Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 апреля 2016 76 просмотров

Нормы списания дизтоплива на погрузчик

Нормы списания ГСМ организация должна утвердить самостоятельно.

Нормировать расходы на ГСМ Налоговый кодекс РФ или законодательство о бухучете не требует. Но при этом все расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Для экономического обоснования расходов на ГСМ можно использовать нормы, рекомендованные Минтрансом России или самостоятельно разработать внутренние нормы. Чтобы установить внутренние нормы расхода ГСМ можно провести контрольные заезды техники, результаты которых задокументировать актом контрольного заезда в произвольной форме. Также в качестве ориентира можно использовать нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Кроме того, организация может заключить договор на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением или воспользоваться нормами, утвержденными отраслевыми ведомствами, в отношении спецтехники.

Также организации необходимо составлять документы, подтверждающие пробег или фактическое время работы спецтехники. Например, можно оформлять путевые листы упрощенной формы или другие первичные документы, в которых будут указаны данные о пройденном пути, отработанных часах и потраченном топливе. Форму такого документа нужно разработать самостоятельно.

Обоснование

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные

Путевой лист

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используйте путевые листы. Они необходимы независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

Организация может использовать:

Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице. Путевые листы оформляйте независимо от того, в собственности организации транспортное средство или арендовано.

Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. При этом они не являются обязательными к применению.

Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Форму путевого листа решили разработать самостоятельно? Тогда проверьте, чтобы в ней были все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и другие. Можно предусмотреть и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности организации.

Плюс ко всему такой бланк должен отвечать и остальным требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа. Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).

При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен проверить (показания одометра, расход топлива и т. д.) и заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

По итогам месяца, квартала или на конкретную дату можно провести сверку соответствия фактических показаний одометра с данными в путевом листе. Результат такой проверки оформите актом.

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом. Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработник должен сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового осмотра – запись: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр». Такие отметки необходимо делать независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).

Это предусмотрено пунктами 8, 9, 16 и 17 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Подробнее о том, кто может проводить медосмотр водителя, см. Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника.

Если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку сделает не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию оштрафуют.

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Главбух советует: Оформляя путевые листы, заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут стать для инспекторов основанием исключить путевые листы из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность затрат придется доказывать в суде.

Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают: несоответствия в путевых листах не опровергают того, что у организации были расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 15 декабря 2008 г. № ВАС-16222/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. № А32-24509/2007, от 27 августа 2008 г. № Ф08-5063/2008).

В то же время многие суды подтверждают: расходы на ГСМ не уменьшают базу по налогу на прибыль, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях одометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например, определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13, постановления ФАС Уральского округа от 5 марта 2009 г. № Ф09-946/09-С5, Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. № А46-11958/2009).

Если заполнить какой-либо из реквизитов путевого листа невозможно, то причину этого необходимо задокументировать и указать в соответствующем поле. В частности, такая ситуация может возникнуть, если из-за неисправности одометра в путевом листе невозможно заполнить поле «Показания одометра». В этом случае факт поломки отразите в соответствующем документе (например, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства). Факт выхода оборудования из строя и реквизиты такого документа (например, акта) укажите в поле «Показания одометра». Кроме того, к путевому листу необходимо приложить документ, подтверждающий расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным одометром. Он должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подтвердить пробег можно, например, бухгалтерской справкой. В ней отразите пройденное автомобилем расстояние (его можно определить в результате измерений). Такой порядок действий рекомендован в письме ФНС России от 16 июля 2010 г. № ШС-37-3/6848.

Внимание: использование сотрудником служебного транспорта без путевых листов или других подтверждающих документов может быть расценено как использование автомобиля в личных целях. А раз так, то инспекторы могут потребовать начислить НДФЛ с дохода, полученного в натуральной форме. Например, исходя из стоимости аренды машины за период пользования. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 июня 2014 г. № 03-04-05/28243.

Чтобы контролировать, кому из водителей и когда выдали путевые листы, и вовремя ли их сдали в бухгалтерию, делайте записи в журнале учета движения путевых листов (п. 17 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152). Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 предусмотрена типовая форма этого документа (форма № 8).

Оформленные путевые листы нужно хранить в течение пяти лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).

Данные приборов учета

Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354.

Бухучет: списание ГСМ

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Количество топлива, подлежащее списанию на затраты (л) = Остаток топлива при выезде автомобиля (л) + Количество топлива, заправленного в бак автомобиля (л) Остаток топлива на конец дня (л)


Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО, по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3
– списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 10, 20, 23, 26, 44).

<…>

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на бензин учитывайте в зависимости от того, в какой деятельности используете транспорт. Если машины эксплуатируют для оказания автотранспортных услуг, то стоимость ГСМ отнесите к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Когда же транспортное средство используют просто для нужд организации (например, для перевозки сотрудников), то расходы включите в состав прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Это подтверждает Минфин России в письмах от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61.

Для расчета налога на прибыль топливо принимайте к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 НК РФ). При этом сумму НДС, выделенную в чеке, исключите из налоговой базы (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ отнесли к материальным расходам, то списывайте их с учетом метода оценки материалов, который применяете в организации (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Когда же речь идет о прочих расходах, стоимость учтенного бензина списывайте по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Нет, не нужно.

Дело в том, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). А те нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. То есть применять их не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.

Главбух советует: для экономического обоснования расходов на ГСМ можете использовать нормы, рекомендованные Минтрансом России. Или же самостоятельно разработайте внутренние нормы.

Выбрав второй вариант, утвердите лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Лучше всего утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Сезонные нормы установите исходя из климатических условий в районе эксплуатации автомобиля. Для этого можно воспользоваться таблицей значений зимних надбавок по регионам России. Издавать каждый сезон приказы не нужно. Если зимний сезон наступит раньше, то руководитель может своим приказом изменить срок действия зимних надбавок.

Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).

Также в качестве ориентира можете использовать нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Еще один вариант: заключить договор на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

А организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, стоит воспользоваться нормами, утвержденными отраслевыми ведомствами. Например, для предприятий лесной промышленности это Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденные приказом Рослесхоза от 13 сентября 1999 г. № 180.

Если расходы на бензин превысят и внутриорганизационные нормы, то данный факт надо документально обосновать. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут, и потому учесть их при расчете налога на прибыль не получится (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только на автомобили, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61, УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.

Ситуация: когда в состав расходов для расчета налога на прибыль можно включить стоимость ГСМ, приобретенных за наличный расчет

Даты списания ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Это объясняется тем, что основанием для списания ГСМ является правильно оформленный путевой лист. Именно этот документ подтверждает обоснованность списания ГСМ (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161, п. 1 ст. 252 НК РФ). После того как путевой лист провели по учету, стоимость израсходованных по нему ГСМ можно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. К путевому листу должны быть приложены чеки АЗС.

При покупке ГСМ за наличный расчет к моменту фактического получения топлива его стоимость уже оплачена покупателем. Поэтому такой порядок списания топлива распространяется как на организации, которые применяют метод начисления, так и на организации, которые рассчитывают налог на прибыль кассовым методом. Данный вывод позволяют сделать положения пункта 2, подпункта 3 пункта 7 статьи 272, пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Однако из этого правила есть одно исключение. Если организация использует метод начисления и расходы на ГСМ признаются прямыми, то стоимость топлива можно учесть только по мере реализации услуг. Тех, в себестоимость которых они включены (абз. 6 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на приобретение ГСМ для спецтехники (бензиновых газонокосилок, снегоуборщиков, бензопил, виброплит и т. п.)

Да, можно, если затраты на приобретение спецтехники являются экономически обоснованными.

Если приобретение данной техники связано с производственной необходимостью, то расходы на ее содержание, в том числе ГСМ, организация может учесть при расчете налога на прибыль в составе материальных затрат (п. 1 ст. 252, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Учесть такие расходы можно в полном объеме, но при условии, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Главбух советует: для экономического обоснования расходов на ГСМ самостоятельно разработайте нормы расхода ГСМ для газонокосилки, снегоуборщика, бензопилы, виброплиты.

Нормы списания ГСМ для данной спецтехники утвердите приказом руководителя. Для этого проведите контрольный замер расхода топлива техники из расчета ее работы в течение часа. Результаты замера оформите актом. ГСМ, использованные для работы спецтехники, спишите на основании акта.

<…>

Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера», № 9, сентябрь 2015

ВИП-версии БСС Система Главбух
Когда путевой лист обязателен и как его заполнить

Можно ли списать расходы на ГСМ без путевого листа

Чтобы учесть ГСМ в налоговых расходах, нужно подтвердить два факта. Первый – покупка топлива. А второй – что его израсходовали на служебные поездки.

С первым пунктом обычно проблем нет. Если сотрудники заправляются за наличные, то они составляют авансовые отчеты и прикрепляют к ним кассовые чеки. Когда водители используют топливные карты, покупку подтвердят накладные и ежемесячные отчеты компании-эмитента.

Чеков и накладных недостаточно для того, чтобы бензин можно было учесть в расходах. Надо подтвердить, что ГСМ потратили на цели компании. А для этого требуется путевой лист. Ведь в нем прописан маршрут следования машины.

Часто бухгалтеры спрашивают: а можно ли обойтись без путевого листа, если у компании есть другие документы с информацией о маршруте? Например, сейчас организации все чаще оснащают автомобили системами спутникового контроля. При желании можно зайти

Минфин России разрешает подтверждать расходы на ГСМ не только путевыми листами, но и данными системы слежения за ТС, если она позволяет достоверно определить пройденный путь. Вот реквизиты письма, в котором чиновники дают разрешение, – от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354.

Если вы хотите подтвердить расход на бензин отчетом из системы, то его нужно доработать. Добавьте обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухучете. Их перечень вы найдете в части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. Например, в первичном документе обязательно должны быть: название, дата составления, подписи ответственных лиц и Ф.И.О.

Однако заменить путевой лист на отчет ГЛОНАСС могут только те компании, которые перевозят грузы для собственных нужд. Если ваша организация специализируется на перевозках, то путевые листы обязательны. Это следует из пункта 1 статьи 1 и пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, который соблюдают транспортные компании.

Но некоторые инспекторы на местах все равно считают, что компания обязана составлять путевой лист, даже если она не является транспортной. Большинство же судей утверждают, что на обычные организации этот закон не распространяется и они могут подтвердить расход ГСМ другими документами (постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. по делу № А40-19421/ 13-99-60, Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2012 г. № 09АП-12355/ 2012-АК).

ВОПРОС УЧАСТНИКА

– Компания купила погрузчик. Нужен ли путевой лист, если транспорт будет работать только на территории склада?
– В любом случае нужен документ, который подтвердит, сколько ГСМ израсходовал погрузчик. Можно использовать путевой лист в упрощенном варианте или разработать другой документ. Главное, чтобы в нем были данные о пройденном пути, отработанных часах и потраченном топливе. Так как транспорт будет ездить только на территории компании, маршрут в документах указывать не обязательно.

Сотрудник использует свой автомобиль в служебных целях, а компания платит ему компенсацию? Тут тоже понадобятся путевые листы. Без них вы вряд ли сможете учесть выплату в расходах и освободить ее от НДФЛ. В письме от 27 июня 2013 г. № 03-04-05/24421 Минфин России объяснил, что нужно для учета компенсации: ее расчет, паспорт ТС, свидетельство о регистрации авто и документы, которые подтверждают, что машину использовали для служебных поездок. В качестве примера таких документов финансисты приводят путевые листы. Но компания может подтвердить использование авто в служебных целях и другими бумагами. Например, отчетом системы спутникового контроля.

В постановлении ФАС Поволжского округа от 30 мая 2012 г. по делу № А12-15477/2011 судьи вообще пришли к выводу, что путевые листы для учета компенсации в расходах не обязательны. Ведь об этом в кодексе не написано. В рассматриваемом деле инспекторы не смогли доказать, что транспорт для нужд компании не использовали. И так как в Налоговом кодексе вопрос о связи путевых листов и компенсации не регламентирован, то все сомнения и неясности судьи истолковали в пользу компании (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Все же это частный случай. Вряд ли получится учесть компенсацию в расходах, если нет доказательств, что сотрудник использовал машину в служебных целях (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2011 г. по делу № А32-1860/2010).

Когда у компании нет путевых листов или других бумаг, объясняющих, куда потратили бензин, то инспекторы могут не только снять расходы, но и доначислить НДФЛ водителям. По логике контролеров, если сотрудник использует служебное авто и не подтверждает маршрут, то у него возникает экономическая выгода, облагаемая НДФЛ (письмо от 11 июня 2014 г. № 03-04-05/28243).

Как заполнить путевой лист

Форму путевого листа компания может разработать самостоятельно (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Унифицированные № 3 или № 4-С применять не обязательно (эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78).

В разработанном вами путевом листе должны быть реквизиты, указанные в пунктах 3–8 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 (см. образец выше. – Примеч. ред.). Это наименование и номер путевого листа, срок его действия, а также данные о владельце ТС, самом автомобиле и водителе. В пунктах 4–8 приказа описана конкретная информация. Например, сведения об автомобиле включают в себя:

–?тип машины (легковой, грузовой), ее модель и модель прицепа (если он есть);

–?государственный регистрационный знак;

–?показания одометра на момент въезда и выезда;

–?дату и время выезда с места постоянной стоянки и возвращения обратно.

По сути, реквизиты, перечисленные в приказе Минтранса России, обязательны только для транспортных компаний, так как они должны соблюдать Закон № 259-ФЗ. А требование о реквизитах оттуда. Но, как я уже говорил, инспекторы уверены, что этот закон не только для специализированных компаний, а для всех владельцев ТС. Поэтому каждой компании безопаснее добавить в форму реквизиты из пункта 3 приказа Минтранса № 152.

Каждый день выписывать путевой лист не обязательно. Компания может решить сама, на какой срок она оформит документ. Но он не может быть больше месяца (п. 10 приказа Минтранса № 152).

В письме от 30 ноября 2012 г. № 03-03-07/51 Минфин России разрешил составлять путевые листы с такой регулярностью, чтобы по ним можно было судить об обоснованности расходов на ГСМ. И следом подчеркнул, что перевозчики должны выписывать путевые листы ежедневно, так как они обязаны применять унифицированные формы. А их можно выписать только на день или смену. Но это письмо датировано 2012 годом. Теперь все компании вправе сами разрабатывать формы путевых листов и устанавливать срок, на который они выписаны.

Чтобы путевой лист подтвердил расходы компании на ГСМ, в нем максимально подробно надо прописать маршрут от пункта постоянной стоянки автомобиля до места назначения и обратно. С формулировками «по городу» или «Москва – Московская область – Москва» отстоять расходы не получится. Минфин России неоднократно говорил, что без маршрута ГСМ не списать (письмо от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). Поэтому попросите водителей указывать конкретный адрес и время.

Нужна ли отметка о медосмотре? Да, без нее не обойтись. В путевом листе обязательно должно быть две отметки о медосмотре: перед рейсом и после него. Такая отметка – один из обязательных реквизитов путевого листа (подп. 2 п. 7 приказа Минтранса № 152).

В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 18 марта 2014 г. № Ф03-336/2014 судьи не согласились с компанией, которая не проводила медосмотры водителей из-за того, что не является транспортной организацией.

Обязанность проводить медосмотр водителя перед каждой сменой и после вытекает из пункта 1 статьи 20 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона о безопасности дорожного движения от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. За путевой лист без отметки врача водителю, руководителю и самой компании инспектор ДПС вправе выписать штраф (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ). Также директору и организации грозят санкции от трудинспекторов по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Проводить осмотр может только врач или медучреждение. Если отметку о медосмотре сделает не квалифицированный специалист, а другой человек, и к компании придут с проверкой из Росздравнадзора, то могут последовать штрафы по статье 11.32 КоАП РФ. Когда у компании нет возможности взять в штат врача, то можно заключить с ним договор подряда.

Какие еще нужны документы, чтобы списать ГСМ

Для списания бензина в расходы, нужен специальный первичный документ. Например, каждый месяц можно оформлять акт списания (см. образец ниже. – Примеч. ред.).

Списать потраченный бензин только на основании путевых листов нельзя. Они не предусмотрены для этой цели. Путевые листы лишь подтверждают затраты.

Минфин России наконец-то подтвердил, что компании не ограничены в учете ГСМ и нормы Минтранса России можно не применять (письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875).

Минфин все же подчеркивает, что расходы должны быть обоснованны. Поэтому безопасно использовать нормативы. Компания может разработать их сама или ориентироваться на те, что утверждены распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р

<…>

Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера», № 10, октябрь 2015

ВИП-версии БСС Система Главбух
Новые нормы расхода ГСМ – как списать больше

С 14 июля 2015 года действуют новые нормы расхода топлива (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). Изменений в этот раз много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Это означает, что теперь можно списать больше расходов.

Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. Обязательно проверьте нормы, установленные в вашей компании, на актуальность.

Какие нормы и коэффициенты установил Минтранс

Список автомобилей, для которых Минтранс России установил нормативный расход топлива, заметно пополнился. В частности, появились базовые значения для следующих моделей: Chevrolet Cruze, Nissan Juke, Opel Corsa, Renault Duster, Toyota Prius, Lada Priora (ВАЗ-21116) и др.

Если в новой редакции распоряжения № АМ-23-р появились показатели для автомобилей компании, то поменять нормы вы вправе с 14 июля. Или можете использовать установленные ранее показатели. Но в любом случае сравните свои нормы с минтрансовскими. Ведь если разница будет велика, у инспекторов возникнут вопросы к обоснованности расходов на ГСМ.

А для тех машин, которых нет в списке Минтранса, нормы можно утвердить самостоятельно (письмо Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12). Достаточно провести контрольный заезд и зафиксировать результаты актом произвольной формы.

Помимо базовых норм поменялись и поправочные коэффициенты. А также правила их применения. Понятно, что расход топлива при поездках по большому городу с огромным числом светофоров, перекрестков, дорожных знаков и пробками будет значительно выше, чем в поселке на окраине небольшого городка. Минтранс на этот случай предусмотрел надбавки. Чем больше население города, тем выше коэффициент.

С 14 июля 2015 года для крупных городов максимальные надбавки увеличили. В городах с населением свыше 5 млн человек можно применить надбавку размером до 35 процентов включительно. К таким мегаполисам относятся Москва и Санкт-Петербург. В городах с населением от 1 млн до 5 млн человек можно применять надбавку в 25 процентов. По состоянию на 2015 год под эту категорию подпадают 13 городов России (см. таблицу ниже. – Примеч. ред.).

Поправочные коэффициенты для крупных городов в 2015 году

Город Максимальная надбавка, %
до 14 июля 2015 года с 14 июля 2015 года
Москва, Санкт-Петербург 25 35
Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь, Воронеж 20 25
Города с населением от 250 тыс. до 1 млн чел. 15 15
Города с населением от 100 тыс. до 250 тыс. чел. 10 10
Населенные пункты с численностью до 100 тыс. чел. 5 5

Раньше было ограничение – надбавку можно было использовать только для городов, поселков городского типа и других крупных населенных пунктов. А теперь повышающие коэффициенты для расчета расхода топлива можно применять в отношении любых других населенных пунктов в зависимости от численности населения. То есть компании, которые используют автомобили в небольших поселках, деревнях и селах, теперь вправе увеличить расход топлива на 5 процентов. Главное, чтобы в них были регулируемые перекрестки, светофоры или другие дорожные знаки (п. 5 распоряжения № АМ-23-р).

До 14 июля отдельные повышающие коэффициенты компании могли использовать, если выполняется сразу два условия. Первое: машина проехала определенное количество километров. Второе условие – срок эксплуатации. Так, на 5 процентов можно было увеличить базовые нормы для машин, которые проехали более 100 тыс. км и находятся в эксплуатации более пяти лет. И на 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет, а общий пробег составляет свыше 150 тыс. км.

С 14 июля Минтранс России позволил применять эти послабления, если выполнено хотя бы одно из двух условий. То есть 5-процентную надбавку можно провести, когда пробег машины более 100 000 км или срок ее использования более 5 лет. А если пробег уже больше 150 000 км, то максимальная надбавка вырастает до 10 процентов вне зависимости от срока эксплуатации. То же самое для машин с пробегом меньше 150 000 км, которые используют больше восьми лет.

До 20 процентов увеличилась максимальная надбавка и в отношении технологического транспорта. Раньше предел был 10 процентов. Эта надбавка предназначена для транспорта, который используют в основном в производственных помещениях, на промышленных площадках и т. д. Например, погрузчики, экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Словом, те машины, которые крайне редко появляются на дорогах общего пользования.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому в холодное время года, чаще всего с середины октября или ноября, компании вправе применять зимнюю надбавку. Ее размер и период применения зависят от конкретного региона, в котором используют транспорт (приложение № 2 к распоряжению № АМ-23-р).

Все эти коэффициенты можно сложить и использовать одновременно. То есть умножить базовую норму на сумму коэффициентов.

– Автомобили с работающим кондиционером потребляют больше топлива. Можно ли увеличить расходы в налоговом учете?
– Да, для машин с кондиционерами предусмотрена отдельная надбавка. Максимальный размер – 7 процентов. Но важно помнить, что этот коэффициент не применяется одновременно с зимней надбавкой (п. 5 распоряжения № АМ-23-р). То есть в теплое время года вы вправе применять набавку за кондиционер. А в холодное время года – зимний коэффициент. Другое дело, если в машине установлена система «климат-контроль». В таком случае 7-процентная надбавка применяется при движении автомобиля независимо от времени года.

Как перейти на новые правила

Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Поставьте дату после 14 июля 2015 года. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.

Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время начиная с 14 июля. Нет ничего страшного в том, что компания начнет применять новые коэффициенты, скажем, с нояб-ря или вовсе со следующего года. Ведь в таком случае расходы компания точно не завысит.

Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет учет расходов на ГСМ, с приказом под подпись.

Можно ли использовать свои замеры

Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875.

Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно поэтому безопаснее учитывать затраты по нормам Минтранса.

Вопросов со стороны проверяющих к вам точно не будет. А уж если в распоряжении Минтранса России № АМ-23-р нет норм для какой-то марки, то установите свои значения.

Ведь компания вполне может использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ. То есть по одним машинам применять нормы Минтранса, а по другим – свои значения. При этом ориентируйтесь на данные производителя из технической документации автомобиля. Проведите контрольные заезды и составьте акт. В нем пропишите марку машины и расход топлива из расчета на 100 км. Он не должен сильно отличаться от значения, заявленного производителем.

Необходимо провести по меньшей мере два контрольных заезда. Отдельно для весенне-летнего и для осенне-зимнего периодов. Во втором случае норма расхода топлива, как правило, выше, чем в первом, примерно на 10–15 процентов. На основании акта контрольных заездов составьте приказ об утверждении норм расхода горюче-смазочных материалов.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка