Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС развеяла ваши сомнения об онлайн‑кассах

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 апреля 2016 55 просмотров

Как правильно поступить в нашей ситуации: автомобиль поставлен в качестве ОС на учет в январе 2016г. В феврале нашей организацией приобретен на данный автомобилт кунг стоимостью 97 тыс.руб., т.е. данный автомобиль уже месяц экслуатировался до покупки данного оборудования, технические характеристики данного ОС кунг не улучшает. Куда отнести данные затраты в налоговом и бухгалтерском учете? На увеличение стоимости ОС или можем поставить на 10 счет? Тем более в налоговом учете стоимостной предел ОС до 100 тыс.руб., в бухгалтерском до 40 тыс.руб. Сам по себе кунг как самостоятельный объект по нашему мнению существовать не может.

Стоимость детали можно учесть в составе прочих расходов. В налоговом учете расходы можно признать только при условии их экономической обоснованности.

Поскольку дооборудованием установка дополнительной детали на автомобиль в данном случае не является, в учете такие расходы можно отразить как прочие:

Дебет 10 Кредит 60 (76)

- принят к учету автомобильный кунг;

Дебет 26 (23…) Кредит 10

- деталь установлена на автомобиль.

В качестве самостоятельного объекта основных средств такое имущество учтено быть не может, так как оно не соответствует критериям основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

В налоговом учете признание подобных расходов может вызвать споры с налоговой инспекцией. Поэтому учесть стоимость дополнительной детали в целях налогообложения организация может только при условии экономической обоснованности таких затрат.

Обоснование

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении достройку (дооборудование) основных средств
Относится ли к дооборудованию тюнинг автомобиля

Да, относится, если при этом улучшаются рабочие характеристики автомобиля.

Ведь что такое тюнинг по своей сути? Это либо улучшение рабочих характеристик двигателя, трансмиссии, либо доработка внешнего и внутреннего вида автомобиля, установка дополнительного оборудования.

При этом учет затрат на тюнинг зависит от того, когда такие работы провели – до или после того, как автомобиль зачислили в состав основных средств.

Если работы проведены до того, как автомобиль поставили на учет в качестве ОС, то расходы включите в его первоначальную стоимость в любом случае. При этом не важно, улучшились характеристики автомобиля или нет. Это следует из пункта 8 ПБУ 6/01, пункта 10 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, абзаца 2 пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

Если же работы проведены после постановки автомобиля на учет в составе ОС, то порядок отражения затрат зависит от их характера.

Так, если рабочие характеристики автомобиля улучшились, то затраты на тюнинг включите в его первоначальную стоимость (абз. 2 п. 14 ПБУ 6/01, п. 41 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, п. 2 ст. 257 НК РФ).

Затраты на обычную доработку внешнего и внутреннего вида, которые не улучшают технические характеристики автомобиля и не меняют его предназначения, учтите:

– в составе первоначальной стоимости отдельных ОС. Но при условии, что такие объекты могут выполнять свои функции самостоятельно (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 4 ПБУ 6/01);

– в стоимости МПЗ, списав их как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, п.11 ПБУ 10/99).

Это следует из пункта 14 ПБУ 6/01, абзаца 2 пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Аналогичной позиции придерживаются и суды (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. № А05-12045/2007, Поволжского округа от 22 января 2008 г. № А55-6448/07).

<…>

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 6, март 2014

ВИП-версии БСС Система Главбух
Компаниям удается в суде доказать правомерность учета расходов на поддержание делового имиджа

Тюнинг улучшает внешний вид автомобиля, что, безусловно, повышает деловой имидж компании

Расходы на тюнинг приобретенного транспортного средства нередко вызывают споры с проверяющими. Так, по мнению московских налоговиков, затраты на тюнинг автомобиля не увеличивают его первоначальную стоимость, а также не учитываются в качестве расходов на ремонт (ст. 260 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.08 № 19-12/116029). Поскольку услуги по тюнингу не квалифицируются главой 25 НК РФ в качестве работ по достройке, дооборудованию и модернизации транспортного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ). Контролеры подчеркивают, что тюнинг автомобиля не изменяет его технологического или служебного назначения, не связан с повышенными нагрузками или другими новыми качествами.

В том случае, если машина уже введена в эксплуатацию, оплату деталей, которые улучшили ее технические показатели, компания может отнести на модернизацию. То есть увеличить первоначальную стоимость основного средства. К таким усовершенствованиям относится, в частности, установка более мощного двигателя. Если тюнинг проводился позже, то расходы могут быть учтены на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Однако некоторые улучшения оправдать будет достаточно сложно. Это, к примеру, необходимость установки аксессуаров, влияющих на аэродинамические свойства автомобиля (спойлеров, крыльев), дополнительной подсветки днища машины, а также перекраска машины, изменение интерьера салона. Вместе с тем практика показывает, что зачастую налогоплательщики успешно обосновывают расходы на тюнинг необходимостью поддержания делового имиджа организации.

Так, ФАС Московского округа в постановлении от 27.06.11 № КА-А40/6029-11 признал расходы по установке автомобильного монитора отвечающими требованиям статьи 252 НК РФ. Поскольку монитор, установленный в машину, использовался руководителем для подготовки к служебным совещаниям, изучения производственной документации и предложений деловых партнеров. Ведь в связи с большой загруженностью и ненормированным рабочим графиком генеральный директор был вынужден готовиться к совещаниям и смотреть презентационные материалы в пути.

ФАС Уральского округа в постановлении от 23.12.08 № Ф09-8529/08-С2 также указал, что расходы по тонированию стекол служебного автомобиля и на обивку салона были произведены в целях создания делового имиджа компании. И связаны с обеспечением деятельности налогоплательщика.

Действительно, тюнинг улучшает внешний вид транспортного средства, что, безусловно, повышает имидж компании. Обоснование проведения таких работ целесообразно подробно изложить в приказе руководителя. Указав при этом, что машина используется для управленческих и представительских целей.

Отметим также, что покупка заранее укомплектованной машины, когда стоимость тюнинга уже включена в цену, является более безопасным способом списания спорных расходов. Поскольку проверяющие не смогут придраться к расходам на улучшение машины. Ведь в первичных документах не будут выделены отдельной строкой суммы, потраченные на покупку запчастей для тюнинга.

<…>

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 22, ноябрь 2012

ВИП-версии БСС Система Главбух
Проверка на ошибки: расходы на тюнинг автомобилей зачастую вызывают споры с налоговиками

Дооборудование транспортных средств позволяет не только улучшить ходовые качества автомобилей (к примеру, замена двигателя на более мощный), но и проконтролировать работников, использующих авто при исполнении служебных обязанностей (установка навигационного оборудования, видеорегистраторов). Также многие компании перекрашивают автомобили, наносят на них логотипы в рекламных целях. Или меняют интерьер салона, повышая тем самым комфорт и безопасность перевозимых пассажиров и грузов, — устанавливают климат-контроль, сотовое оборудование, дополнительные динамики, бронируют стекла, обивают салон кожей, а на приборной панели делают вставки из дорогостоящих пород деревьев.

В большинстве случаев контролеры признают такие мероприятия «налоговым излишеством» и отказывают в признании затрат. Но даже если спор касается не самой правомерности учета отдельных расходов, то инспекторы настаивают, что стоимость проведенного тюнинга необходимо списывать посредством амортизации, а не признавать единовременно в составе прочих расходов.

Рискованно! Возможны налоговые потери!

Ситуация первая: расходы на установку газового оборудования в автомобиле компания учла в составе налоговых расходов единовременно. Рискованно! Налоговики придерживаются мнения о том, что установка газобаллонного оборудования не только изменяет вид потребляемого автомобилем топлива, но также и нормы расхода ГСМ. В частности, бензиновый двигатель потребляет существенно больше топлива, чем его газовый аналог. Также инспекторы заявляют, что использование газа удешевляет эксплуатацию автотранспорта, поскольку стоимость пропана намного ниже цены бензина и дизельного топлива.

На основании этого контролеры приходят к выводу, что установку газобаллонного оборудования в автомобиле следует относить к модернизации основного средства. Следовательно, стоимость таких работ увеличивает первоначальную стоимость авто и в соответствии с пунктом 2 статьи 257 НК РФ погашается посредством амортизации.

Суды в большинстве случаев занимают сторону налогоплательщиков. Арбитры указывают, что признаки модернизации в данном случае отсутствуют. Ведь установка газового оборудования не приводит к изменению основных нормативных показателей функционирования автомобиля по сравнению с характеристиками, которые были у автомобиля до проведения данных работ. Кроме того, установленное оборудование является специальным сменным (съемным) приспособлением, которое в любой момент можно изъять из конструкции. Следовательно, компания вправе учесть спорные расходы единовременно (постановления ФАС Северо-Кавказского от 26.10.10 № А32-23439/2008-26/334, Уральского от 26.07.07 № Ф09-1460/07-С3 и Поволжского от 23.01.07 № А55-3823/2006-10 округов).

Рискованно! Возможны налоговые потери!

Ситуация вторая: организация учла в налоговых расходах затраты на приобретение пакета «люкс» для автомобиля руководителя (обивка салона кожей, установка климат-контроля, встроенного мобильного телефона). Рискованно! Такие затраты налоговики, скорее всего, сочтут неоправданными и откажут в их признании. Но у компании есть аргументы в свою защиту.

Так, первые лица компании зачастую руководят рабочим процессом не только из офиса, но и находясь в дороге. Директору удастся быть «на связи» посредством мобильного телефона или с помощью электронной почты — все эти средства входят в состав сотового оборудования, встраиваемого во многие автомобили с пакетом «люкс». Такой довод может быть достаточным экономическим обоснованием спорных затрат, учитывая, что налоговики в принципе не вправе оценивать их целесообразность (определения Конституционного суда РФ от 04.06.07 № 320-О-П и 366-О-П).

Наличие в автомобиле кожаного салона, приборной панели с деревянными вставками или системы климат-контроля помогает поддерживать имидж компании, что благоприятно сказывается на сотрудничестве с выгодными контрагентами. Главное, чтобы такие затраты подтверждались документами, оформленными надлежащим образом (постановление ФАС Уральского округа от 23.12.08 № Ф09-8529/08-С2).

Рискованно! Возможны налоговые потери!

Ситуация третья: компания оснастила автомобиль бронированными тонированными стеклами и учла эти затраты в составе расходов, уменьшающих прибыль. Рискованно! Налоговики выступают против учета подобных затрат. Но практика показывает, что возможность их учета зависит от аргументов, которые компания приведет в свою защиту. Чаще всего организации указывают, что установка бронированных и тонированных стекол обеспечивает повышенную безопасность как для пассажиров, так и для перевозимых грузов. Например, если деньги в банк отвозит водитель организации на служебном автомобиле.

Отметим, что в отношении тонированных стекол шансы отстоять право на учет расходов не велики. На практике было судебное решение, в котором ФАС Московского округа признал такие затраты обоснованными на основании того, что тонировка стекол предохраняет основные средства от преждевременного износа (постановление от 09.08.05, 08.08.05 № КА-А40/7398-05).

Однако необходимо учитывать, что управление транспортным средством, светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей которого составляет менее 70%, запрещается и влечет наложение административного штрафа в размере 500 руб. (п. 3.1 ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях, Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.09 № 720). Таким образом, ссылаясь на то, что тонировка автомобиля может являться нарушением законодательства, контролеры, вполне вероятно, откажут компании в признании затрат.

Ситуация четвертая: компания установила навигационную систему в автотранспорте, который используется для перевозки опасных грузов, и учла стоимость оборудования в налоговых расходах. Ошибки нет. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.09 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» транспортные средства, предназначенные для перевозки специальных и опасных грузов, в обязательном порядке оснащаются системами навигации. Следовательно, расходы на приобретение и установку такого оборудования признаются экономически обоснованными. При наличии соответствующих документов организация вправе их учесть при налогообложении прибыли в составе расходов на содержание служебного транспорта (п. 1 ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 и подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом независимо от того, какой вид оборудования приобретает компания — встроенное в приборную панель автомобиля или переносное портативное устройство, стоимость навигатора учитывается единовременно. Ведь использование таких приборов не изменяет технические характеристики транспортного средства. А основным средством оно может быть признано далеко не всегда, поскольку стоимость навигационных приборов редко когда составляет более 40 тыс. руб.

Рискованно! Возможны налоговые потери!

Ситуация пятая: организация увеличила первоначальную стоимость автомобиля на стоимость услуг по его окраске в корпоративные цвета и нанесению логотипа. Рискованно! По мнению чиновников, мероприятия по изменению цветовой гаммы автомобиля и нанесению на него логотипа не являются работами по ремонту или модернизации транспортного средства, а относятся к иным мероприятиям рекламного характера (письмо Минфина России от 30.12.05 № 03-03-04/2/148). Соответственно расходы на подобный тюнинг компания должна учитывать в пределах норм — в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Однако этот вывод можно оспорить. Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»). Следовательно, если результатом тюнинга является только лишь изменение цвета автомобиля и логотип не содержит какой-либо контактной информации, носящей рекламный характер, компания сможет учесть спорные расходы в полном объеме в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Однако судебных решений, подтверждающих такое мнение, найти не удалось.

Ошибка! Возможны налоговые потери!

Ситуация шестая: компания заменила неисправный двигатель служебного автомобиля на мотор большей мощности, но транспортный налог по итогам года уплатила в соответствии с прежними данными. Ошибка! На основании пункта 1 статьи 359 НК РФ база по транспортному налогу в отношении автомобилей рассчитывается как мощность двигателя в лошадиных силах. Соответственно увеличение мощности двигателя неизбежно приводит и к увеличению транспортного налога. В данной ситуации алгоритм действий организации следующий.

В первую очередь компания уведомляет о произведенной модернизации органы ГИБДД, которые и вносят изменение в регистрационные документы — паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации (п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств, утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001).

Далее транспортный налог рассчитывается, по сути, дважды — исходя из мощности прежнего двигателя за период с начала года до момента замены и затем исходя из количества лошадиных сил вновь установленного мотора — начиная с месяца установки и до окончания налогового периода (п. 3 ст. 362 НК РФ). Такие выводы можно сделать исходя из положений пункта 31 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ (утв. приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177).

При этом очевидно, что замена двигателя на более мощный агрегат улучшает технические характеристики автомобиля. Поэтому стоимость работ по такой замене организация может учесть при исчислении налога на прибыль через механизм амортизации.

Рискованно! Возможны налоговые потери!

Ситуация седьмая: компания учла при налогообложении прибыли расходы по страхованию дополнительного дорогостоящего оборудования, установленного на служебном автомобиле. Рискованно! Дело в том, что непосредственно расходы на добровольное страхование самих автотранспортных средств контролеры позволяют учесть при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 263 НК РФ (письма Минфина России от 20.02.08 № 03-03-06/1/119, УФНС России по г. Москве от 01.08.07 № 20-12/073169). Однако правомерность учета при налогообложении затрат на страхование дополнительного оборудования, устанавливаемого на автомобиль уже после приобретения, компаниям, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке.

Практика показывает, что шансы на защиту у организации есть. Так, в постановлении от 10.06.08 № 09АП-6099/2008-АК Девятый арбитражный апелляционный суд указал, что застрахованное оборудование является неотъемлемой частью автомобиля (ст. 134 ГК РФ). Отдельное обозначение в договоре страхования дополнительного оборудования связано с тем, что этим активам свойственен повышенный риск хищения. И страховщик «ограничивает свои обязательства определенной суммой в пределах общей страховой суммы». Соответственно затраты компании по добровольному страхованию от ущерба дополнительного оборудования соответствуют критериям расходов на страхование, которые организация вправе учесть при налогообложении на основании статьи 263 НК РФ

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка