Журнал, справочная система и сервисы
13 апреля 2016 5 просмотров

Занимаемся производством продукции, которая подлежит обязательной сертификации.Сертификацию проводит аккредитованная организация и выполняет следующие работы (по разным договорам):-сертификация продукции -выдается сертификат сроком на 5 лет,-проведение сертификационных испытаний -акт выполненных работ и протокол к нему, указан период проведения испытаний,-проведение инспекционного контроля (акт выполненных работ).Надо ли нам в налоговом учете распределять все вышеназванные расходы на 5 лет- на срок действия сертификатов или можно учесть сразу?Может быть следует распределять только услуги по сертификации, а испытания и контроль признавать единовременно? Или это звенья одного процесса и их следует объединить распределить на 5 лет?

Все затраты, поименованные в тексте вопроса относятся к расходам на сертификацию. Следует учесть, что такие расходы можно не распределять и учесть единовременно в бухгалтерском и налоговом учете.

Обоснование

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на проведение добровольной сертификации продукции

Да, можно.

Затраты на проведение как добровольной, так и обязательной сертификации продукции включаются в состав прочих расходов (подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-03-06/1/8186.

При этом экспертизу организация должна проводить в порядке, предусмотренном Законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. Сертификация проводится для подтверждения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и реализации техническим регламентам и стандартам. Кроме того, сертификация нужна для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (ст. 18 Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ). При этом между организацией и органом по сертификации заключается договор (ст. 21 Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ).

Расходы на проведение сертификации являются косвенными. Поэтому при расчете налога на прибыль их следует признавать единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата получения сертификата. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28 марта 2014 г. № 03-03-РЗ/13719. Положения письма позволяют сделать вывод, что единовременный способ признания расходов применяется всегда – независимо от срока, на который организации выдан сертификат.*

Следует отметить, что раньше финансовое ведомство придерживалось другой позиции. В письмах Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-03-06/1/8186 и от 25 мая 2011 г. № 03-03-06/1/307 говорилось, что расходы, связанные с проведением сертификации, нужно признавать равномерно в течение срока действия сертификата. Такую точку зрения представители Минфина России обосновывали положениями пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Однако с выходом письма Минфина России от 28 марта 2014 г. № 03-03-РЗ/13719 прежние разъяснения представляются неактуальными.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднородна. Есть примеры судебных решений в пользу равномерного распределения расходов в течение срока действия сертификата (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 марта 2006 г. № А56-14268/2005 и Поволжского округа от 26 июля 2005 г. № А72-6739/04-7/50). Однако в последнее время судьи все чаще признают правомерность единовременного списания расходов на сертификацию. В частности, такая позиция отражена в определении ВАС РФ от 19 февраля 2009 г. № ВАС-15494/08, постановлениях ФАС Центрального округа от 15 февраля 2012 г. № А35-1939/2010, Поволжского округа от 18 июля 2011 г. № А65-20361/2010, Уральского округа от 4 августа 2008 г. № Ф09-3096/08-С3, от 19 января 2006 г. № Ф09-6174/05-С7. Судьи отмечают, что договоры о проведении сертификации не обусловлены получением доходов в течение нескольких периодов. А значит, положения абзаца 3 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ в таких ситуациях неприменимы. Затраты на получение сертификата признаются косвенными и в полной сумме относятся к расходам текущего периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). С учетом складывающейся арбитражной практики у организаций, которые списывают такие затраты единовременно, есть высокие шансы отстоять свою позицию в суде.

В любом случае расходы на проведение добровольной сертификации продукции должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на проведение сертификации*

В сентябре 2014 года ООО «Альфа» провело добровольную сертификацию. Цель – повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Срок действия сертификата – с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года.

Расходы на проведение сертификации составили 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).

Стоимость готовой продукции, переданной для сертификации в качестве образца, – 2000 руб.

В бухучете затраты на сертификацию продукции относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и признаются равномерно в течение срока действия сертификата.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 60 Кредит 51
– 17 700 руб. – оплачены работы по добровольной сертификации продукции;

Дебет 97 Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражена стоимость работ по сертификации продукции в составе расходов будущих периодов;

Дебет 19 Кредит 60
– 2700 руб. – учтен НДС по расходам на добровольную сертификацию продукции;

Дебет 97 Кредит 43
– 2000 руб. – списана стоимость образцов продукции, переданных на экспертизу;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2700 руб. – принят к вычету НДС.

Ежемесячно начиная с сентября 2014 года по 31 августа 2015 года бухгалтер организации делает проводку:

Дебет 20 Кредит 97
– 1417 руб. ((15 000 руб. + 2000 руб.) : 12 мес.) – списаны затраты на проведение добровольной сертификации продукции.

В налоговом учете бухгалтер единовременно учел расходы на сертификацию в сентябре. Поэтому возникла временная налогооблагаемая разница, с которой бухгалтер рассчитал отложенное налоговое обязательство:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
– 3117 руб. ((17 000 руб. – 1417 руб.) х 20%) – учтено отложенное налоговое обязательство с разницы между затратами на сертификацию, отраженными в бухгалтерском и налоговом учете.

Из статьи Журнала «Учет в сельском хозяйстве», № 6, июнь 2014

Расходы на сертификацию продукции можно признать

<…>

Виды сертификации

Основные принципы и формы подтверждения соответствия продукции установленным требованиям прописаны в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ). Сертификация – одна из таких форм.

При этом она может быть добровольной и обязательной.

Заметим, что список продукции, для которой сертификация обязательна, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982.

Перечень расходов на сертификацию*

Как правило, сертификацию продукции проводит производитель.

В затратах на сертификацию может учитываться стоимость:*

  • работ, проводимых органом по сертификации продукции;
  • образцов, отобранных для сертификационных испытаний;
  • испытаний продукции в аккредитованной лаборатории;
  • анализа состояния производства;
  • сертификации производства или сертификации системы качества;
  • проверок, проводимых в рамках инспекционного контроля на предмет соответствия продукции требованиям нормативных документов;
  • проверок, проводимых в рамках инспекционного контроля за соответствием сертифицированной системы качества требованиям нормативных документов;
  • работ по рассмотрению заявления-декларации;
  • расходов на упаковку, хранение, утилизацию, погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку образцов к месту испытаний.

Налоговый учет расходов

Поскольку затраты на сертификацию могут быть достаточно большими, то, разумеется, их хотелось бы учесть при налогообложении.

<…>

Налог на прибыль*

Налоговый кодекс РФ разрешает учитывать расходы на сертификацию продукции и услуг и в целях налогообложения прибыли – подпункт 2 пункта 1 статьи 264.

Сразу скажем, что при этом разницы между проведением добровольной или обязательной сертификации нет. Об этом говорится, например, в письмах Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-03-06/1/8186, от 25 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/137. Подтверждают такой подход и судьи (постановление ФАС Московского округа от 23 августа 2010 г. № КА-А40/7785-10).

Гораздо сложнее обстоит дело с моментом признания этих затрат.

В письме Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-03-06/1/8186 указано: затраты на обязательную и добровольную сертификацию продукции и услуг включаются в состав расходов для целей налога на прибыль в течение срока, на который выдан сертификат.

Такое же мнение выражено в письме УФНС России по г. Москве от 31 декабря 2010 г. № 16-15/138412@.

Однако в письме от 28 марта 2014 г. № 03-03-РЗ/13719 Минфин России изменил свою точку зрения. При этом чиновники привели следующие аргументы.

В статье 272 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном или налоговом периоде, к которому они относятся (факт их оплаты значения не имеет). Причем если организация будет получать доходы несколько периодов, то она должна распределять доходы и расходы по таким сделкам равномерно.

Как указано в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ, затраты на оплату услуг сторонним организациям учитываются или на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или на дату предъявления предприятию документов, служащих основанием для расчетов, или на последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, затраты на сертификацию продукции могут быть единовременно включены в состав прочих расходов на дату предъявления компании расчетных документов.

Почему финансисты изменили свою точку зрения? Может быть, на них повлияла судебная практика…

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка