Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
21 апреля 2016 27 просмотров

Налоговая прислала требование, в котором проводит анализ декларации по НДС начиная с 2005 года по 2015 год и пишет, что за этот период установлено превышение налоговых вычетов в виде сумм налога, исчисленных с сумм оплаты (частичной оплаты) подлежащих вычету с даты отгрузки соответствующих товаров над суммами налога, исчисленного с сумм оплаты (частичной оплаты). Просит дать пояснения и указать данные, если это расхождение связано с более ранними периодами. Последние три года, т.е. 2013, 2014, 2015 декларации по НДС нулевые. Фирма убыточная, убыток был в 2009, 2010 году и сейчас он зачитывается по налогу на прибыль.Имеет ли право налоговая выставлять требование дать пояснение за такой период, т. е. с 2005г и ранее?

налоговый орган может требовать у организации документы, а также письменные и устные пояснения в рамках какой-либо налоговой проверки. При отсутствии камеральной, выездной проверки или встречной проверки контрагента, в рамках проверки контролируемых сделок или относительно конкретной сделки, ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика какие – либо пояснения или документы – и за текущий год, и за более ранние периоды, в том числе и 11-ней давности.

При этом имеется судебная практика (постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 г. по делу г. № А68-13557/09), которая базируется на том, что любое требование налогового органа должно быть обоснованным, а если налогоплательщику направлено необоснованное требование, то оно в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ может не выполняться. Требование же, заявленное вне рамок налоговой проверки, обоснованным быть не может.

Таким образом, требовать пояснения, если ни камеральной, ни выездной проверки в отношении организации не проводится, инспекция не вправе.

При этом если ИФНС нужны письменные пояснения при камеральной проверке, налогоплательщику направляется требование с указанием конкретных ошибок, допущенных им в декларации. При отсутствии указания на ошибки требование является необоснованным, и его можно не исполнять.

Поэтому при отказе предоставить требуемые пояснения ИФНС организация, вероятно, сумеет оспорить решение налогового органа о привлечении к ответственности. Если же налогоплательщик не готов спорить с налоговым органом, запрос ИФНС о представлении пояснений следует исполнить, если есть такая возможность.

Но ее может не быть, если документов и отчетов за 2005-2011 г. не сохранилось. Организации и предприниматели обязаны хранить бухгалтерские и налоговые документы до 5-ти лет, после чего их можно уничтожить. Поэтому у организации может не быть возможности предоставить пояснения ИФНС, ведь деклараций и первичных документов может не быть – тогда налоговый орган нужно предупредить об этом.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).*

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию* или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2012 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке

Порядок подачи документов по требованию проверяющих в рамках камеральной проверки отличается от порядка подачи письменных и устных пояснений, запрошенных инспекцией в рамках указанной проверки.

<…>

Способы подачи документов

Документы, которые инспекция вправе потребовать в ходе камеральной проверки, организация может:

  • направить в адрес инспекции по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит камеральную проверку, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Это следует из положений пункта 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Порядок представления истребуемых документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Также разработаны электронные форматы отдельных документов, которые могут быть использованы организациями как в хозяйственной деятельности, так и при представлении документов по требованию инспекции в электронном виде. В частности, приказами от 30 ноября 2015 г. № ММВ-7-10/551 и № ММВ-7-10/552 ФНС России утвердила электронные форматы:
– документа о передаче товаров (ТОРГ-12);
– акта о выполнении работ (оказании услуг).

Документы считаются поступившими в налоговую инспекцию в момент, когда организация получит от нее электронную квитанцию о приеме (п. 12–13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168).

Главбух советует: Если документы, которые затребовала инспекция, представляются на бумажных носителях, передавайте их по описи (акту), составленной в двух экземплярах.

В описи (акте) перечислите все передаваемые в инспекцию документы с указанием их реквизитов и количества листов в них. Дополнительно укажите, что именно вы передаете: копии или подлинники документов.

Один экземпляр описи (акта) приложите к передаваемым в инспекцию документам. Второй экземпляр со штампом инспекции (почтового отделения) и датой получения документов инспекцией (почтовым отделением) храните у себя. Если возникнут споры (например, в случае утери документов или несоблюдения сроков их представления), то опись (акт) с отметкой налоговой инспекции (почтового отделения) будет доказательством полного и своевременного представления документов по требованию.

Нарушения при предъявлении требования

Если требование о представлении документов налоговая инспекции выставила с нарушением налогового законодательства, то организация может не исполнять его. Так, например, ей не грозит ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление документов по требованию, если требование:

Ситуация: должна ли налоговая инспекция возмещать организации расходы по изготовлению и доставке документов. В ходе камеральной проверки инспекция выставила в адрес организации требование о представлении документов

Нет, не должна.

Налоговая инспекция должна возмещать только те расходы, которые организация несет в связи с неправомерными действиями инспекции (п. 24 ст. 103 НК РФ). В рамках камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации ряд документов (ст. 88 НК РФ). Поскольку в истребовании документов в рамках камеральной проверки нет ничего противоправного, то возмещать организации расходы на изготовление и доставку указанных документов инспекция не должна.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 мая 2012 г. № 03-02-07/1-116.

<…>

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке

Порядок подачи документов по требованию проверяющих в рамках камеральной проверки отличается от порядка подачи письменных и устных пояснений, запрошенных инспекцией в рамках указанной проверки.

Форма подачи документов

Документы, которые инспекция вправе потребовать в ходе камеральной проверки, организация должна представить:

Об этом сказано в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию в рамках камеральной налоговой проверки. Вместо запрошенных копий организация подала подлинники документов

Нет, не может.

Если организация передала в инспекцию подлинники вместо копий, нельзя считать, что она не представила документы. Следовательно, привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию в рассматриваемой ситуации инспекция не может. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например,определение ВАС РФ от 25 апреля 2008 г. № 5565/08, постановления ФАС Уральского округа от 4 февраля 2008 г. № Ф09-107/08-С3Волго-Вятского округа от 17 октября 2006 г. № А82-17975/2005-28Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А19-4554/05-44-45-Ф02-1680/06-С1).

Вместе с тем, документы, которые инспекция вправе потребовать в ходе камеральной проверки, организация по общему правилу должна подать в виде заверенных копий. Заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка нескольких копий (письмо ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459). Если же документ многостраничный (например, устав или договор), можно не заверять каждый его лист, а заверить подшивку документа в целом. При этом подшивка многостраничного документа должна быть надежной, иметь нумерацию и обеспечивать возможность свободного чтения и копирования отдельных листов. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-02-РЗ/39142.

Только в некоторых случаях по соответствующему требованию проверяющих организация обязана передать подлинники указанных документов. Об этом говорится в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ. За непредставление (несвоевременное представление) документов по требованию инспекция может привлечь организацию к ответственности (ст. 126 НК РФ).

Однако официальная точка зрения по этому вопросу контролирующими ведомствами не высказывалась.

<…>

Срок подачи

Документы, которые инспекция вправе запросить в ходе камеральной проверки, организация должна представить в инспекцию в течение 10 рабочих дней со дня получения требования об их представлении (абз. 1 п. 3 ст. 93п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Инспекция может направить требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае определение 10-дневного срока, отведенного на подготовку и подачу документов, имеет некоторые особенности.

Организации, которые обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, отсчитывают 10-дневный срок со следующего дня после получения электронного требования из инспекции. При этом не позднее чем на шестой рабочий день после отправки требования инспекцией организация должна подтвердить получение требования электронной квитанцией о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Пропуск шестидневного срока, установленного для отправки квитанции, может повлечь за собой серьезные последствия. В течение 10 рабочих дней после того, как шестидневный срок истечет, если квитанция не будет отправлена, инспекция вправе заблокировать банковский счет организации (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Организации, которые не обязаны сдавать налоговую отчетность по ТКС, могут не реагировать на поступление требований в электронном формате. Не получив от организации электронной квитанции о приеме требования, инспекция направит требование на бумажном носителе. Это следует из положений пунктов 1516 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. В этом случае 10-дневный срок, отведенный на представление документов, нужно отсчитывать со следующего дня после поступления бумажного требования. При этом если инспекция отправила бумажное требование по почте, датой его поступления в организацию считается шестой день с момента отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

<…>

Внимание: Неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов является правонарушением (ст. 106 НК РФст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ составляет 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ. Если в течение 12 месяцев организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа увеличится вдвое и составит 400 руб. (200 руб. х 2) за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ (п. 23ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Ситуация: можно ли подавать документы, затребованные инспекцией, по частям

Да, можно.

В пределах установленного срока подавать документы в инспекцию не обязательно сразу одной пачкой (одним файлом), можно и частями (несколькими файлами). Налоговое законодательство никаких ограничений по этому поводу не содержит. Впункте 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ сказано лишь, что представить документы нужно в течение 10 рабочих дней (20 рабочих дней – для консолидированной группы). А как это делать – в полном объеме сразу или по частям – налогоплательщик вправе решать сам. Главное, чтобы последняя часть документов поступила в инспекцию до того, как истечет срок.

Если не успеваете исполнить требование о представлении документов частично,нужно обратиться в инспекцию и получить отсрочку.

Продление срока

Если организации заранее известно, что она не успеет представить истребуемые документы в 10-дневный срок (например, по причине большого количества документов, запрошенных инспекцией), то она может обратиться с просьбой о его продлении. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, организации следует направить в инспекцию письменное уведомление о причинах, по которым она не успевает передать документы в общеустановленный срок. Помимо причин, в уведомлении нужно указать конкретный срок, в который организация сумеет исполнить требование. Об этом говорится вабзаце 2 пункта 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

На основе такого уведомления руководитель инспекции (его заместитель) может продлить срок представления документов или отказать в продлении, о чем вынесет отдельное решение. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. Решение должно быть принято в течение двух рабочих дней со дня получения инспекцией уведомления от организации. Это следует из совокупности положений абзаца 3 пункта 3 статьи 93 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Решение о продлении срока представления документов (отказе в продлении) может быть передано в организацию по телекоммуникационным каналам связи в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Главбух советует: инспекция может не удовлетворить просьбу организации о продлении срока представления документов (ответить отказом или проигнорировать ее). Если впоследствии инспекция привлечет организацию к ответственности за несвоевременное представление документов, то организация сможет существенно снизить размер штрафа, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ (не менее чем в два раза).

<…>

Способы подачи документов

Документы, которые инспекция вправе потребовать в ходе камеральной проверки, организация может:

  • направить в адрес инспекции по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит камеральную проверку, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Это следует из положений пункта 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Порядок представления истребуемых документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Также разработаны электронные форматы отдельных документов, которые могут быть использованы организациями как в хозяйственной деятельности, так и при представлении документов по требованию инспекции в электронном виде. В частности, приказом ФНС России от 21 марта 2012 г. № ММВ-7-6/172утверждены рекомендованные форматы накладной по форме № ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг).

Документы считаются поступившими в налоговую инспекцию в момент, когда организация получит от нее электронную квитанцию о приеме (п. 12–13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168).

Главбух советует: Если документы, которые затребовала инспекция, представляются на бумажных носителях, передавайте их по описи (акту), составленной в двух экземплярах.

В описи (акте) перечислите все передаваемые в инспекцию документы с указанием их реквизитов и количества листов в них. Дополнительно укажите, что именно вы передаете: копии или подлинники документов.

Один экземпляр описи (акта) приложите к передаваемым в инспекцию документам. Второй экземпляр со штампом инспекции (почтового отделения) и датой получения документов инспекцией (почтовым отделением) храните у себя. Если возникнут споры (например, в случае утери документов или несоблюдения сроков их представления), то опись (акт) с отметкой налоговой инспекции (почтового отделения) будет доказательством полного и своевременного представления документов по требованию.

Нарушения при предъявлении требования

Если требование о представлении документов налоговая инспекции выставила с нарушением налогового законодательства, то организация может не исполнять его. Так, например, ей не грозит ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление документов по требованию, если требование:

Пояснения организации

Письменные пояснения, которые налоговая инспекция вправе запросить в ходе камеральной проверки при обнаружении ошибок и (или) противоречий, организация может подать в произвольной форме. Пояснения по отдельным декларациям рекомендуется подавать на бланках, разработанных налоговой службой. В частности, образец ответа на требование о представлении пояснений по декларации по НДС рекомендован письмом ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705.

К пояснениям организация вправе приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также другие подтверждающие документы по своему усмотрению. Это следует из пункта 4статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Представлять к пояснениям дополнительные документы, которые потребовала сама инспекция, организация не обязана. Такое требование со стороны инспекции неправомерно.

Представить запрошенные пояснения в инспекцию организации следует в течение пяти рабочих дней:

  • со дня получения от инспекции сообщения о выявленных ошибках и (или) неточностях, в котором содержится требование представить пояснения или внести изменения;
  • со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений в связи с уменьшением суммы налога к уплате в бюджет по результатам проверки уточненной декларации (расчета);
  • со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений, обосновывающих сумму полученного убытка, заявленного в декларации (расчете) за налоговый (отчетный период);
  • со дня получения от инспекции требования представить пояснения и документы, связанные с участием в региональном инвестиционном проекте;
  • со дня получения налоговым агентом от инспекции требования представить документы, подтверждающие правильность удержания налога на прибыль по ценным бумагам.

Такой порядок следует из пункта 3 статьи 88, пункта 6 статьи 6.1, пункта 1 статьи 214.8 Налогового кодекса РФ.

Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения указанного сообщения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

<…>

Из ситуации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

В течение какого срока организация обязана хранить бухгалтерские (налоговые) документы

Храните документы в течение срока, установленного законодательством, но не менее пяти лет.

Сроки хранения первичных документов установлены в Налоговом кодексе РФЗаконе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, а также в перечне, утвержденном приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558.

В статье 23 Налогового кодекса РФ говорится, что документы, необходимые для целей расчета налогов (в т. ч. бухгалтерские документы), организация должна хранить в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Это требование относится ко всем документам бухгалтерского и налогового учета, необходимым для исчисления и уплаты налогов, в том числе и к документам электронных систем документооборота между банком и клиентами (в частности, системы «Клиент-Банк»). Соблюдать указанный срок организация обязана, если другие сроки не установлены законодательством. Аналогичные выводы подтверждаются письмом Минфина России от 30 марта 2012 г. № 03-11-11/104.

Вместе с тем, вчасти 1 статьи 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ сказано, что первичные учетные документы, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, а также аудиторские заключения о ней нужно хранить в течение того периода, который установлен правилами архивного дела. Но не менее пяти лет. Сроки же хранения типовых архивных документов определены в перечне, утвержденном приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558.

Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 22 июля 2013 г. № 03-02-07/2/28610(доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-3/14759).

Таким образом, чтобы не быть наказанными за нарушение правил, установленных Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, храните налоговые декларации, расчеты, регистры и другие документы как минимум пять лет. Дольше – лишь те, для которых законодательством установлен больший срок.

Упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков строгой отчетности (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, храните не менее пяти лет. После того как закончится этот срок и пройдет хотя бы один месяц со дня последней инвентаризации, копии использованных бланков можно уничтожить на основании акта об их списании. Такие правила установлены в пункте 19 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Ситуации, когда стоит назначить особые сроки для хранения подтверждающей первички, названы в таблице.

Вид документов Срок хранения Где об этом сказано
Документы, связанные с приобретенным амортизируемым имуществом (договор покупки, акт приема-передачи) Четыре года после того отчетного периода, в котором имущество списали с баланса или продали Подпункт 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ,письмо Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/270
Первичка за годы, в которых организация получила убыток в налоговом учете, в том числе от реализации имущества В течение всего периода, пока учитываете убыток при расчете налога на прибыль Пункт 4 статьи 283 Налогового кодекса РФ,письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-03-06/1/278
Документы, необходимые для списания безнадежной дебиторской задолженности (договоры с контрагентами, письма, платежки) Четыре года после того периода, в котором долг контрагента признали безнадежным. При этом срок хранения продлевается, если срок давности по обязательству прерывался и начал течь заново Подпункт 8 пункта 1 статьи 23, подпункт 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ, статья 203Гражданского кодекса РФ 

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка