Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 апреля 2016 115 просмотров

Организация с 01.01.2016г. должна перечислять ежеквартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду в размере одной четвертой части суммы фактически уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015г.В 2015г. организация исчисляла и вносила плату за негативное воздействие на окружающую среду в том числе за сверхлимитное загрязнение, по обособленным подразделениям, которые в течение года были закрыты.Нужно ли перечислять в 2016г. авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду за обособленные подразделения, которые закрыты и за сверхлимитное загрязнение, которого в 2016г. не будет?Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить плату за негативное воздействие на окружающую среду? В какой момент и в каком размере включить в расходы данный платеж?

Плату за негативное воздействие на окружающую среду перечисляют в бюджет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Новый срок распространяется в том числе и на платеж за IV квартал 2015 года. Плату, начисленную за этот период, нужно перечислить не позднее 1 марта 2016 года. Такие разъяснения приведены в письме Росприроднадзора от 4 декабря 2015 г. № АС-06-01-36/21588.

Помимо этого плательщики должны перечислять и квартальные авансовые платежи. Делать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал платеж перечислять не нужно. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год. Такие правила установлены пунктом 3 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Таким образом, если организация уплачивала плату за НВОС по нормативам и сверхнормативов (для сверхнормативной платы никаких исключений закон не устанавливает), то в 2016 году плата составляет от указанных сумм.

Иной подход может быть официально запрошен у Росприроднадзора. Пока официальных мнений на этот счет специалисты не давали.

Ответ дан исходя из буквального толкования новых норм Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Плата отражается на счетах:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды;
Дебет 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» Кредит 51
– перечислен платеж за загрязнение окружающей среды в бюджет в размере  от сумм, перечисленных за 2015 год.

Суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражайте в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99). При расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды включайте в состав материальных расходов. Эти расходы являются косвенными и списываются единовременно. Если организация использует метод начисления, то датой признания расходов является день их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Обоснование

Из рекомендации Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды

Олег Долматов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александр Кузнецов, заместитель начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Бухучет

В бухучете плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов является расходом по обычным видам деятельности. Отражайте ее с использованием счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 – в зависимости от вида деятельности организации (производственная, торговая) и принадлежности объекта загрязнения (объект производства, объект управления и т. д.). Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов является прочим расходом (счет 91-2). Об этом сказано в пунктах 5, 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

О том, как рассчитать норматив данных платежей, см. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражайте в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления данного вида платежей (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Ситуация: в корреспонденции с каким счетом в бухучете нужно начислить сумму платы за загрязнение окружающей среды – 68 или 76

Организация вправе самостоятельно выбрать любой из этих счетов, закрепив этот вариант в учетной политике.

Платежи за загрязнение окружающей среды являются составной частью доходов бюджета, и им присвоен код бюджетной классификации. Поэтому данные платежи могут быть учтены на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В то же время платежи за загрязнение окружающей среды не относятся к налоговым платежам (ст. 13–15 НК РФ, определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О). Поэтому их начисление целесообразнее отражать в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету можно открыть соответствующий субсчет – «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды». С точки зрения бухгалтерского законодательства данный вариант представляется наиболее корректным (Инструкция к плану счетов).

Выбранный вариант учета платежей за загрязнение окружающей среды закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

В зависимости от сделанного выбора начисление платы отразите в бухучете следующими проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых норм;

Дебет 91-2 Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды сверх допустимых норм.

Перечисление платы за загрязнение окружающей среды в бюджет отразите проводкой:

Дебет 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» Кредит 51
– перечислен платеж за загрязнение окружающей среды в бюджет.

ОСНО

При расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды включайте в состав материальных расходов. Эти расходы являются косвенными и списываются единовременно. При этом учитывайте, что налогооблагаемую прибыль уменьшают только суммы платы:

– за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух – в размере предельно допустимых выбросов;
– за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – в размере предельно допустимых нормативов;
– за размещение отходов производства и потребления – в размере предельно допустимых лимитов.

Это следует из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 254, пункта 1 статьи 252, пункта 4 статьи 270, пункта 1 статьи 318 и статьи 320 Налогового кодекса РФ.

Если организация использует метод начисления, то датой признания расходов является день их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то расходы отразите в периоде, в котором фактически перечислен платеж в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ не уменьшает налогооблагаемую прибыль, поэтому при определении налоговой базы эта часть расходов не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ). В результате в бухучете образуется постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Если утвержденных нормативов и лимитов у организации нет, то все образовавшиеся в хозяйственной деятельности отходы будут сверхлимитными. Учесть их в расходах при расчете налога на прибыль организация не вправе. Об этом сказано в письме Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-03-04/403.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть плату за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Объем загрязняющих выбросов не превышает установленный лимит

Нет, нельзя.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом плата за сверхнормативные выбросы в составе расходов не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ лимиты на выбросы устанавливаются при невозможности соблюдения организацией нормативов допустимых выбросов и сбросов. Поэтому такие выбросы являются сверхнормативными. Следовательно, плату за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающую предельно допустимые нормативы, при налогообложении прибыли учесть нельзя.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-03-04/403, от 3 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/169.

Подробнее о расчете лимитов выбросов см. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации учесть при расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов. Они заключаются в следующем.

Установленные для организации лимиты загрязнения окружающей среды представляют собой фактические выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Их организация согласовывает с органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов). Это следует из пункта 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Поэтому такие выбросы (сбросы) могут называться временно согласованными выбросами (сбросами), которые можно учесть в составе материальных расходов при расчете налога на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Есть примеры судебных решений, принятых в пользу организаций (см., например, определение ВАС РФ от 25 августа 2008 г. № 9144/08, постановления ФАС Уральского округа от 19 марта 2008 г. № Ф09-1599/08-С3, Северо-Западного округа от 15 июня 2007 г. № А26-7961/2006-218). Однако существует и противоположная арбитражная практика, подтверждающая правомерность позиции Минфина России (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2006 г. № А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, от 13 января 2006 г. № А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1, от 21 июня 2005 г. № А33-31805/04-С3-Ф02-2741/05-С1).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении платы за загрязнение окружающей среды. Выбросы проводятся сверх установленных нормативов. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» зарегистрировано и ведет деятельность в Калужской области.

В I квартале текущего года «Альфа» произвела сброс в реку 3 тонн аммония-иона, в том числе:

  • в пределах установленного норматива – 1 тонну;
  • в пределах установленного лимита – 2,5 тонны (в т. ч. 1 т – в пределах установленного норматива).

Норматив платы за выброс аммония-иона в размере предельно допустимой нормы составляет 551 руб. за тонну (п. 3 постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410). Для Калужской области предусмотрен коэффициент к базовым нормативам платы, который учитывает состояние водных объектов Калужской области, – 1,17 (приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).

Поправочный коэффициент, применяемый в 2015 году при расчете платы за сброс аммония-иона, составляет 1,98 (п. 1 постановления Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1219).

Размер платы за сброс аммония-иона, не превышающий установленные предельно допустимые нормативы сбросов, составил:
551 руб./т х 1,17 х 1,98 х 1 т = 1276 руб.

Размер платы за выброс аммония-иона в пределах установленных лимитов составляет 2755 руб. за тонну (п. 3 постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410).

Размер платы за сброс аммония-иона в пределах установленных лимитов составил:
2755 руб./т х 1,17 х 1,98 х (2,5 т – 1 т) = 9573 руб.

При расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов применяется повышающий коэффициент 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Размер платы за сверхлимитный сброс аммония-иона составил:
2755 руб./т х 1,17 х 1,98 х (3 т – 2,5 т) х 5 = 15 956 руб.

Общая сумма платы за сброс загрязняющего вещества – 26 805 руб. (1276 руб. + 9573 руб. + 15 956 руб.).

В учетной политике «Альфы» предусмотрено начисление платы за загрязнение окружающей среды с использованием счета 76 на отдельном субсчете «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды».

На основании справки бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– 1276 руб. – начислена плата за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– 25 529 руб. (9573 руб. + 15 956 руб.) – начислена плата за загрязнение окружающей среды сверх предельно допустимых нормативов.

«Альфа» применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел только плату в размере предельно допустимых нормативов в сумме 1276 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Сверхнормативные платежи в сумме 25 529 руб. в расчет налога на прибыль он не включил (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В учете «Альфы» сделана проводка:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 5106 руб. (25 529 руб. х 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство с суммы сверхнормативной платы за загрязнение окружающей среды, не учитываемой при расчете налога на прибыль.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка