Журнал, справочная система и сервисы
№3
Февраль

В свежем «Главбухе»

Учитывайте в расчетах новый МРОТ

Подписка
6 8 номеров в подарок!
№3
10 мая 2016 166 просмотров

Организация ликвидирует филиал находящийся в другом регионе и не выделенный на отдельный баланс. Какие действия необходимо предпринять организации.

Процедура закрытия филиала пошагово описана в рекомендации в обосновании.

Обоснование

Из рекомендации

Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Виталия Перелыгина, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист»

Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

Как закрыть филиал или представительство ООО

Чтобы закрыть (ликвидировать) такие обособленные подразделения ООО, как филиал или представительство, необходимо совершить следующие действия:

  • принять решение о закрытии филиала (представительства) и внесении соответствующих изменений в устав;
  • уведомить налоговую инспекцию о предстоящем закрытии филиала (представительства);
  • подготовить филиал (представительство) к закрытию и расформировать штат сотрудников обособленного подразделения;
  • зарегистрировать ликвидацию филиала (представительства).*

Внимание! Внести изменения в устав при закрытии филиала или представительства ООО необходимо, несмотря на то что с 29 декабря 2015 года он может не содержать сведений о них

В настоящий момент устав ООО, имеющего филиал или представительство, может:

  • как предусматривать сведения об этом обособленном подразделении,
  • так и не содержать положений о нем.

Обоснование

С 29 декабря 2015 года закон не обязывает включать в устав ООО сведения о филиалах и представительствах (п. 1 ст. 2ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее – Закон № 209-ФЗ), п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО).

Ранее такие сведения было необходимо отражать в уставе. Теперь их в обязательном порядке должен содержать лишь ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФподп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

В то же время включить в устав ООО информацию о филиалах и представительствах закон не запрещает (п. 2 ст. 12 Закона об ООО).

Таким образом, сейчас ООО вправе по своему усмотрению решить, включать в устав сведения о филиале (представительстве) или нет.

Однако, чтобы закрыть филиал или представительство, в любом случае нужно внести изменения в устав. Если этого не сделать, не получится зарегистрировать ликвидацию обособленного подразделения.

Обоснование

Уведомить налоговую инспекцию о закрытии филиала или представительства ООО в настоящий момент можно только при помощи заявления по форме № Р13001. В частности, в разделе 2 листа К нужно поставить цифру 2 (подп. 5.15.2 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@; далее – Требования к оформлению документов).

Правда, это заявление подают для регистрации изменений в уставе. Раньше вместо него представляли также уведомление по форме № Р13002, однако сейчас ООО его использовать не вправе.

Вместе с тем, из буквального толкования закона следует, что закрытие филиала(представительства) – это не повод изменять устав (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФп. 5 ст. 5 Закона об ООО). А значит, достаточно подать в инспекцию заявление по форме № Р14001.

Однако проблема в том, что в заявлении по форме № Р14001 нет графы, позволяющей сообщить о закрытии филиала или представительства. Так, в разделе 2 листа О можно указать причину, по которой в ЕГРЮЛ вносятся сведения об обособленном подразделении. Но ни одна из трех возможных причин не подпадает под случай ликвидации филиала или представительства (подп. 7.19.2 Требований к оформлению документов).

Такой недостаток прокомментировала ФНС России: «...до приведения нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц в соответствие с положениями главы 4 части первой Гражданского кодекса РФ... внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности филиала или закрытии представительства юридического лица может быть осуществлено при представлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе заявления по форме № Р13001...» (письмо от 6 марта 2015 г. № СА-4-14/3666@ «О представлении документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности филиала или закрытии представительства юрлица»; далее – письмо № СА-4-14/3666@).

Проще говоря, пока не поправят форму № Р14001, нужно использовать форму № Р13001.

О том, как ликвидировать иное обособленное подразделение, см. Как закрыть обособленное подразделение, не являющеесяфилиалом и представительством.

Как принять решение о закрытии филиала или представительства ООО

По умолчанию вопрос о закрытии филиала или представительства относится к компетенции общего собрания участников ООО.

Обоснование

Закон прямо не устанавливает, какой орган ООО уполномочен принимать решение о закрытии филиала(представительства). Однако анализ законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что по умолчанию таким органом является общее собрание участников.

Во-первых, именно к компетенции общего собрания участников относится вопрос о создании филиалов и об открытии представительств (п. 1 ст. 5 Закона об ООО).

Во-вторых, перечень вопросов, которые могут относиться к компетенции общего собрания участников, законом не ограничен (подп. 13 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Следовательно, в уставе общества разрешается прямо предусмотреть, что решение о закрытии филиала (представительства) должно приниматься общим собранием участников. Но даже если устав такого положения не содержит, считается, что вопрос о ликвидации филиала (представительства) все равно относится к компетенции собрания. Суды обосновывают это тем, что «ликвидация филиала общества осуществляется посредством внесения изменений в его устав», а вносить такие изменения по закону вправе только общее собрание участников (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2010 г. № 15АП-10983/2010 по делу № А53-8819/2010).

В обществе, состоящем из одного участника, решение о ликвидации филиала (решение о ликвидации представительства) единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).

Вместе с тем, устав ООО может предусматривать, что решение о ликвидации филиала (представительства) уполномочен принимать совет директоров (наблюдательный совет) общества (подп. 11 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Вопрос о закрытии филиала (представительства) относится к компетенции общего собрания участников

Прежде всего нужно принять решение о проведении собрания (очередного или внеочередного).

Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос о закрытии филиала (представительства), можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).

Если ликвидировать обособленное подразделение нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества (генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):

  • совета директоров (наблюдательного совета);
  • ревизионной комиссии (ревизора);
  • аудитора;
  • участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.

На общем собрании участников нужно принять:

  • решение о закрытии филиала (закрытии представительства);
  • решение о внесении в устав ООО изменений, связанных с ликвидацией филиала (представительства), либо решение об утверждении устава в новой редакции;
  • решения по иным вопросам, связанным с ликвидацией обособленного подразделения. Такие вопросы могут быть предусмотрены уставом общества и Положением о филиале (Положением о представительстве).

Решение по вопросу об изменении устава принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (абз. 1 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для принятия решений по остальным вопросам достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Внимание! Устав ООО может предусматривать необходимость большего числа голосов для принятия решений по вопросам, связанным с закрытием филиала (представительства).

В уставе может быть закреплено, что для принятия решений по вопросам (вопросу), связанным с ликвидацией филиала или представительства, требуется большее число голосов по сравнению с тем числом, которое предусмотрено в законе. Например, устав может предусматривать, что решение о внесении в него изменений принимается большинством не менее 3/4 (а не 2/3) голосов от общего числа голосов участников общества.

Если устав содержит подобные требования, их необходимо соблюсти. В противном случае (т. е. при отсутствии нужного числа голосов) решения общего собрания участников не будут иметь силы, причем независимо от их обжалования в суде (п. 6 ст. 43 Закона об ООО).

Результаты общего собрания участников необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).

Вопрос о закрытии филиала (представительства) относится к компетенции совета директоров

Нужно созвать и провести заседание совета директоров с целью принятия решения о закрытии филиала (закрытии представительства). Кроме того, на заседании может понадобиться принять следующие решения.

1. Решения по иным вопросам, связанным с ликвидацией обособленного подразделения. Такие вопросы могут быть предусмотрены уставом общества и Положением о филиале (представительстве).

2. Решение о созыве общего собрания участников по вопросу о внесении в устав изменений, связанных с закрытием филиала(представительства). Принять такое решение можно в случае, если вопрос о созыве собрания относится к компетенции совета директоров (подп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО). Если же этот вопрос уполномочен решать исполнительный орган общества (генеральный директор или правление), то совет директоров вправе лишь потребовать от него провести внеочередное общее собрание участников (п. 2 ст. 35 Закона об ООО). Исполнительный орган, получивший такое требование, обязан в течение пяти дней принять решение о созыве собрания. Если он этого не сделает, совет директоров получит право самостоятельно созвать собрание (п. 4 ст. 35 Закона об ООО).

Информацию о процессе проведения заседания совета директоров и принятых решениях нужно отразить в протоколе. Порядок и сроки составления протокола обычно регулируются уставом.

После проведения заседания совета директоров потребуется внести в устав ООО изменения, связанные с ликвидацией филиала (представительства), либо утвердить устав общества в новой редакции. Для этого необходимо провести общее собрание участников, созванное советом директоров или исполнительным органом по требованию совета директоров (п. 4 ст. 12абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Решение о внесении в устав изменений (об утверждении устава в новой редакции) принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества. Устав общества может предусматривать, что для принятия решения требуется большее количество голосов (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Результаты общего собрания участников необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).

Какие дополнительные решения может понадобиться принять при закрытии филиала(представительства) ООО

Общество, решившее закрыть филиал (представительство), должно принять решения по вопросам о ликвидации обособленного подразделения и о внесении соответствующих изменений в устав (п. 5 ст. 5п. 4 ст. 12 Закона об ООО). Однако устав ООО и Положение о филиале (представительстве) могут предусматривать, что, помимо этих двух решений, нужно принять решения по иным вопросам.

Одним из таких вопросов зачастую является вопрос об утверждении порядка ликвидации филиала(представительства). Так, в Положении о филиале (представительстве) может быть прописан целый комплекс мероприятий, связанных с закрытием обособленного подразделения: назначение ликвидационной комиссии подразделения, обязательное уведомление кредиторов ООО, подписавших договоры с руководителем подразделения, и т. д. При этом устав ООО может предусматривать необходимость утверждения порядка ликвидации органом общества, принявшим решение о закрытии филиала (представительства). Решение об утверждении такого порядка целесообразно принять одновременно с решениями о закрытии филиала(представительства) и о внесении изменений в устав (например, на одном и том же общем собрании участников).

Однако может возникнуть ситуация, когда решения по вопросам, связанным с ликвидацией подразделения, потребуется принять через какой-либо промежуток времени после принятия решения о закрытии филиала(представительства). Например, устав может предусматривать правило о том, что ликвидационная комиссияфилиала составляет ликвидационный баланс этого подразделения и такой баланс утверждается общим собранием участников. Очевидно, что назначить ликвидационную комиссию и утвердить составленный ею баланс одновременно не удастся. Другими словами, решение об утверждении ликвидационного баланса придется принимать отдельно (к примеру, через два месяца после принятия решения о закрытии подразделения).

Вывод: полный список вопросов, решения по которым понадобится принять при ликвидации филиала(представительства), и дату их рассмотрения можно определить только после анализа устава общества и Положения о филиале (представительстве).

Обязано ли ООО, закрывающее филиал или представительство, соблюсти требования статьи 63 Гражданского кодекса РФ

Нет, не обязано. Правила статьи 63 Гражданского кодекса РФ и статьи 57 Закона об ООО к процедуре закрытия филиала (представительства) не применяются.

Дело в том, что в этих статьях установлен порядок ликвидации юридического лица. Филиалы и представительства юридическими лицами не являются (п. 3 ст. 55 ГК РФп. 4 ст. 5 Закона об ООО). Следовательно, при закрытии филиала (представительства) не требуется:

  • назначать ликвидационную комиссию или ликвидатора ООО;
  • публиковать сообщение о ликвидации в органах печати;
  • письменно уведомлять всех кредиторов ООО;
  • составлять и утверждать промежуточный ликвидационный баланс, уведомлять об этом налоговую инспекцию;
  • рассчитываться по долгам с кредиторами;
  • составлять и утверждать окончательный ликвидационный баланс.

Отдельные требования к проведению ликвидации обособленного подразделения могут предусматриваться уставом ООО и (или) Положением о филиале (представительстве). К примеру, не запрещено прописать правило о том, что общество назначает ликвидационную комиссию филиала. Однако это не означает, что ООО исполняет требования, установленные законом в отношении ликвидируемых юридических лиц. Ведь речь идет не о ликвидационной комиссии юридического лица (органе, необходимом в силу закона), а о ликвидационной комиссии обособленного подразделения (органе, помогающем упростить процедуру закрытия подразделения).

Как уведомить налоговую инспекцию о предстоящем закрытии филиала (представительства) ООО

О том, что ООО прекращает работать через филиал (представительство), необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения общества (абз. 2 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о закрытии филиала (представительства).

Обоснование

Подпункт 3.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ устанавливает, что ООО обязано сообщить о ликвидируемом филиале (представительстве) в течение трех дней. По общему правилу (т. е. если иное прямо не предусмотрено законом) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23 Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.

Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@ (далее – приказ № ММВ-7-6/362@).

167.4325 (11,17)

Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о закрытии филиала (представительства) ООО предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Если ООО представит такое сообщение позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о закрытии филиала или представительства (например, через 10 дней), то инспекция может привлечь общество к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, взыскав штраф в размере 200 руб. Кроме того, на генерального директора может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Как подготовить филиал (представительство) ООО к закрытию

Принятие решения о закрытии филиала (представительства) само по себе не свидетельствует о том, что это обособленное подразделение ликвидировано. Такое решение является лишь основанием для совершения комплекса действий, связанных с прекращением деятельности ООО через свое подразделение.

Устав ООО, Положение о филиале (представительстве), решение о закрытии подразделения могут предусматривать, что процедуру (порядок) ликвидации подразделения устанавливает:

  • либо орган управления общества (например, генеральный директор путем издания соответствующего приказа или общее собрание участников непосредственно при принятии решения о закрытии подразделения);
  • либо руководитель филиала (представительства).

Как правило, полный список мероприятий по подготовке филиала (представительства) к закрытию определяется исходя из конкретной ситуации. Например, если общество арендует помещение, в котором располагается филиал, имеет смысл заранее проанализировать, будет ли такое помещение использоваться обществом после закрытия филиала. Если необходимость в аренде недвижимости отпадет, целесообразно проверить, в каком порядке можно расторгнуть договор аренды. К примеру, если договор предусматривает право арендатора на односторонний отказ при условии уведомления арендодателя за три месяца до прекращения договора, уведомление об отказе имеет смысл направить в ближайшие дни после принятия решения о закрытии филиала. Подробнее о расторжении договора аренды см. Как досрочно расторгнуть договор аренды по инициативе арендатора.

Независимо от сложившейся ситуации при закрытии филиала (представительства) необходимо обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, важно установить, имеет ли филиал (представительство) отдельный расчетный счет. Если такой счет есть, то в связи с прекращением деятельности подразделения его необходимо закрыть.

Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию и фонды о закрытии банковского счета при ликвидации филиала или представительства ООО

Нет, не нужно, за исключением случая, когда счет был открыт за рубежом.

Ранее о закрытии любого банковского счета требовалось уведомлять следующие органы.

1. Пенсионный фонд РФ и ФСС России. Такую обязанность упразднили с 1 мая 2014 года.

Обоснование

Ранее эту обязанность устанавливал пункт 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Сообщения требовалось подать в течение семи дней со дня закрытия счета. Форма уведомления, направляемого в ФСС России, была рекомендована письмом ФСС России от 28 декабря 2009 г. № 02-10/05-13656. Форму уведомления для Пенсионного фонда РФ можно было скачать на сайте фонда.

За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 5000 руб. (ст. 46.1 Закона о страховых взносах).

С 1 мая 2014 года уведомлять Пенсионный фонд РФ и ФСС России о закрытии счета больше не требуется (п. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"»).

2. Налоговую инспекцию по месту нахождения ООО. Эту обязанность отменили со 2 мая 2014 года.

Обоснование

Ранее такую обязанность устанавливал подпункт 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Уведомить инспекцию требовалось в течение семи рабочих дней со дня закрытия счета. Форма сообщения и порядок его заполнения были утверждены приказом № ММВ-7-6/362@.

За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).

Со 2 мая 2014 года уведомлять инспекцию о закрытии счета больше не нужно (подп. «б» п. 1 ст. 1ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Сейчас о закрытии банковского счета необходимо сообщить лишь в случае, если счет был открыт за рубежом (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). В такой ситуации в налоговую инспекцию по месту нахождения ООО нужно подать уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457@. Это требуется сделать в течение месяца со дня закрытия счета.

Если ООО нарушит срок или форму такого уведомления, его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). Если общество вовсе не уведомит инспекцию, его могут оштрафовать на сумму от 800 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Во-вторых, нужно проверить, состоит ли ООО на регистрационном учете в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения филиала (представительства). Признаком того, что общество зарегистрировано в таких органах, является наличие следующих трех условий:

  • филиал (представительство) имеет отдельный баланс;
  • филиал (представительство) имеет отдельный расчетный счет;
  • филиал (представительство) самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Если все три условия выполняются, то по месту нахождения ликвидируемого подразделения ООО должно подать документы:

1) в территориальный орган Пенсионного фонда РФ – для снятия с учета в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, а также по обязательному медицинскому страхованию (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

2) в территориальный орган ФСС России – для снятия с учета в качестве страхователя по двум видам обязательного социального страхования (подп. 1 п. 2, п. 3 и 21 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н; далее – Порядок регистрации в ФСС России):

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В территориальный орган Пенсионного фонда РФ необходимо подать следующие документы (п. 18 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утв. постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п; далее – Порядок регистрации в Пенсионном фонде РФ):

  • заявление о снятии ООО с регистрационного учета в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту нахождения обособленного подразделения;
  • копию решения о закрытии филиала (представительства).

В течение пяти дней с момента представления документов общество снимут с учета в органе Пенсионного фонда РФ по месту нахождения филиала (представительства).

В территориальный орган ФСС России нужно подать заявление о снятии ООО с регистрационного учета в территориальном органе ФСС России по месту нахождения обособленного подразделения (п. 23 Порядка регистрации в ФСС России). Кроме того, не помешает представить копию решения о закрытии филиала (представительства).

Обоснование

Обязанность ООО – подать заявление о снятии с регистрационного учета. Копию решения о закрытии филиала (представительства) можно представить по своему усмотрению (абз. 3 п. 23 Порядка регистрации в ФСС России). Если ООО не приложит такой документ к заявлению, орган ФСС России самостоятельно получит информацию о ликвидируемых подразделениях общества, запросив необходимые сведения у налоговой инспекции (абз. 4 п. 23 Порядка регистрации в ФСС России). Однако во избежание возможных проблем при снятии с учета обществу имеет смысл представить копию решения о закрытии филиала (представительства) вместе с заявлением.

ООО будет снято с учета в органе ФСС России по месту нахождения филиала (представительства) в течение 14 дней после представления документов (п. 2 ч. 2 ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Как расформировать штат сотрудников филиала (представительства) ООО

Поскольку ООО прекращает вести деятельность через филиал (представительство), по месту нахождения этого обособленного подразделения ликвидируются рабочие места. В результате возникает задача расформировать штат сотрудников, работающих в подразделении. Решить такую задачу можно двумя способами:

Перевод на другую работу возможен, если соблюдаются следующие условия (абз. 2 ч. 2 ст. 57ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ):

  • сотрудник дает письменное согласие на такой перевод;
  • изменяется трудовая функция сотрудника и (или) ликвидируемый филиал (представительство) находится в другой местности по сравнению с местом нахождения общества. Под термином «другая местность» понимается местность за пределами административно-территориальных границ населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Например, если ликвидируемый филиал расположен в г. Краснодаре, а общество зарегистрировано в г. Москве, то продолжить работу в организации сотрудник сможет только посредством перевода.

При переводе сотрудника на другую работу необходимо заключить соглашение об изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Согласия сотрудника и оформления дополнительного соглашения к трудовому договору не потребуется в случае перемещения сотрудника. Это возможно при наличии двух условий (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ):

  • филиал (представительство) находится в той же местности, что и само общество;
  • условия трудового договора не изменяются.

Если ООО (работодатель) не намерено переводить (перемещать) сотрудника подразделения на другую работу либо если сотрудник не согласен на перевод, то отношения между обществом и сотрудником понадобится прекратить. Для этого нужно определить основание расторжения трудового договора (ч. 4 ст. 81 ТК РФ):

  • в связи с ликвидацией организации (в случае если ООО и подразделение находятся в разных населенных пунктах);
  • в связи с сокращением численности или штата сотрудников организации (в случае если подразделение расположено в том же населенном пункте, что и общество).

Независимо от того, по какому основанию будет расторгаться трудовой договор, работодателю необходимо письменно уведомить территориальный орган Роструда (далее – орган службы занятости) по месту нахождения филиала(представительства) о возможном увольнении сотрудников ликвидируемого подразделения. По общему правилу это необходимо сделать не позднее чем за два месяца до расторжения трудовых договоров (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – Закон о занятости). Однако при закрытии крупного подразделения минимальный срок для уведомления органа службы занятости может составить не два, а три месяца.

Обоснование

Закон о занятости устанавливает, что если решение о сокращении численности или штата сотрудников может привести к их массовому увольнению, то об этом необходимо уведомить орган службы занятости не позднее чем за три месяца до расторжения трудовых договоров с сотрудниками (п. 2 ст. 25 Закона о занятости).

В Трудовом кодексе РФ предусмотрено, что критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). Многие действующие соглашения в качестве критериев массового увольнения используют критерии, приведенные в пункте 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного постановлением Совмина – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99. Один из таких критериев – сокращение численности или штата сотрудников в количестве 50 или более человек в течение 30 календарных дней.

Если ООО намерено ликвидировать крупное подразделение, которое находится в том же населенном пункте, что и само общество, и где работает 50 или более сотрудников, то возникает высокая вероятность увольнения всех этих сотрудников за достаточно непродолжительный период времени. При этом в отраслевом и (или) территориальном соглашениях может быть указано, что сложившаяся ситуация свидетельствует о массовом увольнении. Следовательно, организация должна будет уведомить орган службы занятости о возможном расторжении трудовых договоров не позднее чем за три (а не за два) месяца до увольнения сотрудников.

Форму уведомления (сообщения) целесообразно посмотреть на сайте территориального органа службы занятости. Если образец уведомления на сайте не приведен, сообщение можно подать в произвольной форме, обязательно указав должность, профессию, специальность (вместе с квалификационными требованиями) и условия оплаты труда каждого конкретного сотрудника.

Увольнение в связи с ликвидацией организации

ООО должно персонально и под расписку предупредить каждого сотрудника ликвидируемого филиала (представительства) о том, что его уволят на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Причем предупредить сотрудников нужно не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Целесообразно сделать это в ближайшие дни после принятия решения о закрытии подразделения.

При расторжении трудовых договоров общество должно выплатить каждому сотруднику выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, за сотрудником сохранится средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Если общество зарегистрирует ликвидацию обособленного подразделения раньше того, как будут уволены сотрудники подразделения, оно все равно будет обязано соблюсти требования части 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ. Это объясняется тем, что в качестве работодателя выступает именно ООО, а не сам филиал (представительство).

Пример из практики: суд указал, что работодателем является не сам филиал, а ООО, создавшее его. Даже если филиал ликвидирован, общество обязано выплатить его уволенным сотрудникам выходные пособия

ООО «К.» (работодатель) решило, что сотрудник его филиала – гражданин Ш. нарушил свои трудовые обязанности. В итоге этот сотрудник был уволен без выплаты выходного пособия.

Посчитав, что увольнение незаконно, гражданин Ш. обратился в суд. Суд решил, что гражданин Ш. подлежит восстановлению в должности.

Однако решение суда исполнено не было. Дело в том, что работодатель провел общее собрание участников, которое решило закрыть филиал. На следующий день после проведения собрания ООО «К.» подалодокументы, необходимые для регистрации ликвидации филиала.

Гражданин Ш. посчитал, что при ликвидации филиала были нарушены его права, и предъявил к ООО «К.» требование об изменении формулировки увольнения. По мнению истца, работодатель был обязан уволить сотрудника, восстановленного в должности, на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Суды первой и кассационной инстанций отказали в удовлетворении требования в силу того, что истец не состоял в трудовых отношениях с ООО «К.»:

  • деятельность филиала, в котором работал гражданин Ш., прекращена;
  • ООО «К.» по обязательствам ликвидированного филиала не отвечает.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ не согласилась с таким выводом. По закону филиал юридическим лицом не является (п. 3 ст. 55 ГК РФп. 4 ст. 5 Закона об ООО). Ответственность за деятельность филиала несет создавшее его общество (абз. 3 п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Следовательно, в роли работодателя выступает не сам филиал, а ООО «К.».

При ликвидации филиала, расположенного в другой местности, увольнение сотрудников подразделения проводится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (п. 1 ч. 1ч. 4 ст. 81 ТК РФ). Именно по таким правилам ООО «К.» должно было уволить сотрудника филиала, восстановленного в должности. В частности, ответчик был обязан выплатить истцу выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также соблюсти иные требования части 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ.

В итоге судебная коллегия передала дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что при вынесении решения суду необходимо учесть следующее: ответственность по обязательствам ликвидированного филиала несет либо юридическое лицо, создавшее филиал, либо правопреемник этого лица (определение Верховного суда РФ от 21 октября 2011 г. № 81-В11-5).

Можно ли уволить сотрудника филиала (представительства) ООО до того момента, как истекут два месяца после предупреждения об увольнении

Да, можно.

Работодатель получит право уволить сотрудника филиала (представительства) раньше установленного срока, если будут выполняться следующие условия (ч. 3 ст. 180 ТК РФ):

  • сотрудник даст письменное согласие на расторжение трудового договора до истечения двух месяцев с момента предупреждения об увольнении;
  • работодатель выплатит сотруднику дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока с момента предупреждения об увольнении.

При этом сотрудник сохранит право на выплаты, перечисленные в части 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ.

Увольнение в связи с сокращением численности или штата сотрудников организации

Работодатель обязан предложить сотрудникам филиала (представительства) иную имеющуюся работу (ч. 3 ст. 81ч. 1 ст. 180ТК РФ). Другими словами, даже если общество изначально было намерено уволить сотрудников подразделения, а не переместить их на другую работу, оно все равно должно предложить им вакантные должности, включая вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Расторгнуть трудовой договор с сотрудником удастся лишь тогда, когда у работодателя будут отсутствовать подходящие вакансии либо когда сотрудник откажется занять предлагаемую должность.

Обязано ли ООО, увольняющее сотрудников на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, предложить сотрудникам ликвидируемого филиала (представительства) вакансии в других обособленных подразделениях

Это зависит от того, в какой местности расположены такие подразделения.

Если ООО имеет филиал, представительство, иное обособленное подразделение в том же населенном пункте, где зарегистрировано само общество, то работодатель обязан предложить сотрудникам ликвидируемого филиала (представительства) вакансии, имеющиеся не только по своему юридическому адресу, но и по месту нахождения своих обособленных подразделений в пределах населенного пункта.

Предлагать вакансии в обособленных подразделениях, расположенных за пределами населенного пункта, работодатель обязан, если это предусмотрено в коллективном договоре, соглашении либо трудовом договоре.

Такие правила установлены частью 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

О предстоящем расторжении трудового договора нужно уведомить:

  • выборный орган первичной профсоюзной организации – в письменной форме, причем не позднее чем за два месяца до увольнения сотрудника, а при вероятности массового увольнения сотрудников – не позднее чем за три месяца до увольнения (ч. 1 ст. 82 ТК РФ);
  • увольняемого сотрудника – персонально и под подпись, причем не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

С согласия сотрудника допускается увольнение в более короткий срок. Независимо от даты увольнения работодатель должен выплатить сотруднику выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, увольняемый сохранит право на средний месячный заработок в период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Сотрудника, являющегося членом профсоюза, можно уволить только с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 82ст. 373 ТК РФ).

Как зарегистрировать ликвидацию филиала (представительства) ООО

Для завершения процедуры ликвидации филиала (представительства) необходимо зарегистрировать внесенные в устав изменения (п. 4 ст. 12 Закона об ООО).

Срок, в течение которого это нужно сделать, законом не предусмотрен. Имеет смысл провести регистрацию уже после того, как будут завершены необходимые мероприятия, касающиеся ликвидации подразделения (например, после закрытия расчетного счета, увольнения сотрудников, расторжения договора аренды). В противном случае (т. е. при регистрации в более ранний срок) возникнет ситуация, при которой ООО, не имеющее филиалов и представительств, продолжит вести деятельность через обособленное подразделение.

Обоснование

Признаками обособленного подразделения являются (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):

  • территориальная обособленность, то есть нахождение подразделения по адресу, отличному от юридического адреса организации;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест, то есть рабочих мест, созданных на срок более одного месяца.

Если предположить, что налоговая инспекция зарегистрирует ликвидацию филиала (представительства) непосредственно после принятия решения о такой ликвидации, то возникнет следующая ситуация: ООО арендует помещение, в котором оборудованы стационарные рабочие места, но не имеет по этому адресу филиалов или представительств. Налицо признаки того, что ООО ведет деятельность через обособленное подразделение. Выходит, общество должно исполнить обязанность по постановке на учет по месту нахождения подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 14 ст. 83 НК РФ). Однако это противоречит интересам ООО, ведь общество ставило цель прекратить деятельность через филиал (представительство). В результате же такая деятельность, наоборот, формально начинает осуществляться, но уже через обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (через простое обособленное подразделение).

Кроме того, при «поспешной» регистрации ликвидации филиала (представительства) могут возникнуть и иные проблемы. Например, трудовые споры с сотрудниками, работающими в «несуществующем» представительстве, либо совершение операций по счету «несуществующего» филиала.

Безусловно, все перечисленные случаи во многом нелогичны и нуждаются в правовом регулировании. Вместе с тем, в настоящее время в законодательстве не уделено достаточного внимания вопросам о последствиях, которые влечет за собой «преждевременная» регистрация ликвидации филиалов и представительств.

Чтобы негативных последствий при такой регистрации не возникло, налоговую инспекцию имеет смысл уведомить об изменениях в уставе ООО после того, как:

  • общество прекратит вести какую-либо деятельность через ликвидируемый филиал (представительство);
  • филиал (представительство) перестанет отвечать признакам обособленного подразделения, перечисленным в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.

В инспекцию нужно представить следующие документы.

Обоснование

Перечень представляемых документов установлен в пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации.

Этот же перечень приведен в пункте 21 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержденногоприказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент).

1. Заявление о регистрации внесенных в устав изменений по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. В разделе 2 листа К заявления нужно поставить цифру 2, пояснив тем самым, что документ представляется в связи с закрытием филиала (представительства).

В роли заявителя выступает генеральный директор или иное лицо, действующее от имени общества без доверенности. Его подпись на заявлении необходимо заверить у нотариуса. Исключение составляет ситуация, когда заявление направляют в инспекцию в форме электронного документа (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).

2. Решение (протокол) о внесении в устав ООО изменений, связанных с закрытием филиала (представительства).

3. Устав ООО в новой редакции либо изменения в уставе, оформленные в виде отдельного документа. Если ООО представляет документы непосредственно в инспекцию или направляет их по почте, то устав (изменения в уставе) необходимо подать в двух экземплярах. Если же документы направляются в электронной форме через Интернет (например, через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг), то устав (изменения в уставе) подается в одном экземпляре.

4. Документ об оплате госпошлины в размере 800 руб.

Обоснование

По закону размер госпошлины за госрегистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, составляет 20 процентов размера госпошлины, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Другими словами, размер госпошлины за регистрацию изменений в уставе равен 20 процентам от 4 тыс. руб., то есть 800 руб.

В качестве документа об уплате госпошлины выступает:

Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или«Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Обязательно ли при регистрации изменений, вносимых в устав ООО в связи закрытием филиала или представительства, подавать в налоговую инспекцию документ об оплате госпошлины

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Факт оплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Если в этой системе есть сведения об оплате пошлины, то подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФп. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). В такой ситуации инспекция самостоятельно находит в системе информацию об оплате (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).

Однако не исключено, что система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем что банк, в котором оплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее информацию об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации изменений в уставе.

Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об оплате пошлины.

В течение пяти рабочих дней с момента получения документов инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о закрытии филиала(представительства) ООО (п. 1 ст. 8п. 3 ст. 18 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента).

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения такой записи инспекция выдает обществу документы, подтверждающие факт регистрации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииабз. 2 п. 15п. 86–90 Административного регламента):

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • устав ООО (изменения в уставе как отдельный документ) с отметкой инспекции.

С 11 марта 2014 года вместе с этими документами выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

Если ООО представило документы через Интернет, то лист записи ЕГРЮЛ и устав (изменения в уставе) инспекция направляет обществу по e-mail в электронной форме. Причем устав (изменения в уставе) заверяется электронной подписью инспекции. По своему усмотрению ООО может потребовать выдачи всех документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11подп. «в» п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации, п. 89 Административного регламента).

Можно ли использовать уведомление по форме № Р13002 для регистрации ликвидации филиала или представительства ООО

Нет, с 29 декабря 2015 года нельзя.

Документ по форме № Р13002 представляют в налоговую инспекцию в ситуации, когда изменения в уставе вступают в силу для третьих лиц уже с момента уведомления инспекции, а не их регистрации (п. 6.1 Требований к оформлению документов).

Ранее (до 29 декабря 2015 года) упрощенный (уведомительный) порядок распространялся на случай, когда в устав вносили изменения в связи с закрытием филиалов и представительств.

Теперь для этого случая указание на упрощенный порядок исключили (п. 1 ст. 2ч. 1 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Следовательно, для регистрации ликвидации филиала (представительства) нужно использовать заявление по форме № Р13001, а не уведомление по форме № Р13002. Это подтверждает ФНС России (письмо № СА-4-14/3666@).

Нужно ли представлять какие-либо документы для снятия ООО с учета в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства)

Нет, не нужно.

Достаточно лишь подать документы для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации филиала(представительства). На основании такой записи налоговая инспекция самостоятельно снимет ООО с учета по месту нахождения ликвидированного подразделения (абз. 2 п. 5 ст. 84 НК РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка