Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 апреля 2016 55 просмотров

Компания "А" за 1 квартал 2016 года по основному и доп. видам деятельности не реализовало ни одной отгрузки, выручка равна 0. Затраты (заработная плата; аренда ТС, офиса; коммуналка; связь) к концу квартала и в динамике минимизируются, но уволить весь штат и расторгнуть договоры аренды акционеры не могут. С февраля месяца этого же квартала по первую декаду апреля 2016 года уволившимся по собственному желанию сотрудникам не выплачены расчетные; не погашены исчисленные к уплате налоги за 4 квартал 2015 года и за год в целом. Из-за просрочки уплаты в бюджет арестован расчетный счет компании "А". По состоянию на 12 апреля руководство компании должника принимает решение расплатиться хотя бы с уволенным персоналом. Для этого компания "В", являющаяся учредителем компании "А" (80% доли в уставном капитале компании "А") принимает решение оказать финансовую помощь сроком на 3 года на сумму расчетных,причитающихся к выплате уволенным сотрудникам. По договору возмездной финансовой помощи из кассы компании "В" сумма в 34 000-00 рублей поступает в кассу компании "А" и в этот же день по ведомости погашается долг перед уволенными сотрудниками. Налоги с ФОТ не уплачены ни по сроку, ни в момент выдачи расчетных-расчетный счет арестован и разблокировка его по предварительным прогнозам 3-й квартал 2016 года. Вопрос: Будет ли предприятие "А" оштрафовано за неуплату налогов с ФОТ при расчете уволенных, и правомерны ли действия двух компаний с юридической, бухгалтерской и налоговой точки зрения. Какие еще допущены нарушения?

Вопрос о юридической составляющей, в частности правомерности передачи средств наличными при арестованном счете, Вам нужно задать в ЮСС.

С точки зрения бухгалтерского учета никакого нарушения нет.

С точки зрения налогов и взносов констатируем следующее. Если НДФЛ не был удержан и перечислен, организацию ждет пени и штраф в размере 20%, избежать его не удастся.

Что касается взносов, то пени должны были исчисляться с момента начисления расчетных, оштрафовать же организацию можно будет только, если она не отразила начисления в отчетности. Если начисления были отражены, то санкции будут только в виде пени. Если же не отражены, то будет еще и штраф.

Допущено нарушение трудового законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ.

Обоснование

1. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как налоговому агенту перечислить НДФЛ в бюджет

<…>

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ. Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).

Важно: если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13600. Позиция налоговой службы основана на том, что налоговый агент не должен платить налог за счет собственных средств. И если НДФЛ не удержан, должником бюджета является сотрудник, получивший доход, а не налоговый агент. Для объективности отметим, что в пункте 2постановления от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ допускал возможность взыскания пеней в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать налог, но фактически этого не сделал. По мнению ВАС РФ, в таких ситуациях пени могут быть начислены с того момента, когда налог нужно было удержать, и до наступления срока, когда обязанность по уплате должен исполнить сам налогоплательщик.

Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФст. 15.11 КоАП РФст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

<…>

2. Из рекомендации

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как организации перечислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в бюджет

<…>


Если ежемесячные платежи по страховым взносам были перечислены позже установленных сроков, контролирующие ведомства начислят организации пени (ч. 1 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная сумма страховых взносов х Количество календарных дней просрочки х 1/300 ставки рефинансирования,
действовавшей в период просрочки


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе и за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления ежемесячного платежа по страховым взносам по день его уплаты включительно. Например, если последний срок уплаты взноса установлен 15-го числа, а фактически взнос был перечислен 25-го числа того же месяца, то пени должны быть начислены за 10 календарных дней (с 16-го по 25-е число включительно).

Это следует из положений частей 35 и 6 статьи 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Недоимку по страховым взносам территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС Россиивзыскивают в принудительном порядке.

Штрафы за неуплату взносов

86.76464 (6,8,9)

Если при проверке контролирующие ведомства выявят неуплату (неполную уплату) страховых взносов из-за занижения расчетной базы, неправильного расчета взносов или других неправомерных действий, организации придется заплатить штраф (ст. 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Если организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40 процентов. Это следует из частей 12 статьи 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р.

Штрафы взыскивают территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и ФСС России в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

При начислении штрафов за неуплату (неполную уплату) взносов на обязательное пенсионное страхование величина недоимки (база для начисления штрафа) должна определяться как общая сумма недоимок по взносам на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии несмотря на то, что каждый из этих видов взносов зачисляется в бюджет Пенсионного фонда РФ по отдельному КБК. Поэтому если недоимка по одному виду пенсионных взносов меньше, чем переплата по другому виду пенсионных взносов, то в целом обязанность по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование должна быть признана исполненной. Основания для взыскания штрафа в подобной ситуации отсутствуют. Такой вывод следует из положений пункта 1 части 5 статьи 18 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 апреля 2012 г. № А29-4107/2011).

12.78749 (6,8,9)

Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за неуплату страховых взносов, если их сумма отражена в отчетности

Нет, нельзя.

Ответственность по статье 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов применяется, если недоимка возникла по следующим причинам:

  • занижение базы для начисления страховых взносов;
  • иное неправильное исчисление страховых взносов;
  • другие неправомерные действия (бездействие).

Специалисты некоторых территориальных отделений внебюджетных фондов толкуют последний пункт данной нормы буквально. И несвоевременную уплату суммы страховых взносов, отраженной в отчетности плательщика взносов, они квалифицируют как неправомерное бездействие организации. На этом основании и привлекают организацию к ответственности за неуплату взносов.

Однако арбитражные суды толкуют положения статьи 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ иначе. Они исходят из того, что ответственность по этой статье применяется лишь в тех случаях, когда организация неправильно начислила страховые взносы. Нарушение, состав которого определен как «неуплата или неполная уплата страховых взносов», подразумевает совершение действий (или бездействие), предусмотренных именно статьей 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. То есть если задолженность перед внебюджетными фондами возникла из-за преднамеренного занижения базы или неправильного расчета. Сама по себе несвоевременная уплата страховых взносов (т. е. непринятие мер к погашению уже возникшей задолженности) состава правонарушения не образует. За нарушение сроков уплаты начисленных (отраженных в отчетности) страховых взносов законодательством предусмотрено только начисление пеней (ч. 1 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Правомерность такого подхода подтверждается определением ВАС РФ от 13 февраля 2014 г. № ВАС-808/14решением ВАС РФ от 31 мая 2013 г. № ВАС-3196/13 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 22 октября 2013 г. № А12-954/2013).

Что касается неправильного расчета взносов, то факт этого нарушения может быть установлен только по окончании года. Ведь база для начисления взносов определяется как сумма выплат и вознаграждений, начисленных физлицам за расчетный период, то есть за год (ч. 1 ст. 8ч. 1 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). В течение года организация перечисляет в фонды ежемесячные обязательные платежи. Но часть 1 статьи 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ предусматривает штраф именно за занижение годовой расчетной базы. Если по итогам года страховые взносы начислены правильно и уплачены в фонды своевременно, оснований для привлечения организации к ответственности нет. Даже если в течение года она неправильно рассчитывала суммы ежемесячных авансовых платежей.

К такому выводу пришел Арбитражный суд Центрального округа в постановлениях от 19 декабря 2014 г. № А64-8264/2013 и от 27 ноября 2014 г. № А64-8265/2013. Правомерность этого вывода подтверждена определением Верховного суда РФ от 13 марта 2015 г. № 310-КГ15-1761.

<…>

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Галины Орловой, внештатного консультанта ФСС России

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга

Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Название рекомендации
Заголовок

  • Пункт 1
  • Пункт 2
  • Пункт 3

Текст рекомендации со ссылками

<…>

Из статьи журнала « », №, месяца 2013
Название статьи

<…>

Текст статьи со ссылками

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка