Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 апреля 2016 6 просмотров

Наша организация осуществляла реализацию товаров на экспорт,с ООО Ромашка у нас был заключен агентский договор на организацию перевозок груз доставлялся из Саратова в Таджикистан.в договоре прописана стоимость услуг с НДС акт и счет фактура высталены в наш адрес с НДС. Ромашка отчиталась в ИФНС по данному виды услуг указав их в 9 разделе как облагаемые НДС по ставке 18%.Мы отразили эти услуги в разделе 8.заявив НДС к вычету.наша ИФНС отказывает нам в вычете этой суммы ссылаясь на ст.164 НК РФ. права ли налоговая

Налоговая не права. Нулевая ставка НДС применяется, если транспортно-экспедиционные услуги оказываются на основании договора транспортной экспедиции. Когда же такие услуги оказываются на основании иного договора (в том числе агентского), то такие услуги облагаются НДС по общей ставке (18 процентов).

Обоснование

1.Из рекомендации

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Когда применяется ставка НДС 0 процентов

<…>

Услуги, связанные с вывозом товаров

К услугам, связанным с вывозом товаров из России (в т. ч. на экспорт), относятся:

1. Услуги по международной перевозке товаров.

В данную категорию услуг включаются:

а) перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт назначения товаров расположен за пределами территории России (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

б) услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (в т. ч. лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления:

  • международных перевозок;
  • перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
  • перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза).

Это следует из подпунктов 2.13.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

в) транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации:

  • международной перевозки;
  • перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
  • перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);*

г) работы (услуги) по перевозке или транспортировке за границу углеводородного сырья, добытого либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря.

Это следует из подпунктов 2.13.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.*

В данную категорию услуг не включаются услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, перечисленные в подпункте 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, которые также облагаются НДС по нулевой ставке.

12.76954 (6,7,9,21)

Ситуация: при каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  • исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
  • между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов. Исключение составляют соисполнители, которых экспедиторы привлекают для оказания услуг по международной перевозке;
  • транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (в т. ч. привлекающими для оказания услуг третьих лиц), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России (в т. ч. если на отдельных этапах международной перевозки товары перемещаются только по территории России).

Такой порядок следует из положений подпунктов 2.199.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243от 14 февраля 2012 г. № 03-07-08/37от 22 декабря 2011 г. № 03-07-08/361ФНС России от 20 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4588.*


Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • услуги по организации платежно-финансовых услуг;
  • услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.

Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:

  • оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
  • оформление переадресовки грузов;
  • оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
  • выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.


Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.


Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при оказании услуг по международной перевозке товаров автомобильным (воздушным) транспортом. Организация оказывает услуги по договору, заключенному с экспедитором

Да, можно, если есть документы, подтверждающие факт международной перевозки.

Транспортно-экспедиционные (и приравненные к ним) услуги, перечисленные в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, облагаются НДС по ставке 0 процентов. Это правило действует и в том случае, если организатор перевозки (экспедитор), заключивший договор транспортной экспедиции с экспортером или импортером, привлекает для оказания услуг третьих лиц (субисполнителей).

Форма договора между экспедитором и субисполнителем не важна. Например, это может быть договор перевозки или договор возмездного оказания услуг. Количество субисполнителей, привлеченных для международной перевозки товаров, тоже значения не имеет. Например, если на одном этапе маршрута экспортируемые товары перемещаются воздушным транспортом, а на другом – автомобильным транспортом, право на применение нулевой ставки НДС имеют оба перевозчика. Право на нулевую ставку НДС сохраняется и в тех случаях, когда начальные и конечные точки определенных этапов транспортировки находятся в России. Главное, чтобы эти этапы входили в общий маршрут международной перевозки экспортируемых или импортируемых товаров.

Для подтверждения права на нулевую ставку НДС субисполнители, привлеченные для оказания услуг по международной перевозке товаров, должны представить в налоговую инспекцию:
– договор (копию договора), заключенный с иностранным или российским заказчиком услуг по международной перевозке. Если заказчик не является экспортером или импортером, дополнительно понадобится копия договора, заключенного между ним и экспортером (импортером);
– копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (ввоз товаров в Россию), с учетом особенностей, установленных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода подтверждается пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2014 г. № А32-26468/2013). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243 и от 17 октября 2014 г. № 03-07-08/52436.


Пример применения нулевой ставки НДС при международной перевозке. Для выполнения договора экспедитор на разных этапах перевозки привлекает различных исполнителей

Экспортер – акционерное общество «Импекс» вывозит товары в Финляндию. Для организации международной перевозки «Импекс» заключил договор транспортной экспедиции с ООО «Гермес». На разных этапах исполнения договора экспедитор «Гермес» привлекает в качестве субисполнителей:

  • ООО «Альфа» – для перевозки товаров воздушным транспортом из Новосибирска в Москву;
  • ООО «Бета» – для погрузочно-разгрузочных работ в аэропорту Москвы;
  • ООО «Гамма» – для перевозки автомобильным транспортом из Москвы в Хельсинки.

При документальном подтверждении вывоза товаров на экспорт и при наличии правильно оформленных перевозочных и товаросопроводительных документов право на нулевую ставку НДС имеют все четыре исполнителя: «Гермес», «Альфа», «Бета» и «Гамма».

<…>

2. Из письма Минфина России от 24.03.2011 г. № 03-07-08/79


Вопрос ЗАО - российская организация, которая является международным экспедитором и оказывает транспортно-экспедиционные услуги на основании договоров транспортной экспедиции в рамках международной перевозки.*

В связи с вступлением в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.11.2010 № 309-ФЗ, внесшего изменения в главу 21 НК РФ, просим вас дать разъяснения по следующим вопросам:

Груз перевозится из Евросоюза в Российскую Федерацию через Морской порт "Санкт-Петербург" и далее до финальных получателей в российские регионы. Мы оказываем своим клиентам услуги, перечисленные в п.п.2.1 п.2) ч.1 ст.164 НК.1. В каких случаях и до какого момента должна применяться налоговая ставка 0% на наши услуги, если:

a. пункт отправления груза находится за пределами РФ, груз прибывает на территорию Морского порта Санкт-Петербурга. Перевозку от отправителя до причала порта в Санкт-Петербурге организует другой экспедитор, наши обязательства по поручению экспедитора (введенному приказом Минтранса № 23 от 11 февраля 2008 года) наступают с момента прибытия груза в Морской порт Санкт-Петербурга на морском судне и завершаются после прибытия груза к финальным получателям в регионы РФ. Мы оказываем следующие услуги: организация хранения, погрузоразгрузочные работы, услуги по организации таможенного оформления (все перечисленное на территории порта) и организуем доставку груза получателю в регион. Груз выпускается в свободное обращение после доставки в регион;

b. пункт отправления груза находится за пределами РФ, груз прибывает на территорию Морского порта Санкт-Петербурга. Перевозку от отправителя до причала порта в Санкт-Петербурге, организует другой экспедитор, наши обязательства по поручению экспедитора (введенному приказом Минтранса № 23 от 11 февраля 2008 года) наступают с момента прибытия груза в Морской порт Санкт-Петербурга на морском судне и завершаются после прибытия груза к финальным получателям в регионы РФ. Мы оказываем следующие услуги: организация хранения, погрузоразгрузочные работы, услуги по организации таможенного оформления (все перечисленное на территории порта) и организуем доставку груза получателю в регион. Груз выпускается в свободное обращение в порту Санкт-Петербурга;

c. наши обязательства по поручению экспедитора наступают с момента отгрузки товара со склада в Евросоюзе и завершаются после прибытия груза к финальным получателям в регионы РФ.

2. По какой ставке налога будут облагаться оказываемые нами услуги, если мы будем оказывать их на основании агентского договора, а не договора транспортной экспедиции?*

В связи с вашим письмом по вопросу размера ставки налога на добавленную стоимость, применяемой в отношении транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг, оказываемых на основании агентских договоров, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом международной перевозкой товаров признается перевозка морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, в том числе погрузочно-разгрузочных и складских услуг, а также услуг по организации таможенного оформления грузов при перевозке товаров между пунктами, один из которых находится на территории иностранного государства, а другой - на территории Российской Федерации. В данном случае применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость не зависит от момента помещения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации (от морского порта, через который товары ввезены на территорию Российской Федерации, до места назначения, находящегося на территории Российской Федерации), такие услуги подлежат налогообложению на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении погрузочно-разгрузочных, складских услуг и услуг по организации таможенного оформления грузов, оказываемых на основании агентского договора, то поскольку пунктом 1 статьи 164 Кодекса применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость по данным услугам не предусмотрено, такие услуги подлежат налогообложению по ставке в размере 18 процентов.*

Обращаем внимание, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка