Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 апреля 2016 61 просмотр

Есть ооо ресторанный бизнес. ничего не получилось. закрывать не получается, запрашивают для закрытия 52 тр. решили поменять направлению, будем медом заниматься, мучными изделиями и колбасный цех и тому подобное, вот чтоб не закрыть организацию, а только переделать на кооператив нужно уточнить что именно нужно сделать? Мы хотим реорганизоваться из ООО в кооператив (производственный или потребительский) как это сделать? (для ЮСС)

ООО может быть преобразовано только в производственный кооператив.

Пошагово процедура преобразования описана в рекомендациях в обосновании.

Обоснование

Из рекомендации

Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судьи Арбитражного суда г. Москвы)

Виталия Перелыгина, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист»

Геннадия Уваркина, кандидата юридических наук, заместителя генерального директора Правового бюро «Омега»

Как провести преобразование ООО

Преобразование ООО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о преобразовании ООО недействительным. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру реорганизации в форме преобразования.

Положения Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Понятие преобразования ООО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования ООО

Преобразование ООО – форма реорганизации ООО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы.

Пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что в процессе реорганизации ООО может преобразоваться:

  • в акционерное общество;
  • хозяйственное товарищество (полное или коммандитное товарищество);
  • производственный кооператив.

Можно ли преобразовать ООО в юридическое лицо какой-либо другой организационно-правовой формы, не указанной в пункте 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ

Нет, нельзя.

Такая реорганизация будет считаться недействительной. Ведь пункт 1 статьи 68 Гражданского кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, на которые можно изменить форму «общество с ограниченной ответственностью» в процессе преобразования. Например, невозможнопреобразовать ООО в некоммерческую организацию или в государственное (муниципальное) унитарное предприятие (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого ООО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании ООО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания участников ООО по вопросу о реорганизации в форме преобразования.

2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.

4. Провести общее собрание участников с целью принятия решения о преобразовании ООО.

5. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденногоприказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

7. Зарегистрировать выпуск акций, размещаемых в результате преобразования (в случае если ООО преобразуется в акционерное общество);

8. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

9. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ).

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о реорганизации ООО в форме преобразования

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о реорганизации ООО (в т. ч. в форме преобразования) в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов общество должно было представить письменное сообщение о принятии решения о реорганизации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Необходимо ли при преобразовании ООО составлять передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФподп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Это объясняется тем, что при преобразовании ООО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В отношении третьих лиц (кредиторов) эти права и обязанности не изменяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Вместе с тем, на практике в первое время после 1 сентября 2014 года налоговые инспекции порой по-прежнему указывали на обязанность составлять и представлять передаточный акт. Одним из распространенных доводов выступала пошаговая инструкция по реорганизации, размещенная наофициальном сайте ФНС России. В ней вплоть до весны 2015 года содержалась информация о том, что при преобразовании в инспекцию необходимо подавать передаточный акт. Лишь в апреле 2015 года в инструкции конкретизировали, что передаточный акт необходим только при реорганизации в форме разделения и выделения. Во многом благодаря этому больше не возникает вопросов о том, нужно ли при преобразовании составлять передаточный акт.

Необходимо ли при преобразовании ООО уведомлять кредиторов общества о реорганизации

Нет, с 1 сентября 2014 года закон освобождает от такой обязанности.

Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия реорганизации в формепреобразования: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении участников, изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессепреобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (за исключением обязанности уведомить налоговую инспекцию). А именно при преобразовании больше не нужно (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ):

  • публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

Однако при реорганизации ООО в других формах (слияние, присоединение, разделение, выделение) уведомлять кредиторов по-прежнему необходимо.

Внимание! Если ООО является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме преобразования.

Закон предоставляет ООО право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Закона об ООО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.

Во-первых, нужно определить, позволяет ли организационно-правовая форма создаваемого юридического лица осуществлять эмиссию облигаций.

Если такое лицо может выступать в роли эмитента облигаций, то реорганизация ООО в форме преобразования в это лицо будет соответствовать закону (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; далее – Закон о РЦБ). К примеру, ООО, разместившее облигации, можно преобразовать в акционерное общество, поскольку АО имеет право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Если же выяснится, что закон не наделяет создаваемое лицо правом размещать облигации, то преобразовать ООО (эмитента непогашенных облигаций) в это лицо не удастся. Например, нельзя реорганизовать общество, разместившее облигации, путем преобразования в производственный кооператив. Возможность провести такую реорганизацию возникнет лишь после погашения облигаций. Причем при погашении облигаций понадобится соблюсти условия погашения, предусмотренные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций (абз. 2 п. 21.29п. 21.39 положения Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»; далее – Положение о стандартах эмиссии).

Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:

  • внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
  • заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое юридическое лицо.

Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций, как правило, вносит общее собрание участников. Однако возможны случаи, когда такие изменения уполномочен вносить совет директоров.

Обоснование

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения (п. 2 ст. 24.1 Закона о РЦБп. 9.3 Положения о стандартах эмиссии).

Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБп. 3.2 Положения о стандартах эмиссии).

Совет директоров реорганизуемого общества вправе вносить изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций, если одновременно выполняются два условия:

  • такой орган образован (п. 2 ст. 32 Закона об ООО);
  • устав общества предусматривает, что к компетенции этого органа относятся вопрос об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и (или) вопрос о внесении в это решение изменений (подп. 11 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Во всех других случаях изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит общее собрание участников.

Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое ООО, а его правопреемник – создаваемое юридическое лицо. Такие изменения нужно изложить по форме, приведенной в приложении 19 к Положению о стандартах эмиссии.

Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).

Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пунктах 9.911.3 Положения о стандартах эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБп. 11.5 Положения о стандартах эмиссии).

В-третьих, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное юридическое лицо обязано уведомить Банк России о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное ООО было эмитентом биржевых облигаций, то вместо Банка России необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ,п. 11.6 Положения о стандартах эмиссии).

В-четвертых, созданное юридическое лицо обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:

  • проспект облигаций реорганизованного ООО подлежал государственной регистрации;
  • реорганизованное ООО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.

Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Как принимается решение о реорганизации ООО в форме преобразования

Решение о реорганизации в форме преобразования принимается общим собранием участников реорганизуемого ООО (п. 2 ст. 56 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).

Вопрос о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 3637 Закона об ООО). Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания участников (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).

Общее собрание участников реорганизуемого ООО принимает решения по следующим вопросам (п. 2 ст. 56 Закона обООО):

  • о реорганизации ООО в форме преобразования;
  • о порядке и об условиях преобразования;
  • о порядке обмена долей участников ООО;
  • об утверждении учредительного документа создаваемого юридического лица (учредительный документ прикладывают к решению);
  • об избрании органов создаваемого юридического лица (п. 3 ст. 56 Закона об ООО).

Кто может быть акционером акционерного общества, создаваемого в результате преобразования ООО

Изначально только участники реорганизуемого ООО.

Их доли в уставном капитале будут обмениваться на акции создаваемого акционерного общества в соответствии с установленным порядком обмена.

Третьи лица могут стать акционерами создаваемого акционерного общества лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его акций). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя создать АО, часть акций которого будет размещена путем обмена долей в уставном капитале ООО (абз. 3 п. 57.1 Положения о стандартах эмиссии), а другая часть – посредством распределения при учреждении (п. 12.1 Положения о стандартах эмиссии). Учреждение и реорганизация общества – это разные способы создания акционерного общества (ст. 8 Закона об АО).

Кто может передать имущество в уставный капитал акционерного общества, создаваемого в результате преобразования ООО

Только реорганизуемое ООО.

Ни участники реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования.

Уставный капитал создаваемого акционерного общества формируется за счет:

  • уставного капитала реорганизуемого ООО
  • и (или) иных собственных средств реорганизуемого ООО (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).

Такое правило установлено в абзаце 4 пункта 50.11 Положения о стандартах эмиссии.

Внимание! Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации ООО в форме преобразования могут признать недействительным.

Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):

  • участники реорганизуемого ООО;
  • иные лица, не являющиеся участниками, если такое право им предоставлено законом.

Обратиться с этим требованием в суд можно не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Если суд удовлетворит такое требование, наступят негативные последствия. Они будут различаться в зависимости от того, зарегистрировали создаваемое лицо или еще нет.

Однако в любом случае лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ):

  • участнику реорганизуемого ООО, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании;
  • кредиторам реорганизованного ООО.

Если решение о реорганизации признают недействительным до регистрации создаваемого лица, исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников (ст. 35 Закона об ООО), что негативно отразится на деятельности общества:

  • срок проведения реорганизации увеличится;
  • реорганизация ООО в форме преобразования может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания (ст. 43 Закона об ООО), скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.

Пример из практики: суд признал решение о преобразовании ООО недействительным, поскольку общее собрание участников проводилось с нарушением порядка его созыва и в отсутствие кворума

Общее собрание участников ООО «К.» приняло решение о реорганизации путем преобразования в ЗАО «К.».

Граждане Ш. (участники ООО «К.») посчитали, что принятое решение нарушает их права. Они обратились в суд с иском о признании такого решения недействительным.

Суд установил, что истцы не участвовали в голосовании по вопросу о реорганизации. ООО«К.» не известило граждан о проведении общего собрания участников, нарушив тем самым правила статьи 36 Закона об ООО.

Поскольку решение о реорганизации приняли не все участники, оно является недействительным (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). В итоге ООО «К.» не преобразовалось в процессе реорганизации в ЗАО «К.» (постановление ФАС Уральского округа от 1 октября 2008 г. № Ф09-6916/08-С4 по делу № А76-2043/2008-5-169).

Если создаваемое лицо успеют зарегистрировать, то оно будет нести солидарную ответственность наряду с другими ответственными лицами (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ). При этом созданная организация продолжит свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Внимание! Если общее собрание участников не примет решение о преобразовании ООО, но преобразование все равно проведут, то реорганизацию могут признать несостоявшейся

Требование о признании реорганизации ООО несостоявшейся может предъявить участник, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию ООО несостоявшейся, вызовет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, реорганизованное ООО восстановится, и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное ООО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного ООО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного ООО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) ООО.

В-четвертых, участники реорганизованного ООО будут признаны обладателями долей в уставном капитале в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников, участник, утративший доли в реорганизованном ООО, сможет потребовать:

  • возвратить ему доли с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие доли перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате долей.

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ООО в форме преобразования

После принятия решения о реорганизации на общем собрании участников реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:

  • уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • зарегистрировать выпуск акций, размещаемых в результате преобразования (в случае если ООО преобразуется в акционерное общество);
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации

В налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после того, как общество приняло решение о реорганизации. Причем уведомление надо подать вместе с принятым решением о преобразовании.

Внимание! Налоговую инспекцию стоит уведомить о начале процедуры преобразования несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ такую обязанность не предусматривает

Если толковать Гражданский кодекс РФ буквально, можно сделать вывод, что с 1 сентября 2014 года статья 60 полностью не применяется к реорганизации в форме преобразования (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А значит, не нужно уведомлять о преобразовании ни налоговую инспекцию, ни кредиторов ООО.

В то же время упоминание об уведомлении инспекции осталось в пункте 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 19 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.

Однако эти нормативные акты применяются лишь в части, не противоречащей новой редакции Гражданского кодекса РФ (ч. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Следовательно, формально инспекцию уведомлять не нужно.

Такой вывод подтвердила ФНС России: «...при реорганизации юридического лица в форме преобразования представление в регистрирующий орган Уведомления о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003... а также размещение уведомления о реорганизации в средствах массовой информации... не требуется» (письмо ФНС России от 3 декабря 2014 г. № СА-4-14/24959@).

Но Пленум Верховного суда РФ истолковал новые правила Гражданского кодекса РФ иначе (п. 27 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). По его мнению, одна из обязанностей, указанных в статье 60кодекса, все же распространяется на реорганизацию в форме преобразования. А именно о начале процедуры преобразования необходимо уведомить налоговую инспекцию.

Вероятно, такое толкование направлено на то, чтобы устранить противоречие, которое появилось в нормах о реорганизации после 1 сентября 2014 года. Так, закон устанавливает срок, в течение которого участники реорганизованного лица вправе потребовать признать решение о реорганизации недействительным (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Такой срок составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации. Пока эти три месяца не истекут, создаваемое юридическое лицо зарегистрировать нельзя(абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Если же исходить из того, что о начале преобразования инспекцию уведомлять не нужно, то становится неясно, с какого момента начинает течь указанный выше трехмесячный срок. Выходит, уведомить инспекцию необходимо для того, чтобы устранить неопределенность при исчислении срока.

ФНС России учла разъяснения Пленума Верховного суда РФ и изменила свою прежнюю позицию: «... при преобразовании юридического лица в регистрирующий орган представляется уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № P12003» (письмо от 29 июля 2015 г. № ЕД-3-14/2874@).

Таким образом, уведомление о начале процедуры преобразования – это обязанность реорганизуемого ООО. При ее нарушении инспекция может отказать в регистрации создаваемого юридического лица (подп. «х» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).

Уведомление подписывает генеральный директор реорганизуемого ООО либо иное лицо, действующее от имени общества без доверенности (далее – заявитель).

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации ООО в форме преобразования

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о начале процедуры реорганизации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).

Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.

В подтверждение того, что уведомление подано, инспекция выдает заявителю расписку в получении документа с указанием даты принятия (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 66–69 Административного регламента). Помимо этого на следующий день после принятия уведомления инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленный документ, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 16 Административного регламента).

В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15п. 86–90 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этим документом выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

Как представить документы для государственной регистрации выпуска акций

Размещение акций акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования ООО, происходит на основаниирешения о такой реорганизации (п. 1 ст. 27.5-5 Закона о РЦБп. 47.1 Положения о стандартах эмиссии). Причем документы для государственной регистрации выпуска акций необходимо подать в регистрирующий орган до того момента, как зарегистрируют самого эмитента – общество, создаваемое в результате преобразования (абз. 2 п. 2 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ,абз. 2 п. 49.5 Положения о стандартах эмиссии).

Чтобы зарегистрировать выпуск акций, нужно оформить и утвердить решение об их выпуске (п. 1 ст. 19 Закона о РЦБп. 1.1 Положения о стандартах эмиссии).

Решение необходимо составить по форме, приведенной в приложении 15 к Положению о стандартах эмиссии (п. 48.3 Положения о стандартах эмиссии).

Как правило, решение утверждает общее собрание участников. Однако возможна ситуация, когда решение уполномочен утверждать совет директоров.

Обоснование

Правом утверждать решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17п. 4 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 3.248.1 Положения о стандартах эмиссии).

Совет директоров реорганизуемого ООО вправе утвердить решение о выпуске акций, размещаемых в результате преобразования, если одновременно выполняются два условия:

Во всех других случаях решение о выпуске акций утверждает общее собрание участников.

Подписывает решение генеральный директор. В решении необходимо указать дату его подписания и поставить печать реорганизуемого общества (п. 4 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 3.648.1 Положения о стандартах эмиссии).

Реорганизуемое ООО передало полномочия генерального директора управляющей компании. Кто должен подписать решение о выпуске акций, размещаемых в процессе преобразования

Подписать решение должно одно из следующих лиц:

1) генеральный директор управляющей компании. При этом необходимо указать номер и дату заключениядоговора, по которому реорганизуемое ООО передало полномочия генерального директора управляющей компании (далее – договор о передаче полномочий);

2) представитель управляющей компании, действующий на основании доверенности. При этом нужно указать номер и дату выдачи такой доверенности, а также номер и дату заключения договора о передаче полномочий.

Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 3.6 Положения о стандартах эмиссии.

После принятия решения о выпуске акций необходимо подготовить комплект документов для подачи в регистрирующий орган. Функции такого органа осуществляет Банк России в лице своих структурных подразделений (п. 1 ст. 20 Закона о РЦБ).

В какое структурное подразделение Банка России нужно представить документы для регистрации выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме преобразования

В зависимости от конкретной ситуации, либо в Департамент допуска на финансовый рынок, либо в территориальное учреждение Банка России.

Это следует из пункта 1 указания Банка России от 6 августа 2014 г. № 3360-У «О представлении в Банк России документов для государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями» (далее – указание № 3360-У).

В Департамент допуска на финансовый рынок документы необходимо представить в следующих ситуациях (подп. 2.6. п. 2 указания № 3360-У):

  • размер уставного капитала создаваемого АО составляет или превышает 5 млрд руб.;
  • реорганизуемое лицо – эмитент, эмиссионные документы которого регистрирует Департамент допуска на финансовый рынок.

В иных случаях документы нужно подать в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения создаваемого АО (п. 34 указания № 3360-У).

Перечень документов, представляемых в Банк России для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме преобразования (п. 5.249.1 Положения о стандартах эмиссии):

1) заявление о государственной регистрации выпуска акций по форме, приведенной в приложении 3 к Положению о стандартах эмиссии;

2) копия устава реорганизуемого общества;

3) копия (выписка из) протокола общего собрания участников, которым принято решение о реорганизации в формепреобразования. Документ обязательно должен содержать данные о кворуме и результатах голосования за принятие решения о преобразовании. Если решение принял единственный участник, вместо копии (выписки из) протокола собрания надо представить копию (выписку из) решения о реорганизации, принятого единолично;

4) решение о выпуске акций в трех экземплярах по форме, приведенной в приложении 15 к Положению о стандартах эмиссии(п. 5.6 Положения о стандартах эмиссии);

5) копия (выписка из) протокола общего собрания участников (протокола заседания совета директоров), которым утверждено решение о выпуске акций. Копия (выписка) должна содержать данные о кворуме и результатах голосования за утверждение выпуска;

6) платежное поручение с отметкой банка об исполнении, подтверждающее факт оплаты госпошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Если пошлину платит представитель реорганизуемого общества наличными деньгами в банк, то необходимо представить квитанцию, подтверждающую оплату. С 1 января 2015 года размер пошлины составляет 35 тыс. руб. (абз. 3 подп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

7) опись представленных документов по форме, приведенной в приложении 9 к Положению о стандартах эмиссии.

Какие документы не нужно представлять для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме преобразования

Не требуется представлять в Банк России (п. 5.5абз. 5 п. 49.1п. 49.4 Положения о стандартах эмиссии):

  • анкету эмитента по форме, приведенной в приложении 7 к Положению о стандартах эмиссии;
  • копию документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента (копию свидетельства о государственной регистрации создаваемого АО);
  • копию устава создаваемого АО;
  • справку эмитента об оплате его уставного капитала;
  • копии актов (описей) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого общества;
  • копии первичных учетных документов по материальным ценностям (копии актов приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и т. д.);
  • копии перечней (описей) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации;
  • копии расшифровок (описей) кредиторской и дебиторской задолженностей.

Кроме того, теперь не требуется подавать копию передаточного акта, несмотря на то что такой документ указан в перечне представляемых документов (абз. 5 п. 49.1 Положения о стандартах эмиссии). Это объясняется тем, что с 1 сентября 2014 года Гражданский кодекс РФ не обязывает составлять передаточный акт при реорганизации в форме преобразования.

Однако, если решение о реорганизации приняли еще до 1 сентября 2014 года и бухгалтерия составила передаточный акт, все же не будет лишним представить его копию для регистрации выпуска акций вместе с другими необходимыми документами. Это в максимальной степени обезопасит ООО от того, что Банк России откажет в регистрации.

Совет

Конкретный перечень представляемых документов имеет смысл уточнить в том структурном подразделении Банка России, куда документы будут подаваться. Дело в том, что в каждом конкретном подразделении требования к составу представляемых документов могут немного отличаться от требований, установленных в законодательстве.

Нужно ли регистрировать проспект акций, размещаемых при реорганизации в форме преобразования, одновременно с выпуском этих акций

Это делать не обязательно.

По закону государственная регистрация выпуска акций должна сопровождаться регистрацией проспекта акций, если одновременно выполняются два условия:

  • акции размещаются путем подписки;
  • отсутствуют обстоятельства, приведенные в подпунктах 1–8 пункта 1 статьи 22 Закона о РЦБ.

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 22 Закона о РЦБ, пунктах 1.360.2 Положения о стандартах эмиссии.

При реорганизации в форме преобразования акции размещаются путем обмена долей в уставном капитале реорганизуемого ООО (абз. 3 п. 57.1 Положения о стандартах эмиссии). Следовательно, регистрировать проспект акций одновременно с выпуском акций не требуется. Впоследствии созданное АО сможет зарегистрировать проспект акций по правилам главы 63 Положения о стандартах эмиссии.

Вместе с тем, не запрещено регистрировать проспект акций одновременно с их выпуском (п. 1.360.1Положения о стандартах эмиссии). Косвенное подтверждение того, что государственная регистрация выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме преобразования, может сопровождаться регистрацией их проспекта, содержится в абзаце 4 пункта 49.6 Положения о стандартах эмиссии.

При одновременной регистрации выпуска акций и проспекта акций реорганизуемое ООО должно представить в регистрирующий орган дополнительные документы.

Государственная регистрация выпуска акций, размещаемых при реорганизации в формепреобразования, сопровождается регистрацией проспекта этих акций. Какие документы нужно представить в регистрирующий орган

Помимо документов, необходимых для регистрации выпуска акций, в Банк России необходимо представить (п. 5.3 Положения о стандартах эмиссии):

  • проспект акций, соответствующий требованиям статьи 22 Закона о РЦБ;
  • копию (выписку из) протокола общего собрания участников (протокола заседания совета директоров), которым утвержден проспект акций. Копия (выписка) должна содержать данные о кворуме и результатах голосования за утверждение проспекта.

Если ранее реорганизуемое ООО представляло документы для их предварительного рассмотрения, то в регистрирующий орган также нужно подать:

  • копию уведомления регистрирующего органа о соответствии (несоответствии) документов требованиям законодательства Российской Федерации;
  • справку об устранении всех несоответствий требованиям законодательства (в случае если регистрирующий орган выявил такие несоответствия по результатам предварительного рассмотрения документов).

Банк России обязан зарегистрировать выпуск акций (либо принять мотивированное решение об отказе в регистрации) в течение 20 дней с момента получения документов (подп. 1 п. 3 ст. 20 Закона о РЦБподп. 5.8.2 п. 5.8 Положения о стандартах эмиссии). Если одновременно с выпуском акций регистрируется их проспект, регистрацию проводят в течение 30 дней с момента получения документов (подп. 1 п. 3 ст. 20 Закона о РЦБподп. 5.8.1 п. 5.8 Положения о стандартах эмиссии).

В качестве подтверждения того, что выпуск акций зарегистрирован, Банк России в течение трех рабочих дней с момента регистрации выдает следующие документы (п. 49.6 Положения о стандартах эмиссии):

  • уведомление о государственной регистрации выпуска акций с указанием на то, что решение о государственной регистрации выпуска вступает в силу со дня государственной регистрации создаваемого АО;
  • два экземпляра решения о выпуске акций с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска акций и указанием на то, что решение о государственной регистрации выпуска вступает в силу со дня государственной регистрации создаваемого АО. Впоследствии копию любого из экземпляров понадобится представить в налоговую инспекцию для регистрации создаваемого общества (подп. «з» п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации).

Если одновременно с выпуском акций регистрировался их проспект, регистрирующий орган выдает также два экземпляра проспекта акций с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска акций и указанием на то, что решение о государственной регистрации выпуска вступает в силу со дня государственной регистрации создаваемого АО.

Если впоследствии налоговая инспекция откажет в регистрации создаваемого АО, решение о регистрации выпуска акций аннулируется (п. 3 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).

Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизацииООО в форме преобразования

Реорганизация ООО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое ООО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Регистрация осуществляется посредством внесения налоговой инспекцией записей в ЕГРЮЛ. Реорганизуемое ООО должно подать в инспекцию установленный законодательством комплект документов.

С 1 сентября 2014 года документы для регистрации разрешено подать не раньше того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации, то есть не ранее трех месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры преобразования (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Из рекомендации

Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судьи Арбитражного суда г. Москвы)

Виталия Перелыгина, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист»

Геннадия Уваркина, кандидата юридических наук, заместителя генерального директора Правового бюро «Омега»

Как зарегистрировать реорганизацию ООО

<…>

Как зарегистрировать реорганизацию ООО в форме преобразования

Реорганизуемое ООО должно подать установленный законодательством комплект документов в налоговую инспекцию. Адрес инспекции определяется по местонахождению реорганизуемого общества (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации).

Закон требует, чтобы документы подавал руководитель создаваемого юридического лица, однако на практике действует иной порядок подачи документов.

Для регистрации создаваемого юридического лица в налоговую инспекцию нужно представить следующие документы (п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации; п. 204146.1 Административного регламента):

1. Заявление о государственной регистрации создаваемого юридического лица по форме № Р12001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в процессе реорганизации ООО в форме преобразования

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации реорганизации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Законом № 107-ФЗ.

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации создаваемого юридического лица не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).

2. Учредительные документы создаваемого юридического лица в двух экземплярах (если документы направляются в электронной форме – то в одном экземпляре).

3. Документ об уплате государственной пошлины за регистрацию создаваемого юридического лица в размере 4 тыс. руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФабз. 2 п. 53 Административного регламента). В качестве такого документа выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме – абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными – абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или «Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Обязательно ли при регистрации реорганизации ООО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию создаваемого юридического лица оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации реорганизации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

4. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений о застрахованных лицах.

Обязательно ли при регистрации реорганизации ООО в форме преобразования подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Реорганизуемое ООО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 9абз. 2 п. 3 ст. 11Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрациип. 41 Административного регламента).

Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае (т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

  • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
  • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат правила представления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации реорганизации.

Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя от ненужных споров.

5. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг (за исключением акций) в части замены эмитента (в случае если ООО является эмитентом таких бумаг и закон позволяет провести реорганизацию). В качестве данного документа может выступать копия изменений в решение о выпуске облигаций с отметкой об их регистрации (утверждении биржей) и указанием на то, что такие изменения вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента облигаций. Эту копию ООО должно заверить либо самостоятельно, либо у нотариуса(п. 2.12.2 Требований № 13-56/пз-н).

6. Документ, подтверждающий присвоение выпуску акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера (в случае преобразования ООО в АО). В качестве такого документа может выступать копиярешения о выпуске акций с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска акций и указанием на то, что решение о государственной регистрации выпуска вступает в силу с даты государственной регистрации создаваемого АО (п. 2.1 Требований к форме документа, подтверждающего присвоение выпуску акций, подлежащих размещению при реорганизации, государственного регистрационного номера или идентификационного номера в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество, утв. приказом ФСФР России от 9 июля 2013 г. № 13-57/пз-н). Экземпляры этого решения обществу выдает структурное подразделение Банка России, зарегистрировавшее выпуск акций (п. 49.6 положения Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»). ООО должно сделать копию любого из таких экземпляров, заверить ее самостоятельно либо у нотариуса и представить в инспекцию для регистрации реорганизации.

Необходимо ли при регистрации реорганизации ООО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании было необходимо отразить в передаточном акте. Передаточный акт требовалось представить в инспекцию вместе с другими обязательными документами.

Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФподп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Это объясняется тем, что при преобразовании ООО не возникает неопределенности относительно того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В отношении третьих лиц (кредиторов) эти права и обязанности не изменяются.

Несмотря на то что Закон о государственной регистрации по-прежнему относит к числу представляемых документов передаточный акт, при преобразовании ООО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такой акт в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон о государственной регистрации теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Вместе с тем, на практике в первое время после 1 сентября 2014 года налоговые инспекции порой по-прежнему указывали на обязанность представлять передаточный акт. Одним из распространенных доводов выступала пошаговая инструкция по реорганизации, размещенная на официальном сайте ФНС России. В ней вплоть до весны 2015 года содержалась информация о том, что при преобразовании в инспекцию необходимо подавать передаточный акт. Лишь в апреле 2015 года в инструкции конкретизировали, что передаточный акт необходим только при реорганизации в форме разделения и выделения. Во многом благодаря этому больше не возникает вопросов о том, нужно ли при преобразовании представлять передаточный акт.

Необходимо ли при регистрации реорганизации ООО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию доказательства уведомления кредиторов о реорганизации

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам при регистрации реорганизации ООО в форме преобразования в инспекцию требовалось представить доказательства уведомления кредиторов о реорганизации (абз. 2 п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Сейчас при преобразовании ООО уведомлять кредиторов о реорганизации не нужно (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Несмотря на то что Закон об ООО по-прежнему относит к числу представляемых документов доказательства уведомления кредиторов, при преобразовании ООО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такие доказательства в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон об ООО теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Внимание! Если документы, представленные при регистрации реорганизации ООО в форме преобразования, будут содержать заведомо недостоверные данные о преобразовании, суд может признать реорганизацию несостоявшейся

Требование о признании реорганизации ООО несостоявшейся может предъявить участник, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию ООО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, реорганизованное ООО восстановится, и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное ООО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного ООО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного ООО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) ООО.

В-четвертых, участники реорганизованного ООО будут признаны обладателями долей в уставном капитале в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников, участник, утративший доли в реорганизованном ООО, сможет потребовать:

  • возвратить ему доли с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие доли перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате долей.

Реорганизация ООО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое ООО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка