Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Желаю вам в новом году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
24 мая 2016 11 просмотров

На основании Требования о представлении пояснений в ходе камеральной налоговой проверки на основе Налоговой декларации за 1 кв 2016 г ИФНС просит дать пояснения по налогооблагаемой базе отраженной в декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль за 1 кв 2016г. По этому у меня нет вопросов и я подготовила им пояснения.Далее следующим пунктом этого же требования ИФНС уже просит дать пояснения по проведенному ими анализу за период с 2005 по 2016 гг по НДС начисленному с полученных авансов и и налоговых вычетах НДС в виде сумм исчисленных с сумм оплаты, подлежащих вычету с даты отгрузки. И вот по этому пункту требования у меня вопрос. Если у нас были ранее проведены документальные проверки включительно по 2012 г и подписанные акты сверок с ИФНС, то вопрос за какой период они имеют право потребовать пояснения. Получается что по данному требованию они затронули период с 2005 г. Хотелось уточнить еще по сроку хранения налоговой отчетности. Сколько лет должна храниться именно налоговая отчетность на предприятии

Налоговый орган может запросить пояснения за любой период. Но это осуществляется вне рамок камерального налогового контроля. Ответственности за непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает (ст. 88 НК РФ). нет среди обязанностей налогоплательщика предоставлять в рамках камеральной проверки пояснения за периоды, которые к камеральной проверке не относятся (ст. 23 НК РФ).
На основании ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

При этом НК РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В Письме Минфина России от 22 августа 2012 г. № 03-02-07/1-202 содержится аналогичное разъяснение.

В статье 80 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Таким образом, налоговая отчетность не является документом, необходимым для исчисления и уплаты налогов, в том числе документом, подтверждающим получение доходов, осуществление расходов. Обязанность ее хранения нормами статьи 23 НК РФ не предусмотрено. На практике бухгалтерия хранит отчетность в течение срока предъявления требований по выездной проверке или в течение срока признания налогового убытка, например (организация имеет право переносить налоговый убыток в течение 10 лет) (ст. 283 НК РФ).

Обоснование

1. Из рекомендации Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Пояснения организации

Письменные пояснения, которые налоговая инспекция вправе запросить в ходе камеральной проверки при обнаружении ошибок и (или) противоречий, организация может подать в произвольной форме. Пояснения по отдельным декларациям рекомендуется подавать на бланках, разработанных налоговой службой. В частности, образец ответа на требование о представлении пояснений по декларации по НДС рекомендован письмом ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705.

К пояснениям организация вправе приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также другие подтверждающие документы по своему усмотрению. Это следует из пункта 4 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Представлять к пояснениям дополнительные документы, которые потребовала сама инспекция, организация не обязана. Такое требование со стороны инспекции неправомерно.

Представить запрошенные пояснения в инспекцию организации следует в течение пяти рабочих дней:

  • со дня получения от инспекции сообщения о выявленных ошибках и (или) неточностях, в котором содержится требование представить пояснения или внести изменения;
  • со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений в связи с уменьшением суммы налога к уплате в бюджет по результатам проверки уточненной декларации (расчета);
  • со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений, обосновывающих сумму полученного убытка, заявленного в декларации (расчете) за налоговый (отчетный период);
  • со дня получения от инспекции требования представить пояснения и документы, связанные с участием в региональном инвестиционном проекте;
  • со дня получения налоговым агентом от инспекции требования представить документы, подтверждающие правильность удержания налога на прибыль по ценным бумагам.

Такой порядок следует из пункта 3 статьи 88, пункта 6 статьи 6.1, пункта 1 статьи 214.8 Налогового кодекса РФ.

Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения указанного сообщения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Пример определения предельного срока на представление пояснений по требованию инспекции в рамках камеральной налоговой проверки

16 июня 2016 года организация подала в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу. 14 июля 2016 года организация получила из инспекции сообщение о выявленных ошибках и (или) неточностях с требованием представить пояснения или внести изменения. Предельный срок на подачу пояснений (внесение изменений) – с 15 по 21 июля 2016 года включительно.

Ответственности за непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает (ст. 88 НК РФ).

Главбух советует: Если инспекция в ходе камеральной проверки требует представить письменные пояснения по выявленным ошибкам и противоречиям, исполните ее требование.

Несмотря на то что ответственности за непредставление письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает, своевременная подача пояснений может избавить организацию от проблем с необоснованным доначислением налога, пеней и привлечением к ответственности по итогам камеральной проверки.

Для подачи устных пояснений должностному лицу организации (руководителю) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове. За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности.

2. Из письма Минфина России от 22 августа 2012 г. № 03-02-07/1-202

Вопрос: Организация представляет налоговые декларации в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи. После отправки налоговая отчетность хранится на сервере специализированного оператора связи. В дополнение к этому налоговая отчетность распечатывается, подписывается у уполномоченных лиц и хранится в бумажном виде в архиве организации.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Порядок), предусмотрена возможность непредставления в налоговый орган налоговой декларации на бумажном носителе в случае ее предоставления в электронном виде (п. 6 разд. I Порядка).

При этом п. 7 разд. I Порядка предусматривается возможность хранения декларации в электронном виде.

Должна ли организация хранить налоговую отчетность на бумажном носителе в случае ее представления в налоговый орган по ТКС?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам представления налоговых деклараций и сообщает.

В соответствии со ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно Приказу МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002 N 3437) при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение декларации, представленной в электронном виде, в установленном порядке.

На основании ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

При этом Кодекс не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 93 Кодекса предусмотрено, что в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка