Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 мая 2016 35 просмотров

Иностранная организация (производитель оборудования) планирует поставлять материалы/сырье российской организации, находящейся в Астрахани в зоне свободной торговли. Далее данная российская организация производит/собирает из данных материалов оборудование и продает его филиалу этой иностранной организации, расположенному в Астрахани.Вопрос:Верно ли мы понимаем, что импорт материалов/сырья иностранной компанией данной российской астраханской компании, а также продажа российской компанией собранного из этого сырья оборудования филиалу иностранной организации, расположенному в Астрахани будут освобождены в России от обложения пошлинами и НДС?Ситуация 2:В случае, если иностранная организация заключит агентский (комиссионный) договор с российской организацией, находящейся в Астрахани в зоне свободной торговли, на работу(услуги) по изготовлению/сборке оборудования из материалов/сырья, который предоставит эта иностранная организация с предоставлением результата работ (собранного оборудования) филиалу данной иностранной компании. То есть иностранная организация будет принципалом, а российская организация агентом по данному договору, выполняющая сборку оборудования из материалов принципала за комиссионное вознаграждение.Вопрос: Будет ли при таком взаимодействии освобождение от уплаты пошлин и НДС в России у иностранного филиала и у российской организации?

1. Покупатели – резиденты свободных таможенных зон – освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на эти территории. Но льготные таможенный и налоговый режимы действуют только при условии, что ввозимые товары размещаются и используются непосредственно в свободной экономической зоне.

Если филиал иностранной компании также является резидентом ОЭЗ, при реализации ему товаров применяйте ставку НДС 0 процентов.

Если же филиал не является резидентом ОЭЗ – НДС начисляйте по ставке 10 или 18 процентов;

2. Российская организация должна будет в общем порядке начислить НДС с суммы посреднического вознаграждения.

Кроме того, у российской организации возникают обязанности налогового агента по НДС при реализации работ в качестве посредника.

У филиала иностранной компании никаких обязательств по НДС в такой ситуации не возникнет.

Обоснование

1. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как начислить НДС при импорте

<…>

Ситуация: нужно ли платить НДС при ввозе сырья в СЭЗ «Крым». Из сырья, приобретенного на Украине, произвели готовую продукцию, часть которой реализовали на территории России, а часть на экспорт (в т. ч. в страны Таможенного союза)

При помещении продукции под таможенные процедуры экспорта или реэкспорта платить ввозной НДС не нужно. В остальных случаях заплатите налог. А именно:

  • при помещении готовой продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • при любом вывозе готовой продукции с территории СЭЗ «Крым» без ее помещения под какую-либо таможенную процедуру.

Дело в том, что при использовании готовой продукции вне территории СЭЗ льготный режим, при котором ввозной НДС платить не нужно, не действует. Следовательно, в перечисленных случаях организации придется уплатить НДС на общих основаниях. А теперь по порядку.

Ввоз сырья: действует льготный режим

При ввозе импортного сырья в СЭЗ «Крым» организация вправе поместить его под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. На этом этапе платить ввозной НДС не нужно: действует льготный налоговый режим.

Покупатели – резиденты свободных таможенных зон – освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на эти территории. Но льготные таможенный и налоговый режимы действуют только при условии, что ввозимые товары размещаются и используются непосредственно в свободной экономической зоне.

Такой порядок следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, статьи 15 Закона от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ, статьи 37 Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ, статьи 10 Соглашения о СЭЗ.

Действие льготного режима прекращено

Организация лишится льготного режима, как только действие процедуры свободной таможенной зоны будет прекращено. А это произойдет:

Это следует из положений статьи 15, пункта 3 статьи 16 Соглашения о СЭЗ.

Продажа на территории Таможенного союза: выпуск для внутреннего потребления

В этом случае НДС исчисляйте и платите в соответствии с порядком, установленным для данных таможенных процедур, но с учетом особенностей, установленных статьей 17 Соглашения СЭЗ (п. 1 ст. 17 Соглашения о СЭЗ).

При реализации на территории Таможенного союза продукцию помещают под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Ведь готовая продукция не признается товаром Таможенного союза (иностранным товаром), и реимпорт здесь невозможен. В этом случае необходимо заплатить ввозной НДС. При этом порядок исчисления и уплаты налога будет зависеть от того, можно ли идентифицировать (установить, определить) сырье в продукции или нет.

Доказать факт, что готовая продукция произведена именно из сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, можно разными способами:

  • печатями, штампами, цифровыми и другими маркировками на продукцию и сырье;
  • подробным описанием, фотографиями продукции и сырья;
  • сопоставлением предварительно отобранных проб, образцов продукции и сырья;
  • иными способами, которые могут быть применены исходя из характера готовой продукции.

Это следует из положений статьи 242 Таможенного кодекса РФ, пунктов 12, 13 Закона от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ, статьи 20 Соглашения о СЭЗ.

Если идентифицировать можно. В этом случае ввозной НДС рассчитайте в отношении сырья. Данные для расчета (физические показатели по сырью) возьмите из декларации, которую подали для помещения сырья под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на день ее регистрации.

Если идентифицировать нельзя. Налог рассчитайте в отношении готовой продукции. Данные для расчета (физические показатели по готовой продукции) возьмите из декларации, которую подали для помещения сырья под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день ее регистрации.

Это следует из положений пункта 9 статьи 17 Соглашения о СЭЗ, статьи 151 Налогового кодекса РФ и письма ФТС России от 30 октября 2015 г. № 05-17/53482.

Продажа вне территории Таможенного союза: экспорт, реэкспорт

Под какую таможенную процедуру поместить товар при вывозе с территории СЭЗ «Крым» за пределы Таможенного союза? Это зависит от статуса готовой продукции (является ли она товаром Таможенного союза или нет).

Статус готовой продукции определите в зависимости от:

Это следует из положений статьи 19 Соглашения о СЭЗ

Реализуем товар Таможенного союза? Поместите готовую продукцию под таможенную процедуру экспорта. В этом случае ввозной НДС платить не нужно.

Реализуем товар, который не признается товаром Таможенного союза (иностранный товар)? Поместите готовую продукцию под таможенный режим реэкспорта. В этом случае ввозной НДС тоже платить не нужно.

Это следует из положений пунктов 6, 7 статьи 17 Соглашения о СЭЗ и статьи 151 Налогового кодекса РФ.

Вывоз продукции без таможенной процедуры

В этом случае льготный режим ввоза сырья также перестает действовать. А раз готовую продукцию не помещали под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, экспорта или реэкспорта, заплатите НДС. Сумму налога определите, как если бы ввозимое сырье поместили под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Срок уплаты – день вывоза готовой продукции с территории СЭЗ «Крым». Если налог не заплатить, то таможня СЭЗ «Крым» на день выявления факта такого вывоза потребует заплатить ввозной НДС и пени за просрочку.

Это следует из положений статьи 16 Соглашения о СЭЗ.

Для наглядности порядок оформления той или иной таможенной процедуры и уплаты ввозного НДС представлен в таблице:

Реализация Товар помещен под таможенную процедуру Товар не помещен под таможенную процедуру
Готовая продукция признана товаром Таможенного союза Готовая продукция не признана товаром Таможенного союза
На территории Таможенного союза Статус готовой продукции – иностранный товар. Реимпорт невозможен Выпуск для внутреннего потребления (ввозной НДС нужно уплатить) Ввозной НДС нужно уплатить. Сумму налога рассчитайте, как если бы ввозимое сырье поместили под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
За пределы Таможенного союза Экспорт (ввозной НДС платить не нужно) Реэкспорт (ввозной НДС платить не нужно) Ввозной НДС нужно уплатить. Сумму налога рассчитайте, как если бы ввозимое сырье поместили под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Такие выводы можно сделать и из письма ФТС России от 9 декабря 2015 г. № 05-17/61189.

<…>

2. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как определить место реализации товаров (работ, услуг)

При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).

<…>

Реализация работ или услуг

В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):

  • по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
  • по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
  • по месту деятельности покупателя работ (услуг);
  • по месту фактического оказания услуг.

При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.

По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):

  • российской организацией;
  • предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
  • представительством иностранной организации, находящимся в России.

Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).

Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России. Здесь отметим, что работы, непосредственно связанные со зданиями российских посольств, контролеры считают реализованными за пределами России. Хоть и формально земля российского посольства это территория России (письмо Минфина России от 9 октября 2015 г. № 03-07-08/58001).

Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.

Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:
– прописанный в учредительных документах;
– по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
– по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.

То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.

Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.

<…>

3. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:

<…>

- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);

<…>

4. Статья-справка: Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

<…>

Вид работ (услуг) Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если:
Прочие работы (услуги)
Посреднические услуги Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории России. То есть посредником является российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-08-05/8179, от 20 февраля 2013 г. № 03-07-08/4775, от 18 июля 2011 г. № 03-07-08/224) Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории иностранного государства. То есть посредником является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 10 ноября 2010 г. № 03-07-08/307, от 31 декабря 2009 г. № 03-07-08/280, от 16 июля 2009 г. № 03-07-08/154)

<…>

5. Статья-справка: Перечень особых (свободных) экономических зон и территорий опережающего развития

Название и месторасположение зоны Налоговые льготы, предусмотренные для резидентов Основание
Логистические (портовые) ОЭЗ
ОЭЗ «Ульяновск»
Ульяновская область

Льготы по налогу на имущество, транспортному, земельному налогу, налогу на прибыль

Пониженные тарифы страховых взносов

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1163
ОЭЗ «Советская Гавань»
Хабаровский край

Льготы по налогу на имущество, транспортному, земельному налогу, налогу на прибыль

Пониженные тарифы страховых взносов

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1185

<…>

6. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.03.2015 № 03-07-08/12644

<…>

Вопрос
ООО, руководствуясь п.2 ч.1 ст.21 Налогового кодекса РФ, обращается за разъяснениями по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах при реализации товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны.
ООО является резидентом особой экономической зоны в Калининградской области и намерено производить товары из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (таможенная процедура "078" согласно Классификатору таможенных процедур), а также иные операции.
Применение указанной таможенной процедуры в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны в Калининградской области, предусмотрено п.1 ст.11 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (г.Санкт-Петербург, 18.06.2010), а также главой 3 Закона РФ от 10.01.2006 "Об особой экономической зоне в Калининградской области".
В соответствии со ст.12.1 Закона РФ № 16-ФЗ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории особой экономической зоны допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров, и их потребление.
Подп.1 п.1 ст.164 НК РФ предполагает налогообложение по ставке 0% при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов согласно статье 165 НК РФ (контракт с резидентом особой экономической зоны, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ, таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в таможенной процедуре свободной таможенной зоны).
Просим разъяснить возможность применения ставки НДС 0% к следующим операциям реализации товаров на территории особой экономической зоны в Калининградской области:
1. Реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, одним резидентом ОЭЗ в Калининградской области другому резиденту ОЭЗ в Калининградской области;
2. Реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, резидентом ОЭЗ в Калининградской области лицу, зарегистрированному на территории Калининградской области, приобретающему такие товары без цели вывоза за пределы Калининградской области (потребление на территории Калининградской области);
3. Реализация товаров, произведенных из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, резидентом ОЭЗ в Калининградской области зарегистрированному на территории Калининградской области, приобретающему такие товары без цели вывоза за пределы Калининградской области (потребление на территории Калининградской области).

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении товаров, реализуемых резидентом особой экономической зоны, и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). При этом ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к таким операциям, установлены статьей 164 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, налогообложение налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке производится при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Кодекса, в том числе копии контракта, заключенного с резидентом особой экономической зоны.
Таким образом, при реализации на территории Российской Федерации резидентом особой экономической зоны товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, лицам, являющимся резидентами особой экономической зоны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
Что касается реализуемых резидентом особой экономической зоны на территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, произведенных из этих товаров, лицам, не являющимся резидентами особой экономической зоны, то применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких операций указанным подпунктом и другими подпунктами пункта 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено. Поэтому данные операции на основании пунктов 2 и 3 статьи 164 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставкам в размере 10 или 18 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

<…>

7. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая

<…>

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

<…>

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

<…>

27) проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой особой экономической зоны в портовой особой экономической зоне;

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка