Журнал, справочная система и сервисы
№4
Февраль

В свежем «Главбухе»

Минфин подсчитал, во сколько должна обходиться онлайн‑касса

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№4
28 апреля 2016 11 просмотров

ООО имеет несколько печатей: основную и "рабочие" печати ("для документов", "для счетов-фактур", "для таможенных процедур"). Нужно ли нам теперь прописывать в Уставе факт наличия печати?

Да, нужно.

С 7 апреля 2015 года коммерческие организации могут отказаться от круглых печатей. Такое право у них появилось после того, как вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ. Поэтому если в уставе нет упоминания о печати, организация может не использовать ее в своей деятельности. Но если планируется использование печати – устав должен содержать сведения о ней.

Но только об основной «гербовой» печати - т. е. содержащей все необходимые реквизиты и используемые для заверений документов от имени юридического лица.

Дополнительные печати отделов и служб, содержащие дополнительные реквизиты (при наличии основных) и используемые при заверении документов этих отделов, в уставе можно не указывать.

При этом нужно учесть, что если законодательством и установленными формами предусмотрено заверение подписи в документах бухгалтерского учета печатью организации, то заверять ее печатью отделов и служб, в том числе и печатью «для документов» нельзя (Письмо Минфина России от 18 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-397), несмотря на то, что в такой печати могут содержаться основные реквизиты организации. Иное, с учетом такой позиции Минфина РФ, может вызвать претензии проверяющих органов.

Обоснование

Из пункта 5 статьи 2 Закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

«Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества*. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации».

Из рекомендации: Печать отменили. Как теперь работать?

С 7 апреля 2015 года коммерческие организации могут отказаться от круглых печатей. Такое право у них появилось после того, как вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ. В редакцию Системы Главбух уже приходят вопросы, как теперь работать без печатей. Ответы читайте в этом спецобзоре.*

Поделиться информацией с коллегой

Обязательно ли отказываться от печати?

Вовсе не обязательно. Руководство организации на свое усмотрение решает, использовать печать в работе дальше или же обойтись без нее. Законом предусмотрена лишь возможность отказаться от круглой печати в пользу современных способов идентификации. Но организации по-прежнему вправе изготавливать любое количество печатей и штампов любых форм, расцветок и степеней защиты.*

Чем можно заменить печать?

Заменить печать можно, например, электронной подписью, специальными бланками компаний или голографическими печатями.*

Как отказаться от печати?

Внесите изменения в устав своей организации. Сведения о наличии печати должны быть именно в этом документе.

Если мы откажемся от печати, нужно ли ставить ее в типовых документах, где такой реквизит предусмотрен, например, в кассовой книге?

Официальных разъяснений по этому вопросу пока не вышло. Но в ФНС России, ПФР и ФСС России поясняют, что сразу после вступления в силу закона компания вправе передавать им любые документы без печати. Единственное пожелание – если решили отказаться от печати, известите об этом инспекторов письмом. Как только появятся официальные разъяснения, Система Главбух вас об этом предупредит. Следите за новостями.

Нужно ли ставить печать в первичке, формы которой компания разработала сама?

Нет, не нужно. Печать не названа в числе обязательных реквизитов первичных документов, перечисленных в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Обязательно ли использовать печать в договорах, например, в договоре купли-продажи?

Нет, не обязательно. Ставить печать в договоре с контрагентами нужно, только если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Поэтому, если одна из сторон отказалась от круглой печати, просто проследите, чтобы из договора убрали требование ее проставлять.

Не будут ли банки требовать печати на документах?

Нет, не будут. Представители банков сообщают, что подписи генерального директора на любых документах им достаточно, если компания откажется от печати.

А можно ли теперь не ставить печати в трудовых книжках?

Пока так делать рискованно. Ведь в правилах заполнения трудовых книжек по-прежнему написано, что запись на титульном листе и записи об увольнении нужно заверять печатью (п. 2.2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Из ситуации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Обязательно ли ставить печать на первичных документах

Печать не названа в числе обязательных реквизитов первичных документов, перечисленных в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Поэтому печать на документе проставьте:

  • если организация по собственному выбору использует самостоятельно разработанную форму, утвержденную руководителем, которая предусматривает наличие печати;
  • если организация по собственному выбору использует унифицированную форму, содержащуюся в альбоме унифицированных форм, которая предусматривает наличие печати. При этом руководителем утверждено, что форма применяется без изменений (или изменения не касаются печати);
  • при применении типовых обязательных форм, установленных уполномоченными органами (Правительством РФ, Банком России и т. п.) на основании федеральных законов, если типовые формы предусматривают наличие печати.

Такие выводы следуют из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Перечень документов, на которых обязательна (необязательна) печать организации, приведен в таблице.

В договорах, которые обычно заключает организация (купли-продажи, оказания услуг и т. д.), печать также можно не ставить. Печать нужно ставить лишь в том случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 160 ГК РФ).

Еще один момент. С 7 апреля 2015 года ООО и акционерные общества вообще могут не иметь печатей. Так предусмотрено статьями 2 и 6 Закона от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ.*

Из статьи журнала «Главбух» № 9, Май 2015

Отныне компании вправе работать без печатей

Главное изменение: c 7 апреля 2015 года для ООО и АО круглая печать необязательна.

Раньше все компании должны были иметь круглую печать. На ней нужно было указывать полное фирменное наименование на русском языке и местонахождение компании. Законодатели решили, что с развитием современных технологий наличие на документе печати не дает гарантии его подлинности. Более того, контрагенты нередко проверяют лишь печать на документе, не изучая детально подпись руководителя или другого уполномоченного работника.

В следующем номере

Чем рискует компания, если откажется от печатей или, наоборот, оставит их? Подробный ответ — в следующем выпуске «Главбуха» (№ 10).

Теперь компания вместо круглой печати может использовать другие способы идентификации документов. Например, электронную подпись, специальные бланки или голограммы (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ).

Однако это не означает, что печать на документах запретили. Можно по-прежнему использовать любую печать, причем в любом количестве, разных форм и цветов. Можно также упростить печать. Например, указать на ней только краткое наименование организации.

Вы решили использовать печать. По новым правилам, если вы используете печать, то это должно быть указано в уставе (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗп. 7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Как правило, в уставах компании и раньше прописывали наличие печати. Если у вас в уставе есть оговорка о печати, то корректировать этот документ не понадобится.

Если записи о печати нет, то устав нужно дополнить. В этом случае надо проставлять печать на всех документах, для которых такое требование установлено в нормативных актах или в договоре с контрагентами. Иначе возможны претензии проверяющих либо договорные штрафы.

Вы решили отказаться от печати. Тогда безопаснее исключить из устава формулировки о печати. Иначе налоговики и другие проверяющие, а также контрагенты могут требовать, чтобы компания проставляла печать на документах.

Источник: Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Вы платите НДФЛ досрочно?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка