Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
12 мая 2016 1 просмотр

Налоговая нам пишет, что если решение комиссии датированы ранее 22.07.2014г. то мы обязаны исчислять земельный налог с учетом коэффициента, аналогично коэффициенту, установленному в п.7 ст.396НК. Права ли инспекция?

Нет, не права, такой обязанности Налоговым кодексом РФ не установлен, так как порядок учета при расчете земельного налога изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода не был регламентирован до 2015 года.

Новую кадастровую стоимость, установленную по решению комиссии, можно учитывать с начала того налогового периода, в котором организация обратилась в комиссию. И не раньше той даты, когда в кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка. Это правило начало действовать с 22 июля 2014 года. Данное правило применяется в ситуациях, когда заявление на комиссию было подано после 22 июля 2014 года либо раньше и не было рассмотрено на указанную дату. В рассматриваемой ситуации заявление было рассмотрено и решение принято ранее указанной даты, а значит, данное правило не применяется. А значит, земельный налог следует рассчитывать в порядке, действовавшем до введения данного изменения. Налоговым кодексом РФ данный порядок не был установлен. Единой позиции, как следовало рассчитывать налог при изменении кадастровой стоимости в течение года, не было.

Согласно разъяснениям контролирующих ведомств (письма Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 и ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149) изменения надо было учитывать:

Более ранние разъяснения контролирующих органов (письма Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507ФНС России от 25 июня 2013 г. № БС-4-11/11462) разрешали рассчитывать земельный налог исходя из новой стоимости с 1 января года, в котором произошли изменения. При этом налог рассчитываться должен был с учетом коэффициента.

По мнению арбитражной практики (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. № 913/11) изменения в кадастр должны вносится с даты вступления в силу суда (решения комиссии) и по состоянию на дату, указанную в решении суда (комиссии).

Также в Налоговом кодексе РФ имеется норма – статья 5 – согласно которой нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы. В рассматриваемой ситуации решение комиссии по спорам принято решение, улучшающее положение организации (кадастровая стоимость уменьшена по состоянию на 1 января 2014 года).

Учитывая вышеизложенное, если изменения в кадастр внесены в 2014 году и в кадастре сказано, что стоимость установлена по состоянию на 1 января 2014 года, то налог не пересчитывайте. Это соответствует также позиции контролирующих органов в письмах Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 и ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149. Если изменения в кадастр внесены в 2015 году, то право применения новой кадастровой стоимости с 1 января 2014 года придется оспаривать в суде. Если организация не готова к судебным тяжбам, то налог придется пересчитать (рассчитаться с учетом коэффициента), доплатить его и пени, как того требует налоговая инспекция.

Обоснование

1.Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

<…>


Ситуация: с какой даты рассчитывать земельный налог с учетом измененной кадастровой стоимости, первоначально установленной в 2010 году. Заявление о пересмотре подано до 22 июля 2014 года, решение суда вступило в силу после. Новая стоимость внесена в кадастр в декабре 2014 года

При расчете земельного налога измененную кадастровую стоимость применяйте с 1 января 2014 года.

В данном случае нужно следовать правилу. Новую кадастровую стоимость, установленную по решению суда, можно учитывать с начала того налогового периода, в котором организация обратилась в суд. И не раньше той даты, когда в кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Это правило начало действовать с 22 июля 2014 года. С этой даты вступили в силу изменения в статью 24.20 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, которые внес Закон от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ.

В рассматриваемом случае организация может применять эти изменения, поскольку по состоянию на 22 июля 2014 года ее заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассмотрено не было. Это следует из положений пункта 8 статьи 3 Закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ и подтверждается письмом Минфина России от 29 сентября 2014 г. № 03-05-РЗ/48574.*

Дата определения первоначальной кадастровой стоимости (2010 год) предшествует дате начала налогового периода, в котором организация обратилась в суд (2014 год). Решение суда об изменении кадастровой стоимости вступило в силу в 2014 году. В этом же году измененная кадастровая стоимость была зарегистрирована в кадастре. При таких условиях применять измененную кадастровую стоимость для расчета земельного налога организация вправе с 2014 года. Оснований для пересчета земельного налога за 2013 год и более ранние периоды нет.

<…>

2.Из письма Минфина России от 29.09.2014 г. № 03-05-РЗ/48574

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении результатов кадастровой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения и сообщается следующее.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением такой комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, применяются к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату.*

Во избежание возможных коллизий правовых норм Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении 26 сентября 2014 года, предусматривается внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, аналогичных предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ.

<…>

3.Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как рассчитать земельный налог (в редакции, действовавшей до 22 июля 2014 года)

<…>

Изменение кадастровой стоимости

12.53786 (6,7,8,9,21)

Ситуация: как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе не установлен механизм расчета налога с учетом изменения кадастровой стоимости в течение года.

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

В первом случае изменение кадастровой стоимости может быть внесено в Государственный кадастр недвижимости:

Изменение кадастровой стоимости должно быть учтено при расчете земельного налога. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11. При этом контролирующие ведомства опираются на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и поясняют, что при расчете земельного налога кадастровую стоимость, измененную по решению суда или комиссии в текущем году, нужно применять:

  • с 1 января года, следующего за годом внесения изменений в кадастр;
  • с 1 января текущего или предшествующего года, если в текущем году внесены изменения в кадастр об изменении стоимости на 1 января текущего или предшествующих годов.
    • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;*
    • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка;
    • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.
    • либо на дату вступления в силу судебного акта (решения комиссии);
    • либо на дату, указанную в решении суда (комиссии).
  • с 1 января следующего года;
  • с 1 января текущего года, если в решении суда (комиссии) прямо указано, что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года.*

Во втором случае изменение кадастровой стоимости вносится в Государственный кадастр недвижимости при смене категории или вида разрешенного использования земельного участка. При расчете земельного налога это изменение должно учитываться с 1 января следующего года.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 и ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149. Документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Главбух советует: Есть основания, позволяющие учитывать изменения кадастровой стоимости земельных участков в текущем году, не дожидаясь начала нового налогового периода. Они заключаются в следующем.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ). Эта норма не запрещает рассчитывать налог с учетом изменения кадастровой стоимости, если в течение года была пересмотрена категория земельного участка или вид его разрешенного использования. Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. № 7701/12. С учетом этого постановления контролирующие ведомства рекомендовали особый порядок расчета земельного налога за период, в котором изменилась категория или вид разрешенного использования участка. Этот порядок аналогичен правилам расчета земельного налога, которые применяются при возникновении или прекращении прав на земельный участок в течение года. То есть рассчитывать налог в этом случае нужно с учетом коэффициента, учитывающего период нахождения земельного участка в той или иной категории. Величину этого коэффициента можно определить по формуле:

Коэффициент = Количество полных месяцев до (после) изменения кадастровой стоимости в связи с переводом земельного участка из одной категории в другую (изменением вида разрешенного использования) : Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Такой же порядок можно применять, если кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода на основании судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Об этом говорилось в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507ФНС России от 25 июня 2013 г. № БС-4-11/11462. Документы тоже были размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами». Однако с выходом писем Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 и ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149 прежняя точка зрения контролирующих ведомств представляется неактуальной. Организации, которые будут рассчитывать земельный налог с учетом этих разъяснений, должны быть готовы к тому, чтобы отстаивать свою позицию в суде.*

В третьем случае кадастровая стоимость земли может измениться по решению органов кадастрового учета в связи с выявлением технических ошибок, допущенных при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости. В этом случае порядок расчета земельного налога зависит от того, за какой период исправляются такие ошибки.

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в этом же году, измененную кадастровую стоимость нужно применять с 1 января текущего года (письмо ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959).

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в предыдущих налоговых периодах, порядок применения измененной кадастровой стоимости зависит от того, увеличился или уменьшился этот показатель.

При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20.

Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ).*

Уменьшение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика. Поэтому организация вправе пересчитать сумму земельного налога за предыдущие периоды (в пределах трех лет с момента уплаты налога), подать уточненные декларации и потребовать возврата (зачета) излишне уплаченных сумм. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 сентября 2013 г. № БС-3-11/3522.

Увеличение кадастровой стоимости ухудшает положение налогоплательщика. По общему правилу в этом случае новый показатель должен применяться не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ). Однако, разъясняя порядок применения этой нормы, контролирующие ведомства подчеркивают одну особенность. Они считают, что если кадастровая стоимость увеличилась из-за исправления технической ошибки, произведенного по решению суда, то это является основанием для пересчета земельного налога за предыдущие периоды и представления уточненных деклараций (письма Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959).

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

<…>

4.Из письма Минфина России от 16.07.2013 № 03-05-04-02/27809


В Минфине России дополнительно рассмотрен вопрос об исчислении земельного налога в случае изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельных участков и с учетом положений действующего законодательства, а также арбитражной практики, складывающейся в Российской Федерации, в дополнение к письмам Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 13 марта 2013 года № 03-05-04-02/7507 и от 3 июня 2013 года № 03-05-04-02/20217 сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода.

Вместе с тем, на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 года № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.

Также изменение кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода может происходить в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

В связи с этим, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость, по нашему мнению, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.

Однако в том случае, если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды.*

Одновременно обращаем внимание, что выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, а также осуществление регулирования оценочной деятельности, относятся к компетенции Минэкономразвития России.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка