Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 апреля 2016 6 просмотров

В строительной организации имеются несколько представительств в разных регионах РФ и на 1 на территории республики Беларусь. Организация является плательщиком НДС. Представительства открыты по месту осуществления деятельности, без выделения на отдельный баланс. В каждом из представительств имеется аппарат управления (директор представительства, сметно-договорной отдел и пр.), есть офисные помещения. Учет затрат АУП Представительств и головного офиса обеспечивается на счете 26 с разделением на подразделения (представительства).Так как мы осуществляет строительно-монтажные работы на территории республики Беларусь, есть выручка без НДС. Выручка без НДС в 1 кв. 2016г. превысила 5 % порог, т.е. необходимо рассчитать НДС с косвенных расходов.Так как на предприятии обеспечен раздельный учет по подразделениям, можем ли мы выделить подразделения (прописав это условие в учетной политике), для распределения НДС с косвенных расходов, подлежащий включению в состав расходов? То есть НДС с товаров, работ и услуг приходящихся только на головной офис и подразделение, которые занимаются обслуживанием предприятия в целом.Или нам необходимо распределение НДС с косвенных расходов рассчитывать по всему 26 счету?

Порядок учета совокупных расходов в целях налогообложения законодательно не установлен, поэтому организация вправе определять совокупные расходы по данным бухучета. Поскольку обособленные подразделения не имеет раздельного баланса, то учитывать общехозяйственные расходы нужно по всей организации.

Обоснование

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как рассчитать совокупные расходы на приобретение, производство или реализацию. Организация определяет необходимость вести раздельный учет входного НДС


Для определения совокупных расходов организации следует разработать собственный порядок и закрепить его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Организация обязана вести раздельный учет входного НДС, если доля расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, равна или превышает 5 процентов от общей суммы расходов организации. Определять эту долю нужно по формуле:

Доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС = Расходы на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, за квартал х 100%
Совокупные расходы на приобретение, производство или реализацию за квартал


Об этом говорится в абзаце 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Порядок учета совокупных расходов в целях налогообложения законодательно не установлен, поэтому организация вправе определять совокупные расходы по данным бухучета*.

При определении совокупных расходов учитывайте все затраты (прямые, косвенные, общепроизводственные, общехозяйственные, прочие), которые связаны с проведением операций, освобождаемых от НДС. В том числе и затраты, которые в налоговом учете квалифицируются как внереализационные расходы. Например, если для осуществления операций, освобожденных от НДС, организация привлекает кредит, то проценты за пользование кредитом (внереализационные расходы) нужно включить в расчет пропорции: как в числитель, так и в знаменатель.

Это следует из писем Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-07-11/25771от 12 февраля 2013 г. № 03-07-11/3574 и от 2 августа 2012 г. № 03-07-11/223. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016 г. № А40-168860/2014, постановления ФАС Московского округа от 5 февраля 2013 г. № А40-61572/12-99-363Западно-Сибирского округа от 23 октября 2013 г. № А27-20920/2012.

Пример определения доли расходов на приобретение, производство и реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, по данным бухучета. Организация является плательщиком НДС и осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции

ООО «Альфа» производит и реализует медицинскую технику. В числе производимых товаров – медицинская техника, входящая в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2015 г. № 1042. Реализация таких медицинских товаров НДС не облагается (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Чтобы определить, можно ли в полном объеме принять к вычету входной НДС, бухгалтер «Альфы» рассчитал долю расходов на производство и реализацию товаров, освобожденных от обложения НДС, в общей сумме расходов.

В учетной политике «Альфы» для целей налогообложения закреплено:

  • доля расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, определяется по данным бухучета;
  • расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, а также совокупные расходы на производство и реализацию определяются с учетом прямых, общехозяйственных, общепроизводственных и прочих расходов, связанных с данными операциями;
  • при невозможности отнесения общехозяйственных, общепроизводственных, прочих расходов к конкретному виду деятельности (облагаемому либо не облагаемому НДС) сумма общехозяйственных, общепроизводственных и прочих расходов, относящихся к производству и реализации продукции, освобожденной от обложения НДС, определяется по формуле:
Общехозяйственные, общепроизводственные и прочие расходы, относящиеся к производству и реализации продукции, освобожденной от обложения НДС = Общехозяйственные, общепроизводственные и прочие расходы, которые невозможно отнести к конкретному виду деятельности х Прямые расходы, относящиеся к производству или реализации продукции, освобожденной от обложения НДС : Общая сумма прямых расходов


Для выделения расходов на производство и реализацию медтехники, не облагаемой НДС, к счетам 20, 23, 29, 44, 91-2 открыты соответствующие субсчета.

За квартал сумма прямых расходов, списанных на реализованную продукцию, составила 680 000 руб. (500 000 руб. – по производству и реализации продукции, освобожденной от НДС, 180 000 руб. – по производству и реализации продукции, облагаемой НДС).

Сумма общепроизводственных расходов, списанных на реализованную продукцию, составила 170 000 руб. Указанные расходы нельзя отнести к конкретному виду деятельности. Они распределяются по методике, утвержденной в учетной политике:
170 000 руб. х 500 000 руб. : 680 000 руб. = 125 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, списанных на реализованную продукцию, составила 130 000 руб. Указанные расходы нельзя отнести к конкретному виду деятельности. Они распределяются по методике, утвержденной в учетной политике:
130 000 руб. х 500 000 руб. : 680 000 руб. = 95 588 руб.

Сумма прочих расходов (проценты по кредиту, привлеченному для производства медтехники) составила 100 000 руб.

Общая сумма расходов на производство и реализацию за квартал составила 1 080 000 руб. (обороты за квартал по счетам 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2).

Доля расходов на производство медтехники, не облагаемой НДС, составила:
(500 000 руб. + 125 000 руб. + 95 588 руб. + 100 000 руб.) : 1 080 000 руб. х 100% = 75%.

Поскольку доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, больше 5 процентов, входной НДС по расходам нужно распределять.

Пример определения доли расходов, связанных с реализацией металлолома, освобожденной от уплаты НДС

ООО «Производственная фирма "Мастер"» производит латунные детали, реализация которых облагается НДС. В процессе производства образуется металлическая стружка (возвратные отходы), которую «Мастер» продает на сторону как лом. Реализация лома черных и цветных металлов освобождена от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В I квартале организация приобрела латунь на сумму 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.). Стоимость отгруженных деталей, произведенных в I квартале, составила 826 000 руб. (в т. ч. НДС – 126 000 руб.). Затраты на производство составили 650 000 руб., в том числе:
– 500 000 руб. – стоимость материалов;
– 90 000 руб. – прямые расходы на оплату труда;
– 10 000 руб. – амортизация основных средств (прямые расходы);
– 50 000 руб. – накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные).

Отходы металла, образовавшиеся в течение квартала, были реализованы в марте по договорной цене 20 000 руб. Незавершенного производства на конец квартала у организации нет.

В учете «Мастера» сделаны следующие проводки:

Дебет 10-1 Кредит 60
– 500 000 руб. – оприходован металл;

Дебет 19 Кредит 60
– 90 000 руб. – отражен входной НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 90 000 руб. – принят к вычету входной НДС;

Дебет 20 Кредит 10-1
– 500 000 руб. – списан металл в производство;

Дебет 20 Кредит 70, 69
– 90 000 руб. – списаны расходы на оплату труда работников основного производства;

Дебет 20 Кредит 02
– 10 000 руб. – начислена амортизация производственного оборудования;

Дебет 20 Кредит 70 (02, 10, 25, 26, 69...)
– 50 000 руб. – списаны накладные расходы;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 826 000 руб. – отражена выручка от реализации деталей;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 126 000 руб. – начислен НДС со стоимости реализованных деталей;

Дебет 90-2 Кредит 20

– 650 000 руб. – списана себестоимость реализованной продукции;

Дебет 62 Кредит 91-1
– 20 000 руб. – отражены доходы от реализации лома.

Для правильного применения налогового вычета по итогам квартала бухгалтер определяет, какая часть входного налога относится к реализации основной продукции, облагаемой НДС, и какая – к реализации металлолома, освобожденной от налогообложения.

Рассмотрим два варианта.

Первый вариант.

В учетной политике «Мастера» для целей налогообложения сказано, что стоимость возвратных отходов (металлолома) определяется пропорционально доле доходов от реализации металлолома в общем объеме доходов организации. Для расчета используются данные бухучета.

Сначала бухгалтер рассчитал долю выручки от реализованного лома в общем объеме доходов от реализации без НДС:

20 000 руб. : (826 000 руб. – 126 000 руб. + 20 000 руб.) = 0,028.

Затем он определил величину расходов, приходящихся на реализованные детали:

650 000 руб. х (1 – 0,028) = 631 800 руб.

Сумма расходов, приходящихся на реализованный лом, равна:

650 000 руб. – 631 800 руб. = 18 200 руб.

Доля расходов, приходящаяся на лом, составила:

18 200 руб. : 650 000 руб. х 100% = 2,8%.

Поскольку доля расходов, приходящихся на лом, составила меньше 5 процентов, организация не обязана вести раздельный учет входного НДС и корректировать сумму налогового вычета. К вычету принимается весь налог, предъявленный организации в I квартале (90 000 руб.).

Затраты, относящиеся к реализованному металлолому, отражены в учете следующими записями:

Дебет 10-6 Кредит 20
– 18 200 руб. – снижена себестоимость производства на стоимость возвратных отходов (лома);

Дебет 90-2 Кредит 20
– 18 200 руб. – сторнирована себестоимость реализованной продукции на стоимость возвратных отходов (лома);

Дебет 91-2 Кредит 10-6
– 18 200 руб. – списана стоимость проданных отходов.

Второй вариант.

В учетной политике «Мастера» для целей налогообложения сказано, что стоимость возвратных отходов (металлолома) определяется по цене возможной реализации. Для расчета используются данные бухучета.

Соотношение между стоимостью металлолома и общими затратами организации за квартал составит:

20 000 руб. : 650 000 руб. х 100% = 3,1%.

Поскольку доля расходов, приходящихся на лом, составила меньше 5 процентов, организация не обязана вести раздельный учет входного НДС и корректировать сумму налогового вычета. К вычету принимается весь налог, предъявленный организации в I квартале (90 000 руб.).

Затраты, относящиеся к реализованному металлолому, отражены в учете следующими записями:

Дебет 10-6 Кредит 20
– 20 000 руб. – снижена себестоимость производства на стоимость возвратных отходов (лома);

Дебет 90-2 Кредит 20
– 20 000 руб. – сторнирована себестоимость реализованной продукции на стоимость возвратных отходов (лома);

Дебет 91-2 Кредит 10-6
– 20 000 руб. – списана стоимость проданных отходов.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка