Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24
4 апреля 2016 0 просмотров

Налоговый орган вызывал нас на комиссию по взаимоотношениям с организацией, которую они подозревают в недобросовестности. Договор с данной организацией у нас был заключен в 2011 году. В период с 2013 по 2015 год у нас никаких документов проведено не было, было только несколько перечислений по расчетному счету по оплате долгов. За 2010-2012 года у нас была выездная налоговая проверка, по данному контрагенту никаких доначислений налогов не было, по требованию данные документы уже запрашивали. Сейчас налоговая заставляет нас сдать уточненные налоговые декларации за 2011-2013гг и добровольно доначислить налоги по НДС и прибыли, предоставить им все первичные документы по данному контрагенту. Как нам правильно им ответить, что это не правомерно и прошло уже более 3 лет.

Ссылаться на трехлетний срок давности, отказывая в предоставлении первичных документов по контрагенту, нельзя., т.к. в ходе встречных проверок налоговые инспекции могут запрашивать у контрагентов любые документы по любым налогам за любые периоды. В вашем случае сошлитесь на письма Минфина РФ от 26.08.13 № 03-02-07/1/35025 и от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991, в которых специалисты ведомства указывают на то, что повторное истребование документов не допустимо (в т.ч. в рамках встречных проверок).

Требование о предоставление уточненных деклараций за 2011-2012 год вы можете просто проигнорировать. ИФНС не вправе применить к вам какие-либо санкции за этот период.

Но обратите внимание: за 2013 год они вправе инициировать выездную проверку в течение всего 2016 года, по итогам которой, если найдут нарушения, могут доначислить налоги, пени и штрафы (если на момент вынесения решения не пройдет трех лет с момента налогового правонарушения). Часто налоговики снимают вычеты по НДС, если выясняют, что контрагент – недобросовестный. По этому вопросу существует обширнейшая арбитражная практика, но совершенно неоднородная. То есть существуют решения и в пользу налоговиков, и в пользу налогоплательщиков, поэтому предсказать развитие событий не представляется возможным.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Когда и как проводится встречная налоговая проверка

Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.

Непосредственно понятия «встречная налоговая проверка» в Налоговом кодексе РФ нет. То есть она не является самостоятельным видом проверок и проводится как одно из мероприятий налогового контроля:

  • при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;
  • после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, встречная проверка может быть проведена при одновременном выполнении двух условий:
– инспекция проверяет налогоплательщика, сведения о котором она намерена получить у его контрагента;
– контрагент располагает сведениями, которые необходимы инспекции.

Цели встречных проверок:

  • доказать реальность операций, которые совершались проверяемой организацией;
  • подтвердить законность происхождения документов;
  • уточнить соответствие учетных данных (например, доходов и расходов) у сторон – участниц сделок.

На практике встречная проверка сводится к тому, что инспекция запрашивает у контрагента проверяемой организации необходимые ей документы. Порядок истребования документов у контрагентов при проведении встречных проверок определен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не содержит ограничений:
– ни по срокам проведения встречных проверок;
– ни по количеству налоговых периодов, которые могут быть охвачены такой проверкой;
– ни по количеству повторных встречных проверок.

Таким образом, в ходе встречных проверок налоговые инспекции могут запрашивать у контрагентов любые документы по любым налогам за любые периоды.

Решение инспекции по результатам встречной проверки контрагенту не вручается. Полученные от него сведения остаются в материалах проверки, которая проводилась в отношении другой организации (сведения о которой запрашивались).

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 19, Октябрь 2013

Повторное истребование документов в связи с проверкой контрагента незаконно

Что изменилось: снизились риски повторного истребования документов при встречной проверке

Инспекторы не вправе повторно истребовать документы у налогоплательщика. Такое ограничение закреплено в пункте 5 статьи 93 НК РФ. При этом запрет не действует, когда налогоплательщик ранее представлял подлинники документов в инспекцию и они были ему возвращены. А также в случаях, когда представленные документы утрачены вследствие непреодолимой силы. Распространяется ли ограничение на повторное истребование в рамках встречных проверок на основании статьи 93.1 НК РФ? Минфин России в письме от 26.08.13 № 03-02-07/1/35025 отвечает положительно. В пункте 5 статьи 93.1 НК РФ четко прописано, что истребуемые в соответствии со статьей 93.1 НК РФ документы представляются с учетом положений пунктов 2 и 5 статьи 93 НК РФ.

Вместе с тем не все так однозначно. В письме от 07.06.13 № 03-02-07/1/21191 ведомство указало на необходимость восстановления утраченной «первички», которая уже была проверена в рамках выездной проверки. Аргумент — такая документация может быть затребована снова в рамках повторной выездной проверки либо при проведении мероприятий иного контроля (ст. 93.1 НК РФ).

Т.В. Кузнецова, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов: «В письме от 07.06.13 № 03-02-07/1/21191 Минфин России ссылается на подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ, в котором говорится о необходимости хранить документы в течение четырех лет, и на подпункт 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ, согласно которому налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правильность исчисления налогов. Учитывая, что все неясности НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), компаниям следует руководствоваться письмом Минфина России от 26.08.13 № 03-02-07/1/35025, исключающим повторное истребование документов в рамках встречных проверок».

Из Письма Минфина России от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991

Об ограничении повторного истребования документов, представленных ранее в налоговый орган при проведении камеральных или выездных налоговых проверок

«Вопрос
ОАО просит дать разъяснение по порядку применения ст.93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО производит и реализует подшипниковую продукцию.
Поскольку мы являемся производителями продукции, в рамках осуществления налогового контроля часто отвечаем на встречные проверки. Кроме того, ОАО часть своей продукции реализует в адрес ООО "Торговый Дом", которое также реализует подшипники конечному потребителю. В отношении нашего контрагента ООО "Торговый Дом" встречные проверки имеют непрерывный характер, их количество довольно значительное. Это встречные проверки в связи с выездными и камеральными проверками самого ООО "Торговый Дом", проверки покупателей продукции по цепочке до изготовителя.
В получаемых ОАО налоговых запросах зачастую повторяются одни и те же периоды, документацию приходится многократно копировать, описывать, сшивать, заверять. Например, в 2010 году документы были запрошены 6 (шесть!) раз, в том числе и за весь 2010 год целиком.
Полагаем, что подобная практика неправомерна, т.к. с 01.01.2011 в Налоговом кодексе Российской Федерации наложен запрет на повторное истребование документов в рамках налогового контроля.
Согласно п.5 ст.93.1 Налогового кодекса Российской Федерации истребованные в соответствии с указанной статьей документы представляются с учетом положений, предусмотренных п.п.2 и 5 ст.93 указанного Кодекса.
В силу п.5 ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данного проверяемого лица.
Из буквального прочтения нормы п.5 ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что такое ограничение на предоставление повторно истребованных налоговым органом документов распространяется только на документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок, и не распространяются на случаи иных мероприятий налогового контроля, в частности, на встречные проверки.
Считаем необходимым отметить, что ст.93.1 Налогового кодекса Российской Федерации была введена в действие одновременно с новой редакцией ст.93 Налогового кодекса Российской ФедерацииФедеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.
На основании Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ п.5 ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации после слов "проверки" был дополнен словами "иных мероприятий налогового контроля". Таким образом, законодательством восполнен ранее имеющийся пробел, и в связи с усовершенствованием норм налогового администрирования в Российской Федерации государство наложило запрет на повторное истребование налоговым органом документов, ранее представленных налогоплательщиком. Данным Федеральным законом не введена новая, отличная от смысла, статья, а принят дополнительно п.5 к ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанными словами.
Так, Минфин России в письме от 26.08.2013 № 03-02-07/1/35025, отвечая на частный запрос налогоплательщика, в адрес которого налоговым органом были направлены требования о предоставлении документов на основании поручений налоговых органов, проводящих мероприятия налогового контроля в отношении его контрагентов (встречные проверки), по применению положений ст.93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае повторного истребования документов в данной ситуации, высказал мнение, что установленное в п.5 ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение на повторное истребование налоговым органом документов у организации применимо и в случае истребования в соответствии со статьей 93.1.
Таким образом, иного законодательного регулирования, как только предусмотренного п.5 ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации, правоотношений по истребованию документов (информации) о налогоплательщике в Налоговом кодексе Российской Федерации и подзаконных актах не имеется.
Ограничения, предусмотренные п.5 ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации, не распространяются только на два случая, поименованные в статье. Это когда документы представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также в случае, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие неодолимой силы.
Учитывая изложенное и в связи с возникшими спорами с налоговыми органами, просим разъяснить порядок применения п.5 ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации в части правомерности повторного истребования документов у нашего предприятия в рамках проведения иных мероприятий налогового контроля (встречных проверок) по одному и тому же контрагенту и за один и тот же период.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 93 Кодекса в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Следовательно, при истребовании налоговым органом документов и при представлении лицом документов по требованию налогового органа в соответствии со статьей 93.1 Кодекса учитываются положения пункта 5 статьи 93 и пункта 5 статьи 93.1 Кодекса об ограничении повторного истребования документов, представленных указанным лицом ранее в налоговый орган при проведении камеральных или выездных налоговых проверок этого лица, а также документов, представленных в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 93 Кодекса

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. При проверке (включая встречную проверку) обнаружено, что поставщик не находится по адресу, указанному в счете-фактуре

Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя, поскольку счет-фактура содержит недостоверные сведения. Налоговый вычет по такому счету-фактуре может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:

  • получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности).

Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177. Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 20 мая 2009 г. № ВАС-5978/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 11 февраля 2009 г. № ВАС-15953/08, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, постановления ФАС Московского округа от 2 августа 2012 г. № А40-68488/11-91-292, от 11 февраля 2010 г. № КА-А40/104-10, от 29 января 2009 г. № КА-А40/13030-08-П, Уральского округа от 19 ноября 2012 г. № Ф09-10996/12, Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2012 г. № А19-18519/2011, от 28 июня 2012 г. № А19-14702/2011, Западно-Сибирского округа от 21 июня 2012 г. № А27-18161/2011, от 17 февраля 2010 г. № А27-1835/2009, Поволжского округа от 22 января 2009 г. № А12-7755/2008, от 20 ноября 2008 г. № А57-3286/08, Волго-Вятского округа от 2 июля 2009 г. № А11-9745/2008-К2-20/513-А, от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008, Дальневосточного округа от 10 июня 2011 г. № Ф03-2001/2011, от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2012 г. № А53-21257/2011, от 16 февраля 2010 г. № А53-12897/2009).

Однако существует и противоположная арбитражная практика. Многие судьи считают, что в данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия контрагента по адресу, указанному в счете-фактуре, сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом говорится в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанность проверять, находятся ли ее поставщики по адресам, указанным в счетах-фактурах, и не устанавливает связи между их фактическим местонахождением и правом покупателя на вычет по НДС. Нет в Налоговом кодексе РФ и зависимости между правом покупателя на вычет по НДС и результатами встречных проверок поставщиков, выставлявших счета-фактуры (см., например, определения ВАС РФ от 21 февраля 2011 г. № ВАС-939/11, от 27 января 2010 г. № ВАС-18046/09, от 31 июля 2009 г. № ВАС-1656/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09, от 19 марта 2009 г. № ВАС-2576/09, от 23 декабря 2008 г. № 16917/08, от 26 мая 2008 г. № 6809/08, от 8 апреля 2008 г. № ВАС-3855/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2010 г. № А33-22148/2009, от 23 июня 2010 г. № А19-18164/09, от 2 декабря 2008 г. № А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, от 5 февраля 2008 г. № А19-8263/07-57-Ф02-9893/07, Дальневосточного округа от 14 февраля 2011 г. № Ф03-225/2011, от 2 февраля 2011 г. № Ф03-10008/2010, от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4679/2009, от 8 октября 2008 г. № Ф03-3910/2008, Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. № Ф08-6708/2008, Северо-Западного округа от 13 января 2009 г. № А52-980/2008, от 4 декабря 2008 г. № А26-584/2008, Поволжского округа от 9 апреля 2013 г. № А65-17639/2012, от 13 июня 2012 г. № А12-14386/2011, от 29 апреля 2010 г. № А57-9302/2009, Западно-Сибирского округа от 13 октября 2008 г. № Ф04-3069/2008(12960-А45-25), Московского округа от 28 сентября 2011 г. № А40-125598/10-127-717, от 17 июня 2011 г. № КА-А40/3807-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А41/2786-10, от 13 февраля 2009 г. № КА-А40/406-09, Уральского округа от 24 сентября 2012 г. № Ф09-8572/12, от 30 мая 2012 г. № Ф09-3884/12, Центрального округа от 15 марта 2012 г. № А64-2298/2011, от 6 октября 2008 г. № А14-4281/2007186/24, Волго-Вятского округа от 19 декабря 2011 г. № А79-12129/2010, от 14 ноября 2011 г. № А43-26780/2010).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка