Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
13 апреля 2016 22 просмотра

Мы ОАО на УСНО доходы минус расходы. Подскажите, как с 1 января 2016 года отчитываться и платить за негативное воздействие на окружающую среду. А конкретно, Если сейчас вместо расчета будет только годовая декларация, значит расчет делать не нужно, а какую сумму тогда отражать в учете по итогам 1 квартала 2016 года? Вот у нас получается, что за 2015 год мы оплатили, допустим, 12000 рублей, значит, до 20 апреля мы оплатим 12000/4=3000 руб. авансовый платеж (Д76 К51), а какую сумму учеть в учете по проводке Д44 К76? Или Проводку Д44К76 делать только по итогам года?

1. Можно делать проводку Д44 - К76 3000 руб. ежеквартально и принимать 3000 руб. в расходах при расчете единого налога.

В Рекомендации авторов Системы указывается, что суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражаются в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99). И далее предлагаются проводки, из которых косвенно следует, что платеж сначала начисляется, а потом перечисляется (т.е. начисления производятся ежеквартально).

Также есть разъяснения по утилизационному сбору. Согласно Письму Минфина России от 12 марта 2014 г. № 03-03-10/10650 суммы утилизационного сбора при расчете налога на прибыль учитываются в составе расходов в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по уплате сбора. По аналогии с этим разъяснением в налоговом учете начислять экологические платежи нужно ежеквартально.

При этом отмечаем, что начисление всех платежей единовременно декабрем 2016 года (на основании годового расчета платежей в Росприроднадзор) также приемлемо. Бухгалтерская отчетность не будет искажена. Авансовые платежи по УСН за периоды 2016 года не будут занижены. Декларации по УСН за квартал, полугодие и 9 месяцев не подаются, поэтому не возникнет необходимости подавать уточненки.

2. Из указанной Вами нормы следует, что малые и средние предприятия не уплачивают авансовые платежи. Каких-то особых критериев отнесения предприятий к малым и средним Закон 7-ФЗ не содержит, поэтому нужно руководствоваться общими критериями (см. таблицу в конце обоснования).

Обоснование

1. Из рекомендации Олега Долматова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды

Бухучет

В бухучете плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов является расходом по обычным видам деятельности. Отражайте ее с использованием счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 – в зависимости от вида деятельности организации (производственная, торговая) и принадлежности объекта загрязнения (объект производства, объект управления и т. д.). Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов является прочим расходом (счет 91-2). Об этом сказано в пунктах 5, 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

О том, как рассчитать норматив данных платежей, см. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражайте в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления данного вида платежей (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Ситуация: в корреспонденции с каким счетом в бухучете нужно начислить сумму платы за загрязнение окружающей среды – 68 или 76

Организация вправе самостоятельно выбрать любой из этих счетов, закрепив этот вариант в учетной политике.

Платежи за загрязнение окружающей среды являются составной частью доходов бюджета, и им присвоен код бюджетной классификации. Поэтому данные платежи могут быть учтены на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В то же время платежи за загрязнение окружающей среды не относятся к налоговым платежам (ст. 13–15 НК РФ, определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О). Поэтому их начисление целесообразнее отражать в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету можно открыть соответствующий субсчет – «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды». С точки зрения бухгалтерского законодательства данный вариант представляется наиболее корректным (Инструкция к плану счетов).

Выбранный вариант учета платежей за загрязнение окружающей среды закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

В зависимости от сделанного выбора начисление платы отразите в бухучете следующими проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых норм;

Дебет 91-2 Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды сверх допустимых норм.

Перечисление платы за загрязнение окружающей среды в бюджет отразите проводкой:

Дебет 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» Кредит 51
– перечислен платеж за загрязнение окружающей среды в бюджет.

ОСНО

При расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды включайте в состав материальных расходов. Эти расходы являются косвенными и списываются единовременно. При этом учитывайте, что налогооблагаемую прибыль уменьшают только суммы платы:

– за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух – в размере предельно допустимых выбросов;
– за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – в размере предельно допустимых нормативов;
– за размещение отходов производства и потребления – в размере предельно допустимых лимитов.

Это следует из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 254, пункта 1 статьи 252, пункта 4 статьи 270, пункта 1 статьи 318 и статьи 320 Налогового кодекса РФ.

Если организация использует метод начисления, то датой признания расходов является день их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то расходы отразите в периоде, в котором фактически перечислен платеж в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ не уменьшает налогооблагаемую прибыль, поэтому при определении налоговой базы эта часть расходов не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ). В результате в бухучете образуется постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Если утвержденных нормативов и лимитов у организации нет, то все образовавшиеся в хозяйственной деятельности отходы будут сверхлимитными. Учесть их в расходах при расчете налога на прибыль организация не вправе. Об этом сказано в письме Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-03-04/403.

<…>

УСН

Если организация платит налог с доходов, то сумма начисленной платы за загрязнение окружающей среды на расчет единого налога не повлияет (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Если организация на упрощенке платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то плату за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов отразите в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина России от 21 марта 2007 г. № 03-06-06-04/1, от 17 мая 2005 г. № 03-07-03-04/20). Плату за сверхнормативное загрязнение окружающей среды при расчете единого налога учесть нельзя (подп. 5 п. 1 ст. 316.16, подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

<…>

2 Утилизационный сбор: учтите особенности

Из статьи журнала «Учет в производстве» № 5, Май 2014

М.Г. Воропаева, заместитель главного бухгалтера ЗАО «Дормаш»

Суммы утилизационного сбора при расчете налога на прибыль учитываются в составе расходов в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по уплате сбора*. Есть и иные нюансы...

* Письмо Минфина России от 12 марта 2014 г. № 03-03-10/10650.

Сбор уплачивается не всегда

За каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое на таможенную территорию РФ или изготовленное в России, уплачивается утилизационный сбор (ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ). Правила его взимания, исчисления, уплаты (далее – Правила), а также размеры установлены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291. Этим же документом утвержден перечень видов колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых применяется утилизационный сбор.

В пункте 6 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ перечислены случаи, когда сбор платить не нужно.

Например, если колесное транспортное средство старше 30 лет и не предназначено для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.

Перечень такого транспорта тоже установлен постановлением № 1291.

В связи с вступлением в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 278-ФЗ, с 1 января 2014 года список льготных транспортных средств значительно уменьшился.

Плательщики сбора

Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

  • ввозят транспортные средства в РФ;
  • производят их на территории РФ;
  • приобрели транспорт в РФ у лиц, не уплативших сбор.

При ввозе транспортных средств в РФ утилизационный сбор взимает Федеральная таможенная служба. В остальных случаях эта обязанность возлагается на налоговиков (п. 3, 4 Правил).

Нужно представить расчет

Утилизационный сбор рассчитывается и уплачивается предприятием самостоятельно.

В течение трех рабочих дней со дня перечисления средств компания должна представить в налоговую инспекцию по своему местонахождению расчет суммы сбора. Рекомендуемая форма расчета приведена в письме ФНС России от 25 декабря 2013 г. № ГД-4-3/23318@.

Кроме того, с 1 июля 2014 года расчет нужно сдавать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (письмо ФНС России от 22 января 2014 г. № ГД-4-3/749).

К расчету прилагаются следующие документы:

  • бланки паспортов (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых взимается утилизационный сбор;
  • сертификаты соответствия или декларации о соответствии;
  • свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства или копии заключений технических экспертиз;
  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • документы, подтверждающие приобретение транспортного средства на территории РФ, если оно было куплено без уплаты утилизационного сбора;
  • копии платежных документов об уплате сбора;
  • копия документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика.

После проверки расчета суммы сбора и его уплаты налоговики проставляют на бланках паспортов специальную отметку и возвращают их компании. Аналогичную отметку в ПТС делают таможенники (п. 11–13 Правил).

Как учесть в расходах

В бухучете расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а не на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Объясняется это тем, что данный платеж не отвечает понятию сбора, приведенному в статье 8 Налогового кодекса РФ, и не обладает обязательными элементами налогообложения (письмо ФНС России от 19 июля 2013 г. № ЕД-18-3/810@).

Суммы утилизационного сбора включаются в состав расходов в период, когда возникла обязанность его уплаты в бюджет. Это объясняется тем, что он не является налоговым платежом.

При расчете налога на прибыль утилизационный сбор нужно учитывать как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Такое мнение специалисты Минфина России высказали в письме от 12 марта 2014 г. № 03-03-10/10650. При этом финансисты считают, что датой начисления утилизационного сбора признается день, когда возникла обязанность его уплаты в бюджет.

Чиновники объясняют свою позицию тем, что в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ расходы отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Крупнейшие производители, например, должны уплатить утилизационный сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет. Следовательно, утверждают финансисты, предприятие имеет право учесть его в расходах в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по его уплате.

3. Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Внимание! С 1 января 2016 года внесены изменения в Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. А именно пересмотрен порядок отнесения организаций и предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года установлен переходный период, в течение которого продолжают действовать старые правила (п. 10 ст. 10 Закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ).

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства1 Основание
Коммерческие организации2 и потребительские кооперативы

Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав:

  • активов акционерных инвестиционных фондов;
  • имущества закрытых паевых инвестиционных фондов;
  • общего имущества инвестиционных товариществ.

Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 процентов3 каждая

п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

Средняя численность работников4 за предыдущий календарный год не превышает:

  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий
п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС5 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)6 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства4.

Предельные значения выручки установлены в размере:

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2000 млн руб. – для средних предприятий

п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702


1 Субъект малого или среднего бизнеса изменит свой статус только в том случае, если в течение трех календарных лет подряд сумма выручки от реализации и (или) средняя численность работников превышают установленные предельные значения (ч. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

2 За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (абз. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

3 Данное ограничение не распространяется на организации:

1) внедряющие (применяющие на практике) результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) этих организаций:

  • бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;

2) со статусом участника проекта «Сколково»;

3) учредители (участники) которых включены в утвержденный Правительством РФ перечень компаний, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.

Это следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

4 В течение года, в котором вновь созданные организации и предприниматели были зарегистрированы, они определяют показатели средней численности сотрудников, выручку или балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за период с момента их госрегистрации до конца года (ч. 5 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

5 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (ч. 7 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

6 В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оцениваемая по правилам бухучета (ч. 8 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Формально данный критерий не применяется, так как предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ не установлены. Определены только предельные значения выручки (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка