Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
31 марта 2016 2 просмотра

У нас дополнение к вопросу. Если действит.стоимость доли иностранному участнику будет выплачена имуществом, то российское общество не сможет исполнить обязанности налогового агента, удержать налог на прибыль. Как быть?И еще, непонятно почему мы не можем следовать п.1 ст.10 "Дивиденды"? Ведь написано, что "могут облагаться в этом другом государстве"?

Положение о том, что дивиденды могут облагаться налогом в этом другом государстве, означает, что дивиденды, причитающиеся кипрской организации, подлежат налогообложению как в России, так и в Республике Кипр. Аналогичный вывод в отношении дивидендов, выплачиваемых резиденту Израиля, содержит письмо Минфина России от 25.11.2010 г. № 03-08-05/1. При этом двойное налогообложение устраняется в соответствии со статьей 23 «Метод устранения двойного налогообложения» Соглашения между Россией и Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения.
Если доход выплачен иностранной организации в натуральной форме, удерживать налог не нужно. При этом, если до конца налогового периода, в котором был выплачен доход в натуральной форме, будут произведены денежные выплаты в пользу иностранной организации, из них нужно удержать налог. Если же выплат никаких произведено не будет, о невозможности удержать налог нужно письменно уведомить налоговую инспекцию.

Обоснование

1. Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие права и обязанности есть у налоговых агентов

<…>

Ситуация: должен ли налоговый агент удерживать налоги из доходов контрагента, если согласно договору оплата происходит в натуральной форме

Нет, не должен.

Независимо от того, в какой форме выплачены доходы (в денежной или натуральной), налоговый агент обязан рассчитать сумму налога к удержанию. Однако удержать эту сумму он должен только из денежных средств, выплачиваемых контрагенту. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ.

В течение месяца с момента, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог, он должен письменно уведомить об этом инспекцию (подп. п. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). Такой момент определяется в зависимости от конкретной ситуации. Например, моментом, когда налоговому агенту стало известно, что он не может удержать НДФЛ, является выдача призов (выигрышей) клиентам (гражданам) в натуральной форме.

Организация не освобождается от исполнения обязанностей налогового агента до конца налогового периода, в котором был выплачен доход в натуральной форме (квартал – по НДС, календарный год – по налогу на прибыль и НДФЛ) (п. 10 постановления от 11 июня 1999 г. Пленума Верховного суда РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9, письма Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74, ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/115). Поэтому, если до конца налогового периода денежные выплаты в пользу контрагента имели место (в т. ч. и по другим сделкам), из них нужно удержать сумму налога, рассчитанную с доходов в натуральной форме.

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция взыскать с налогового агента не удержанную им сумму налога

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой налог не был удержан налоговым агентом: налог на прибыль (налог на доходы иностранных организаций), НДФЛ или НДС.

По общему правилу в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налоговый агент обязан:

  • определить сумму налога, которая должна быть удержана из доходов налогоплательщика;
  • удержать эту сумму из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств;
  • перечислить удержанную сумму в бюджет.

О ситуациях, в которых удержать налог невозможно, налоговый агент должен в месячный срок извещать налоговую инспекцию по месту своего учета.

Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 5 ст. 24 НК РФ). Кроме того, на налоговых агентов распространяются нормы, установленные для налогоплательщиков и предусматривающие возможность принудительного взыскания налогов, не поступивших в бюджет (п. 6, 8 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Однако в отличие от налогоплательщиков при совершении хозяйственных операций у налоговых агентов не возникают объекты налогообложения, с наличием которых связана обязанность по уплате того или иного налога. Это следует из положений пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ. Основной функцией налогового агента является уплата налогов по обязательствам и за счет средств налогоплательщиков. Именно с момента удержания налога налоговым агентом обязанность налогоплательщика по уплате налога признается исполненной (подп. п. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). Поэтому исходя из буквального толкования статей 8, 24, 45, 46 и 47 Налогового кодекса РФ с налогового агента может быть взыскана лишь та сумма налога, которую он удержал из доходов налогоплательщика, но не перечислил в бюджет. Возможность взыскания с налоговых агентов налогов, которые не были удержаны ими из доходов налогоплательщиков, налоговым законодательством не предусмотрена.

В отношении НДФЛ и налога на прибыль (налога на доходы иностранных организаций) правомерность такого подхода подтверждается положениями пункта 9 статьи 226, статьи 309 Налогового кодекса РФ, письмами Минфина России от 30 сентября 2011 г. № 03-08-05, от 14 октября 2008 г. № 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 30 октября 2008 № 20-12/101953, а также арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 5317/11, от 6 апреля 2010 г. № 14977/09, от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 г. № А35-1973/2011, Московского округа от 16 апреля 2009 г. № КА-А40/1191-09-2). При этом, несмотря на невозможность взыскания неудержанной суммы налога, в решении о привлечении (об отказе в привлечении) налогового агента к ответственности и в своих информационных ресурсах налоговая инспекция отразит эту сумму и будет начислять на нее пени (письмо ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18029).

Что касается взыскания с налоговых агентов сумм НДС, не удержанных ими из доходов налогоплательщиков, то официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому поводу отсутствуют. Арбитражная практика неоднородна. Рассматривая споры, связанные с исполнением обязанностей налоговых агентов при аренде государственного (муниципального) имущества, некоторые суды признают взыскание неудержанных сумм НДС неправомерным (см., например, определение ВАС РФ от 7 февраля 2008 г. № 827/08, постановления ФАС Уральского округа от 7 июля 2011 г. № Ф09-2530/11, от 18 августа 2008 г. № Ф09-5817/08-С2, Поволжского округа от 29 января 2009 г. № А65-10999/2008, Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2007 г. № Ф08-6533/07-2426А). Основанием для принятия таких решений служат общие положения статей 24 и 45 Налогового кодекса РФ, из которых следует, что налог должен быть уплачен в бюджет за счет средств налогоплательщика, а не налогового агента. Однако в постановлении от 13 января 2011 г. № 10067/10 Президиум ВАС РФ указал, что в данной ситуации сумма НДС является частью платы за аренду государственного (муниципального) имущества, которую в отличие от основной части арендной платы (тоже являющейся доходом бюджета) арендатор должен перечислить не арендодателю, а в федеральный бюджет. Всю стоимость аренды с учетом НДС арендатор должен оплатить за счет собственных средств. При этом уплаченную сумму налога он вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). В таких условиях неисполнение обязанности по перечислению НДС в бюджет признается нарушением и дает налоговой инспекции основания для взыскания этой суммы с налогового агента.

К аналогичному выводу Президиум ВАС РФ пришел и при рассмотрении спора об исполнении обязанностей налогового агента при оплате работ, выполненных иностранной организацией. В постановлении от 3 апреля 2012 г. № 15483/11 сказано, что не удержанную из доходов иностранной организации сумму НДС налоговый агент – заказчик работ обязан был перечислить в бюджет за счет собственных средств. Следовательно, взыскание этой суммы в принудительном порядке обоснованно. Свою позицию Президиум ВАС РФ аргументировал следующими обстоятельствами:

  • стоимость работ в договоре была определена без НДС. Как следствие, сумма налога при расчете с иностранной организацией не начислялась и в размер выплачиваемого вознаграждения не включалась. Такой подход противоречит положениям пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ: налоговая база по таким сделкам должна определяться с учетом НДС;
  • иностранная организация – исполнитель работ на налоговом учете в России не состоит. В такой ситуации норма подпункта 5 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, согласно которой обязанность по уплате налога до удержания его налоговым агентом сохраняется за налогоплательщиком, не применяется. Поэтому независимо от содержания договора налоговый агент не освобождается от обязанности по исчислению и уплате НДС в бюджет, в том числе и за счет собственных средств. Тем более что эта обязанность корреспондирует с правом принять уплаченную сумму налога к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Несмотря на то что названные постановления Президиума ВАС РФ были приняты по конкретным сделкам, можно предположить, что при рассмотрении аналогичных споров суды будут учитывать эти решения. Таким образом, неправильное определение налоговой базы по НДС налоговыми агентами может повлечь за собой взыскание с них неудержанных сумм. Причем если организация решит оспорить это взыскание в арбитраже, высока вероятность того, что суд встанет на сторону налоговой инспекции.

<…>

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.11.2010 № 03-08-05/1

<…>

Вопрос
OOO, российская организация со стопроцентным иностранным капиталом, просит разъяснить порядок применения пунктов 1 и 2 статьи 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.
OOO будет выплачивать дивиденды участнику общества, иностранной организации с постоянным местопребыванием в государстве Израиль, предоставившей официальное подтверждение своего местопребывания в государстве Израиль до даты выплаты дивидендов.

1. В пункте 1 статьи 10 Конвенции сказано: "Дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве".
- Означает ли это, что налог с дивидендов удерживается в Израиле, поскольку ему предоставлено первоочередное право на налогообложение дивидендов?
- Какое подтверждение должна предоставить иностранная организация о том, что налог с дивидендов уплачен?

2. В пункте 2 статьи 10 Конвенции сказано: "Однако такие дивиденды могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, лицом с постоянным местопребыванием в котором является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель дивидендов имеет фактическое право на них, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы дивидендов".
- Означает ли это, что если налог с дивидендов уплачен получателем в Израиле в сумме менее 10 процентов валовой прибыли дивидендов, то оставшаяся часть до 10 процентов уплачивается в Российской Федерации компанией, выплачивающей дивиденды?
- Какой документ может быть предоставлен иностранной компанией подтверждения уплаты налога с дивидендов в Российской Федерации?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вашим письмом по вопросу налогообложения дивидендов, выплачиваемых иностранной организации - резиденту Израиля, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 10 "Дивиденды" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.04.94 дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном государстве, лицу с постоянным местопребыванием в другом государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогами в государстве, лицом с постоянным местопребыванием в котором является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель дивидендов имеет фактическое право на них, взимаемый в.таком случае налог, не должен превышать 10 процентов валовой суммы дивидендов.
Это означает, что Израилю предоставлено право налогообложения дивидендов. В то же время Россия также имеет право взимать налог с дивидендов, если это предусмотрено национальным законодательством, но при этом доходы облагаются налогом по ставке, установленной соглашением об избежании двойного налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций относятся к доходам (которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации), полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В соответствии со статьей 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
Исходя из вышеизложенного, дивиденды, причитающиеся израильской организации, подлежат налогообложению как в России по ставке 10 процентов, так и в Израиле. При этом двойное налогообложение устраняется в соответствии со статьей 22 "Метод устранения двойного налогообложения" Конвенции.
В соответствии со статьей 22 Конвенции если лицо с постоянным местопребыванием в одном государстве получает доход в другом государстве (в рассматриваемом случае - России), который, в соответствии с положениями Конвенции, может облагаться налогом в другом государстве (России), сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом государстве (России), может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом государстве (Израиле). Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого государства (Израиля) на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

<…>

3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 05.12.1998

<…>

Статья 23. Устранение двойного налогообложения

1. Применительно к России двойное налогообложение устраняется следующим образом:

Если резидент России получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогами на Кипре, сумма налога на такой доход или капитал, подлежащая уплате на Кипре, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Сумма такого вычета, однако, не должна превышать сумму налога на такой доход или капитал в России, рассчитанную в соответствии с ее налоговым законодательством и правилами.

2. Применительно к Кипру двойное налогообложение устраняется следующим образом:

a) в соответствии с положениями Налогового закона Кипра, касающегося зачета иностранного налога, из кипрского налога, уплачиваемого в отношении любого вида дохода, полученного в России, или капитала, находящегося во владении в России, будет вычитаться российский налог, уплаченный в соответствии с законодательством России и настоящим Соглашением. Такой вычет, однако, не должен превышать часть кипрского налога, рассчитанную до предоставления вычета и относящуюся к таким видам дохода или капитала.

b) Если таким доходом являются дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом России, компании, являющейся резидентом Кипра, к зачету будет приниматься (в дополнение к любому российскому налогу на дивиденды) российский налог, подлежащий уплате в отношении прибыли компании, выплачивающей дивиденды. Такой вычет, однако, не должен превышать часть кипрского налога, рассчитанную до предоставления вычета и относящуюся к таким видам дохода.

3. Считается, что налог, уплаченный в России, упомянутый в пункте 2 настоящей статьи, включает налог, который должен был быть уплачен, но в связи с действием любых положений, касающихся предоставления налоговых вычетов, освобождений или других налоговых стимулов, принятых в Российской Федерации в целях содействия экономическому развитию, не был уплачен.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка