Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
20 апреля 2016 91 просмотр

Как учитывать средства ОМС. У меня коммерческая клиника на УСНо. Примеры учетной политики или приказа по организации раздельного учета?

Организация должна вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и по оказанию платных услуг населению. Каким образом необходимо организовать такой учет, в законодательстве не сказано. Поэтому разработать регистры для ведения раздельного учета организация вправе самостоятельно. Формы и применение регистров закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Используйте дополнительные субсчета.

На дату подписания акта сверки расчетов по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в бухучете делайте проводку:

Дебет 62 (76, 50) Кредит 90-1 - оказаны медицинские услуги.

Списание себестоимости отразите проводкой:

Дебет 90-2 Кредит 20.

Поступление денег на оплату медицинской помощи по ОМС отразите проводкой:

Дебет 51 Кредит 76 (62).

В обосновании к ответу приведен пример отражения операций по реализации медицинских услуг по программе ОМС в автономном учреждении. Статье КОСГУ 130 соответствует счету 90 коммерческого плата счетов, а аналитический счет 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» соответствует счету 20. Коммерческая организация может отражать операции в бухучете по аналогии с учетом в автономном учреждении.

Для целей налогообложения прибыли средства, получаемые от страховой компании, являются целевым финансированием, и не учитываются в составе доходов. Расходы, осуществленные за счет целевого финансирования, не учитываются.

Обоснование

Из рекомендации

Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС (Данная рекомендация доступна только в версии для бюджетных учреждений)

Медицинские учреждения обязаны бесплатно оказывать медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках программ обязательного медицинского страхования (ОМС) (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Программы ОМС подразделяются на базовую, которая действует на всей территории России, и территориальные, действующие в пределах субъекта РФ, где выдан полис ОМС* (п. 189 ст. 3 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Финансирование программ

Медицинская помощь в соответствии с базовой и территориальной программами оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования* (п. 1 ст. 4 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Средства ОМС направляются медучреждениям в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи (ч. 1 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗп. 122 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Тарифы на оплату медпомощи устанавливаются в субъекте РФ тарифным соглашением. При этом они должны быть размещены на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов РФ не позднее 14 календарных дней со дня их утверждения. Об этом сказано в частях 25 статьи 30 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и письме Минздрава России от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718.

Финансирование программ

Медицинская помощь в соответствии с базовой и территориальной программами оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 4 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Средства ОМС направляются медучреждениям в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи (ч. 1 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗп. 122 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Тарифы на оплату медпомощи устанавливаются в субъекте РФ тарифным соглашением. При этом они должны быть размещены на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов РФ не позднее 14 календарных дней со дня их утверждения. Об этом сказано в частях 25 статьи 30 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и письме Минздрава России от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718.

Расчет тарифов на ОМС

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой и территориальной программ, приведена в главе XI Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н (п. 156 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). При этом в расчет тарифов включаются:

1) затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуг) и потребляемые в процессе ее предоставления, в частности:

  • на оплату труда персонала (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда), непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (услуги): врачи, медсестры и др.;
  • материальные запасы, потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (услуги);
  • затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (услуги);

2) затраты, которые необходимы для обеспечения деятельности медучреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медпомощи (услуги):

  • на коммунальные услуги;
  • содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи (в т. ч. полученных по договору аренды или безвозмездного пользования);
  • содержание объектов движимого имущества;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • на оплату труда персонала учреждения (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда), не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и т. д.);
  • амортизация оборудования, не участвующего в оказании медицинской помощи;
  • прочие общехозяйственные расходы.

Группы затрат, как потребляемых, так и не потребляемых при оказании медпомощи (услуг), могут быть дополнительно детализированы.

Об этом сказано в пунктах 158–158.16 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Базовая программа

Базовая программа ОМС на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932.

В рамках реализации базовой программы ОМС и за счет средств ОМС медицинское учреждение бесплатно оказывает:

  • первичную медико-санитарную помощь (включая профилактическую помощь);
  • скорую медицинскую помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации);
  • специализированную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) при заболеваниях, указанных в разделе III программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932. Исключением являются заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекции, СПИД, психические расстройства и расстройства поведения.

Также в рамках реализации базовой программы осуществляется финансирование мероприятий по:

  • диспансеризации отдельных категорий граждан;
  • применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая лекарственное обеспечение;
  • медицинской реабилитации, осуществляемой в медучреждениях.

Об этом сказано в разделе IV программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932.

Расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой, медицинское учреждение проводит с территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи (п. 133 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Для этого учреждение должно представить счет (реестр счетов) в территориальный фонд по месту оказания помощи (ч. 8 ст. 34 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Форма реестра приведена в письме ФФОМС от 30 декабря 2011 г. № 9161/30-1/и.

Обмен данными при осуществлении расчетов за медицинскую помощь производится в электронном виде (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н) (п. 136 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Так, обмен данными осуществляется по выделенным или открытым каналам связи (включая сеть Интернет) с использованием электронной подписи(п. 2938 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н).

Структура тарифа на оплату медицинской помощи в части базовой программы включает расходы, указанные в части 7 статьи 35 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. В частности, тариф включает:

  • расходы на зарплату и начисления на оплату труда;
  • приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов;
  • расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинском учреждении лаборатории и диагностического оборудования);
  • расходы по организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинском учреждении);
  • приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 000 руб.

Кроме того, в состав затрат на оказание медпомощи могут быть включены другие расходы в соответствии с законодательством об ОМС. Так, ФФОМС в письме от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и разъяснил, что к другим расходам могут быть отнесены возмещение гражданам морального и физического вреда в связи с некачественным оказанием медпомощи, уплата налогов, штрафов и пеней, социальное обеспечение сотрудников медучреждений и т. д. Не включаются в состав тарифа, а значит, не могут быть оплачены за счет средств ОМС в рамках базовой программы, в частности, расходы на приобретение автомобилей*.

Территориальная программа

Территориальная программа ОМС утверждается в каждом субъекте РФ в порядке, установленном законодательством этого субъекта (ч. 1 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Так, в городе Москве территориальная программа на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов определена постановлением правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 799-ПП, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре –постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 октября 2012 г. № 426-п.

Территориальная программа должна быть размещена на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ не позднее 14 календарных дней со дня ее утверждения* (ч. 12 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Средства на оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС, медицинскому учреждению направляет страховая медицинская организация. Для этого медицинскому учреждению нужно заключить со страховой медицинской организацией договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. При заключении договора используйте типовую форму, которая приведена в приложении к приказу Минздрава России от 24 декабря 2012 г. № 1355н*.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, пунктом 122 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Оплате за счет средств ОМС подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный на год с поквартальной разбивкой и обоснованной последующей корректировкой. При корректировке нужно учитывать показатели, приведенные в пункте 123 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При оплате медицинскому учреждению подушевого норматива финансирования учитывается численность прикрепленных к нему застрахованных лиц. Кроме того, учитывается объем средств на виды помощи в соответствии со статьями затрат, включенными в территориальную программу. Об этом сказано в пункте 124 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При определении ежемесячного объема финансирования учреждения, оказывающего амбулаторную помощь, страховые организации учитывают:

  • численность прикрепившихся к учреждению застрахованных лиц (на основе акта сверки численности);
  • тарифы, установленные на основе подушевого норматива финансирования. Такие тарифы до страховых организаций доводит ТФОМС.

Об этом сказано в пункте 125 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Медицинским учреждениям необходимо представлять в страховые медицинские организации:

  • сведения о численности застрахованных лиц, выбравших медучреждение для оказания помощи в амбулаторных условиях;
  • список прикрепившихся застрахованных лиц для получения медпомощи в амбулаторных условиях – для заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (последующее изменение списка на основе акта сверки численности).

Одновременно указанные данные представляются в ТФОМС. Сроки представления устанавливает комиссия по разработке территориальной программы ОМС.

Об этом сказано в письме Минздрава России от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718.

Для получения целевых средств каждый месяц до 10-го числа подавайте в страховую организацию заявку на авансирование (с указанием периода авансирования и суммы). Форма заявки приведена в приложении № 9 к Методическим указаниям, направленным письмом ФФОМС от 30 декабря 2011 г. № 9161/30-1/и). Сумму аванса в заявке нужно указать в размере не более 40 процентов среднемесячного объема средств на оплату медицинской помощи. Но во II и III кварталах размер аванса можно увеличить до 20 процентов от первоначального размера. Например, если в I квартале вы заявляли аванс 100 000 руб., то во II квартале можете увеличить его до 120 000 руб. (100 000 руб. + (100 000 руб. х 20%)).

Вместе с заявкой в страховую организацию подавайте:

Об этом сказано в части 6 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, пункте 126Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н, пунктах 3.35.5 типового договора, приведенного в приказе Минздрава России от 24 декабря 2012 г. № 1355н.

На основании представленных реестров счетов страховые организации осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления помощи по ОМС (п. 127Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Порядок организации такого контроля установлен статьей 40 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. При наличии отклоненных от оплаты счетов по результатам проведенного контроля учреждение вправе доработать и представить в страховую организацию исправленные счета и реестры счетов. Сделать это нужно не позднее 25 рабочих дней с даты получения акта страховой организации (п. 128 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

В случае превышения в отчетном месяце объема средств над суммой счета на оплату медицинской помощи (с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий) в следующем месяце размер заявки на авансирование уменьшается на сумму превышения. Исключение – оплата медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту. Об этом сказано в пункте 129Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158нчасти 6 статьи 38 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Средства ОМС, полученные в рамках территориальных программ, учреждения здравоохранения должны использовать только на оплату расходов, которые связаны с оказанием медицинской помощи (услуг), по тарифам, установленным соглашением по ОМС. Такой вывод следует из раздела VI программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932пункта 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73.

Также следует отметить, что субъекты РФ могут включить в территориальную программу ОМС средства на высокотехнологичную помощь (ч. 9 ст. 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗч. 3 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Ответственность за нецелевое использование

Внимание: направление средств ОМС на расходы, которые не указаны в программе, приведет к их нецелевому использованию (ст. 147 Бюджетного кодекса РФч. 9 ст. 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗп. 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73).

Контроль за использованием средств ОМС проводит ФФОМС* (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Средства, использованные не по целевому назначению, медучреждение должно будет вернуть в бюджет ТФОМС (в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования), и заплатить:

  • штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, письме ФФОМС от 16 января 2011 г. № 795/101-И.

Об ответственности за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов см. таблицу.

Контроль в рамках ОМС

Использование средств ОМС по назначению контролирует ФФОМС. Для этого фонд проводит ревизии и проверки, по результатам которых проверяющие составят акт. Если в ходе контрольных мероприятий будут выявлены нарушения (недостатки), акт должен содержать информацию о нарушенных нормах закона и других нормативно-правовых актов с указанием:

  • за какой период допущены нарушения;
  • когда и в чем они выразились;
  • сумм нецелевых расходов;
  • расходов, которые были произведены с нарушением законодательства;
  • сумм необоснованно полученных средств.

Акт с фактами о выявленных нарушениях или нецелевом использовании средств ОМС является основанием для принятия мер и проведения контроля за реализацией материалов проверки.

Об этом сказано в пунктах 141919.2.127 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260.

Также в случае нарушения законодательства об ОМС или нецелевого использования средств ОМС руководителю медучреждения будет направлено письменное уведомление (п. 29 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Расчет стоимости медицинской помощи (услуги)

В расчет стоимости медицинской помощи (услуги) включайте нижеуказанные затраты.

1. Затраты на зарплату персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда). Затраты определяйте исходя из суммы расходов на зарплату указанного персонала, включая стимулирующие выплаты за медпомощь, оказываемую амбулаторно, а также за скорую медпомощь вне медучреждения.

Кроме того, в затраты на зарплату включаются расходы на достижение целевых показателей уровня зарплаты медработников, установленных «дорожными картами» развития здравоохранения в субъектах РФ.

2. Затраты на оплату труда персонала, который непосредственно не связан с оказанием медпомощи (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда). Такие затраты определяйте исходя из количества штатных единиц с учетом действующей системы оплаты труда.

3. Затраты на приобретение материальных запасов, транспортных услуг и услуг связи, непосредственно используемых для оказания медицинской помощи (услуги). Эти затраты можно рассчитывать, исходя из следующих факторов:

  • нормативных объемов потребления;
  • фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

4. Суммы начисленной амортизации оборудования стоимостью до 100 000 руб. за единицу, используемого и не используемого при оказании медицинской помощи (услуги). Сумму определите исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы оборудования в процессе оказания медицинской помощи (услуги).

Сумму начисленной амортизации оборудования стоимостью более 100 000 руб. за единицу учтите, если данные расходы включены в территориальную программу ОМС.

5. Затраты на коммунальные услуги. Порядок расчета затрат на коммунальные услуги приведен в пунктах 158.8–158.10 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При этом затраты на коммунальные услуги учитывайте обособленно по видам энергетических ресурсов:

  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • теплоснабжение;
  • электроснабжение.

Рассчитывать затраты можно исходя из следующих факторов:

  • нормативов потребления с учетом требования энергоэффективности и энергоснабжения;
  • или фактических объемов потребления за прошлые годы с учетом изменения в составе движимого и недвижимого имущества, используемого при оказании медпомощи (услуги).

А в случае заключения энергосервисного контракта (договора) дополнительно определяйте нормативные затраты на оплату его исполнения, на величину которых снижаются затраты по видам энергетических ресурсов.

6. Затраты на содержание объектов недвижимого имущества включают в себя:

  • эксплуатацию систем охранной сигнализации и противопожарной безопасности;
  • аренду недвижимого имущества;
  • уплату налогов, объектом которых является недвижимое имущество (в т. ч. земельные участки);
  • содержание прилегающих территорий в соответствии с санитарными правилами и нормами;
  • прочие затраты на содержание недвижимого имущества.

7. Затраты на содержание движимого имущества включают в себя:

  • техническое обслуживание и текущий ремонт;
  • материальные запасы, потребляемые в рамках содержания движимого имущества, не отнесенные напрямую к оказанию медицинской помощи (услуги);
  • уплату налогов, объектом которых является движимое имущество;
  • ОСАГО;
  • прочие затраты на содержание движимого имущества.

Затраты, необходимые для деятельности учреждения в целом, распределите по отдельным видам медицинской помощи (услуг) одним из следующих способов:

  • пропорционально фонду оплаты труда персонала, непосредственного участвующего в оказании медицинской помощи (услуги);
  • пропорционально объему оказываемых услуг, если они имеют одинаковые единицы измерения либо могут быть приведены в сопоставимый вид;
  • пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (услуги), при возможности распределения общей площади медицинского учреждения;
  • путем отнесения всего объема затрат на один вид медицинской помощи (услуги), который является основным;
  • пропорционально другому выбранному показателю.

Суммы затрат отражайте в таблице Расчет стоимости медицинской помощи (медицинской услуги).

Такой вывод следует из пунктов 158.4–158.16 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Отнесение затрат на себестоимость медпомощи в рамках ОМС

Порядок отнесения затрат на формирование себестоимости медицинской помощи законодательно не установлен. Поэтому учреждение должно самостоятельно разработать такой порядок и закрепить его в учетной политике для целей бухучета* (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Для этого можно воспользоваться законодательством в других областях, в частности Налоговым кодексом, законодательством для коммерческих организаций.

Также для разработки порядка можно использовать материалы научно-исследовательской работы, которые довел ФФОМС России в письме от 23 июля 2013 г. № 5423/21-и. В частности, в данной работе разъяснены следующие моменты:

Бухучет

При предоставлении лечебно-профилактической помощи в рамках ОМС организуйте раздельный учет операций со средствами ОМС и другими средствами учреждения* (ч. 6 ст. 15 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Порядок отражения в бухучете поступления финансового обеспечения в рамках программ ОМС зависит от типа учреждения.

В учете автономных учреждений:

В федеральных учреждениях средства ОМС учитываются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами ОМС (код лицевого счета – 32), открытых в территориальных органах Казначейства России (подп. «в» п. 6 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н). На региональном и местном уровне порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами ОМС устанавливает финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) (ч. 3.3 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174н).

Доходы от оказания медпомощи в рамках ОМС зачисляются на счет по статье КОСГУ 130«Доходы от оказания платных услуг (работ)» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Поэтому отражать их в бухучете целесообразно на счете 7.205.30.000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг». Объяснения тут следующие.

Обычно статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» соответствуют счета 0.205.30.000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и 0.401.10.130 «Доходы от оказания платных услуг». Однако пунктом 96 Инструкции № 183н для отражения доходов по ОМС предусмотрена только следующая корреспонденция счетов: Дебет 7.205.80.000 Кредит 7.401.10.180.

Применение счетов 7.205.80.000 и 7.401.10.180 с кодом КОСГУ 130 приведет к несоответствию между отражением средств в бухучете и на лицевом счете учреждения, а также в бухгалтерской отчетности (формы № 0503737 и 0503721). Поэтому в данном случае наиболее правильно использовать счет 0.205.30.000. Такой вариант предлагает и Минфин России в проекте приказа о внесении изменений в Инструкцию № 183н. Но пока такие изменения не будут приняты, использовать этот счет можно только по согласованию с учредителем (п. 5 Инструкции № 183н).

Выбранный вариант отражения доходов по ОМС закрепите в учетной политике.

Доход начисляйте на дату подписания акта сверки расчетов по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Начисление, поступление дохода по средствам в рамках ОМС, а также возврат средств в случае выявления нецелевого использования отразите следующим образом.

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
Поступление и начисление средств ОМС:
1. Поступили средства ОМС на лицевой счет 7.201.11.000<8> 7.205.30.000<6>
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130)
2. Начислен доход по средствам, предоставленным в рамках ОМС (на основании утвержденного акта сверки) 7.205.30.000<6> 7.401.10.130<7>
Возврат средств ОМС (в случае выявления нецелевки):
1. Сторнирован доход по средствам, предоставленным в рамках ОМС (в сумме выявленного нецелевого использования) Методом «красное сторно»
7.205.30.000<6> 7.401.10.130<7>
2. Перечислена сумма нецелевки в бюджет ТФОМС 7.205.30.000<6> 7.201.11.000<8>
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130)

<6> Применяйте счет 7.205.80.000, если в учетной политике закреплено использование счетов 7.205.80.000 и 7.401.10.180 для отражения доходов по ОМС.

<7> Применяйте счет 7.401.10.180, если в учетной политике закреплено использование счетов 7.205.80.000 и 7.401.10.180 для отражения доходов по ОМС.

<8> Применяйте счет 7.201.21.000, если учреждение обслуживается в банке.

Подробнее о возврате средств см. Как провести возврат суммы, израсходованной не по целевому назначению, территориальному фонду ОМС.

Такой порядок установлен пунктами 727796178 Инструкции № 183н.

Все затраты, связанные с оказанием услуг в рамках ОМС, отразите на соответствующих аналитических счетах счета 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом учреждение самостоятельно определяет объект калькулирования и то, какие расходы относятся к прямым или накладным. Для этого можно использовать рекомендации, приведенные в письме ФФОМС от 23 июля 2013 г. № 5423/21-и.

В учете расходы на себестоимость относите в зависимости от того, сколько видов услуг оказывает учреждение.

Если учреждение оказывает один вид медуслуг, все затраты, связанные с этим, относите к прямым (на счет 7.109.60.000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»).

Если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы распределяйте так:

  • затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относите к накладным (на счет 7.109.70.000);
  • затраты, которые напрямую связаны с конкретной услугой, относите к прямым и отражайте на счете 7.109.60.000.

Независимо от количества видов услуг учреждения общехозяйственные затраты (например, зарплату администрации) относите на счет 7.109.80.000 «Общехозяйственные расходы».


<…>

Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по договору

<…>

Бухучет: доходы

Порядок отражения в бухучете доходов от оказания медицинских услуг зависит от характера таких услуг – разовые или длящиеся. К длящимся услугам, в частности, относится комплекс услуг по договору, действующему в течение определенного периода (например, годовое обслуживание в клинике за фиксированную плату или проведение операции).

Выручка медицинской организации от оказания медицинских услуг является ее доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99).

При оказании разовых услуг выручку можно отражать аналогично тому, как это делают организации розничной торговли, то есть минуя счет 62:

Дебет 50 (51) Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации медицинских услуг.

Такой подход обусловлен тем, что момент оплаты за разовую услугу, как правило, совпадает с моментом оказания этой услуги. То есть на момент оплаты выполняются условия признании выручки (п. 12 ПБУ 9/99). Документами, подтверждающими факт оказания услуги, в этом случае могут являться записи в медицинской карте пациента, результаты исследований, справки и т. д.

Использование такого способа следует закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). Этот способ учета удобен для тех медицинских организаций, которые оказывают разовые услуги массово, а услуги оказываются в день их оплаты.

Если такой способ учета медицинской организации не подходит, то выручку признавайте по факту оказания услуги, а полученную от пациента предоплату учтите в составе авансов. Операции по оказанию медицинской услуги в этом случае отразите в учете проводками:

Дебет 51 (50) Кредит 62 «Расчеты по авансам полученным»
– получен аванс под оказание медицинских услуг;

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от оказания медицинской услуги;

Дебет 62 «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– зачтен аванс в связи с оказанием медицинской услуги.

Оказание медицинских услуг по длящимся договорам, как правило, предусматривает предоплату (полную или частями). Полученную по договору предоплату отразите в бухучете в составе авансов:

Дебет 51 (50) Кредит 62 «Расчеты по авансам полученным»
– получен аванс под оказание медицинских услуг.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Порядок признания выручки по длящемуся договору зависит от его условий. Встречаются следующие разновидности таких контрактов:

  • договор на оказание одной конкретной медицинской услуги (например, проведение операции);
  • договор на оказание комплексной услуги сотрудникам организации-работодателя (медицинский профосмотр и т. п.);
  • договор на оказание комплекса услуг по определенной медицинской программе (ведение беременности или годовое обслуживание в клинике за фиксированную плату и пр.).

В первых двух случаях объем и виды услуг, которые будут фактически оказаны, заранее известны клинике. Поэтому выручку признавайте в том периоде, когда услуга фактически оказана (например, пациенту сделана операция и он выписан из стационара). В учете это отразите проводками:

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от оказания медицинской услуги;

Дебет 62 «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– зачтен аванс в связи с выполнение обязательств по договору.

Это следует из пункта 12 ПБУ 9/99.

В третьем случае невозможно заранее определить, какие именно процедуры будут фактически проведены в рамках оказания услуги в течение срока действия договора. Из договора лишь видно, на какую помощь вообще вправе рассчитывать пациент. Кроме того, услуги по таким договорам оказываются в течение нескольких отчетных периодов. Учитывая эти факты, выручку следует признавать равномерно в течение срока действия договора:

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от оказания медицинской услуги;

Дебет 62 «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– зачтена часть аванса.

Эти проводки бухгалтер должен делать ежемесячно до окончания срока действия договора.

Такой вывод следует из пункта 5 ПБУ 1/2008 и пункта 12 ПБУ 9/99.

Такой способ закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Бухучет: расходы

Затраты, связанные с оказанием платных медицинских услуг, являются для медицинской организации расходами по обычным видам деятельности. Эти расходы отражайте в учете в том периоде, к которому они относятся. При этом неважно, в рамках какой услуги осуществлены затраты – разовой или длящейся.

Такой вывод следует из пунктов 5 и 18 ПБУ 10/99.

Подробнее о том, как отражать и списывать в бухучете расходы, см.:

<...>

Письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-11-06/2/16993 «УСН: медицинская деятельность в системе обязательного медицинского страхования»

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15 июня 2012 года № 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России. В соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Одновременно с этим следует иметь в виду, что согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) установлено, что к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Исходя из этого, организации любой организационно-правовой формы, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вправе не учитывать в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, средства, получаемые за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, на основании соответствующих договоров. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

Письмо Минфина России от 05.08.2013 № 03-03-06/1/31298 «Налог на прибыль: организация оказывает стоматологические услуги, в частности, в рамках территориальной программы по обязательному медицинскому страхованию»

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.Из письма следует, что организация оказывает стоматологические услуги, в частности, в рамках территориальной программы по обязательному медицинскому страхованию. Для организаций, получающих средства целевого финансирования и целевые поступления, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и внереализационные доходы на величину произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В статье 272 НК РФ установлен порядок признания расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, при методе начисления. В пункте 1 указанной статьи определено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Положения пункта 1 статьи 272 НК РФ действуют в отношении доходов и расходов, формирующих налоговую базу налогоплательщика в соответствии со статьей 274 НК РФ как разницу между суммами полученных доходов и расходов. Распределение таких расходов требуется налогоплательщику только в случае ведения им видов предпринимательской деятельности, для которых установлен разный режим налогообложения. Следовательно, порядок распределения расходов, установленный статьями 252 и 272 НК РФ, применяется в отношении расходов, произведенных налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между деятельностью, облагаемой налогом на прибыль организаций, и деятельностью, доходы и расходы по которой не участвуют при формировании налоговой базы по данному налогу.»

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как организации, применяющей упрощенку, организовать раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования

Ведите раздельный учет в самостоятельно разработанных регистрах, формы и применение которых закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в составе доходов при расчете единого налога не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования. В противном случае поступившие средства нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 11.1 ст. 346.15 НК РФ).

Для ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования организация может самостоятельно разработать необходимые регистры и утвердить их формы в учетной политике для целей налогообложения.

Такие рекомендации даны в письме Минфина России от 13 марта 2006 г. № 03-11-04/2/59.

Главбух советует: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, которые налоговая служба рекомендует для некоммерческих организаций (рекомендации МНС России).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка