Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
24 мая 2016 4 просмотра

Сумма НДС никогда не попадет в расходы, а в доходах отразить нужно? В ответе областной налоговой по НСО нам ответили, что по мере отнесения на затраты амортизации по данному оборудованию Дт 20 Кт 02, необходимо отражать прибыль Дт 98 Кт 91 как в бухгалтерском так и в налоговом учете.

Если полученные средства не перечислены в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то – да, в доходы в целях налогового учета включить придется (в составе внереализационных доходов по статье 250 НК РФ).


Обоснование
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РоссииКак отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.*

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

<…>

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных средств, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных средств по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий.

Средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:

  • когда получатель средств государственной помощи использовал указанные средства не по целевому назначению;
  • или когда были нарушены условия предоставления средств государственной помощи.

Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала средства государственной помощи не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

Назначение субсидии Порядок признания доходов
Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции*

Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетные средства (субсидию) по возмещению расходов на приобретение основного средства. Имущество уже введено в эксплуатацию и амортизируется

В бухучете субсидию отразите следующим образом. В части уже начисленной амортизации – единовременно в составе прочих доходов, а оставшееся – в составе доходов будущих периодов, чтобы затем постепенно относить к прочим. При расчете налога на прибыль средства полученной субсидии признавайте в доходах в сумме, равной отраженной в расходах начисленной амортизации.

Итак, по программе поддержки малого бизнеса организации могут получить финансовую помощь, например субсидию. Ее можно получить и в качестве возмещения расходов на приобретенное ранее основное средство. Использовать субсидию можно только на указанные цели. Это установлено положениями статей 14–17 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Отражать субсидию в бухучете нужно в зависимости от того, есть ли уверенность в том, что все необходимые условия будут выполнены. Так как возмещаемые затраты уже были произведены, то условия предоставления средств уже исполнены. Поэтому в бухучете субсидию отразите как возникновение задолженности бюджета перед организацией:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

Такой порядок следует из положений пункта 5 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счет 86).

Отражать субсидию в прочих доходах нужно с учетом ее связи с расходами. Для этого необходимо определить, в какой пропорции полученная субсидия относится к затратам, связанным с приобретением основного средства. Дело в том, что субсидия может полностью покрывать издержки организации, а может только частично. Кроме того, часть расходов уже может быть учтена при начислении амортизации в прошедших периодах, и это также повлияет на момент признания доходов. Поэтому в части, в которой субсидия относится к уже начисленной амортизации, ее необходимо отразить в прочих доходах единовременно. Размер такого дохода определите по формуле:

Единовременный доход в виде субсидии = Сумма субсидии : Первоначальная стоимость ОС х Начисленная ранее амортизация

Использование бюджетных средств в части, которая относится к ранее уже учтенным расходам, отражайте следующим образом:

Дебет 86 Кредит 91-1
– учтены в составе прочих доходов бюджетные средства, полученные для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к уже начисленной амортизации.

Часть субсидии, которая относится к еще не начисленной амортизации, отразите в составе доходов будущих периодов. Впоследствии эти суммы необходимо признавать в составе прочих доходов пропорционально расходам – начисленной амортизации. Размер, в котором необходимо будет отражать прочие доходы, можно определить двумя способами. Либо воспользовавшись формулой, указанной выше, и подставив в нее данные о начислении амортизации в текущем периоде. Либо используя данные остатков по счетам учета доходов будущих периодов и основных средств – по формуле:

Доход в виде субсидии в периоде начисления амортизации = Остаток суммы субсидии, учтенной в составе доходов будущих периодов : Остаточная стоимость ОС х Начисленная за период амортизация

При этом сделайте следующие записи:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к еще не начисленной амортизации.

В дальнейшем одновременно с начислением амортизации пропорционально ее размеру отразите прочие доходы:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

Это следует из положений пункта 8, абзаца 2 пункта 9 и пункта 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 86, 91-1, 98-2).

Когда субсидия поступит на расчетный счет или в кассу, отразите уменьшение задолженности (бюджета) следующей проводкой:

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Такой порядок следует из положений пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76).

При расчете налога на прибыль сумму полученной субсидии признавайте в доходах в порядке, аналогичном для целей бухучета. То есть единовременно в доходы включите часть суммы субсидии пропорционально уже начисленной амортизации. А оставшуюся сумму субсидии включайте в доходы по мере начисления амортизации. Это следует из абзаца 5 пункта 4.1 статьи 271, абзаца 5 пункта 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении финансирования за счет бюджетных средств на возмещение расходов, связанных с приобретением основного средства после его ввода в эксплуатацию и начала начисления амортизации

ООО «Альфа» 20 января приобрело объект основных средств у организации, применяющей упрощенку. Стоимость основного средства – 1 000 000 руб. (без НДС), затраты, связанные с приобретением объекта, – 200 000 руб. «Альфа» применяет общий режим налогообложения и определяет доходы и расходы методом начисления.

27 января объект был введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость объекта составила 1 200 000 руб. Срок полезного использования основного средства – пять лет (60 мес.).

Эти операции бухгалтер «Альфы» отразил в учете так.

Дебет 08 Кредит 60
– 1 000 000 руб. – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 08 Кредит 76
– 200 000 руб. – отражены затраты на приобретение имущества, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 01 субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08
– 1 200 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.

С февраля бухгалтер начал начислять амортизацию. В «Альфе» амортизация начисляется линейно.

Месячная норма амортизации:
– 1,6667% (1 : 60 мес. х 100).

Месячная сумма амортизации:
– 20 000 руб. (1 200 000 руб. х1,6667%).

Начисление амортизации за февраль и в последующих месяцах бухгалтер отразил так:

Дебет 20 Кредит 02
– 20 000 руб. – отражено начисление амортизации линейным способом.

В июне «Альфа» получила субсидию из бюджетных средств на покрытие части расходов, связанных с приобретением основного средства, в размере 900 000 руб. Бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– 900 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

К этому моменту бухгалтер «Альфы» уже пять месяцев (с февраля по июнь) начислял амортизацию:
– 100 000 руб. (20 000 руб. х 5 мес.).

В доходах единовременно отражена часть субсидии в части, относящейся к уже учтенным расходам:

Дебет 86 Кредит 91-1
– 75 000 руб. (900 000 руб. :1 200 000 руб. х 100 000 руб.) – учтены в составе прочих доходов бюджетные средства, полученные для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к уже начисленной амортизации.

Остальную часть бюджетных средств бухгалтер учел в качестве доходов будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2
– 825 000 руб. (900 000 руб. – 75 000 руб.) – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к еще не начисленной амортизации.

В июне же вся сумма была получена на расчетный счет «Альфы»:

Дебет 51 Кредит 76
– 900 000 руб. – отражено поступление денежных средств в рамках государственной помощи.

В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел единовременно в доходах 75 000 руб. Эту сумму он определил как часть субсидии, рассчитанная пропорционально начисленной на дату получения субсидии амортизации (900 000 руб. : 1 200 000 руб. х 100 000 руб.) в соответствии с абзацем 5 пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Начиная с июля бухгалтер отражал использование целевых средств пропорционально начисленной амортизации.

В июле бухгалтер сделал следующую запись:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (825 000 руб. : 1 100 000 руб. х 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

В августе:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (810 000 руб. : 1 080 000 руб. х 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

В сентябре:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (795 000 руб. : 1 060 000 руб. х 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

И так далее до полного списания стоимости основного средства.

Такие же суммы бухгалтер признавал в доходах при расчете налога на прибыль (абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка