Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 мая 2016 3 просмотра

Если у организации юридический адрес значится по адресу проживания одного из учредителей (фирма занимается транспортной экспедицией), и эта компания приобретет кофеварку для нужд организации, которая будет находиться по адресу учредителя. Это можно принять в расходы по налогу на прибыль? Не сможет ли налоговая при проверке признать покупку для личного потребления и потребовать обложить налогом 13%?

Принять в расходы при расчете налога на прибыль стоимость кофеварки можно. Поскольку трудовое законодательство обязывает организации создавать нормальные условия труда для работников. К расходам на обеспечение нормальных условий труда некоторые суды относят и затраты на приобретение кофемашин. При этом действующее законодательство не запрещает регистрировать организацию по местожительству ее учредителя.

Налоговой инспекции для признания личного потребления необходимо предоставить доказательства.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Можно ли зарегистрировать организацию по местожительству ее руководителя или учредителя

Да, можно. Лишь в определенных случаях отказ не исключен.

Формально действующее законодательство не запрещает регистрировать организацию по местожительству ее учредителя (письма Минфина России от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159 и ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ПА-21-6/293).

Тем не менее на практике налоговая инспекция иногда отказывает в регистрации. В частности, отказ возможен, если у инспекции есть подтвержденная информация о недостоверности заявленного юридического адреса (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Вот признаки недостоверности:

  • по заявленному адресу зарегистрировано множество организаций, связь с которыми невозможна. На самом деле представители организаций по этому адресу не располагаются, а направленная им корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.;
  • заявленный адрес в действительности не существует, или здание, числящееся по этому адресу, разрушено;
  • заявленный адрес является условным, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • заявленный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с организацией (как правило, это адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.);
  • от собственника помещения имеется запрет на регистрацию организаций по заявленному адресу. Если в качестве юридического адреса заявлено помещение, принадлежащее учредителю или директору создаваемой организации, инспекция должна исходить из того, что подобного запрета нет.

При этом инспекция не вправе отказать в регистрации по той причине, что помещение не приспособлено для деятельности, которой планирует заниматься организация.

Правомерность такого подхода подтверждается пунктами 2 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 22 января 2013 г. № А54-4428/2012, Московского округа от 18 июня 2013 г. № А40-145066/12-139-1403от 21 мая 2012 г. № А40-73285/11-92-615).

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на приобретение бытовой техники (холодильников, электрочайников, кофеварок, кофемашин, микроволновых печей, кондиционеров, пылесосов, соковыжималок и т. д.) и комнатных растений

Да, можно, при условии что такие расходы экономически обоснованны.

Трудовое законодательство обязывает организации создавать нормальные условия труда для работников (ст. 22163,223224 ТК РФ). Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Например, необходимость приобретения бытовой техники может быть связана с обязанностью организации организовать комнату для приема пищи (п. 17 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н). Такие помещения должны быть оборудованы, если численность работающих не превышает 30 человек. Если сотрудников больше, то требуется оборудование столовой-раздаточной или столовой (если численность организации превышает 200 человек). Это предусмотрено пунктом 5.48 СП 44.13330.2011 (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782). В помещении для приема пищи должны быть: умывальник, стационарный кипятильник, электрическая плита и холодильник (п. 5.52 СП 44.13330.2011, утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782). В современных условиях вместо кипятильника и электрической плиты могут быть электрический чайник и микроволновая печь.

По мнению Минфина России, если столовая (помещение для приема пищи) не является объектом обслуживающего хозяйства и оснащена в соответствии с требованиями трудового законодательства, затраты на обустройство такой комнаты можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ). При этом финансовое ведомство предлагает включать указанные затраты:

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, из которых также следует, что затраты на оборудование помещений для приема пищи могут учитываться как расходы на обеспечение нормальных условий труда (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24 июня 2014 г. № А40-54415/13Поволжского округа от 28 октября 2008 г. № А55-865/08). К расходам на обеспечение нормальных условий труда некоторые суды относят и затраты на приобретение других бытовых приборов: соковыжималок, посудомоечных машин, кофеварок, кофемашин и т. п. (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08от 27 марта 2008 г. № КА-А40/2214-08).

С целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата организация может устанавливать системы кондиционирования воздуха или обогреватели (п. 15 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181нписьмо Минфина России от 3 октября 2012 г. № 03-03-06/2/112). Необходимость приобретения кондиционеров также можно обосновать эксплуатацией компьютеров или копировально-множительной техники. Помещения, в которых установлено такое оборудование, необходимо проветривать каждый час (п. 4.4СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 3 июня 2003 г. № 118, и п. 5.1 СанПиН 2.2.2.1332-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 30 мая 2003 г. № 107). Поэтому, если в помещении отсутствуют окна или проветривание создает некомфортные условия для сотрудников, стоимость кондиционера можно списать на расходы. Кондиционер также необходим в помещениях копировально-множительного производства (п. 5.1 СанПиН 2.2.2.1332-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 30 мая 2003 г. № 107). Арбитражные суды подтверждают право организаций на монтаж кондиционеров в офисных помещениях для обеспечения нормальных условий труда сотрудников (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 13 ноября 2007 г. № Ф09-9231/07-С3).

Использование увлажнителей воздуха тоже связано с обеспечением нормальных условий труда. Поэтому расходы на приобретение таких устройств можно учитывать при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 2 октября 2015 г. № 03-03-06/56359).

Затраты на приобретение комнатных растений (подставок для них, кашпо, ваз и т. д.) можно обосновать необходимостью повышения влажности в помещениях, оборудованных компьютерной и множительной техникой. Некоторые суды квалифицируют такие затраты как расходы на обеспечение нормальных условий труда и охрану здоровья сотрудников (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08,от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2008 г. № Ф04-2260/2008(3201-А45-40)).

Приобретение пылесосов можно обосновать требованиями статьи 163 Трудового кодекса РФ. Там сказано, что организация должна обеспечить сотрудников (в данном случае – уборщиков) инструментами, необходимыми для работы.

Таким образом, если расходы связаны с какой-то законодательно установленной обязанностью организации и произведены в соответствии со СНиП, СП или СанПиН, то они будут экономически обоснованными и их можно принять для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252 НК РФ). В остальных случаях всегда есть риск признания таких расходов экономически необоснованными (см., например, постановление ФАС Московского округа от 20 августа 2002 г. № КА-А41/5338-02).

Если техника и оборудование, купленное для создания нормальных условий труда для работников, соответствует критериям амортизируемого имущества и относится к основным средствам, то затраты на их приобретение списываются через амортизацию (письма Минфина России от 2 октября 2015 г. № 03-03-06/56359от 3 октября 2012 г. № 03-03-06/2/112от 26 сентября 2011 г. № 03-03-06/2/149).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка