Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 апреля 2016 14 просмотров

Наша компания на ОСНО (оптовая торговля).Заключаем договор с иностранной компанией на поставку нам товара.Этот товар продаем другой иностранной компании напрямую - не ввозя на территорию РФ.Ни компания Поставщик ни компания Покупатель не входят в страны Таможенного Союза.Облагаются ли эти сделки НДС? Какими подтверждающими документами отразить покупку и продажу в учете?

Нет, такая продажа не облагается НДС, так как местом реализации Россия не является.

Документами, подтверждающими место реализации товаров за пределами территории России, могут являться контракты, заключенные с иностранными организациями на приобретение и реализацию товаров, транспортные документы, подтверждающие транспортировку товаров с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства, и иные документы.

Обоснование

1.Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как определить место реализации товаров (работ, услуг)


При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).

Реализация товаров

По общему правилу товары считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из условий:

  • товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) и при реализации не перемещается (подп. 1 п. 1 ст. 147 НК РФ);
  • в момент отгрузки и транспортировки товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ).*

Исключением из этого правила является определение места реализации углеводородного сырья, добытого на морских месторождениях. Углеводородное сырье, а также продукты его передела (например, стабильный конденсат, сжиженный природный газ) считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  • товар находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря и при этом не отгружается и не транспортируется (подп. 1 п. 2 ст. 147 НК РФ);
  • товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря (подп. 2 п. 2 ст. 147 НК РФ).

Ситуация: как установить момент отгрузки товаров при определении места их реализации для расчета НДС

Момент отгрузки товаров устанавливайте по дате, указанной в первом отгрузочном документе (в документе, подтверждающем выполнение продавцом обязанности по передаче товара). Например, по дате составления:

Такой вывод следует из статьи 458 Гражданского кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина Россииот 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/473от 30 августа 2012 г. № 03-07-15/1/20.

Если не выполняется ни одно из указанных условий, то НДС с реализации товаров не платите.* В частности, не платите налог:

<…>

2. Из письма Минфина России от 01.07.2015 № 03-07-08/37908

[О применении налога на добавленную стоимость в отношении товаров, находящихся на территории иностранного государства, реализуемых российской организацией иностранной организации, использующей данные товары за пределами территории Российской Федерации]

Вопрос

Просим дать ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении реализации товаров за пределами территории Российской Федерации, а также документов, подтверждающих нахождение товаров на момент отгрузки за пределами территории Российской Федерации.

Наша организация занимается оптовой торговлей предметами материально-технического снабжения морских и речных судов (лакокрасочные покрытия, судовая химия). Данная продукция, приобретается нами у иностранных поставщиков и реализуется нами на внутреннем рынке.

В целях дальнейшего развития бизнеса и извлечения прибыли наша организация планирует приобретать товар у иностранных поставщиков и реализовывать его иностранным покупателям, без ввоза его на территорию РФ, т.е. товар будет поставляться непосредственно от нашего поставщика к нашему покупателю, не попадая на складские помещения на территории РФ, соответственно таможенного оформления ввоза-вывоза на территорию РФ осуществляться не будет.

Наша российская организация планирует заключать два контракта: с иностранной организацией поставщиком и иностранной организацией покупателем на поставку товара на условиях FAS (свободно вдоль борта судна).* Обязанность по поставке считается исполненной с момента отгрузки товаров на борт судна на территории иностранного государства. На каждую поставку будут выставляться коммерческие предложения с указанием места отгрузки и названия морского судна, на который отгружается товар, наименование и количество товара в натуральном и стоимостном выражении.


Реализуемый нами товар является предметом материально-технического снабжения морских и речных судов, необходимым для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна. Иностранный покупатель приобретенный у нас товар будет использовать на конкретном судне, указанном в коммерческом предложении.

Наш иностранный поставщик будет предоставлять нам копию товаросопроводительного документа "Доставочный лист" ("DELIVERY RECEIPT", "DELIVERY NOTE"), в котором указаны наименование документа, реквизиты нашего иностранного поставщика, наши реквизиты, как заказчика, место (порт) доставки, название судна, дата отгрузки, наименование и количество отгружаемых товаров, печать судна и подпись представителя судна.*

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (п.1 ст.147 Налогового кодекса РФ):- товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;- товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Датой отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя (Письма Минфина России от 23.03.2012 № 03-07-11/80, от 09.11.2011 № 03-07-09/40). Первым первичным документом является "Доставочный лист" ("DELIVERY RECEIPT"), в котором указана дата, наименование морского судно и место доставки (территория иностранного государства).Правильно ли мы считаем, что такие операции по реализации товаров не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость у нашей организации продавца.

В статье 147 Налогового кодекса РФ не приводится перечня документов, для доказательства факта реализации товаров не на территории РФ. В соответствии с Письмом Минфина России от 16.02.2009 № 03-07-08/35документами подтверждающими нахождение товаров на момент отгрузки за пределами территории Российской Федерации, могут быть любые имеющиеся в распоряжении организации-продавца документы (в том числе транспортные, товаросопроводительные или иные документы), удостоверяющие факт нахождения товаров на территории иностранного государства в момент реализации.

Будут ли, в нашем случае, являться следующие документы, достаточными для подтверждения нахождение товаров на момент отгрузки за пределами территории Российской Федерации:

- контракт с иностранной организацией поставщиком, коммерческое предложение от иностранного поставщика на конкретную поставку с указанием места отгрузки и названия морского судна, на который отгружается товар, наименование и количество товара в натуральном и стоимостном выражении,

- контракт с иностранной организацией покупателем, коммерческое предложение на конкретную поставку с указанием места отгрузки и названия морского судна, на который отгружается товар, наименование и количество товара в натуральном и стоимостном выражении,

- копия документа "Доставочный лист" ("DELIVERY RECEIPT"), в котором указаны реквизиты нашего иностранного поставщика, наши реквизиты, как заказчика, место доставки, морское судно, дата отгрузки, наименование и количество отгружаемых товаров, печать морского судна и подпись представителя судна.*


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении товаров, находящихся на территории иностранного государства, реализуемых российской организацией иностранной организации, использующей данные товары за пределами территории Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 147 Кодекса, согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Таким образом, для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость местом реализации указанных товаров территория Российской Федерации не признается и такие операции налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Что касается документов, подтверждающих нахождение товаров на момент начала отгрузки на территории иностранного государства, то такими документами могут быть имеющиеся в распоряжении российской организации документы, удостоверяющие факт нахождения товаров в момент их отгрузки на территории иностранного государства.*

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

3. Из письма Минфина России от 16.06.2009 № 03-07-13/1/03


Вопрос

Общество с ограниченной ответственностью, зарегистрировано в 2006 году. Общество находится на общей системе налогообложения. Основным видом деятельности является оптовая торговля. Осуществляются операции по продаже товаров как на территории РФ, так и на экспорт в Республику Беларусь. Общество собирается приобретать товар на территории Украины и продавать белорусским партнерам, причем переход права собственности на товар будет происходить не на территории РФ. Предполагается транспортировать товар из Украины в Республику Беларусь, не пересекая территорию Российской Федерации.

Прошу вас дать ответ на следующие вопросы:

1. В каком порядке общество будет уплачивать налог на добавленную стоимость?

2. Какую ставку по налогу на добавленную стоимость общество обязано указывать в документах, выставляемых белорусским покупателям?

3. Какими первичными документами необходимо оформлять операции по приобретению и реализации такого товара?

4. Какими документами необходимо подтвердить, что переход права собственности на товар, действительно, произошел не на территории Российской Федерации?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации в Республику Беларусь товаров, приобретенных на территории Украины, а также оформления первичных документов по этим операциям и сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.


В соответствии со статьей 147 Кодекса местом реализации товара считается территория Российской Федерации, в случае, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, местом реализации товаров, приобретаемых на территории Украины и в дальнейшем реализуемых хозяйствующему субъекту Республики Беларусь без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такая реализация не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Документами, подтверждающими место реализации товаров за пределами территории Российской Федерации, могут являться контракты, заключенные с иностранными организациями на приобретение и реализацию товаров, транспортные документы, подтверждающие транспортировку товаров с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства, и иные документы.*

Согласно пункту 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 Кодекса, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса.

Таким образом, при осуществлении операций по реализации товаров, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе местом реализации которых в соответствии со статьей 147 Кодекса территория Российской Федерации не признается, счета-фактуры не выставляются.

Что касается оформления первичной учетной документации по учету торговых операций, то форма таких документов утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132.В соответствии с абзацем третьим пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики. В связи с этим по указанному вопросу вам следует обратиться в Федеральную службу государственной статистики.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

4. Из письма ФНС России от 12.08.2010 г. № ШС-37-3/8975@

НДС: товар приобретен у резидента Республики Казахстан и реализован покупателю - резиденту Республики Беларусь

Вопрос

Об отсутствии объекта налогообложения по НДС у российского налогоплательщика при реализации им товара, приобретенного у резидента Республики Казахстан, покупателю - резиденту Республики Беларусь.*

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 12 августа 2010 года № ШС-37-3/8975@[НДС: товар приобретен у резидента Республики Казахстан и реализован покупателю - резиденту Республики Беларусь]

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос, сообщает следующее.

Как следует из смысла сведений, указанных в письме, российский налогоплательщик приобрел товары у резидента Республики Казахстан (основание - первый контракт). При этом товар был отгружен на территорию Республики Беларусь и его грузополучателем являлся резидент Республики Беларусь (данный товар в момент начала отгрузки находился на территории Республики Казахстан). Указанный резидент Республики Беларусь являлся покупателем товара у российского налогоплательщика - продавца (основание - второй контракт).*


В соответствии с нормами п.1 ст.2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол) взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено Протоколом, осуществляется налоговым органом государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом ст.2 Протокола.

Для целей настоящего Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).Согласно пп.1.2 п.1 ст.2 Протокола, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиками одного государства - члена таможенного союза и другого государства - члена таможенного союза и при этом товары импортируются с территории третьего государства - члена таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае товары были ввезены на территорию Республики Беларусь и собственником этих товаров стал резидент Республики Беларусь, то налог на добавленную стоимость при импорте таких товаров уплачивает налогоплательщик резидент Республики Беларусь - собственник товаров.

Пунктом 1 ст.1 Протокола предусмотрено, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза.

Согласно ст.147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.


С учетом изложенного местом реализации товаров российским налогоплательщиком резиденту Республики Беларусь территория Российской Федерации не признается. В этой связи на основании ст.146 Налогового кодекса данная операция по реализации товаров объектом налогообложения не признается.*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка