Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О чем еще недавно спорили компании с проверяющими

Подписка
Срочно заберите все!
№23
10 мая 2016 32 просмотра

Бухгалтер несколько раз ошибочно переплатил ндфл. Переплата образовалась не за счет излишне удержанного налога, а за счет собственных средств организации (технические ошибки). Теперь организация хочет вернуть эти средства путем направления в органы ФНС заявления на возврат излишне перечисленного налога. Подскажите пожалуйста, может ли послужить намерение вернуть излишне перечисленный ндфл основанием для внеплановой выездной проверки?

Нет, без дополнительных оснований подача заявления на возврат излишне уплаченного налога не является безусловным основанием для проведения выездной налоговой проверки.

В соответствии с Концепцией системы планирования выездных проверок и критериями, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок, основанием для проведения проверки может быть:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня,
  • убытки на протяжении нескольких налоговых периодов и значительные суммы налоговых вычетов,
  • рост расходов над доходами от реализации товаров (работ, услуг),
  • выплата среднемесячной заработной платы ниже среднего уровня,
  • приближение к предельному значению показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

Поэтому вернуть НДФЛ организация может без опасности проведения выездной проверки.

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку

Основание для проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма приведена в приложении 3 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:

Критерии отбора для проверки

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепциясистемы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано вписьме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.

<…>

Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как вернуть излишне удержанный НДФЛ

Возврат переплаты через организацию

За возвратом излишне удержанного НДФЛ человек может обратиться в организацию, которая удержала налог в качестве налогового агента. Для этого ему необходимо написать на имя руководителя организации заявление в произвольной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ.

Возврат налога кому-либо, кроме самого налогоплательщика (в т. ч. его наследникам), не производится. Налоговым законодательством это не предусмотрено. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 марта 2013 г. № 03-04-06/7028.

Возврат налога наличными не допускается, поэтому в заявлении на возврат налога человек должен указать банковские реквизиты счета, на который налоговому агенту следует перечислять излишне удержанную сумму (абз. 4 п. 1 ст. 231 НК РФписьмо Минфина России от 17 февраля 2011 г. № 03-04-06/9-31).

Заявление о возврате налога человек может подать в течение трех лет с момента его удержания (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом право на обращение за возвратом налога не зависит от наличия трудовых (гражданско-правовых) отношений между человеком и организацией на дату подачи заявления. Например, заявление о возврате излишне удержанной суммы человек вправе подать в организацию и после увольнения из нее, но до истечения срока, предусмотренного для возврата налога. В этом случае налоговый агент обязан вернуть излишне удержанный НДФЛ уволенному сотруднику. При этом подтверждения того, что налог не был возвращен налоговой инспекцией, не требуется. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 03-04-06/4-370 и от 24 декабря 2012 г. № 03-04-05/6-1430.

Источниками для возврата переплаты могут быть предстоящие платежи по НДФЛ, удержанному и подлежащему перечислению в бюджет:

  • из доходов того же человека, у которого возникла переплата (например, если сотрудник, у которого была удержана излишняя сумма НДФЛ, продолжает работать в организации);
  • из доходов других налогоплательщиков, по отношению к которым организация является налоговым агентом.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки, по которым был удержан НДФЛ, направляемый организацией на возврат переплаты, значения не имеют. Например, налог, рассчитанный по ставке 13 процентов, можно вернуть за счет сумм НДФЛ, начисленных по ставкам 9, 13, 30 или 35 процентов. Вместе с тем, налоговые агенты обязаны вести раздельный учет доходов (сумм НДФЛ), в отношении которых применяются разные налоговые ставки (п. 3 ст. 226 НК РФ).

<…>

Организация сама обнаружила переплату

Если переплату по НДФЛ организация – налоговый агент обнаружит самостоятельно, она обязана сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 рабочих дней (абз. 2 п. 1 ст. 231п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Форма и способ сообщения о наличии переплаты по НДФЛ Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Поэтому налоговый агент вправе направить налогоплательщику сообщение в произвольной форме. Такие разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-112.

<…>

Возврат переплаты через инспекцию

Предстоящих платежей по НДФЛ может быть недостаточно для возврата излишне удержанной суммы налога в течение трехмесячного срока, установленного абзацем 3 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ. В этом случае налоговому агенту следует обратиться за возвратом недостающей суммы в налоговую инспекцию по месту своего учета.

Заявление о возврате излишне перечисленной суммы НДФЛ нужно подать в инспекцию в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от налогоплательщика (абз. 6 п. 1 ст. 231п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Поэтому решение о способе возврата переплаты (за счет предстоящих платежей или за счет средств, возвращенных инспекцией) налоговый агент должен принять сразу после получения заявления налогоплательщика (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-112).

Возвращать переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту налоговая инспекция будет в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ (абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ). До того как переплата поступит на расчетный счет организации, налоговый агент вправе вернуть человеку излишне удержанную сумму НДФЛ за счет собственных средств (абз. 9 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Следует отметить, что зачесть перечисленную сумму в счет предстоящих налоговых платежей нельзя, если организация:

  • ошибочно перечислила в бюджет НДФЛ в большей сумме, чем было удержано;
  • досрочно перечислила НДФЛ (до выплаты дохода).

Эти суммы не являются излишне уплаченным налогом, поскольку они не удерживались из доходов сотрудников, а поступили в бюджет за счет организации – налогового агента. Налоговые агенты не вправе платить НДФЛ из собственных средств (п. 9 ст. 226 НК РФ). Поэтому в такой ситуации возможен единственный выход: возврат ошибочно уплаченных сумм на расчетный счет налогового агента. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12 ноября 2014 г. № 03-04-06/57158ФНС России от 4 июля 2011 г. № ЕД-4-3/10764.

Если переплату решено вернуть за счет средств, возвращенных из бюджета, в налоговую инспекцию нужно подать пакет документов. Состав этого пакета не зависит от вида доходов, в отношении которых возникла переплата по НДФЛ, и от ставки, по которой был удержан налог (письмо ФНС России от 20 сентября 2013 г. № БС-4-11/17025).

К заявлению о возврате налога следует приложить:
– выписку из налогового регистра по НДФЛ о доходах сотрудника;
– копию заявления сотрудника (с указанием причины образования переплаты, даты ее возникновения и суммы);
– копию справки по форме 2-НДФЛ по состоянию на дату обращения за возвратом;
– данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ начиная с того года, за который был произведен перерасчет налога. В качестве документа, подтверждающего данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ, можно представить выписку по счету 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ». Сумма начислений по кредиту этого счета должна быть сторнирована на сумму переплаты налога (чтобы была видна сумма переплаты).

Если переплату решено вернуть за счет средств организации (с последующим возмещением из бюджета), в дополнение к заявлению и первичным документам (справки, ведомости и т. п.) на сотрудника, в отношении которого была допущена ошибка, нужно подготовить и сдать в инспекцию новую справку. В новой справке в разделе 5 должны быть отражены пересчитанные суммы НДФЛ.
При оформлении уточненных сведений:
– в полях «№ __» и «от __» укажите номер первоначальной справки и новую дату составления;
– в поле «Номер корректировки» – значение на единицу больше, чем в предыдущей справке, например, при первичной корректировке – 01;
– в строках «Сумма налога исчисленная», «Сумма налога удержанная» и «Сумма налога перечисленная» раздела 5 укажите данные о налоговых обязательствах сотрудника после пересчета НДФЛ;
– в строке «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом» поставьте ноль.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-04-06/6-229 и ФНС России от 13 августа 2014 г. № ПА-4-11/15988от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2975.

<…>

Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как вернуть или зачесть излишне уплаченные (взысканные) суммы – налоги, пени, штрафы

Возвращать суммы из бюджета нужно в зависимости от того, по какой причине у организации образовалась переплата и каким способом вы планируете ее вернуть. Возможны три варианта:

Обнаружить переплату может как сама организация, так и налоговая инспекция.

Если первыми это сделали инспекторы (например, в ходе внутренней проверки), то в течение следующих 10 рабочих дней они должны письменно сообщить об этом организации (п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма сообщенияутверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90. При этом под датой обнаружения переплаты следует понимать день, когда сотрудник налоговой инспекции выявил излишне уплаченную сумму по конкретному налогу. Эта дата будет указана в самом сообщении.

<…>

Возврат налогов

Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма его утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (сусиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам).

Подать заявление можно в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7ст. 78 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в возврате ЕНВД (единого налога при упрощенке). Отказ мотивирован тем, что действие статьи 78 Налогового кодекса РФ не распространяется на спецрежимы

Нет, не может.

Единые налоги, которые платят организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются федеральными (п. 7 ст. 12 НК РФ). Поэтому возвращать возникающую по ним переплату налоговая инспекция должна на общих основаниях.

Перед тем как вернуть сумму переплаты, инспекция направит ее на погашение недоимок (если они есть) по другим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом.

Решение о возврате

Решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, если сверка расчетов не проводилась. Или же со дня подписания акта сверки, если сверка была. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Инспекция обязана известить организацию о согласии на возврат или отказе в возврате в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Срок возврата

Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция задержать возврат переплаты по налогу более чем на один месяц

Да, может. Но лишь на период камеральной проверки декларации, по которой возникла переплата.

Чтобы вернуть излишне уплаченную сумму, инспекторы сначала проведут камеральную проверку декларации, по которой возникла переплата. А максимальный срок камеральной проверки – три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Поэтому если организация подала заявление о возврате переплаты одновременно с декларацией, по которой возникла переплата, то срок возврата может увеличиться до четырех месяцев. Проценты за просрочку в пределах этого срока налоговая инспекция платить не обязана.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-03-06/1/317 и пункте 11 письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

Проценты за несвоевременный возврат

Организация вправе получить сумму переплаты с начисленными на нее процентами, если инспекторы вернули деньги позже срока. В таком случае инспекторы принимают решение о возврате переплаты с процентами и отправляют поручение на возврат в территориальное управление Казначейства России (п. 8 ст. 78 НК РФ).

То есть переплату с процентами за задержку выплатит территориальное управление Казначейства России (п. 11 ст. 78 НК РФ). А налоговые инспекторы лишь контролируют правильность расчета процентов, и если есть ошибка, то в течение трех дней они поручают территориальному управлению Казначейства России доплатить недостающую сумму (п. 12 ст. 78 НК РФ).

Сумму процентов можете проверить по формуле:

Проценты за задержку возврата переплаты по налогу (сбору, пеням, штрафу) = Сумма переплаты х Количество календарных дней просрочки, включая день возврата средств на счет организации х Ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки : Количество календарных дней в году

Такой порядок расчета процентов установлен пунктами 10 и 14 статьи 78 Налогового кодекса РФ и разъяснен в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13от 24 декабря 2013 г. № 11675/13.

Чтобы получить проценты, организация не обязана дополнительно обращаться в инспекцию. На основании заявления о возврате налога инспекция должна самостоятельно рассчитать сумму процентов за задержку. Это подтверждает ВАС РФ в определении от 27 июля 2010 г. № ВАС-9664/10.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка