Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
4 апреля 2016 3 просмотра

Наша организация на общей системе налогообложения. До 2014 года часть деятельности применяли ЕНВД, В процентном соотношении по выручке считали необлагаемую сумму НДС и включали эту сумму в книгу продаж. Т.е. в книге покупок отражали полную сумму, сумму по расходам относящимся на ЕНВД включали в книгу продаж. 7 раздел при этом не заполняли. Сейчас обнаружили, что у нас за 2010-2014 годы были еще операции не облагаемые НДС -это проценты по займам,Вопросы:Как считать при этом не облагаемую базу, включая ЕНВД или отдельно проценты разделить на общую выручку?Какую сумму отразить в 7 разделе декларации, только проценты по займам или же суммы по ЕНВД плюс проценты по займам?За какой период следует сдавать уточненки по НДС? По истечении 3 лет следует подавать уточненки.?

Но представляется, что считать долю необлагаемой деятельности лучше отдельно по займам, отдельно по ЕНВД. Ведь у Вас ведется деятельность на разных режимах налогообложения. НДС по выданным займам Вы сможете учесть в расходах по налогу на прибыль, а по ЕНВДшной деятельности – нет. Расчет же общей доли необлагаемой деятельности без распределения между займами и ЕНВД не позволит учесть не принимаемый к вычету НДС в расходах.

  1. Конкретной методики ведения раздельного учета Налоговый Кодекс не предлагает. Говорится только о том, что нужно обеспечить раздельный учет выручки и входного НДС. Поэтому Вы можете прописать в учетной политике свою методику и придерживаться ее при ведении раздельного учета.
  2. Декларация по НДС составляется по деятельности на ОСНО, поэтому в декларации нужно показывать только операции на этом режиме налогообложения. Поэтому в разделе 7 выручку на ЕНВД не указывайте.
  3. Если ошибки в учете привели к занижению налога, то подать декларацию нужно даже в том случае, если с момента ошибки прошло больше 3-х лет.

Обоснование

Как организовать раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС


Если организация, помимо операций, облагаемых НДС, выполняет операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), то организуйте их раздельный учет (п. 4 ст. 149абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ). Раздельный учет ведите по двум направлениям:

<…>

Порядок ведения раздельного учета

Конкретной методики ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции.

К примеру, учет облагаемых и освобожденных от налогообложения операций можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Также можно использовать данные аналитического учета (специальные ведомости, таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.

Выбранный порядок ведения раздельного учета облагаемых и освобожденных от налогообложения операций закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Раздел учетной политики о раздельном учете по НДС можно составить, например, в следующей форме.

Необходимость ведения раздельного учета «входного» НДС связана с тем, что по облагаемым и освобожденным от налогообложения операциям налог нужно учитывать по-разному. «Входной» НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для выполнения облагаемых операций, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). А по операциям, освобожденным от налогообложения, «входной» НДС нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Когда можно не вести раздельный учет

Не вести раздельный учет «входного» НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Тогда «входной» НДС, предъявленный поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету. Об этом говорится в абзаце 7пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Подробнее о порядке ведения раздельного учета «входного» НДС см. Как принять к вычету «входной» НДС по имуществу (работам, услугам), которые будут использоваться как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях.

В противоположной ситуации, когда доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, организация обязана вести раздельный учет «входного» НДС, так как никаких исключений для такого случая Налоговый Кодекс РФ не содержит.

Ситуация: нужно ли вести раздельный учет НДС организации, совмещающей общую систему налогообложения и ЕНВД. Доля расходов по операциям, облагаемым ЕНВД, не превышает 5 процентов

Да, нужно.

Организации, совмещающие общую систему налогообложения и ЕНВД, должны обеспечить двухэтапный раздельный учет входного НДС.

Сначала необходимо отделить суммы налога, относящиеся к деятельности на общей системе налогообложения, от сумм налога, относящихся к деятельности на ЕНВД. Дело в том, что в отношении деятельности, переведенной на ЕНВД, организации не признаются плательщиками НДС (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, в рамках такой деятельности они не имеют права на налоговый вычет. Часть входного НДС по ресурсам, приобретенным для реализации товаров (работ, услуг) в рамках деятельности на ЕНВД, нужно включить в стоимость этих ресурсов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). На первом этапе раздельного учета бухгалтер определяет данную величину и исключает ее из суммы НДС, которая может быть принята к вычету в рамках деятельности на общей системе налогообложения.

Затем необходимо отделить суммы налога, относящиеся к операциям, облагаемым НДС, от сумм налога, относящихся к операциям, освобожденным от налогообложения. При этом речь идет только об операциях в рамках деятельности на общей системе налогообложения. Часть входного налога по ресурсам, которые приобретены для реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, принимается к вычету. Часть налога по ресурсам, которые приобретены для реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения, включается в стоимость этих ресурсов. Распределение входного налога между двумя видами операций происходит на втором этапе раздельного учета. Такой порядок следует из положений пунктов 44.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

В рамках деятельности на общей системе налогообложения организация может быть освобождена от раздельного учета. Для этого нужно, чтобы за отчетный квартал расходы по операциям, не облагаемым НДС, не превышали 5 процентов от общей суммы расходов организации. Если такое соотношение выдержано, то всю сумму НДС, предъявленную организации в отчетном квартале, она может принять к вычету. Об этом сказано в абзаце 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. На ту часть входного НДС, которая относится к деятельности, облагаемой ЕНВД, данная норма законодательства не распространяется.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 8 июля 2005 г. № 03-04-11/143 и ФНС России от 16 мая 2011 г. № АС-4-3/7801от 31 мая 2005 г. № 03-1-03/897/8.

Ситуация: нужно ли при определении 5-процентной доли расходов по операциям, не облагаемым НДС, учитывать расходы, связанные с деятельностью на ЕНВД. Организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД

Да, нужно.

В рамках деятельности на общей системе налогообложения организация может быть освобождена от раздельного учета НДС. Для этого нужно, чтобы за отчетный квартал расходы по операциям, не облагаемым НДС, не превышали 5 процентов от общей суммы расходов организации. Если такое соотношение выдержано, то всю сумму НДС, предъявленную организации в отчетном квартале, она может принять к вычету. Исключение составляет сумма НДС по ресурсам, приобретенным для использования в деятельности на ЕНВД. Эту сумму нельзя принять к вычету ни при каких обстоятельствах.

Что касается расходов, которые относятся к деятельности на ЕНВД, то при определении доли затрат по операциям, не облагаемым НДС, их надо включить в расчет пропорции (как в числитель, так и в знаменатель) наряду с расходами, связанными с деятельностью на общей системе налогообложения. Это следует из положений абзаца 7пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ, согласно которым 5-процентное соотношение определяется исходя из общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В рассматриваемой ситуации рассчитывать долю расходов нужно по формуле:

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС = Общая сумма затрат по операциям, освобожденным от НДС (в т. ч. по операциям в рамках деятельности на ЕНВД) : Общая сумма затрат организации (в т. ч. по деятельности на ЕНВД)


Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 16 февраля 2010 г. № 3-1-11/117 и арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 30 октября 2013 г. № ВАС-14566/13от 15 августа 2008 г. № 10210/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2013 г. № А63-12167/2012от 4 мая 2008 г. № Ф08-2250/2008Северо-Западного округа от 7 декабря 2007 г. № А05-5928/2007, Западно-Сибирского округа от 3 мая 2007 г. № Ф04-2625/2007(33758-А27-29)от 29 ноября 2006 г. № Ф04-7155/2006(27733-А75-41)Волго-Вятского округа от 23 августа 2007 г. № А82-6804/2005-99).

<…>

Как составить и сдать декларацию по НДС

<…>

Раздел 7

Раздел 7 нужно заполнять и сдавать, если в налоговом периоде организация проводила операции, не облагаемые НДС, или получала предоплату в счет предстоящих поставок продукции, перечень которой утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2006 г. № 468. При этом производственный цикл изготовления такой продукции составляет более шести месяцев.

C 1 января 2014 года в отношении операций, которые не облагаются НДС на основании статьи 149Налогового кодекса РФ, счета-фактуры не составляются (п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако с заполнением налоговых деклараций освобождение от оформления счетов-фактур не связано. Такие операции по-прежнему нужно указывать в разделе 7 деклараций по НДС. Например, коммерческие медицинские организации должны заполнять этот раздел в отношении медицинских услуг, которые они оказывают в рамках программы обязательного медицинского страхования (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

При заполнении раздела 7 декларации используйте коды операций, приведенные в приложении 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. №ММВ-7-3/558. Поскольку некоторые операции, освобожденные от налогообложения, в приложении 1 не кодифицированы, налоговая служба дополняет этот перечень своими письмами. В частности, в письме от 22 апреля 2015 г. № ГД-4-3/6915ФНС России установила код для отражения операций по реализации имущества должников, признанных банкротами, – 1010823. С 1 января 2015 года такие операции не признаются объектом обложения НДС (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

<…>

Ситуация: нужно ли отражать в разделе 7 операции по предоставлению денежных займов

Да, нужно. Но только при предоставлении процентных денежных займов.

«Тело» займа и проценты

Предоставление и возврат займа – это операции, связанные с денежным обращением. Обращение валюты (кроме целей нумизматики) не является реализацией и не признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 3 ст. 39подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Это означает, что суммы выданных денежных займов («тело займов») при определении налоговой базы не учитываются и на расчет НДС не влияют.

Услуги по предоставлению займов могут быть платными или бесплатными. Плату устанавливают в виде процентов, размер которых стороны определяют в договоре. Если за пользование своими деньгами заимодавец взимает плату, заем признается процентным. Если заимодавец отказывается от платы, значит, заем беспроцентный. Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 807 и пункта 1 статьи 809 Гражданского кодекса РФ.

Проценты, который заимодавец получает в качестве платы за предоставленный денежный заем, от налогообложения освобождены (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Что показать в декларации

В разделе 7 декларации по НДС нужно отражать как операции, которые освобождены от налогообложения, так и операции, которые не являются объектами налогообложения. Однако формы налоговых деклараций не могут включать в себя сведения, не связанные с исчислением и уплатой налогов (п. 7 ст. 80 НК РФ). Поскольку сами суммы займов на расчет НДС никак не влияют, отражать их в разделе 7 не требуется. Ни при выдаче процентных, ни при выдаче беспроцентных займов.

Таким образом, заполняя декларацию по НДС, в разделе 7 следует показать только стоимость финансовой услуги по предоставлению займа, то есть сумму начисленных процентов. Естественно, это требование распространяется только на процентные займы. Если был предоставлен беспроцентный заем, включать эту операцию в раздел 7 не нужно совсем.

Правомерность сказанного подтверждают письма Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-07-07/40, ФНС России от 29 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7896,от 8 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18637.

Проценты в разделе 7

Все операции в разделе 7 отражаются с указанием кодов, которые приведены в приложении 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558. Операциям по предоставлению займов в денежной форме и ценными бумагами, а также финансовым услугам по их предоставлению присвоен код 1010292.

Таким образом, в разделе 7 декларации по НДС за те налоговые периоды, в которых организация-заимодавец начисляла проценты по займу, нужно указать:

.Такие правила предусмотрены пунктами 44.2–44.5Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Пример отражения в декларации по НДС операций по предоставлению процентного займа

ООО «Альфа» 17 февраля 2016 года выдало ООО «Торговая фирма "Гермес"» денежный заем в размере 500 000 руб. За пользование заемными средствами взимается плата в размере 12 процентов годовых. «Гермес» вернул заем в срок, установленный договором, – 14 апреля 2016 года.

Доход «Альфы» от операции по предоставлению займа составил 9344 руб., в том числе:

Срок действия договора охватывает два налоговых периода, поэтому операции по предоставлению займа бухгалтер «Альфы» отразил в декларациях по НДС за I и II кварталы 2016 года.

В разделе 7 декларации за I квартал бухгалтер «Альфы» указал:

В разделе 7 декларации за II квартал бухгалтер «Альфы» указал:

Расходов, связанных с предоставлением займа, у «Альфы» не было, поэтому в графах 3 и 4 бухгалтер поставил прочерки.

<…>

  1. Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
    • по стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественные прав), облагаемых и освобожденных от налогообложения;
    • по суммам «входного» НДС, включенного в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенных для выполнения облагаемых и освобожденных от налогообложения операций (раздельный учет «входного» НДС).
  2. Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
    • в графе 1 ? код операции 1010292;
    • в графе 2 ? сумму процентов по займу, начисленных (причитающихся к получению) за налоговый период.
    • 1967 руб. (500 000 руб. ? 12 дн. ? 12% : 366 дн.) в феврале;
    • 5082 руб. (500 000 руб. ? 31 дн. ? 12% : 366 дн.) в марте;
    • 2295 руб. (500 000 руб. ? 14 дн. ? 12% : 366 дн.) в апреле.
    • в графе 1 ? код операции 1010292;
    • в графе 2 ? сумму начисленных процентов в размере 7049 руб. (1967 руб. + 5082 руб.).
  3. Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно


Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.

Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка