Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
20 апреля 2016 16 просмотров

Организация заключила Договор купли-продажи автомобиля с Покупателем №1 (физ.лицо, перекуп) 22.05.2015г., составлен акт приема-передачи без даты. Денежные средства поступили на расчетный счет 19.02.2016г. от Покупателя №1. В ПТС отметка о снятии с учета автомобиля 16.02.2016г. оформлена на имя Покупателя №2 (физ.лицо) и в акте написано, что все средства внесены на дату подписания акта 16.02.2016г.Вопросы:1.Каким документом необходимо отразить взаиморасчеты между Организацией, Покупателем №1 и Покупателем №2?2.Как отразить в учете данную операцию с двумя физ.лицами?3.Перекуп (покупатель 1) наверняка не хотел платить транспортный налог, но в каком периоде надо было отразить реализацию авто компании? Если в 2015 году договор купли-продажи оформлен на перекупа, а только 16.02.2016г. в ПТС стоит отметка на Покупателя 2, т.е. факт передачи другому лицу?

1. Продажу основных средств покупателю №1 оформите типовыми документами или же используйте самостоятельно разработанные формы. В последнем случае главное, чтобы в бланках были все необходимые реквизиты. Какую бы форму Вы не использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить. Если организация использует типовые формы, то оформите форму №ОС-1. По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю. В Вашем случае право собственности переходит при составлении акта и оплаты, т.е. оформить документ нужно в 2016 году. Акты оформляйте в двух экземплярах, один из которых передайте покупателю. В актах требуется сослаться на заключение комиссии. Такую комиссию надо создать в организации для контроля за выбытием основных средств. Участниками комиссии могут быть главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Состав должен утвердить руководитель организации, издав приказ.

2-3. По вопросу отражения в бухучете

В бухучете выбытие имущества отразите проводками:

Дебет 76 Кредит 68 начислен НДС при передаче автомобиля в 2015 году.

В 2016 году:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.

Дебет 62 (76) Кредит 91-1– отражена выручка от реализации основного средства;

Дебет 91 Кредит 76 начислен НДС с выручки;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства»– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства.

По вопросу налогообложения

В 2016 году в налоговом учете при продаже основных средств отразите: доход от реализации; расходы в виде остаточной стоимости основных средств; расходы, связанные с реализацией (например, расходы по обслуживанию и транспортировке проданного имущества).

Основные средства, подлежащие продаже, для целей обложения НДС рассматриваются как товар. С дохода от реализации товаров на территории России заплатите НДС. Моментом определения налоговой базы в данном случае будет день передачи машины, т.е. в 2015 году.

Платить транспортный налог должны организации, предприниматели и граждане, на которых зарегистрированы (должны быть зарегистрированы) транспортные средства. Это означает, что обязанность по уплате транспортного налога возникает сразу после государственной регистрации транспорта и прекращается после его снятия с учета. Т.к. покупатель зарегистрировал автомобиль на третье лицо только в 2016 году, то за 2015 год необходимо уплатить транспортный налог и подать декларацию.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса


1.Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств

<…>

Документальное оформление

Продажу основных средств оформите типовыми документами или же используйте самостоятельно разработанные формы. В последнем случае главное, чтобы в бланках были все необходимые реквизиты. Какую бы форму вы не использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить.

Такой порядок следует из частей 3 и 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Типовые формы актов приема-передачи для продажи основных средств есть разные:

По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю. Обычно по умолчанию это происходит в день отгрузки, если иное не предусмотрено в договоре поставки. Исключение предусмотрено лишь для зданий или сооружений. Акт о приемке таких объектов составляют на дату передачи объекта. При этом неважно, зарегистрированы права собственности на объект или нет.

Составляют акты на основе технической документации на основное средство, а также данных бухучета. Например, обороты по счету 02 «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации.

Акты оформляйте в двух экземплярах, один из которых передайте покупателю. При этом раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Это должен сделать покупатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как поставщиком, так и покупателем.

В актах укажите:
– номер и дату составления;
– полное наименование основного средства согласно технической документации;
– название организации-изготовителя;
– место передачи основного средства;
– заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
– номер амортизационной группы, срок полезного использования основного средства и фактический срок эксплуатации;
– сумму амортизации, начисленную до продажи основного средства, его остаточную стоимость;
– сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
– другие характеристики основного средства.

Все это следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Одновременно с составлением указанных актов внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку или в книгу (предназначена для малых предприятий). Эти документы можно составлять по формам № ОС-6ОС-6а или ОС-6б. Сведения вносите на основании акта о приеме-передаче.

Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, и пунктов 77–81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

В актах требуется сослаться на заключение комиссии. Такую комиссию надо создать в организации для контроля за выбытием основных средств. Участниками комиссии могут быть главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Состав должен утвердить руководитель организации, издав приказ.*

<…>

Бухучет

В бухучете выбытие имущества из состава основных средств отразите на счете 01. Для этого можно открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого счета отразите первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства, по кредиту – сумму амортизации, начисленную за период его эксплуатации:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.*

<…>


При отражении доходов и расходов от продажи основного средства делайте проводки:

Дебет 62 (76) Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС);

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства» (счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»)
– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства (остаточная стоимость основного средства, право собственности на которое подлежит госрегистрации);*

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

2.Как отразить при налогообложении продажу основных средств

<…>

ОСНО: налог на прибыль

В налоговом учете при продаже основных средств отразите:

  • доход от реализации;
  • расходы в виде остаточной стоимости основных средств;
  • расходы, связанные с реализацией (например, расходы по обслуживанию и транспортировке проданного имущества).*

<…>

ОСНО: НДС

Основные средства, подлежащие продаже, для целей обложения НДС рассматриваются как товар (п. 3 ст. 38 НК РФ). С дохода от реализации товаров (работ, услуг) на территории России заплатите НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146п. 1 ст. 154 НК РФ)*

<…>

Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)

<…>

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы по товарам (работам, услугам) в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день их отгрузки (передачи);
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Например, если организация отгрузила покупателю товары (выполнила для заказчика работы, оказала ему услуги), то по этой операции она должна начислить НДС, даже если оплата от покупателя (заказчика) не поступила.*

<…>

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

4.Какие организации должны платить транспортный налог


Платить транспортный налог должны организации, предприниматели и граждане, на которых зарегистрированы (должны быть зарегистрированы) транспортные средства. Это означает, что обязанность по уплате транспортного налога возникает сразу после государственной регистрации транспорта и прекращается после его снятия с учета. Ни отсутствие транспортного средства у владельца (кроме угона), ни характер его фактического использования (простой, консервация, передача по доверенности и т. п.) не освобождает организацию, на которую зарегистрирован транспорт, от уплаты налога. Например, если, не снимая с учета в ГИБДД, организация передала свой автомобиль во временное пользование, она остается плательщиком транспортного налога. И даже если налог заплатит фактический пользователь, организация от этой обязанности не освобождается*

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка