Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 мая 2016 21 просмотр

Работают аудиторы. Вопрос вот чем. Если ООО, являясь малым предприятием по установленным критериям, попало по показателям 2014 года на обязательный аудит за 2015 год, то теряет ли оно право на неприменение ПБУ, в частности обязаны ли создавать резервы по отпускам, применять ПБУ 18, ПБУ 2 и прочее, где малым разрешено их не применять. Спасибо.

Если организация сохранила статус субъекта малого предпринимательства, то вести бухучет она может в упрощенной форме.

Организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, могут вести бухучет в упрощенном виде и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам. Обязанность проведения обязательного аудита не влияет на статус малого предприятия. Кроме того, применять ПБУ 18/02 и создавать в бухучете оценочное обязательство на оплату отпусков малое предприятие не обязано.

Критерии субъектов малого предпринимательства приведены в таблице ниже.

Однако, организации необходимо учитывать, что в случае утраты статуса субъекта малого предпринимательства, необходимо применять ПБУ 18/02 с начала отчетного года и создать в текущем году оценочное обязательство на оплату отпусков.

Обоснование

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства
Организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, обязаны вести бухучет. При этом малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам.

К упрощенным способам бухучета, в частности, относятся:

При этом организация имеет право выбирать, какие упрощенные способы бухучета ей применять, закрепив их в своей учетной политике.

Об этом сказано в информации Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015. В этой же информации даны подробные разъяснения, как вести бухучет по упрощенной системе, какие регистры бухучета применять и какие формы бухгалтерской отчетности составлять.

Организация, ведущая учет упрощенным способом, вправе выбрать:

  • полную форму (бухучет ведется посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов);
  • сокращенную форму (бухучет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов).

Кроме того, микропредприятия вправе вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи.

Такой порядок установлен положениями статьи 2 и частей 1, 3 и 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается пунктом 8 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

<…>

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Когда проведение аудита обязательно

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица с полным перечнем случаев обязательного аудита бухотчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

<…>

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как создать резерв на оплату отпусков

Когда возникает обязанность создать в бухучете резерв на оплату отпусков для малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, вправе создавать в бухучете оценочное обязательство на оплату отпусков добровольно. Но если такая организация в предыдущем году не формировала оценочное обязательство, а в текущем году приняла решение создать его, необходимо внести изменения в учетную политику. Последствия таких изменений отразите в отчетности в Порядке, установленном пунктом 15.1 ПБУ 1/2008.

А если организация по итогам прошедшего года утратила статус малого предприятия? Тогда в текущем году уже обязательно создавать оценочное обязательство на оплату отпусков. При этом необходимо внести изменения в учетную политику, прописав там механизм формирования такого оценочного обязательства. Последствия таких изменений можно отразить в отчетности перспективно. Так позволяет поступить абзац 3 пункта 15 ПБУ 1/2008. При этом в пояснениях к отчетности необходимо указать, что организация утратила статус малого предприятия и с очередного года будет формировать оценочное обязательство по оплате отпусков.

Как бы то ни было, формируйте оценочное обязательство по общим правилам, описанным выше.

<…>

Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете начисление и уплату налога на прибыль

Организации должны рассчитывать и перечислять в бюджет авансовые платежи и налог на прибыль за каждый отчетный (налоговый) период, если применяют общий режим. При этом начисление и уплату налога надо отразить в бухучете, как и любой другой факт хозяйственной жизни. Делать это нужно с учетом требований ПБУ 18/02. Только так можно устранить те расхождения, которые есть в бухгалтерском и налоговом учете. О том, как правильно применять ПБУ 18/02, пойдет речь в этой рекомендации.

К слову, только некоторые категории плательщиков налога на прибыль могут не исполнять требований ПБУ 18/02, а именно:

  • кредитные организации, государственные и муниципальные учреждения;
  • субъекты малого бизнеса и некоммерческие организации.

Все это следует из пунктов 1 и 2 ПБУ 18/02, пунктов 1 и 2 статьи 286, пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организовать ведение бухучета

Как начать использовать ПБУ 18/02, если организация потеряла право не применять его в середине года (например, утратила статус малого предприятия)

ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

Объяснение такое. Налог на прибыль, который нужно заплатить в бюджет, определяется как налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли организации, скорректированный на суммы постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п. 20, 21 ПБУ 18/02).

Налог на прибыль считают по итогам налогового периода – года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому, чтобы правильно это сделать исходя из данных бухучета и их взаимосвязи с налоговыми показателями, ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

При этом придется выявить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые возникли с 1 января до начала квартала, в котором организация утратила статус субъекта малого предпринимательства. На эту дату нужно отразить постоянные и отложенные налоговые обязательства (активы). То есть организации, которая потеряла право не применять ПБУ 18/02 в середине года, необходимо внести дополнения в бухучет, отразив все необходимые корректировки за период, когда данное положение не применялось. Сделайте это в том периоде, в котором возникла обязанность применять ПБУ 18/02.

Пример, как отразить разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Организация утратила статус субъекта малого предпринимательства

ООО «Альфа» в сентябре 2016 года утратило статус субъекта малого предпринимательства. Разницы по ПБУ 18/02 бухгалтер отразил с 1 января 2016 года. В учете организации с 1 января 2016 года бухгалтер выявил только одну разницу между бухгалтерским и налоговым учетом: в остаточной стоимости объекта основных средств. В налоговом учете она составила 50 000 руб., а в бухгалтерском – 60 000 руб. Норма амортизации в месяц в налоговом учете – 1389 руб., а в бухгалтерском – 1667 руб. До конца срока полезного использования осталось 24 месяца (и в бухгалтерском и в налоговом учете).

Бухгалтер ООО «Альфа» в 2016 году сделал следующие проводки:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
– 2000 руб. ((60 000 руб. – 50 000 руб.) х 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 44 субсчет Кредит 02
– 1667 руб. – начислена амортизация;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 56 руб. ((1667 руб. – 1389 руб.) х 20%) – отражено уменьшение отложенного налогового обязательства.

В течение 24 месяцев бухгалтер будет начислять амортизацию и списывать отложенное налоговое обязательство.

Дополнительные записи внесите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, это могут быть:

  • первичные документы, свидетельствующие о возникновении различий между бухгалтерским и налоговым учетом;
  • бухгалтерская справка с обоснованием вносимых записей.

При необходимости внесите изменение в учетную политику организации на текущий год: пропишите обязанность использовать ПБУ 18/02 и порядок его применения (п. 10 ПБУ 1/2008).

<…>

Из таблицы

Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Внимание! С 1 января 2016 года внесены изменения в Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. А именно пересмотрен порядок отнесения организаций и предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года установлен переходный период, в течение которого продолжают действовать старые правила (п. 10 ст. 10 Закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ).

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства1 Основание
Коммерческие организации2 и потребительские кооперативы

Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав:

  • активов акционерных инвестиционных фондов;
  • имущества закрытых паевых инвестиционных фондов;
  • общего имущества инвестиционных товариществ.

Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 процентов3 каждая

п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

Средняя численность работников4 за предыдущий календарный год не превышает:

  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий
п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации2, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС5 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)6 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства4.

Предельные значения выручки установлены в размере:

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2000 млн руб. – для средних предприятий

п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702


1 Субъект малого или среднего бизнеса изменит свой статус только в том случае, если в течение трех календарных лет подряд сумма выручки от реализации и (или) средняя численность работников превышают установленные предельные значения (ч. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

2 За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (абз. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

3 Данное ограничение не распространяется на организации:

1) внедряющие (применяющие на практике) результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) этих организаций:

  • бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;

2) со статусом участника проекта «Сколково»;

3) учредители (участники) которых включены в утвержденный Правительством РФ перечень компаний, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.

Это следует из пункта 1 части 1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

4 В течение года, в котором вновь созданные организации и предприниматели были зарегистрированы, они определяют показатели средней численности сотрудников, выручку или балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за период с момента их госрегистрации до конца года (ч. 5 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

5 Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (ч. 7 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

6 В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оцениваемая по правилам бухучета (ч. 8 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Формально данный критерий не применяется, так как предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ не установлены. Определены только предельные значения выручки (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка