Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
10 мая 2016 4 просмотра

1. Хотели поставить временное сооружение на летнее время в виде палатки на зеленой зоне на территории прилегающей к кафе. Должны ли мы это согласовать и, если да, то с кем? 2. Имеем ли право разместить на палатке рекламу пивной продукции и есть ли какие либо ограничения?

1. Организация может разместить столики на прилегающей к кафе территории, если эта территория находится в собственности организации или используется на основании договора аренды или ссуды.

Если же прилегающая территория для временного сооружения организации не принадлежит, правоустанавливающих документов (договора аренды, ссуды) нет, нужно заключить с собственником соглашение, позволяющее использовать прилегающую территорию.

Поскольку организация уже занимается деятельностью по организации общественного питания, получать дополнительные разрешения у муниципалитета или Роспотребнадзора не нужно. Не нужно и регистрировать код ОКВЭД в ИФНС.

При ведении деятельности в новом летнем кафе, нужно учесть, что территория палатки будет учитываться в расчете общей площади кафе. Это важно, если организация применяет ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ).

2. да, имеет.

Но при этом нужно учитывать положения статьи 21 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В частности, реклама пива (которое является алкогольным напитком) не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

При этом если посетители кафе просто уведомляются о продаже пива – то это вывеска о товаре, а не реклама.

Обоснование

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Нужно ли учесть при расчете ЕНВД по услугам общепита площадь летнего кафе, размещенного перед рестораном. Столики для посетителей располагаются на открытой площадке. Посетителей обслуживает персонал ресторана

Да, нужно. Площадь летнего кафе включите в расчет общей площади ресторана. Если полученный показатель превысит 150 кв. м, откажитесь от применения ЕНВД.

В рассматриваемой ситуации кафе, которое в летний период размещается на территории, прилегающей к ресторану, следует квалифицировать как открытую площадку – специально оборудованное для общественного питания место, расположенное на земельном участке (абз. 25 ст. 346.27 НК РФ). Площадь таких объектов в организациях общепита признается частью зала обслуживания посетителей (абз. 23 ст. 346.27 НК РФ).

Поскольку посетителей летнего кафе обслуживает персонал ресторана, самостоятельное функционирование открытой площадки невозможно. Следовательно, ресторан и открытая площадка летнего кафе признаются единым объектом общепита. В этом случае общая площадь зала обслуживания посетителей для расчета ЕНВД определяется как сумма всех площадей, используемых организацией. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-11-06/3/8505.

Площадь территории, на которой в летнее время организуется открытое кафе, определяйте на основании любых имеющихся у организации правоустанавливающих и инвентаризационных документов. Например, на основании договора аренды земельного участка под летнее кафе или разрешения на право обслуживания посетителей на открытой площадке. Такой вывод подтверждается положениями абзаца 24 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.

Если суммарная площадь зала обслуживания посетителей (площадь зала ресторана и летнего кафе) превысит 150 кв. м, организация должна отказаться от применения ЕНВД и перейти на другой налоговый режим. Это следует из положений подпункта 8 пункта 2 статьи 346.26 и абзаца 3 пункта 3 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации Владимира Ланды, кандидата юридических наук, советника Правового управления правительства г. Москвы, Натальи Шмаковой, кандидата юридических наук, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист», Александры Ёрш, кандидата юридических наук, помощника заместителя председателя ВАС РФ (до августа 2014 г.), доцента кафедры гражданского права и процесса РАНХиГС при Президенте РФ

Особая процедура предоставления в аренду государственного и муниципального имущества

Малый и средний бизнес может получить помещение под офис или производство, заключив договор аренды с муниципалитетом или субъектом РФ.

Договор аренды государственного и муниципального имущества имеет ряд особенностей.

В частности, такой договор заключают по особой процедуре и при его заключении действуют определенные ограничения.

Договор может быть заключен следующими способами (ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; далее – Закон о защите конкуренции):

  • по результатам проведения торгов на право заключения такого договора аренды;
  • без проведения торгов.

В январе 2012 года поменялись правила предоставления в аренду государственного и муниципального имущества: появились новые основания для предоставления такого имущества без проведения торгов. Эти изменения внесены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (далее – Закон № 401-ФЗ). А в марте 2013 года Пленум ВАС РФ разъяснил ряд спорных моментов в такой аренде. В постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – постановление № 73) были внесены дополненияпостановлением Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 13.

С 1 марта 2015 года изменился порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности, поскольку вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации; далее – Закон № 171-ФЗ»).

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества

Торги (в т. ч. электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Основное различие состоит в том, что на аукционе состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене. А на конкурсе состязание между участниками проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене). Следовательно, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Порядок проведения конкурсов и аукционов в отношении государственного и муниципального имущества определен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (далее – Правила).

Торги проходят в несколько этапов:

  • извещение о проведении конкурса (аукциона);
  • разработка конкурсной документации и документации об аукционе;
  • подача и рассмотрение заявок;
  • торги;
  • заключение договора по результатам торгов.

Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов (п. 3 ст. 448 ГК РФ). Извещение должно содержать сведения:

  • о времени, месте и форме торгов,
  • об их предмете,
  • о существующих обременениях продаваемого имущества и
  • о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения
  • о начальной цене.

Это следует из пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Участником торгов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), претендующие на заключение договора аренды.

Правила устанавливают:

  • требования к участникам торгов;
  • условия допуска к участию в конкурсах и аукционах;
  • документы, которые заявитель должен представить для участия в торгах.

В частности, заявитель не допускается к участию в конкурсе (аукционе), если:

  • на день рассмотрения заявки имеется решение о приостановлении его деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях;
  • заявитель не представил необходимые документы;
  • документы, представленные заявителем, содержат недостоверные сведения;
  • заявитель не внес задаток, притом что требование о внесении задатка указано в извещении о проведении торгов.

Полный перечень случаев, когда заявитель не допускается к участию в торгах, предусмотрен пунктом 24 Правил.

Заявитель несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных на торги документах.

Если конкурсная или аукционная комиссия установит факт недостоверности сведений в таких документах, она обязана отстранить заявителя от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения (п. 26 Правил).

Внимание! Организатор торгов не вправе устанавливать иные требования к участникам торгов, чем те, которые предусмотрены законом.

В частности, организатор торгов не вправе требовать от заявителя документы и сведения, не предусмотренные Правилами. Не может он потребовать от заявителя и представить оригиналы документов в тех случаях, когда Правила предусматривают представление их копий (п. 53 и 122 Правил).

Кроме того, организатор торгов не вправе устанавливать необходимость заключения каких-либо дополнительных договоров (например, агентских договоров), а при их отсутствии – отказать в допуске к участию в торгах. Отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, которые не предусмотрены в пункте 24 Правил, не допускается.

Пример из практики: суд признал итоги торгов недействительными, поскольку нарушены положения Правил о проведении торгов

ООО «ТТ» обратилось в суд в связи с отказом администрации муниципального района в допуске к участию в аукционе и потребовало признать недействительными торги и договор аренды здания автобусной станции.

Как установил суд, администрация приняла решение об отказе в связи с тем, что ООО «ТТ» не заключило агентские договоры на продажу билетов.

Из-за отказа в допуске ООО «ТТ» единственным участником аукциона стала другая организация – ООО «ТС». Аукционная комиссия приняла решение о заключении с этой организацией договора аренды.

По мнению суда, дополнительное требование к участнику аукциона (наличие заключенных агентских договоров на продажу билетов) противоречит пункту 25 Правил. Он устанавливает, что отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 Правил, не допускается.

ООО «ТС» нельзя считать единственным участником, так как истцу неправомерно отказали в допуске к участию в аукционе.

Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа истцу в допуске к участию в аукционе. С учетом нарушения прав истца, а также приняв во внимание иные нарушения порядка проведения аукциона, суд признал торги и договор, заключенный по результатам торгов, недействительными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июля 2011 г. по делу № А56-28976/2010).

Совет

Необходимо тщательно проверить требования, содержащиеся в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если такие требования к участникам торгов не соответствуют действующему законодательству (ГК РФ, Закону о защите конкуренцииПравилам и т. д.), то суд по заявлению заинтересованного лица может признать торги недействительными.

Организатор торгов имеет право установить для участников торгов обязанность по внесению задатка, о чем он указывает в извещении о проведении торгов (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

По окончании конкурса или аукциона победитель торгов и их организатор подписывают протокол о результатах торгов, если иное не установлено законом (п. 6 ст. 448 ГК РФ). Этот протокол о результатах торгов имеет силу договора.

Закон предусматривает последствия уклонения сторон от подписания такого протокола. Так, уклоняющееся лицо обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, то победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении уклоняющегося организатора торгов заключить договор. Кроме того, победитель торгов может потребовать и возмещения убытков, вызванных уклонением от заключения договора (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 448 ГК РФ).

При проведении торгов на право аренды государственного и муниципального имущества задаток возвращается не только победителю торгов, но и участникам. В частности, он возвращается участнику, заявке которого присвоен второй номер, участникам, которые отозвали свою заявку. Задаток возвращается и заявителю, не допущенному к участию в конкурсе или аукционе. Если торги не состоялись, задаток тоже подлежит возврату (п. 5 ст. 448 ГК РФ, п. 58100128134147 Правил).

Условия договора, который был заключен по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, стороны могут изменить. Но это возможно только при условии, что изменения не повлияют на условия договора, которые имеют существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом (п. 8 ст. 448 ГК РФ).

С 12 июня 2012 года организатор аукциона обязан заключить договор с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, если заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя.

Аналогичные положения действуют с 12 июня 2012 года и в отношении конкурса. См., соответственно, пункты 101 и 151 Правил в редакции приказа ФАС России от 30 марта 2012 г. № 203 «О внесении изменений в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67».

Если же аукцион (конкурс) признан несостоявшимся по основаниям, которые не указаны в пунктах 101и 151 Правил, организатор вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса. При этом организатор вправе изменить условия аукциона либо конкурса (п. 102 и 152 Правил).

Прежняя редакция Правил не допускала заключения договора в указанных случаях. Ранее организатор мог объявить о проведении нового конкурса или аукциона.

Предоставление государственного и муниципального имущества без проведения торгов

Договор аренды государственного и муниципального имущества может быть заключен без проведения торгов, в частности, в случаях предоставления имущества следующим лицам (ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  • товариществам собственников жилья;
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона;
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения;
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.

Кроме того, имущество может быть без торгов передано в аренду любым лицам, если оно:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев;
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м и не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Подробнее см. Полный перечень случаев заключения договоров аренды без проведения торгов.

Нужно иметь в виду, что порядок заключения договоров аренды без проведения торгов, установленный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется на основании:

Это следует из части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Поэтому в таких случаях применяются специальные нормы. Так, если объектом договора аренды выступает земельный участок, то применяется специальный порядок заключения договора аренды земельного участка на торгах (ст. 38 Земельного кодекса РФПравила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808).

Порядок заключения договоров аренды лесного участка регулируется:

  • главой 8 Лесного кодекса РФ об организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности;
  • Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78–80 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24 февраля 2009 г. № 75.

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 22, Июнь 2011

Учитывать ли площадь летнего кафе при расчете ЕНВД

Разъясняет Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Да, летнее кафе, размещенное на прилегающей к ресторану территории, является открытой площадкой, которая признается частью зала обслуживания посетителей (ст. 346.27 НК РФ). Поэтому площадь летнего кафе надо включить в расчет общей площади ресторана. Если полученный показатель превысит 150 кв. метров, необходимо отказаться от применения ЕНВД.

Площадь летнего кафе можно подсчитать на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов (ст. 346.27 НК РФ). Например, это может быть договор аренды земельного участка или разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке, где будет определена его площадь.

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 26, Июль 2010

В Питере рискованно открывать летние кафе без договора аренды земли

Компании, которые без договора аренды используют землю под летние кафе, рискуют заплатить штраф. В результате плановой проверки сотрудники прокуратуры Санкт-Петербурга обнаружили, что на Васильевском острове некоторые компании самовольно расширяли летние веранды, прилегающие к заведениям.

Сотрудники прокуратуры выявили, что ООО «Теремок – Русские Блины», ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» и ООО «Экспресс» организовали летние кафе при своих ресторанах. Но компании не заключили договоры аренды земельных участков с Комитетом управления госимуществом. Прокуроры назначили штрафы до 20 тыс. рублей (ст. 7.1 КоАП РФ). И обязали компании устранить нарушение, иначе по решению суда кафе могут демонтировать.

Нелепость всей ситуации в том, что компании-то готовы получить нужные документы. Но сделать это не так просто. С мая этого года арендовать можно только тот участок, который попал в адресную программу размещения объектов потребительского рынка*. Поэтому сначала необходимо обратиться к местным властям района, которые направят заявку на включение участка в адресную программу. Только после того, как объект попадет в разрешенный список, можно заключать договор аренды с Комитетом управления государственным имуществом. В итоге вся процедура может завершиться спустя месяцы, когда сезон летних кафе пройдет. Компаниям остается только надеяться на расторопность чиновников. К примеру, в ООО «Теремок – Русские Блины» нам сообщили, что разрешение на установку кафе от районных властей уже получили и проект договора передали на согласование в комитет по имуществу.

* См. постановление правительства Санкт-Петербурга от 05.05.10 № 554.

Н.В. Кузнецова, корреспондент «УНП»

По вопросу размещения рекламы пива

Статья 21 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

«1. Реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

1) в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи;

8) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.

5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

6. В период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя - юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

7. Допускаются размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

8. Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени».

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 47, Декабрь 2012

Какая вывеска о компании больше не считается рекламой

Недавно Пленум ВАС РФ разъяснил, какие вывески о компании и ее товарах не являются рекламой. Новые выводы суда налоговики скорее всего будут использовать при проверке рекламных расходов. А компании могут заранее к этому подготовиться

Неясные положения закона о рекламе в части информационных вывесок Пленум ВАС РФ разъяснил в постановлении от 08.10.12 № 58.

Вывеска о компании не реклама

Не является рекламой размещение наименования компании (коммерческого обозначения) в месте ее нахождения и информации о товарах и режиме работы непосредственно в торговых точках (п. 1 постановления № 58). Аналогичной позиции придерживается Минфин (письмо от 14.12.11 № 03-03-06/1/821), а также Президиум ВАС РФ (постановление от 22.05.12 № 15805/11). Поэтому если налоговики исключат расходы на вывеску из рекламных, то нет смысла спорить, шансы по победу малы. Проще списать затраты через амортизацию, если вывеска дороже 40 тыс. рублей.

В то же время Пленум ВАС РФ имел в виду не всякую вывеску, а только ту, которая непосредственно указывает на месторасположение компании и вход в нее. Получается, что если поместить вывеску подальше от офиса, то это уже реклама и расходы на нее уменьшают прибыль. Например, информационный щит с названием акционерного общества суд признал рекламным, поскольку он находится не в зоне нахождения компании, а на расстоянии 300 метров от нее (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.10.09 № КА-А41/10701–09). Другой случай — вывеску на здании, но не при входе суд посчитал наружной рекламой и разрешил списать расходы на нее единовременно (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.07.10 № Ф09-4631/10-С2). Вывеска на крыше здания, где компания занимает несколько помещений, тоже считается рекламой, поскольку она не обозначает местонахождение организации, а преследуют иные цели. Такое разъяснение давала Федеральная антимонопольная служба еще в 2006 году, но оно по-прежнему актуально (письмо от 16.03.06 № АК/3512). Более того, Минфин считает, что размещение на стендах (то есть не у входа) коммерческого обозначения компании и информации о ее товарах является рекламой и расходы на нее можно учесть (письмо от 30.05.12 № 03-03-06/1/284).

Но не надо путать такие вывески с информацией, которая должна быть в месте расположения компании в силу закона. Допустим, при входе на рынок должна быть вывеска с обозначением типа рынка, его наименованием, режимом работы (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.12.06 № 271-ФЗ). Это не реклама. Также не являются рекламой дорожные маршрутные указатели с наименованием компании к месту ее нахождения (п. 112 постановления № 58).

Вывеска о товарах не реклама

Все изложенное касается расходов на вывески и о товарах. В то же время есть мнение ФАС России о том, что вывески, которые представляют собой слова «пиво», «живое пиво», «вина», «сигареты», «алкоголь», «табак» и т. п., не признаются рекламой. Это обобщенное наименование группы товаров, в связи с чем невозможно выделить конкретный товар и сформировать к нему интерес (письмо от 24.01.11 № АК/1829).

Но Пленум ВАС РФ разъяснил, что не обязательно называть конкретный товар. В качестве рекламы может быть признана информация, которая очевидно вызывает у потребителя ассоциацию с определенным товаром с целью привлечения к нему внимания (п. 2 постановления № 58). Например, стеклянная бутылка и полные бокалы вызывают, по мнению суда, у потребителя ассоциации с алкогольной продукцией, даже когда рядом не написан ее вид (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.08.09 № А26-1568/2009).

В защиту расходов на подобные вывески можно привести жизненные примеры, судьи их любят. У кого из нас не было такой ситуации когда, проходя мимо здания (подъезда бизнес-центра и т. п.), мы замечали вывеску о товаре и у нас сразу возникала мысль «О, кстати! Надо зайти купить». А раз это вызвало такой интерес потребителя, значит это не что иное, как реклама.

Наталья Исаева, эксперт «УНП»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка