Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как уже в следующем месяце изменится налог на прибыль

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 апреля 2016 7 просмотров

Вопрос в отношении работ, выполненных в рамках гарантийных обязательств муниципального договора. Договор на строительство объекта был закрыт в 2014 году как исполненный. В 2015 году в рамках гарантийных обязательств были устранены аварийные ситуации на объекте (порыв системы горячего водоснабжения). Работы выполнялись сторонними специализированными организациями. Все работы были приняты к учету и оплачены. В бухгалтерском учете работы были отражены как внереализационные расходы на счет 91.02, в налоговом учете работы были отнесены как расходы прошлых периодов, выявленных в отчетном периоде. Резервы по гарантийным обязательствам не создаются. Как в налоговой декларации отразить эти работы? По какой строке приложения №2 листа 02? Можем ли мы принять все расходы по устранению аварийной ситуации в рамках гарантийных обязательств или они ограничены п.1 ст.54 (перерасчет налоговой базы)? Можно ли данные работы указать по строке 300 не отражая в строке 301 приложения 2 к листу 02. и учесть всю сумму затрат как внереализационные расходы?

В случаях, когда работа выполнена подрядчиком некачественно и результат работы является непригодным для предусмотренного в договоре использования, заказчик вправе (если иное не установлено законом или договором) по своему выбору потребовать от подрядчика либо безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены (ст. 723 Гражданского кодекса РФ). Для целей налогообложения прибыли расходы на гарантийный ремонт включаются в состав прочих расходов на основании подп. 9 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ с учетом ст. 267 в сумме фактических затрат при выполнении условий ст. 252 НК РФ. Расходы принимаются на дату получения документов от специализированных организаций (ст. 272 НК РФ).

Сумма прочих расходов, связанных с производством и реализацией отражается в декларации по налогу на прибыль по строке 040 приложения № 2 листа 02 в полном объеме, которые организация понесла для устранения недостатков на объекте.

Обоснование

1. Из рекомендации Как отразить в бухучете и при налогообложении гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и продукции (работ)


Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль организация может учитывать расходы на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) двумя способами:

Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 267 НК РФ). Если способы учета расходов на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) в бухгалтерском и налоговом учете различаются, у организации возникнут временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02).

Если организация не создает резерв на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание), возникающие затраты включайте в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, то расходы на гарантийный ремонт, выполняемый собственными силами, признаются в том отчетном периоде, когда они были произведены, независимо от факта оплаты (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ). Если гарантийный ремонт осуществляется силами сторонней организации, то расходы отразите на дату оформления документов, подтверждающих факт выполнения работ (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то фактические расходы на проведение гарантийного ремонта (как собственными силами, так и с привлечением сервисных центров) признаются только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). В связи с этим в бухучете могут возникнуть временные разницы и отложенные налоговые активы (п. 14 ПБУ 18/02), которые будут погашаться по мере оплаты расходов.

2. Из рекоменадции Как застройщику на общей системе отразить в учете расходы на гарантийный ремонт квартиры по договору долевого участия. Претензию предъявил дольщик, недостатки устраняет застройщик подрядным способом

Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В бухучете затраты на гарантийный ремонт учтите в составе расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете – в составе прочих расходов, если впоследствии подрядчик компенсирует расходы. При этом сумму полученной компенсации в бухучете включите в прочие доходы, в налоговом учете – во внереализационные доходы. Если застройщик не потребует от подрядчика компенсации расходов, в налоговом учете признать расходы на ремонт нельзя.

Поясним. Дольщик вправе требовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков, если дефекты выявлены в течение гарантийного срока (ч. 2, 6 ст. 7 Закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ). При этом условия договора об освобождении застройщика от ответственности за недостатки объекта долевого строительства являются ничтожными (ч. 4 ст. 7 Закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ). Таким образом, гарантийные обязательства перед дольщиками несет непосредственно застройщик. А значит, устранение дефектов является его законодательно установленной обязанностью.

Исходя из этого, в бухучете затраты на ремонт являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

В налоговом учете такие затраты можно учесть в составе прочих расходов (подп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но только в том случае, если застройщик потребует от подрядчика возместить понесенные на устранение дефектов расходы. Если застройщик не потребует от подрядчика компенсации, в налоговом учете затраты на ремонт признать нельзя. Такие расходы будут экономически не обоснованными. Ведь по гражданскому законодательству ответственность за надлежащее качество строительного объекта в течение гарантийного срока, установленного договором подряда, несет подрядчик (п. 2 ст. 755 ГК РФ).

Компенсацию, полученную от подрядчика, учтите:
– в бухучете – в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99);
– в налоговом учете – во внереализационных доходах (п. 3 ст. 250 НК РФ).

3. Из рекомендации Как подрядчику отразить в учете замену исправных деталей (узлов) оборудования по гарантии. Дефекты выявил заказчик в ходе эксплуатации объекта

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете отразите как гарантийный ремонт. Стоимость исправных деталей и узлов оборудования, которые были заменены, отразите в составе доходов.

Оформлять при этом каких-либо актов о передаче основного средства не нужно. Само оборудование заказчик не передает подрядчику, оно остается у заказчика. Подрядчик лишь проводит работы по устранению выявленного нарушения в рамках договора.

Бухучет

Исправные детали (узлы) оборудования, которые были заменены на новые, оприходуйте по цене их первоначального приобретения на основании приходного ордера по форме № М-4. В дальнейшем их можно использовать в производстве или продать.

Поступление таких деталей (узлов) отразите проводкой:

Дебет 10 (41) Кредит 91-1
– оприходованы детали (узлы), которые не соответствовали техническим характеристикам и были заменены по претензии заказчика.

Такой вывод позволяют сделать указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а, ПБУ 5/01 и Инструкция к плану счетов (счета 10, 41, 91).

В остальном бухучет ничем не отличается от обычного гарантийного ремонта.

Налоги

Исправные детали (узлы), которые были заменены в оборудовании на новые, отразите в составе внереализационных доходов по цене их первоначального приобретения. Сделать это нужно независимо от того, используют полученное имущество в деятельности, направленной на получение доходов, в дальнейшем или нет. Ведь перечень таких доходов открыт (ст. 250 НК РФ).

На стоимость выполненных гарантийных работ по устранению недостатков начислите и уплатите в бюджет НДС. Ведь льгота, установленная подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, распространяется только на гарантийный ремонт товаров. В отношении работ она не действует. А в нашем случае подрядчик устраняет дефекты, допущенные при выполнении работ по монтажу оборудования.

<…>

В остальном налоговый учет у подрядчика ничем не отличается от обычного гарантийного ремонта.

А что делать, если организация была генподрядчиком? По отношению к субподрядчику такая организация выступает в роли заказчика (ст. 706 ГК РФ). Поэтому генподрядчик просто переадресует претензию заказчика субподрядчику. В таком случае в бухгалтерском и налоговом учете ему ничего отражать не надо.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка