Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 апреля 2016 27 просмотров

Абонент в течение года оплачивал текущее потребление теплоэнергии, задолженность предыдущего периода не оплачена. Теперь, спустя год, он написал письмо с просьбой считать все оплаты по текущим платежам оплатой за предыдущий период. Существует ли нормативный срок уточнения назначения платежа? 3,5, 30 дней? Если существует, очень нужна ссылка на нормативную базу. Еще одно уточнение, мы подали на контрагента в суд за долг предыдущего периода, и ему выгодно сейчас изменить назначение платежа.

Нормативный срок для уточнения назначения платежа не установлен. Если со дня проведения платежа прошел значительный срок, есть риск, что налоговики или суд признают новое назначение платежа недействительным. То есть посчитают, что деньги были перечислены именно на том основании, которое было указано первоначально. Неясно, какой срок считается разумным для исправления ошибки в исполненной платежке. В каждом споре все индивидуально. Некоторые решают, что спустя два с половиной месяца уточнять платеж уже поздно (постановление ФАС Центрального округа от 3 марта 2011 г. по делу № А09-5609/2010).

При этом изменение назначения платежа нужно согласовать с получателем.

Многие суды поддерживают инспекторов, если плательщик изменил назначение платежа без согласования с получателем. То есть признают, что действительным является первоначальное назначение платежа (постановления Арбитражного суда Московского от 24.06.15 № Ф05-5722/2014 и Поволжского от 24.03.15 № Ф06-20843/2013, Ф06-21795/2013 округов, ФАС Центрального от 23.01.14 № А08-6384/2012 и от 03.03.11 № А09-5609/2010Уральского от 23.06.11 № Ф09-3549/11-С1округов).

Обоснование

Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера» № 2, февраль 2016

Письмо, которое изменит назначение платежа и исключит претензии контролеров

<…>

Как исправить назначение платежа

Если ошибка в назначении платежа грозит налоговыми неприятностями, исправьте платежку. Даже если банк уже провел ее (см. схему ниже. – Примеч. ред.).

Как изменить назначение платежа*

Но прежде чем обратиться в банк, согласуйте изменения с контрагентом. Для этого можете обменяться письмами. Алгоритм такой. Компания, которая первой обнаружит ошибку, пишет контрагенту и предлагает верный вариант. Контрагент в ответном письме соглашается с правками.* Не хотите обмениваться письмами? Составьте соглашение об изменении назначения платежа.

Когда изменения согласованы, письмо с просьбой уточнить платеж пишет и передает в свой банк плательщик. Причем именно он. Получатель инициировать уточнение не может. Об этом же говорят и судьи в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2015 г. № Ф07-6079/2015Волго-Вятского округа от 27 марта 2015 г. № Ф01-654/2015. Дело в том, что предъявляет платежку в банк плательщик. Деньги – это его собственность. Только он вправе распоряжаться ими.

В письме банку компания сообщает, какую платежку исправить. Для этого она описывает реквизиты поручения. А потом пишет ошибочное назначение платежа и то, которое надо считать верным (см. образец ниже. – Примеч. ред.).* Подпишут письмо со стороны организации те сотрудники, которые ставили визу на платежке. Как правило, это директор и главный бухгалтер. К письму приложите копии платежки и письмо-согласие от получателя.

Скачать образец >>

Письмо плательщик составляет в четырех экземплярах: для себя и своего банка, для получателя и его банка.

На практике многие компании не уведомляют банки об изменениях и ограничиваются письмами между собой. Но это небезопасно. Если на письмах есть отметка банка, возрастают шансы оспорить возможные претензии налоговиков.*

ВОПРОС УЧАСТНИКА

– Я так и поступила недавно – написала письмо в банк, чтобы там скорректировали назначение платежа. Сама повезла документ в банк, но письмо не приняли. Директор филиала уверяла, что достаточно обменяться письмами с контрагентом. Участие банков не нужно. Права ли она?
– Центробанк не урегулировал вопрос о том, обязаны банки менять назначение в исполненной платежке или нет. Тут кредитные учреждения поступают на свое усмотрение: одни соглашаются вносить правки, другие – нет. С одной стороны, у банков есть такая возможность. С другой – делать это они не обязаны.
Если банк отказался принимать письмо с просьбой уточнить платеж, могу посоветовать следующее: отправьте письмо по почте с описью вложения. Так у вас на руках будет документ, подтверждающий, что вы предупредили банк об изменениях.

Если вы обнаружили ошибку в назначении платежа, не тяните с исправлением. Со временем возрастает риск, что налоговики признают новое назначение платежа недействительным. Мнение судей противоречиво. Некоторые решают, что спустя два с половиной месяца уточнять платеж уже поздно (постановление ФАС Центрального округа от 3 марта 2011 г. по делу № А09-5609/2010).*

<…>

Из статьи «Российский налоговый курьер» № 19, октябрь 2015

Письмо в банк поможет изменить назначение исполненного платежа и не потерять на налогах

<…>

3. Безопаснее не затягивать с исправлением назначения платежа

Ошибку в назначении платежа целесообразно исправить как можно быстрее. Если со дня проведения платежа прошел значительный срок, есть риск, что налоговики или суд признают новое назначение платежа недействительным. То есть посчитают, что деньги были перечислены именно на том основании, которое было указано первоначально. А уточненное назначение платежа не примут во внимание.

Непонятно, какой срок считается разумным для исправления ошибки в исполненной платежке. В каждом споре все индивидуально.* Есть примеры, когда суд признал необоснованным уточнение платежа по истечении следующих сроков со дня совершения банковской операции:

—двух лет (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.15 № Ф06-20843/2013, Ф06-21795/2013ФАС Московского округа от 24.10.05 № КГ-А40/10239-05-П и Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.10 № А28-5541/2010-179/22);
— одного года (постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.15 № А11-9168/2014 и Второго арбитражного апелляционного суда от 19.02.13 № А82-8699/2012);
— девяти месяцев (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.15 № Ф04-8740/2014);
— шести месяцев (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.12.12 № А66-747/2011 и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.14 № А12-23638/2014);
— пяти месяцев (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.10 № А46-19197/2009);
— двух с половиной месяцев (постановление ФАС Центрального округа от 03.03.11 № А09-5609/2010).

Поэтому безопаснее корректировать назначение платежа в течение одного — двух месяцев со дня списания денег с расчетного счета.

<…>

5. Безопаснее согласовать с получателем новое назначение платежа*

На этом настаивают большинство судов (постановления Арбитражного суда Северо-Западного от 04.08.15 № Ф07-6079/2015 и от 27.07.15 № Ф07-4213/2015Северо-Кавказского от 31.03.15 № Ф08-1113/2015 округов и Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.13 № 15АП-12041/2013). Тогда у налоговиков меньше шансов оспорить измененное назначение платежа.

Многие суды поддерживают инспекторов, если плательщик изменил назначение платежа без согласования с получателем. То есть признают, что действительным является первоначальное назначение платежа (постановления Арбитражного суда Московского от 24.06.15 № Ф05-5722/2014 и Поволжского от 24.03.15 № Ф06-20843/2013, Ф06-21795/2013 округов, ФАС Центрального от 23.01.14 № А08-6384/2012 и от 03.03.11 № А09-5609/2010Уральского от 23.06.11 № Ф09-3549/11-С1округов).*

Новое назначение платежа можно согласовать с получателем одним из следующих способов:

— путем обмена письмами. Сначала плательщик уведомляет получателя об ошибке в назначении платежа и предлагает правильную формулировку. Получатель в ответ на это уведомление направляет плательщику письмо, в котором подтверждает согласие на изменение назначения платежа;
— отдельным соглашением между плательщиком и получателем.

Соответствующий документ — ответное письмо получателя платежа или соглашение сторон — целесообразно приложить к письму, которое плательщик направляет в банк.

Согласование не потребуется, если в договоре с контрагентом прописано, что плательщик вправе в одностороннем порядке изменять назначение платежа (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.11 № А82-1485/2010). В этом случае к письму в банк безопаснее приложить копию договора или выписку из него.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка