Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 апреля 2016 1 просмотр

Договором с иностранным физ. лицом (адвокатом) предусмотрено, что оплата налогов и сборов, связанных с деятельностью Адвоката, в особенности налога на доходы, а также налога на добавленную стоимость, является исключительной обязанностью самого Адвоката. Означает ли это что наша организация (ОСНО) при перечислении суммы за конс. услуги не будет платить никаких налогов?

Оплачивая услуги адвоката перечислите НДС за счет собственных средств, НДФЛ не удерживайте.

Порядок уплаты НДС установлен Налоговым кодексом РФ и условиями договора он меняться не может. Согласно Налоговому кодексу РФ местом реализации услуг иностранным адвокатом, не состоящем на учете в России, российской организации признается Россия. Следовательно, при оплате таких услуг российская организация выступает налоговым агентом по НДС, то есть должна удержать и перечислить в бюджет НДС. Когда договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу, налог нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.

Доходы нерезидента от консультационных услуг, фактически оказываемых на территории иностранного государства по гражданско-правовому договору, НДФЛ не облагаются.

Обоснование

1.Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС


Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС постатье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:

<…>

2.Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

<…>

Ситуация: как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу

Если приобретены работы (услуги), которые по российскому законодательству не освобождены от налогообложения, НДС нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.

При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).

Поскольку договором не предусмотрено удержание НДС, налоговую базу определите в особом порядке. Сначала возьмите контрактную стоимость работ (услуг) и увеличьте ее на 18 процентов. После того как налоговая база определена, начислите налог по расчетной ставке (18/118) (п. 1 ст. 161 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276.

При расчетах с исполнителями учитывайте, что банк не примет платежное поручение на перевод оплаты иностранной компании, если одновременно с ним заказчик не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФписьмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33).

Исключение составляют сделки, в которых российская организация не является налоговым агентом. Например, если территория России не признается местом реализации работ (услуг) или если работы, выполненные иностранной компанией, в России освобождены от налогообложения. При расчетах по таким сделкам банк переведет деньги иностранному исполнителю без платежного поручения на перечисление НДС в бюджет. Но вместо этой платежки в банк следует представить письменное уведомление об отсутствии у российской организации обязанности по удержанию НДС. Контролировать достоверность подобных уведомлений банки не уполномочены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 августа 2014 г. № 03-07-08/40724.*

<…>

3.Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как определить место реализации товаров

<…>

Реализация работ или услуг

86.67673 (6,9)

В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):

  • по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
  • по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
  • по месту деятельности покупателя работ (услуг);
  • по месту фактического оказания услуг.

При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.

По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):

  • российской организацией;
  • предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
  • представительством иностранной организации, находящимся в России.

Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).

Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России. Здесь отметим, что работы, непосредственно связанные со зданиями российских посольств, контролеры считают реализованными за пределами России. Хоть и формально земля российского посольства это территория России (письмо Минфина России от 9 октября 2015 г. № 03-07-08/58001).

Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.*

Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:
– прописанный в учредительных документах;
– по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
– по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.

То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.

Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.*

<…>

4. Из Справочников

Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

Вид работ (услуг) Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если:
<…>
Прочие работы (услуги)
Передача прав требования дебиторской задолженности, вытекающей из договоров реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) Деятельность организации, передающей права требования, осуществляется на территории России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-08/111) Деятельность организации, передающей права требования, осуществляется на территории иностранного государства (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФписьмо Минфина России от 17 октября 2013 г. № 03-07-15/43359)
Посреднические услуги Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории России. То есть посредником является российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-08-05/8179от 20 февраля 2013 г. № 03-07-08/4775от 18 июля 2011 г. № 03-07-08/224) Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории иностранного государства. То есть посредником является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 10 ноября 2010 г. № 03-07-08/307от 31 декабря 2009 г. № 03-07-08/280от 16 июля 2009 г. № 03-07-08/154)
Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные и маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Покупатель осуществляет деятельность в России. То есть покупателем является российская организация, российский предприниматель, гражданин, проживающий в России, или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России** (абз. 2 и 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе)* Покупателем является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России, или иностранец, не проживающий в России (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФподп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе)

<…>

** Местом деятельности покупателя работ (услуг) признается Россия, если этот покупатель фактически присутствует на ее территории на основе государственной регистрации организации. Если такой регистрации нет, а также если покупателем выступает филиал или представительство – на основании места, указанного в учредительных документах, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство). Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Россия не признается местом реализации работ (услуг), приобретенных (оплаченных) российской организацией для использования в деятельности ее подразделения, расположенного за границей (письмо Минфина России от 10 октября 2012 г. № 03-07-08/284).

<…>

5. Из письма Минфина России от 10.11.2015 № 03-07-13/64665


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении юридических услуг, оказываемых белорусским адвокатским бюро российской организации, и сообщает.

Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Пунктом 2 Протокола определено, что к юридическим услугам относятся услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и правовая экспертиза документов, представление интересов заказчиков в суде.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола местом реализации юридических услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.

Таким образом, местом реализации юридических услуг, оказываемых белорусским адвокатским бюро российской организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).*

Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая оказываемые белорусским адвокатским бюро юридические услуги, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям. При этом российская организация имеет право на вычет указанных сумм налога в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса.

<…>

6. Из письма Минфина России от 31.03.2014 № 03-04-05/14022

[НДФЛ: доходы, полученные в виде вознаграждения за оказание услуг по договорам гражданско-правового характера на территории иностранного государства]*

Вопрос
Предприниматель планирует заключить 2 гражданско-правовых договора на оказание услуг по созданию интернет-сайта и подбора для него материала с гражданином Украины и гражданином Беларуссии (простыми физическими лицами). Оба этих гражданина, являясь гражданами иностранных государств, будут осуществлять работу для ИП в своих государствах с использованием своей (личной) материальной базы. Посещать РФ, в связи с исполнением этих договоров, они не будут. Оплата их труда планируется производиться безналичным расчетом на их лицевые счета в банках их государств. Являюсь ли я плательщиком НДФ, а также пенсионных и страховых взносов за указанных иностранных граждан?


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что индивидуальный предприниматель планирует заключить договоры с гражданами иностранных государств. Оказание услуг по договорам будет осуществляться исключительно на территории иностранных государств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов, полученных в виде вознаграждения за оказание услуг по договорам гражданско-правового характера на территории иностранного государства, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц не признаются. Соответственно, с таких доходов, выплачиваемых индивидуальным предпринимателем, налог на доходы физических лиц удерживаться не должен.*

По вопросу уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" следует обращаться в Минтруд России.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка