Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 апреля 2016 4 просмотра

Организация предоставляет другой организации автобетононасос в аренду.Какие документы должна оформить организация исполнитель.Достаточно ли путевого листа и акта об оказанных услугах?Как оформить документы, если в путевом листе автобетононасоса закрыто 7,5 часов, а по договору с организацией работу автобетононасоса мы не должны выставлять смену не менее 8 часов?

Да, достаточно. Какие конкретно документы должны подтверждать работу автобетононасоса устанавливается условиями договора. С 2013 года использование унифицированных форм первичных документов не обязательно. Путевой лист и акт оказанных услуг является надлежащим доказательством выполнения услуг при арендных отношениях. Путевой лист подтверждает факт работы техники. А на оказанную услугу составляется акт (ст. 720 ГК РФ).

Если в путевом листе закрыто 7,5 часов, то и в акте оказанных услуг необходимо указать это же количество часов. Ведь первичный документ подтверждает факт хозяйственной жизни (ст. 9 Закона от 06.12.11 г. № 402-ФЗ). Данные в акте указываются на основании путевого листа, который отражает фактическое время работы техники.

Обоснование

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Нужно ли оформлять акт по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг)

Составление акта об оказании услуг (выполнении работ) обязательно, только если такое требование предусмотрено гражданским законодательством или заключенным договором. Такого мнения придерживается Минфин России (письмо от 13 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/750). В свою очередь Гражданский кодекс РФ прямо предписывает составлять акт об оказании услуг (выполнении работ) лишь при выполнении работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). О составлении акта упоминается и в статье 720 Гражданского кодекса РФ, которая распространяется на все виды договора подряда. Однако в ней сказано, что наряду с актом стороны могут составить и другой документ, удостоверяющий приемку.

Акты по гражданско-правовому договору можно составить следующим образом:

В остальных случаях составлять акт не обязательно. Поэтому факт выполнения работ (оказания услуг) для целей бухучета и налогообложения может быть подтвержден иным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Например, для договора перевозки факт оказания услуг подтверждается третьим экземпляром товарно-транспортной накладной. Если перевозка груза на грузовом автомобиле оплачивается заказчиком по повременному тарифу, то документом, подтверждающим факт выполнения услуг по перевозке, помимо товарно-транспортной накладной, является отрывной талон к путевому листу. Факт оказания услуг по договору комиссии подтверждается отчетом комиссионера (ст. 999 ГК РФ). По агентскому договору – отчетом агента (ст. 1008 ГК РФ). По договорам поручения (если это предусмотрено самим договором) – отчетом поверенного (абз. 5 ст. 974 ГК РФ).

Вместе с тем, для признания расходов по договору при налогообложении акт может потребоваться и в случаях, не предусмотренных в гражданском законодательстве. В Налоговом кодексе РФ сказано, что акт нужен организациям, применяющим метод начисления, для признания материальных расходов по договорам на выполнение работ (оказание услуг) производственного характера (подп. п. п. 6 п. 1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 29 декабря 2009 г. № 3-2-09/279.

Главбух советует: в тех случаях, когда составление акта не является обязательным, работы (услуги, права) можно учесть в бухучете и при налогообложении на основании договора (либо иных документов, подтверждающих факт выполнения работы, оказания услуги, отчуждения права) (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Для этого, например, пропишите в договоре следующее условие. Если заказчик по факту оказания услуг, указанного в договоре, не предъявляет претензий к исполнителю, услуга считается оказанной (работы выполненными). При этом в качестве документов, подтверждающих факт оказания услуг, могут, в частности, выступать:

  • договор;
  • счет на оплату;
  • платежные документы.

Подтверждает данный подход Минфин России в письмах от 4 мая 2012 г. № 03-03-06/1/226 и от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/778.

Вместе с тем, это не касается работ (услуг), по которым приемка в обязательном порядке должна оформляться отдельным документом. Например, по строительному подряду, по которому акт обязателен (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

Из статьи Путеводителя по вопросам учета и налогообложения в строительстве

1.21. Привлечение субподрядчика

Организация-подрядчик для выполнения работ строительными машинами привлекла субподрядчика, поскольку своих у нее нет. Какие документы должен представить субподрядчик? У организации есть в наличии формы № КС-2, № КС-3, счет-фактура и расчет стоимости эксплуатации строительных машин, где перечислены наименование машин, количество рейсов и их стоимость. Должен ли субподрядчик сдавать путевые листы и справку по форме № ЭСМ-7? Подготовили документы непосредственно заказчику, они оформлены с учетом наценки.
Заказчик просит представить путевой лист на одну из спецмашин, хотя их всего пять было, и на каждую – справку № ЭСМ-7. Обязана ли организация составлять данные справки по арендуемой и по собственной технике?

Все зависит от предмета договора. Так, если предмет договора – выполнение работ с применением строительных машин, а результат работ измеряется в физических величинах (кубических метрах грунта, километрах пути и т. д.), то принять работы можно по акту приемки без оформления документов на работу строительных машин. Если же предмет договора – оказание услуг с применением строительных машин, а результат, который оплачивается, – время работы этих машин, то без подтверждения фактического времени работы этой техники не обойтись. Какие конкретно документы должны подтверждать работу техники, устанавливается условиями договора. С 2013 года использование унифицированных форм первичных документов не обязательно. Поэтому стороны вправе договориться о любом, достаточном для подтверждения, документообороте. В том числе могут применяться и справки № ЭСМ-7, и путевые листы, и сменные рапорты и любые иные документы. Важно, чтобы это было условием договоренности сторон.

БСС «Система Главбух» 2015

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка