных подтверждающих документов от контрагентов-исполнителей фактически понесенные расходы на оплату выполненных ими работ (оказанных услуг) могут признаваться в бухучете на основании внутреннего первичного документа (например, бухгалтерской справки)*.

<…>

Описанный способ подходит для отражения расходов исключительно в бухучете и только при выполнении критериев пункта 16 ПБУ 10/99. В налоговом учете признавать расходы лишь на основании внутренних документов нельзя.*

<…>

2.Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности

<…>

Исправление ошибок

Выявленные ошибки и их последствия нужно исправить (п. 4 ПБУ 22/2010).

Исправления в бухучет вносите на основании первичных документов. Так же составьте бухгалтерские справки, в них укажите обоснование исправлений. Это следует из общего правила о том, что каждый факт хозяйственной деятельности надо оформить первичным учетным документом. На это прямо указано в части 1статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Определив существенность ошибки и учитывая момент, когда ее обнаружили, сделайте исправления в учете. Как именно – в этом вам поможет таблица ниже.*

Когда и какую ошибку обнаружили Как исправить Основание
Ошибка допущена в текущем году. Существенность ошибки значения не имеет В том месяце, в котором ошибка была обнаружена, внесите исправления в бухучет.
При формировании отчетности учитывайте уже исправленные показатели*
Пункт 5ПБУ 22/2010
Ошибка возникла в прошлом году. Отчетность за этот период пока не подписана руководителем.
Существенность ошибки значения не имеет
Исправления сделайте декабрем прошлого года.
Отчетность сформируйте заново
Пункт 6ПБУ 22/2010
Существенная ошибка прошлого года выявлена в текущем году. Отчетность за прошедший период готова и подписана, но не представлена внешним пользователям

Необходимые корректировки сделайте декабрем прошлого года.

Переделайте отчетность и повторно заверьте ее у руководителя

Пункт 7ПБУ 22/2010
Существенная ошибка была допущена в прошлом году. Отчетность за этот период уже была сформирована, ее подписал руководитель. Отчетность представлена внешним пользователям. Но не утверждена Ошибку исправляйте декабрем прошлого года.
Отчетность сформируйте заново. Заверьте ее у руководителя и представьте внешним пользователям еще раз
Пункт 8ПБУ 22/2010
Существенная ошибка выявлена в последующих годах. Отчетность за период, когда ошибка возникла, была подготовлена, подписана руководителем, представлена внешним пользователям и утверждена Исправления внесите в том периоде, в котором ошибка была выявлена.
Уточнять отчетность за период, в котором ошибка была допущена, не нужно. Все изменения, связанные с прошлыми периодами, отразите в отчетности текущего. В пояснениях к годовой отчетности текущего периода укажите характер исправленной ошибки, а также суммы корректировок по каждой статье
Пункт 39Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пункты 10 и 15ПБУ 22/2010
Несущественная ошибка выявлена за любой предшествующий год

Корректировки сделайте в том периоде, в котором ошибка была выявлена

Подавать сведения об исправлениях несущественных ошибок прошлых периодов в текущей отчетности не придется. Вносить изменения в сданную отчетность – тоже

Пункт 14ПБУ 22/2010

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка