Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 апреля 2016 14 просмотров

Организация (на ОСН) выполняет подрядные работы по договорам подряда. Заказчик в договоре указывает, что сумма, подлежащая оплате по актам приемки выполненных работ по форме КС-2, уменьшается на сумму, равную 5% от стоимости отраженных в данных актах работ (т.н. Гарантийное удержание). Гарантийные удержания накапливаются заказчиком и будут выплачены Подрядчику в течение 10 банковских дней после окончания гарантийного срока, который составляет 24 месяца с даты подписания Акта сдачи-приемки работ в гарантийную эксплуатацию. Получается, что с каждой суммы по акту КС-2 мы не получаем определенную сумму. Как правильно отражать эту ситуацию в бухгалтерском учете и при налогообложении? Просим иметь в виду, что одновременно организация заказчик перечисляет нам авансы на материалы по новым договорам подряда. С какой суммы мы должны исчислить НДС, если по акту сверки заказчик с учетом аванса на материалы становится кредитором, но сумма кредиторской задолженности меньше, чем сумма аванса на материалы.

Порядок отражения гарантийных удержаний приведен в пункте 1 ответа

НДС Вы должны начислять со всей суммы поступившего аванса, налоговая совершенно права. Учет по счету 62 ведется в разрезе каждого документа, а не в целом по контрагенту, с расчетом сальдо по нему или договору.

То есть если по договору в отношении одних документов имеется задолженность, а в отношении других аванс, для целей налогообложения НДС полученный аванс нельзя уменьшить на сумму имеющейся задолженности, так как аванс получен под конкретные товары (работы, услуги) и начислить в Вашей ситуации Вы должны с 800.000

Обоснование

Из статьи

СТРОИТЕЛЬСТВО: БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ. ЭЛЬВИРА МИТЮКОВА

3.3.3. Гарантийные удержания


Надо ли строительной организации создавать резерв, если по условиям договоров предусмотрены гарантийные удержания?

Вопрос спорный и зависит от условий договора.

Если гарантийные удержания производятся до окончания гарантийного срока на строительство (например, с момента сдачи недвижимости плюс пять лет), то, казалось бы, резерв не нужен. Так как организация в любом случае формирует «базу», из которой в случае необходимости проведения ремонтов сможет их финансировать. Конечно, при условии, что удержаний хватит, чтобы оплатить планируемые гарантийные ремонтные работы.

Если же гарантийные удержания производятся лишь до окончания стройки, резерв придется создать. Так гарантия на построенную недвижимость будет еще продолжаться, в то время как подрядная организация уже получит сумму удержаний себе на расчетный счет, т.е. получается, что резерв будут создавать:

  • застройщик, который сдает построенный дом дольщикам или инвесторам на условиях гарантийной эксплуатации, и при этом в отношениях с генподрядчиком удерживает часть стоимости его работ. При условии, что гарантийные удержания будут перечислены генподрядчику на момент подписания актов по форме № КС-11, КС-14;
  • генподрядчик, который выполняет СМР для заказчика с предоставлением гарантии на работы, и при этом в отношениях с субподрядчиком удерживает часть стоимости его работ. При условии, что гарантийные удержаниябудут перечислены субподрядчику на момент сдачи-приемки работ (например, подтвержденной актом по форме № 2, справкой по форме № КС-3);
  • субподрядчик, который выполняет СМР для генподрядчика с предоставлением гарантии на работы, и при этом генподрядчик удерживает часть стоимости работ субподрядчика.

Внимание:

создавать резерв подрядчикам необходимо не только в процессе строительства недвижимости, но и при выполнении ремонтных работ (реконструкции, монтажа и пр.), если на них дается гарантия.

При этом для второй стороны, например, заказчика, остается спорным вопрос, надо ли учитывать отдельно сумму гарантийных удержаний (например, при недоплате аванса подрядчику).

Очевидно, что у обеих сторон возникает необходимость произвести записи и на забалансовых счетах учета. Так, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении полученных (или выданных) предприятием гарантий предназначены забалансовые счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» (для заказчика) и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (для подрядчика). Поэтому, на наш взгляд, и заказчик, и подрядчик в соответствии с условиями договора об удержании гарантийной суммы должны отразить ее за балансом. Таким образом, в момент удержания гарантии заказчик дебетует счет 008, а подрядчик – счет 009. При возврате гарантийной суммы возникает кредит счета 008 у заказчика и кредит счета 009 у подрядчика.

Рассмотрим далее, надо ли учитывать сумму удержаний на балансе.

С одной стороны, это часть недоплаченного аванса, и его вообще можно на балансе не показывать (учитывать только за балансом).

Но с другой стороны, согласно договору происходит две операции: выплата аванса и удержание гарантийной суммы из него. Поэтому более наглядно данную сумму учитывать отдельно, на отдельном субсчете, открытом к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (выбранный вариант необходимо отразить в учетной политике).

Удержание гарантийных платежей не является для заказчика нарушением сроков оплаты и не должно сопровождаться выставлением со стороны подрядчика каких-либо претензий. По условиям договора заказчик оставляет у себя эти деньги как гарантию того, что подрядчик построит до конца объект.

Пример 3.8

Подрядная организация в декабре 2014 г. выполнила строительные работы на условиях гарантийной эксплуатации на сумму 4720 000 руб. (в том числе НДС – 720 000 руб.). Гарантия на работы составила 5 лет. Расходы подрядчика на устранение недостатков в результатах выполненных работ за три года предыдущих года равны 2000 000 руб., выручка от гарантийных работ за данный период составила 50 000 000 руб. (без НДС).

1. Определим долю фактически понесенных расходов на гарантийный ремонт в выручке за три года: 2000 000 : 50 000 000 = 0,04.

2. Найдем размер отчислений: (4720 000 – 720 000) х 0,04 = 160 000 руб.

В соответствии с договором подряда заказчик удерживает 3% от стоимости СМР, выполненных подрядной организацией, до конца строительства:

(4720 000 – 720 000) х 3% = 120 000 руб.

Данная сумма была удержана из вознаграждения подрядчика. Остальная стоимость СМР – 4600 000 руб. (4720 000 – 120 000) -оплачивается авансом.

В бухгалтерском учете операции по образованию резерва на гарантийный ремонт, а также перечислению суммы удержаний, отражаются следующим образом.

У заказчика

Дебет Кредит Сумма, руб. Содержание операции
60 субсчет «Авансы выданные» 51 4600000 Перечислен аванс подрядчику за вычетом гарантийного удержания
68 76 субсчет «НДС-ав.» 701650 Принят к вычету «авансовый» НДС (4 600 000 руб. х 18/118%)
60 субсчет «Авансы выданные» 60 субсчет «Расчеты с подрядчиком по гарантийным удержаниям» 120000 Отражена задолженность перед подрядчиком по гарантийному удержанию
008 120000 Получено обеспечение гарантийных обязательств
08 60 субсчет «Расчеты с подрядчиком за выполненные СМР» 4000000 Приняты СМР от подрядчика
19 60 субсчет «Расчеты с подрядчиком за выполненные СМР» 720000 Учтен НДС со стоимости принятых работ
68 19 720000 Принят к вычету НДС, предъявленный подрядчиком со стоимости СМР
60 субсчет «Расчеты с подрядчиком за выполненные СМР» 60 субсчет «Авансы выданные» 4720000 Отражен зачет сумм аванса
76 субсчет «НДС-ав.» 68 701650 Восстановлен «авансовый» НДС
60 субсчет «Расчеты с подрядчиком по гарантийным удержаниям» 51 120000 Перечислена сумма удержания подрядчику
008 Списано обеспечение гарантий- ных обязательств

У подрядчика

Дебет Кредит Сумма, руб. Содержание операции
51 62 субсчет «Авансы полученные» 4600000 Получен аванс от заказчика
76 субсчет «НДС» 68 701650 Начислен НДС с аванса
62 субсчет «Расчеты с заказчиком за выполненные СМР» 90-1 4720000 Отражена реализация СМР
90 68 720000 Начислен НДС с СМР
68 76 субсчет «НДС» 701650 Зачтен НДС с аванса в счет реализации работ
62 субсчет «Авансы полученные» 62 субсчет «Расчеты с заказчиком за выполненные СМР» 4600000 Произведен зачет аванса в стоимость выполненных СМР
62 субсчет «Расчеты с заказчиком по гарантийным удержаниям» 62 субсчет «Расчеты с заказчиком за выполненные СМР» 120000 Выделены на отдельный субсчет гарантийные удержания
009 120000 Предоставлено обеспечение гарантийных обязательств
20 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт» 160000 Начислен резерв на гарантийный ремонт
51 62 субсчет «Расчеты с заказчиком по гарантийным удержаниям « 120000 По окончанию строительства получены от заказчика гарантийные удержания
009 120000 Списано обеспечение гарантийных обязательств

2. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 31.10.2000 № 94Н

«Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90"Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка