Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 мая 2016 4 просмотра

У нашей организации имеются 2 обособленных подразделения (стацион.раб.места), находящиеся в одном муниц.образовании (код налогового органа 7017). НДФЛ перечисляем в бюджет по местонахождению подразделений (7017) одним платёжным поручением, указывая КПП головного подразделения (7022). Налоговый орган относит эти платежи в карточку одного из подразделений. Ежегодно сдаём 2-НДФЛ по обоим подразделениям разными файлами, указывая отдельные КПП. Начисленный и уплаченный НДФЛ по обоим подразделениям "схлапывался" в данных налогового органа; в актах сверки отсутствовала недоимка.Такая система работала в течение нескольких лет. После предоставления 6-НДФЛ за 1 квартал 2016 г., по данным налогового органа возникла недоимка по одному из подразделений и переплата по другому. Пришло требование об уплате недоимки. Как исправить ситуацию?

В данном случае в инспекцию нужно подать заявление о зачете налога. Официальных разъяснений о зачете НДФЛ в такой ситуации нет. Начисления пеней и штрафов в такой ситуации быть не должно, так как ответственность не установлена даже в том случае, если НДФЛ ошибочно уплачен в бюджет другого муниципального образования, по местонахождению головной организации. Но насколько понятно из текста вопроса, в данном случае налог перечислен в ту инспекцию, в котором зарегистрированы оба обособленных подразделения. Поэтому более правильным будет подать в инспекцию заявление о зачете налога. Так же по вопросу уплаты НДФЛ организация вправе обратиться в инспекцию за разъяснениями.

Обоснование

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как налоговому агенту перечислить НДФЛ в бюджет

Уплата НДФЛ обособленными подразделениями

Для организаций, у которых есть обособленные подразделения, действует особый порядок уплаты НДФЛ.

С доходов, которые были получены сотрудниками от обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислить по реквизитам налоговой инспекции, в которой это подразделение зарегистрировано. Такой порядок применяется как в отношении сотрудников, работающих по трудовым договорам, так и в отношении тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Это следует из абзаца 3 пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 22 ноября 2012 г. № 03-04-06/3-327, ФНС России от 1 февраля 2016 г. № БС-4-11/1395.

Если сотрудник работает в головном отделении организации, а по совместительству – в ее обособленном подразделении, сумму НДФЛ перечисляйте по отдельности:

  • с доходов, полученных в головном отделении, – в налоговую инспекцию по местонахождению организации;
  • с доходов, полученных в обособленном подразделении, – в налоговую инспекцию по местонахождению этого подразделения.

Если в течение месяца сотрудник работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению каждого из них. Причем делать это нужно с учетом зарплаты, начисленной сотруднику за фактически отработанное время в каждом из подразделений. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 сентября 2013 г. № 03-04-06/38889. Если же сотрудник был направлен в обособленное подразделение организации в командировку, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению организации. Такой вывод следует из письма ФНС России от 15 мая 2014 г. № СА-4-14/9323.

<…>

Организация, у которой несколько обособленных подразделений открыты в одном муниципальном образовании, но на территориях разных налоговых инспекций, может встать на налоговый учет по местонахождению одного из них (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). В эту налоговую инспекцию можно перечислять НДФЛ по всем обособленным подразделениям, которые расположены на территории муниципального образования. Если организация встала на учет по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислять по месту учета каждого из них.

Некоторые особенности имеет порядок перечисления НДФЛ в Москве и Санкт-Петербурге, имеющих в своем составе внутригородские муниципальные образования, в которых могут быть самостоятельные местные бюджеты. Организации, зарегистрированные в этих городах, тоже могут воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и встать на учет по местонахождению одного из своих обособленных подразделений. Однако перечислять НДФЛ такие организации должны в местные бюджеты по местонахождению каждого конкретного обособленного подразделения, даже если они расположены на территориях, неподведомственных налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете. То есть в платежных документах нужно указывать ОКТМО внутригородского муниципального образования по фактическому местонахождению обособленного подразделения.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. № 03-04-06/3-37, от 1 июля 2010 г. № 03-04-06/8-138, от 15 марта 2010 г. № 03-04-06/3-33 и ФНС России от 29 августа 2012 г. № ЗН-4-1/14304 и от 3 августа 2011 г. № АС-4-3/12547.

<…>

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция оштрафовать организацию по статье 123 Налогового кодекса РФ, если вся сумма НДФЛ (в т. ч. и по обособленным подразделениям) перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации

Нет, не имеет.

Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организация – налоговый агент, имеющая обособленные подразделения, должна перечислять суммы удержанного НДФЛ как по местонахождению головного отделения организации, так и по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений. Однако ответственность за несоблюдение этого порядка налоговым законодательством не установлена. Поэтому если НДФЛ удержан правильно и перечислен в бюджет своевременно, то оснований для привлечения налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ у налоговой инспекции нет. Даже если вся сумма НДФЛ была перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 2 августа 2013 г. № БС-4-11/14009 и устойчивой арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 24 марта 2009 г. № 14519/08, ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 13 октября 2009 г. № КА-А40/10725-09, Центрального округа от 13 февраля 2009 г. № А64-2317/08-26, Северо-Западного округа от 4 февраля 2008 г. № А56-29822/2006).

Ситуация: вправе ли налоговая инспекция начислить пени, если вся сумма НДФЛ перечислена организацией в бюджет по местонахождению ее головного отделения. Головное отделение и обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ

Нет, не вправе.

Российские организации, которые имеют обособленные подразделения, обязаны перечислять удержанные суммы НДФЛ как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). То есть налог, удержанный из доходов сотрудника обособленного подразделения, должен быть уплачен в бюджет в том регионе, где находится это подразделение.

Однако пени – это санкция, которая взимается за то, что налог уплачен с опозданием (ст. 75 НК РФ). Других оснований для применений этой санкции законодательство не предусматривает. Поэтому если налоговый агент перечислил НДФЛ в установленный срок, то начислять пени неправомерно. Даже если при перечислении был нарушен порядок распределения налога между бюджетами разных регионов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 7 апреля 2015 г. № БС-4-11/5717. Свою позицию представители налоговой службы подкрепляют сложившейся арбитражной практикой. А большинство судов считают, что начисление пеней возможно только в том случае, если у налогового агента имеется фактическая задолженность перед бюджетом.

Если вся сумма удержанного НДФЛ (в т. ч. по обособленным подразделениям) перечислена по местонахождению головного отделения организации, то у организации как у налогового агента недоимки не возникает. А следовательно, основания для начисления пеней отсутствуют. Такие выводы отражены, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 8 октября 2008 г. № КА-А40/8752-08, Северо-Западного округа от 31 марта 2011 г. № А56-94715/2009, от 2 августа 2007 г. № А56-12516/2006.

<…>

Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как вернуть или зачесть излишне уплаченные (взысканные) суммы – налоги, пени, штрафы

Как заявить о зачете

Заявления о зачете подайте по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

В заявлении есть строка для указания суммы, направляемой в счет погашения недоимки. Однако на момент подачи такого заявления вы можете и не знать точную сумму недоимки, в счет которой предполагается зачет. Например, если подаете заявление до составления налоговой декларации.

Если сумму долга перед бюджетом не знаете, то сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату, в заявлении можете не указывать (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). После того как размер недоимки станет известен, инспекция направит всю сумму имеющейся переплаты на ее погашение.

В какую налоговую инспекцию обращаться

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).

Какими способами можно подать заявление

Заявление можно подать:

  • на бумажном носителе. Заявление должен подписать руководитель или представитель организации;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

В течение какого срока можно заявить

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков

Обращение за разъяснениями законодательства

Ситуация: как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов

Обратиться в налоговую инспекцию можно:

  • устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
  • по электронной почте через Интернет;
  • по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
  • письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.

За разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование следует обращаться в Минтруд России.

<…>

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 13, Март - Апрель 2011

Компания обязала налоговиков зачесть НДФЛ, перечисленный не в тот бюджет

Инспекторы не вправе требовать повторной уплаты НДФЛ, если компания перечислила его в бюджет другого города. И пени за нарушение срока уплаты не начисляют. Так решил Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 04.03.11 № А56-43014/2010.

МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу проводила выездную ревизию в ООО «ПТК-Терминал». Налоговики обнаружили, что компания с марта 2006 года по декабрь 2008-го выдавала зарплату работникам обособленного подразделения в г. Чудово Новгородской области. Но удержанный у работников филиала НДФЛ перечисляла в бюджет Санкт-Петербурга, где находится головной офис. Инспекторы посчитали, что у компании недоимка в бюджете г. Чудово, и доначислили более 1 млн рублей налога, а также пени за нарушение сроков уплаты. Компания обратилась в суд.

Налоговики доказывали, что для зачета НДФЛ от компании требовалось заявление. К тому же из-за неверного ОКАТО в платежках деньги в бюджет г. Чудово не дошли.

Татьяна Абрамова, финансовый директор ООО «ПТК-Терминал», рассказала «УНП», какой основной довод помог компании выиграть. НДФЛ – федеральный налог, и в бюджет он поступил. Значит, оснований для доначислений и пеней нет. Кроме того, инспекторы должны были сами покрыть задолженность в бюджете города Чудово за счет имеющейся у головного офиса переплаты по налогу в Санкт-Петербурге (п. 5 ст. 78 НК РФ).

В первой инстанции выиграла компания, апелляционный суд занял позицию инспекции. Но кассационная инстанция доначисления отменила, правда только за 2008 год. Ведь именно с этого года статья 78 НК РФ обязывает налоговиков проводить зачет по видам налогов независимо от того, в какой бюджет поступил платеж. До 2008 года зачет был возможен лишь в пределах одного уровня бюджета.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка