Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24
12 апреля 2016 78 просмотров

Какие налоги надо учесть при работе с перевозчиком-нерезидентом, если он зарегистрирован в Казахстане и перевозит нашу продукцию из России в казахстан?

Покупая услуги перевозки у казахстанской организации, российский покупатель не должен выполнять обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль.

Местом реализации услуг по перевозке товара из России в Казахстан казахстанским перевозчиком признается территория Казахстана (место реализации определяется страной исполнителя услуг). Следовательно, оплачивая такие услуги, российский покупатель не должен выполнять обязанности налогового агента по НДС. НДС, уплаченный казахстанскому перевозчику, российский покупатель может учесть в составе прочих расходов при расчете налога на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Для целей налогообложения прибыли перевозка между пунктами, один из которых находится за пределами России, признается международной. Согласно Налоговому кодексу РФ приобретая услуги международной перевозки у казахстанской организации-перевозчика, не имеющего в России постоянного представительства, российский покупатель выступает налоговым агентом по налогу на прибыль. Данная норма применяется, если иное не предусмотрено международным законодательством. Согласно Конвенции между Россией и Казахстаном от 18 октября 1996 г., ратифицированной Законом от 28 апреля 1997 г. № 74-ФЗ, налогообложение доходов казахстанской компании от международных перевозок облагается налогами только в Казахстане. Поэтому российский организация, оплачивающая услуги перевозки казахстанской компании, не должна удерживать налог на прибыль, если она предъявит документ о постоянном нахождении в Казахстане (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Обоснование

1.Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза

<…>

Ситуация: нужно ли начислить НДС со стоимости работ или услуг, которые белорусская (казахская, армянская, киргизская) организация оказывает российской организации. Белорусская (казахская, армянская, киргизская) организация не состоит в России на налоговом учете

Ответ на этот вопрос зависит от вида выполняемых работ (оказываемых услуг) и от того, какое государство признается местом реализации этих работ (услуг).

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является территория той страны, в которой организация-исполнитель зарегистрирована в качестве налогоплательщика (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Исключение предусмотрено для работ (услуг), перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Например, местом реализации рекламных (маркетинговых, юридических, консультационных и т. п.) услуг считается территория государства, где зарегистрирован их покупатель или заказчик (подп. 4 п. 29 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Если местом реализации услуг является территория России, то заказчик услуг, оказанных белорусской (казахской, армянской, киргизской) организацией, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС(п. 1 ст. 161 НК РФп. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму входного налога заказчик вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Если же местом реализации услуг не является территория России, то объект обложения НДС по российскому законодательству не возникает (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).* Сумму НДС (его аналога), уплаченную иностранным контрагентам по законодательству других государств, к вычету не принимайте. Вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, на суммы налогов, уплаченных за рубежом, не распространяются.

В ситуациях, когда белорусская (казахская, армянская, киргизская) организация выполняет работы для российской организации по переработке давальческого сырья с последующим вывозом продуктов переработки в Россию, белорусская (казахская, армянская, киргизская) сторона должна будет начислить налог по ставке 0 процентов. При этом налоговой базой признается стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (с учетом акциза, если товар подакцизный). Об этом сказано в пункте 31 и разделе II приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Местом выполнения работ признается территория стран – участниц Таможенного союза. Если в дальнейшем продукты переработки будут ввезены на территорию России, то российская организация должна будет начислить НДС по ввезенным продуктам переработки, исходя из стоимости оказанных ей услуг в порядке, предусмотренном для импорта товаров из стран – участниц Таможенного союза. Это следует из положений пункта 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

<…>

2. Из приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе

<…>

IV. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении

работ, оказании услуг

28. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 настоящего Протокола).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим разделом.

29. Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:

1) работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена.

Положения настоящего подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества;

2) работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена;

3) услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена;

4) налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются:

консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;

работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.

Положения настоящего подпункта применяются также при:

передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;

аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;

оказании услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

5) работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подпунктами 1 - 4 настоящего пункта.

Положения настоящего подпункта применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.*

<…>

3. Из рекомендации

Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как учесть при расчете налога на прибыль прочие расходы, связанные с производством и реализацией

<…>


Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль суммы НДС (его аналога), которые российская организация обязана уплачивать на территории иностранных государств

Да, можно.*

При расчете налога на прибыль учитываются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому если НДС (его аналог), уплаченный по законодательству иностранного государства, соответствует данным критериям, его сумму можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.* Такую же позицию контролирующие ведомства занимают в отношении других иностранных налогов. К расходам нельзя отнести лишь те обязательные платежи, которые можно зачесть в счет российских налогов. Например, налог на прибыль (ст. 311 НК РФ) и налог на имущество организаций (ст. 386.1 НК РФ). Такие разъяснения есть в письмах Минфина России от 11 декабря 2013 г. № 03-08-05/54294от 12 августа 2013 г. № 03-03-10/32521 и ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ЕД-4-3/15969.

Подтвердить уплату (удержание) налога за границей можно любыми документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств или с обычаями делового оборота, применяемыми на их территориях. Например, платежными документами, свидетельствующими о перечислении налога иностранному контрагенту или в бюджет иностранного государства. При этом документы, составленные на иностранном языке, нужно перевести на русский язык. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 февраля 2014 г. № 03-08-05/7410.

Следует отметить, что ранее Минфин России придерживался другой позиции. Представители данного ведомства утверждали, что при расчете налога на прибыль можно учесть только те налоги, которые начислены в соответствии с российским законодательством (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Об этом говорилось в письмах от 28 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/112от 28 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/303от 16 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/813. Однако с выходом более поздних разъяснений эти утратили актуальность.

<…>

4. Из рекомендации

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль

<…>

Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Российская организация приобретает у иностранной компании, не имеющей в России постоянного представительства, услуги, связанные с перевозкой грузов в международном сообщении

Да, нужно, если иностранная компания самостоятельно оказывает услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции. При этом необходимо учитывать положения действующих соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.*

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:

  • экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
  • экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ российская организация должна удержать налог на прибыль из доходов, полученных иностранной компанией от международных перевозок. При этом в целях налогообложения под международными перевозками подразумевается любая транспортировка грузов морским, речным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом, если пункт отправки или доставки груза находится на территории России.

Если иностранная компания самостоятельно оказывает услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции, ее деятельность признается осуществлением международных перевозок. При таких условиях договора из дохода, выплаченного иностранной компании, российская организация должна удержать налог на прибыль. При этом необходимо учитывать положения действующих соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 6 мая 2009 г. № 03-03-06/1/302УФНС России по г. Москве от 27 июня 2008 г. № 20-12/060998.

Если экспедитор не участвует в процессе перевозки грузов, то фактически он выполняет лишь посреднические функции между грузоотправителем и грузополучателем. В этом случае оказанные им экспедиторские услуги не признаются осуществлением международных перевозок. Следовательно, у российской организации не возникает обязанности по удержанию налога на прибыль из средств, выплачиваемых иностранной компании по договору транспортной экспедиции. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 14 февраля 2014 г. № 03-08-13/6151 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 12 марта 2014 г. № ГД-4-3/4400).

<…>

5. Из Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18 октября 1996 г. (ратифицирована Законом РФ от 28 апреля 1997 г. № 74-ФЗ).

<…>


Статья 8. Международные перевозки

1. Прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта в международной перевозке, облагается налогом только в этом государстве.*

2. Доходы резидента договаривающегося государства от сдачи в аренду транспортных средств, а также контейнеров и относящегося к ним оборудования для их эксплуатации в международных перевозках облагаются налогом только в этом государстве.

3. Положения пунктов 1 и 2 распространяются также на прибыль от участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств.

<…>

6. Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль

<…>

Льготы

Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) может быть установлен льготный режим налогообложения в отношении некоторых доходов, выплачиваемых иностранным организациям* (подп. 4 п. 2 и п. 3ст. 310 НК РФ).

Ситуация: как налоговый агент может подтвердить, что иностранная организация имеет право на освобождение ее доходов от налогообложения либо на применение пониженной ставки налога на прибыль

Налоговый агент должен иметь документ, свидетельствующий, что организация – получатель доходов зарегистрирована в стране, имеющей соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения.

Получить такой документ организация – налоговый агент должна до выплаты доходов. Представить его обязана иностранная организация – получатель доходов. Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ.*

Обязательная форма документа, подтверждающего регистрацию получателя доходов в иностранном государстве, законодательно не установлена. Поэтому в качестве такого документа может быть представлена справка или сертификат по форме, установленной законодательством иностранного государства, или в произвольной форме. Документ может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде. В нем должно быть сказано, что в течение периода, в котором выплачиваются доходы, местонахождением их получателя является государство – участник соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией.

Ежегодно подавать такие документы не требуется. Например, на основании сертификата, выданного в 2016 году, российская организация может применять льготный режим налогообложения при выплате доходов иностранной организации и в последующих налоговых периодах. Это следует из писем Минфина России от 14 апреля 2014 г. № 03-08-РЗ/16905 и от 11 марта 2014 г. № 03-08-05/10344.

На бумаге справка или сертификат могут быть представлены как в оригинале, так и в нотариально заверенной копии. Документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации, должен быть заверен подписью уполномоченного лица и печатью (штампом) компетентного ведомства того государства, в котором зарегистрирован получатель доходов. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-08-05.

Кроме того, многие налоговые инспекции требуют, чтобы на документе, подтверждающем местонахождение иностранной организации, был апостиль – заверительная надпись, подтверждающая достоверность самого документа и подлинность имеющихся в нем подписей и печатей. Несмотря на то что налоговым законодательством такие требования не предусмотрены, в постановлении от 28 июня 2005 г. № 990/05Президиум ВАС РФ подтвердил их правомерность.


Контролирующие ведомства поясняют, что отсутствие апостиля в документах, подтверждающих местонахождение зарубежных контрагентов, допустимо только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено международным договором. В последние годы в проекты протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения, как правило, включаются пункты, позволяющие не проставлять апостиль на сертификатах о резидентстве, выданных компетентными органами иностранных государств. Но если в международном договоре подобной нормы нет, документы, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента иностранного государства, подлежат апостилированию. Об этом, в частности, сказано в письмах Минфина России от 11 октября 2013 г. № 03-08-05/42471 и ФНС России от 10 декабря 2013 г. № ОА-4-13/22146.

Электронные сертификаты, подтверждающие резидентство зарубежных контрагентов, в легализации (апостилировании) не нуждаются. Разумеется, в тех случаях, когда оформление таких документов в электронном виде предусмотрено законодательством иностранного государства. Об этом сказано в письме ФНС России от 24 сентября 2015 г. № ОА-4-17/16778.

Может возникнуть ситуация, когда иностранный партнер не подтвердил свое право на льготное налогообложение, а российская организация все-таки выплатила ему доход, не удержав налог на прибыль. Если в дальнейшем (до налоговой проверки) иностранный партнер представит документ, подтверждающий его право на льготу, то организации, которая не исполнила обязанности налогового агента, не придется платить штраф и пени. Это следует из письма Минфина России от 15 июля 2015 г. № 03-08-13/40642, определений Верховного суда РФ от 12 января 2015 г. № 8231-ПЭК14 и от 23 сентября 2014 г. № 305-ЭС14-1210, постановлений Президиума ВАС РФ от 29 мая 2007 г. № 1646/07 и от 6 февраля 2007 г. № 13225/06.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка