Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как уже в следующем месяце изменится налог на прибыль

Подписка
Срочно заберите все!
№24
26 апреля 2016 3 просмотра

В парикмахерской несколько предпринимателей арендуют рабочие места, используют ЕНВД. В салоне стоит электронный банковский терминал хозяина парикмахерской. Могут ли арендаторы использовать расчеты своих клиентов через банковский терминал, деньги поступают на банковский счет хозяина. Если да, какой договор заключают между собой арендатор и хозяин и какой отчет или документ необходим для выплаты хозяином арендатору сумм, которые оказались на его счете за услуги, оплаченные через терминал?

Да, в расчетах с клиентами предприниматели могут использовать такую форму расчетов, а арендодатель может оказывать арендаторам подобные услуги.

Оформить такие отношения между владельцем парикмахерской и каждым из предпринимателей можно посредническим договором. Лучше всего в данном случае подойдет агентский договор, в соответствии с которым предприниматель – принципал, которому арендодатель (агент) оказывает услуги по сбору и перечислению денежных средств от клиентов. Условие о порядке приема денежных средств агентом обязательно следует прописать в договоре, а также от чьего имени действует агент, принимая их – от своего имени или имени принципала.

Также важно отметить, что деятельность арендодателя в данном случае является деятельность банковского платежного агента. Принимая денежные средства на свой расчетный счет через терминал, он обязан учитывать их на специальном расчетном счете, отдельно от своих собственных денежных средств.

Обоснование

Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как вести кассовые операции платежным агентам

Применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:

  • устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;
  • регистрировать ККТ в налоговой инспекции. При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, частями 13 статьи 6 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

Модели ККТ, которые можно применять, включены в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установленыПравилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39.

Перечень моделей ККТ, которые вправе применять платежные агенты (субагенты), приведен в письме ФНС России от 15 апреля 2014 г. № ЕД-4-2/7212.

Формы первичной учетной документации КМ-1КМ-2КМ-3КМ-4КМ-5КМ-6КМ-7,КМ-8КМ-9 платежные агенты заполнять не обязаны.

Ведь эти формы предназначены для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ. Деятельность платежных агентов к торговле не относится. Это отдельный вид деятельности по приему платежей граждан, а именно прием от плательщика денег на оплату товаров (работ, услуг) и последующие расчеты с поставщиком таких товаров (работ, услуг).

Такой вывод следует из положений статьи 3 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ,указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Правила ведения кассовых операций

Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:

Ситуация: как платежным агентам устанавливать лимит кассового остатка: с учетом или без учета средств, принятых от населения

При расчете лимита кассового остатка учитывается только объем поступлений(ожидаемый объем поступлений) наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или объем выданных наличных денег. При этом платежный агент не должен включать в расчет средства, полученные от граждан в качестве платежей. Таким образом, лимит кассового остатка по средствам граждан платежный агент устанавливать не должен.

Если платежный агент взимает за свои услуги комиссию, то при расчете лимита остатка кассы само комиссионное вознаграждение учитывать надо.

Лимит кассового остатка за расчетный период определите исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги по формуле:

Объем наличной выручки, принимаемый для расчета лимита = Объем поступлений наличной выручки по всем видам деятельности за расчетный период (с учетом комиссионного вознаграждения) Объем поступлений от деятельности платежного агента

При расчете лимита, если нет наличной выручки, используйте только объем выданных наличных денег за расчетный период.

Такой вывод следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Сумму принятых от населения платежей определяйте на основании отдельно оформленных приходных кассовых ордеров. Это следует из абзаца 2 пункта 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

<…>

Ситуация: как часто платежный агент должен сдавать в банк принятые от граждан платежи

Принятые от граждан платежи сдавайте в банк для зачисления на специальный счет ежедневно.

Объясняется это следующим.

Платежный агент обязан сдавать полученные от населения наличные денежные средства для зачисления на свой специальный банковский счет в полном объеме (ч. 1415 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Накапливать и хранить в кассе их нельзя. Данные суммы будут считаться сверхлимитными, так как не учитываются при расчете лимита кассового остатка. Поэтому сдавайте их в банк ежедневно. Такой порядок следует из пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Если платежи граждан поступают в дни, когда банк не работает, денежные средства сдайте в ближайший банковский день (см., например, решение Арбитражного суда Ярославской области от 12 марта 2013 г. № А82-59/2013).

Главбух советует: есть факторы, позволяющие сдавать в банк платежи граждан не в день их поступления. Они заключаются в следующем.

Положения Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не устанавливают для платежных агентов сроков сдачи полученных наличных денег для их зачисления на специальный банковский счет. Не указаны такие сроки и в указании Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Причемабзац 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У фактически предоставляет возможность накапливать денежные средства. Это связано с тем, что деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита кассового остатка.

По общему правилу периодичность сдачи сверхлимитной выручки не должна быть больше семи рабочих дней. Указанный срок может быть увеличен до 14 рабочих дней при условии, что в населенном пункте по местонахождению предпринимателя или организации отсутствует банк. Такой порядок следует из пунктов 1 и 2 приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

В арбитражной практике имеются решения, подтверждающие данный подход (см., например, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 февраля 2013 г. № А75-7786/2012).

Ситуация: может ли платежный агент сдавать в банк полученные от населения платежи за вычетом своего комиссионного вознаграждения

Нет, не может.

Платежные агенты могут оказывать услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг за вознаграждение (ч. 1п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). В таком случае сам платежный агент может рассматриваться как поставщик в части оказываемых им услуг (п. 1 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Все принятые платежи платежный агент обязан сдавать в банк для зачисления на специальный счет (ч. 1415 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Средства, поступившие на специальный банковский счет, можно, в частности, перечислять на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом Закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Таким образом, платежный агент должен сдать в банк все полученные от населения платежи для зачисления на специальный банковский счет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).

За такое нарушение платежному агенту грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).

<…>

Из рекомендации Александра Бычкова, начальника юридического отдела ЗАО «ТГК Салют», Виктора Анохина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, председателя Арбитражного суда Воронежской области в отставке, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист»,

Что необходимо проверить при заключении договора с посредником

<…>


Любой клиент заинтересован в том, чтобы посреднический договор в максимальной степени защищал его интересы. Лучший способ обезопасить себя от возможных рисков – правильно урегулировать отношения с посредником в договоре.

Например, если в тексте не закрепить условие о предмете, договор будет считаться незаключенным. Недостаточная конкретизация полномочий посредника может привести к тому, что посредник потребует плату за услуги, которые клиент ему не поручал. Отсутствие условия о товаре может послужить причиной передачи клиенту вещей ненадлежащего качества. Наконец лишь детальное уточнение условий об обязанностях и ответственности комиссионера, поверенного, агента поможет взыскать с недобросовестного посредника все убытки.

Условие о предмете

Существенным условием любого посреднического договора является условие о предмете. Выработка этого условия, его проверка и корректировка – первостепенная задача при заключении такого договора. Если не согласовать условие о предмете, договор будет считаться незаключенным.

При формулировке условия о предмете необходимо:

  • определить, какие действия должен совершить посредник. При этом нужно учесть, что для каждого вида посреднического договора закон устанавливает свой предмет. Другими словами, посредник вправе совершать не любые действия в интересах клиента, а только те, которые предусмотрены для конкретного вида договора. В противном случае возникнут негативные последствия. Например, если поверенный по договору поручения должен будет совершить фактические (а не юридические) действия, то суд может переквалифицировать такой договор в договор возмездного оказания услуг. Это означает, что к отношениям сторон не будут применяться правила главы 49 Гражданского кодекса РФ. К примеру, клиент не сможет потребовать представления отчета о выполненных действиях. Подробнее см. Предмет договоров комиссии, поручения, агентирования;
  • проверить, чтобы предметом посреднического договора были не общие полномочия посредника, а его конкретные действия. Их необходимо сформулировать в тексте заключаемого договора. Оформить их можно в виде перечня.*

Пример формулировки условия о действиях, которые обязан совершить посредник

Организация заключает агентский договор с целью поставки товара из-за границы. В тексте договора уместно перечислить следующие полномочия агента:

  • поиск контрагента (поставщика), проверка его правосубъектности и полномочий представителей;
  • заключение с поставщиком договора поставки на условиях договора агентирования (или на более выгодных для принципала условиях);
  • принятие товара от транспортной организации;
  • осмотр товара;
  • совершение таможенных операций;
  • передача товара принципалу.

Внимание! Слишком размытое описание предмета посреднического договора влечет риски для клиента.

Если в договорах комиссии или поручения не конкретизировать предмет (т. е. не перечислить конкретные действия комиссионера или поверенного), то суд будет вправе признать такие договоры незаключенными либо переквалифицировать их.

Пример из практики: суд переквалифицировал договор комиссии в договор поставки, поскольку стороны не указали, какие именно сделки должен был заключить комиссионер

Индивидуальный предприниматель М. заключил с ООО «Э.» и ООО «С.» договоры. В соответствии с договорами ООО «Э.» и ООО «С.» должны поставлять на склад предпринимателя М. металлопрокат, а предприниматель обязался принимать его на хранение и затем реализовывать.

Налоговая инспекция усмотрела в деятельности предпринимателя признаки налогового правонарушения и привлекла его к ответственности. В частности, инспекция посчитала, что предприниматель необоснованно применил вычеты по НДС по товарам, которые приобрел у ООО «Э.» и ООО «С.» по договорам поставки.

Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании решения недействительным. Суд требование не удовлетворил.

Заявитель подал апелляционную (а затем и кассационную) жалобу. В жалобе он сослался на то, что суд неправильно определил правовую природу договоров. Так, суд согласился с доводами инспекции и квалифицировал сделки как договоры поставки. На самом же деле, по мнению заявителя, стороны заключили договоры комиссии на реализацию товара.

Суды вышестоящих инстанций не признали заключенные договоры договорами комиссии. Существенное условие договора комиссии – определение конкретных действий комиссионера. Стороны не указали, какие именно сделки должен был заключать предприниматель М. с третьими лицами. Следовательно, к договорам нельзя применить правила о комиссии. В результате суд не признал решение налоговой инспекции недействительным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 июля 2009 г. по делу № А13-8422/2008).

В данном примере показано, что переквалификация договоров комиссии повлекла негативные последствия для комиссионера (его привлекли к налоговой ответственности). Вместе с тем, суд указал, что к отношениям сторон правила о комиссии не применяются. Следовательно, ООО «Э.» и ООО «С.» лишились преимуществ, которыми обладает комитент (например, права потребовать половину дополнительной выгоды).

Если стороны не конкретизируют предмет в агентском договоре, то такой договор тем не менее считается заключенным и действительным. При этом у клиента не возникает риска переквалификации договора судом. Вместе с тем, закрепление в тексте только общих полномочий агента может привести к тому, что посредник исполнит даже те действия, которые клиент не поручал ему совершить. Причем принципалу будет сложно доказать, что агент вышел за пределы своих полномочий. В итоге клиент будет обязан оплатить даже тот результат, который он вовсе не хотел получить по агентскому договору.

Пример из практики: суд признал агентский договор заключенным несмотря на то, что стороны не указали конкретные полномочия агента. Вместе с тем, принципалу не удалось взыскать задолженность, поскольку посредник, по мнению суда, исполнил поручение надлежащим образом

Федеральное государственное предприятие «М.» (принципал) заключило с иностранной компанией «S.» (агент) агентский договор. При этом стороны не перечислили конкретные полномочия посредника, а указали лишь, что агент должен совершать перевод и расчеты по денежным обязательствам перед третьими лицами.

Принципал посчитал, что агент не представил документы, подтверждающие исполнение договора. По этой причине предприятие «М.» предъявило к посреднику требование о взыскании задолженности.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворения требования, сославшись на незаключенность договора. Так, по мнению судов, агентский договор считается заключенным только тогда, когда есть конкретный перечень полномочий агента.

Суд кассационной инстанции не согласился с таким выводом и указал, что полномочия агента можно определить в общем виде. Такие полномочия позволяют агенту совершать сделки и действия любого содержания, если те соответствуют интересам принципала и цели договора. Это означает, что:

  • агентский договор между предприятием «М.» и компанией «S.» считается заключенным;
  • агент исполнил поручение надлежащим образом: совершил действия в интересах клиента и представил отчеты вместе с необходимыми документами.

Таким образом, суд кассационной инстанции признал агентский договор заключенным, однако отказал истцу в удовлетворении требования (постановление ФАС Дальневосточного округа от 7 декабря 2010 г. № Ф03-2352/2010 по делу № А37-1636/2008).

Вывод: чтобы избежать рисков, в любом посредническом договоре нужно конкретизировать его предмет.

Условия о правах и обязанностях сторон

Перечень прав и обязанностей сторон по договорам комиссии, поручения, агентирования установлен Гражданским кодексом РФ. Некоторые правила обязательны для сторон в силу закона (императивные нормы). Например, по закону клиент должен оплатить услуги посредника (п. 1 ст. 972п. 1 ст. 991ст. 1006 ГК РФ). Даже если стороны не согласуют условие о вознаграждении, организация-заказчик будет обязана выплатить награду. Наилучшим образом интересы клиента будут защищены в случае, если сформулировать в договоре выгодное клиенту условие о вознаграждении поверенного (условие о комиссионном вознаграждении, условие об агентском вознаграждении).

Вместе с тем, стороны могут самостоятельно регулировать отношения, на которые не распространяется действие императивных норм. То, какие именно права и обязанности необходимо указать в договоре, зависит от конкретной ситуации.*

Пример принятия решения о том, нужно ли включать в договор право посредника на привлечение к исполнению третьих лиц

Предположим, клиенту важно, чтобы поручение исполнялось конкретным посредником. Например, чтобы интересы клиента в суде представляли сотрудники именно той организации, с которой заключен посреднический договор. В таком случае клиент должен проверить, указано ли в договоре право поверенного на передоверие (ст. 976 ГК РФ). Если такое право у посредника есть, то интересы доверителя в суде смогут представлять лица из других организаций, а не из организации-посредника. Это не устраивает доверителя: теряется смысл договора.

Вывод: нужно настаивать на том, чтобы исключить из договора условие о передоверии. Не будет лишним также прямо прописать, что передоверие поручения запрещено.

Предположим теперь, что клиенту важен именно результат, а не конкретный исполнитель. Например, посреднический договор направлен на приобретение товара. В этом случае в тексте договора допустимо условие о праве на передоверие (ст. 976 ГК РФ) или субкомиссию (ст. 994 ГК РФ). Ведь в данной ситуации организацию-заказчика не интересует, кто именно будет заключать определенную сделку: посредник или иное лицо. Главное – получить товар по сделке.

Вывод: условие о праве на привлечение к исполнению третьих лиц можно включить в текст посреднического договора.

В то же время независимо от специфики разных ситуаций можно перечислить ряд условий об обязанностях посредника, на которые нужно обратить особое внимание.

1. Обязанности посредника в отношении товара (если посреднический договор направлен на реализацию или приобретение товара).

При заключении посреднического договора клиент должен решить, будет ли посредник работать с товаром или нет. Так, по посредническому договору, направленному на реализацию имущества, товар можно передать либо посреднику, либо третьему лицу (покупателю). При заключении посреднического договора, направленного на приобретение имущества, третье лицо (продавец) может передать товар либо посреднику, либо клиенту.

Если по посредническому договору товар передается посреднику, то тот по сути становится хранителем этого товара. В частности, посредник отвечает за утрату, недостачу или повреждение принятых им на хранение вещей (ст. 998 ГК РФ). Если заранее не определить, кто именно работает с товаром и осуществляет его хранение, велик риск утраты имущества.

Кроме того, клиенту необходимо учесть, что условие об обязанности посредника работать с товаром влияет на ряд других условий посреднического договора: о пункте отгрузки (доставки) товара, о месте таможенного оформления, о транспортировке. Следовательно, сначала нужно решить, будет ли клиент (либо третье лицо) передавать товар посреднику, а затем сформулировать остальные условия, связанные с реализацией (приобретением) имущества.

Пример того, как условие об обязанности посредника работать с товаром влияет на другие условия посреднического договора

Клиент желает приобрести определенный товар у иностранного производителя на территории другого государства. Он заключает посреднический договор, направленный на поставку этого товара. Если вещи от продавца будут передаваться посреднику, у последнего возникнет обязанность хранить товар. Кроме этого, стороны посреднического договора должны скорректировать некоторые другие условия:

  • определить пункт отгрузки товара с учетом пожеланий посредника;
  • установить место таможенного оформления товара исходя из пункта его отгрузки;
  • определить способ перевозки товара с учетом перечисленных выше условий.

2. Обязанность посредника по передаче клиенту экземпляров (копий) договоров.

Клиент может своевременно контролировать действия посредника по исполнению посреднического договора. Так, можно сформулировать условие об обязанности посредника высылать клиенту экземпляры (либо надлежаще заверенные копии) всех договоров, которые он заключает при исполнении поручения. Например, агент может заключать от имени принципала договоры страхования и направлять принципалу вторые экземпляры оформленных договоров (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2011 г. № 09АП-13287/2011-ГК по делу № А40-10129/11-47-82).

Рассматриваемое условие отвечает интересам клиента. Если включить такое условие в договор, организация-заказчик будет получать достоверную информацию о действиях посредника. А в случае возникновения спора у клиента будут иметься все доказательства того, что посредник совершил сделки с третьими лицами.

При формулировке условия нужно установить срок, в течение которого посредник будет должен направить экземпляры (копии) заключенных сделок. Желательно также предусмотреть ответственность за нарушение этой обязанности.

Пример формулировки условия об обязанности посредника представить экземпляры (копии) заключенных договоров

«В течение 10 дней с момента заключения договора поставки с третьим лицом Комиссионер обязан направить по почте в адрес Комитента копию заключенного договора, заверенную печатью Комиссионера и подписью генерального директора.

В случае нарушения указанной обязанности Комиссионер выплачивает Комитенту штраф в размере 5000 рублей, что не освобождает его передать копию заключенного во исполнение комиссионного обязательства договора».

3. Обязанность посредника приложить к отчету документы, подтверждающие расходы посредника.

По закону лишь агент должен представлять вместе с отчетом доказательства произведенных им за счет принципала расходов (п. 2 ст. 1008 ГК РФ). Такую же обязанность необходимо предусмотреть для любого посредника. Это обезопасит клиента от неоправданных затрат.

Так, организация-заказчик должна возмещать посреднику расходы, понесенные им при исполнении поручения (п. 2 ст. 975ст. 1001 ГК РФ). В свою очередь посреднику необходимо документально подтвердить понесенные издержки. Целесообразно закрепить в договоре обязанность представлять доказательства издержек вместе с отчетом. Если организация-исполнитель потребует возместить понесенные расходы, однако не приложит к отчету необходимые доказательства (например, платежные поручения и счета-фактуры), то клиенту не придется выплачивать денежные средства (при условии если по договору клиент не должен перечислить необходимые средства еще до начала исполнения поручения). Даже если контрагент обратится в суд, то клиент сможет сослаться на нарушение истом обязанности по представлению необходимых документов вместе с отчетом.

Условие о товаре

Многие посреднические договоры направлены на совершение посредниками сделок по приобретению или реализации товара.

Если посредник приобретет товар ненадлежащего качества, то будут нарушены интересы клиента.

Если посредник продаст некачественный товар, то клиент может понести ответственность. Так, по договорам поручения и агентским договорам по модели договора поручения клиент действует в качестве продавца. Это означает, что покупатель при приобретении товара ненадлежащего качества будет вправе предъявить к доверителю (принципалу) требования на основании статьи 475 Гражданского кодекса РФ. По договорам комиссии и агентским договорам по модели договора комиссии в роли продавца выступает посредник. Следовательно, при реализации некачественного товара ответственность перед третьими лицами (покупателями) возникнет у комиссионера (агента). Вместе с тем, посредник будет вправе потребовать возмещения убытков от клиента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85 «Обзор практики разрешения споров по договору комиссии»).*

Таким образом, детальное уточнение условия о товаре (согласование наименования, количества и качества товара) помогает обезопасить клиента от возможных рисков.

При заключении посреднических договоров, направленных на реализацию или приобретение товара, необходимо следующее.

1. Наиболее детально сформулировать требования к качеству товара. Например, указать сорт, марку, класс, другие характеристики.

2. По возможности использовать правила стандартизации (см. подробнее гл. 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; далее – Закон о техрегулировании).*

В посредническом договоре можно ссылаться на следующие документы по стандартизации (ст. 13 Закона о техрегулировании):

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций;
  • своды правил;
  • международные и региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств;
  • заверенные переводы на русский язык международных стандартов;
  • предварительные национальные стандарты.

Перечисленные выше документы защищают интересы и клиента, и посредника. Поэтому в посреднических договорах желательно формулировать условия о качестве товара со ссылкой на тот или иной стандарт. Например, в этом случае третьим лицам будет сложно доказать, что они приобрели товар ненадлежащего качества.

Пример из практики: третье лицо (покупатель) посчитало, что товар комитента не соответствует требованиям качества. Суд отказал третьему лицу в удовлетворении иска, решив, что покупатель не руководствовался правилами, которые должны применяться в соответствии с ГОСТом

ООО «Ж.» (комитент) заключило с ООО «У.» (комиссионер) договор комиссии, направленный на реализацию товара. Комиссионер обязался продать от своего имени товарный бетон. При этом ООО «Ж.» представило документы о качестве бетонной смеси: «...соответствует ГОСТу-7473-94. Изготовитель гарантирует достижение бетоном проектной марки в проектном возрасте только при соблюдении условий хранения бетона согласно ГОСТ 10180-90».

Во исполнение договора комиссии ООО «У.» заключило договор поставки с ООО «С.» (покупатель). ООО «С.» посчитало, что поставлен бетон ненадлежащего качества, и обратилось в суд. Однако в суде оно не смогло это доказать. В частности, при определении прочности бетона ООО «С.» не руководствовалось правилами, которые должны применяться в соответствии с ГОСТ 10180-90. В итоге суд отказал покупателю в удовлетворении требований (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2008 г. № 17АП-8746/2008-ГК по делу № А50-9295/2008).

Совет

Если стороны в договоре ссылаются на какой-либо стандарт, то надо указать все реквизиты такого стандарта: номер, название, дату принятия стандарта, каким органом стандарт утвержден. Детальное указание реквизитов поможет избежать неопределенности и возможных споров.

3. Установить предельные качественные характеристики товара. Другими словами, определить минимальные и максимальные границы в отношении качества товара.

Пример из практики: пример указания на предельные качественные характеристики товара, закупаемого посредником для клиента

Посредник закупает товар – пиломатериалы хвойных пород. Согласно ГОСТ 8486-86, выделяется пять сортов такого товара: отборный, 1, 2, 3, 4.

В этом случае предельные качественные характеристики товара по посредническому договору можно сформулировать так: «пиломатериалы хвойных пород по своему качеству должны быть не выше первого сорта, но не ниже третьего».

4. Проверить, есть ли требование об обязательном подтверждении соответствия.

Некоторые товары подлежат обязательному подтверждению соответствия (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»).

При купле-продаже таких товаров продавец (изготовитель товара) должен уведомить контрагента о том, что продукция соответствует требованиям закона. Такое соответствие нужно подтвердить:

Необходимо учесть, что закон предусматривает ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ), а также за нарушение порядка реализации (ст. 14.45 КоАП РФ) и маркировки (ст. 14.46 КоАП РФ) продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Например, если по договору поручения доверитель будет реализовывать товар без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия, то организацию (доверителя) могут оштрафовать на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Условие об ответственности

Закон устанавливает несколько оснований ответственности посредника, одинаковых для всех видов посреднических договоров. Поэтому стороны договора могут детально не регулировать отношения, связанные с возникновением ответственности. Это означает, что при ненадлежащем исполнении поручения посредник будет отвечать по общим правилам Гражданского кодекса РФ. Такие же правила будут применяться, если свои обязанности нарушит клиент: не выплатит посреднику вознаграждение или не компенсирует понесенные им расходы.

Пример «общей» формулировки условия об ответственности

«За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

Вместе с тем, лучше конкретизировать условие об ответственности посредника в договоре. Это поможет клиенту эффективнее защитить свои интересы в случае возникновения спора. Так, в договоре можно предусмотреть:

  • меры ответственности (санкции), прямо не установленные законом. По закону при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должник обязан возместить кредитору убытки (п. 1 ст. 393 ГК РФ). В свою очередь кредитор (клиент) должен доказать факт нарушения обязательства посредником, факт возникновения убытков, причинно-следственную связь между нарушением и возникновением убытков, размер убытков. Иногда проще взыскать с посредника денежные средства в случае, если стороны включат в договор условие о неустойке. В этой ситуации клиенту достаточно доказать только факт нарушения обязательства посредником;

Пример формулировки условия о неустойке при нарушении посредником обязанности представить отчет в установленный срок

Предположим, стороны договора комиссии установили, что комиссионер должен представить отчет не позднее 3 сентября 2012 года. Комиссионер исполнил обязательство ненадлежащим образом: представил отчет 25 сентября 2012 года. По закону посредник должен возместить клиенту убытки (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Однако в данной ситуации клиенту сложно доказать факт возникновения убытков, причинно-следственную связь между нарушением срока для представления отчета и возникновением убытков, а также размер убытков.

Эффективнее закрепить в договоре условие о неустойке: «В случае непредставления отчета в срок, установленный в п. 2.4 Договора, Комиссионер уплачивает Комитенту неустойку в размере 1000 рублей за каждый день просрочки».

Такое условие поможет эффективнее и проще взыскать с посредника денежные средства.

  • основания ответственности посредника, прямо не установленные законом.

Пример включения в договор основания ответственности посредника, которое прямо не установлено законом

По общему правилу заключение агентского договора не запрещает агенту исполнять поручения других клиентов. Вместе с тем, стороны вправе предусмотреть условие об эксклюзивности, то есть запретить агенту заключать аналогичные договоры с другими принципалами. Если посредник нарушит запрет, то исполнит обязательство ненадлежащим образом.

Закон не конкретизирует, какую именно ответственность будет нести агент при таком нарушении. Следовательно, клиенту целесообразно определить санкции, которые можно будет применить к агенту, если тот заключит аналогичный агентский договор с другим принципалом.

Например, клиент может настоять на формулировке следующего условия: «При нарушении Агентом установленного в договоре запрета на заключение аналогичных агентских договоров с другими принципалами Агент уплачивает Принципалу штраф в размере 100 000 рублей».

Кроме того, клиент должен учесть, что посредник может нести ответственность не только за собственные нарушения, но и за нарушения со стороны третьих лиц. Так, по закону комиссионер (агент, действующий как комиссионер) отвечает за неисполнение сделки третьим лицом, если не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица (п. 1 ст. 993 ГК РФ). Вместе с тем, закон не конкретизирует понятие «необходимая осмотрительность». Поэтому в договоре желательно уточнить, что включает в себя такое понятие. Это поможет клиенту в случае неисполнения сделки предъявить требование не к третьему лицу, а непосредственно к комиссионеру.

Основание ответственности посредника за неисполнение сделки третьим лицом можно предусмотреть и в самом договоре. Так, при заключении договора комиссии (а также агентского договора по модели договора комиссии) стороны вправе сформулировать условие о делькредере. Такое условие позволит клиенту в случае неисполнения сделки третьим лицом предъявить требование не к фактическому нарушителю, а к посреднику. Другими словами, посредник будет отвечать перед клиентом не только за совершение сделки, но и за ее результат. При заключении договора поручения (агентского договора по модели договора поручения) посредник будет отвечать за неисполнение сделки третьим лицом лишь в случае, если стороны заключат отдельный договор – договор поручительства.

Условие об одностороннем отказе от исполнения договора

При заключении посреднического договора клиент должен обратить внимание на то, вправе ли стороны расторгнуть соглашение в одностороннем порядке. Клиент заинтересован в том, чтобы он имел право отказаться от исполнения в любой момент, а посредник таким правом не обладал.

Вместе с тем, правила об одностороннем отказе регулируются законом, и зачастую сторонам запрещается включать в договор противоречащие им условия. Например, доверителю нельзя настаивать на закреплении условия, запрещающего поверенному отказаться от исполнения договора (п. 2 ст. 977 ГК РФ). Однако в любом посредническом договоре можно сформулировать условия, которые так или иначе защищают интересы клиента при расторжении соглашения по инициативе одной из сторон. К примеру, в агентском договоре разрешается установить срок, за который агент должен предупредить принципала о прекращении договора.

Таким образом, при заключении посреднического договора желательно предусмотреть условия, защищающие интересы клиента (доверителя, комитента, принципала):

  • при отмене поручения доверителем (комитентом, принципалом);
  • при одностороннем отказе поверенного (комиссионера, агента).*

Закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"

<…>

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы);

2) оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств;

3) оператор электронных денежных средств - оператор по переводу денежных средств, осуществляющий перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств);

4) банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций;

5) банковский платежный субагент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления отдельных банковских операций;

6) оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

7) оператор услуг платежной инфраструктуры - операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр;

8) операционный центр - организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями (далее - операционные услуги);

9) платежный клиринговый центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - услуги платежного клиринга);

10) центральный платежный клиринговый контрагент - платежный клиринговый центр, выступающий в соответствии с настоящим Федеральным законом плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы;

11) расчетный центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы (далее - расчетные услуги);

12) перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика;

13) трансграничный перевод денежных средств - перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк;

14) безотзывность перевода денежных средств - характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени;

15) безусловность перевода денежных средств - характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие условий или выполнение всех условий для осуществления перевода денежных средств в определенный момент времени;

16) окончательность перевода денежных средств - характеристика перевода денежных средств, обозначающая предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени;

17) платежная услуга - услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей;

<…>

Статья 4. Порядок оказания платежных услуг

1. Оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. Организации федеральной почтовой связи оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи".

4. Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств

1. Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента).

2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.

3. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.

4. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

5. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

6. В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (далее - посредники в переводе).

7. Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

8. Безусловность перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий.

9. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств.

10. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 настоящего Федерального закона.

11. При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности.

12. Оператор по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств обязан предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств в рамках применяемой формы безналичных расчетов, в том числе:

1) с размером вознаграждения и порядком его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;

2) со способом определения обменного курса, применяемого при осуществлении перевода денежных средств в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);

3) с порядком предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором по переводу денежных средств;

4) с иной информацией, обусловленной применяемой формой безналичных расчетов.

13. Клиент обязан предоставить оператору по переводу денежных средств достоверную информацию для связи с клиентом, а в случае ее изменения своевременно предоставить обновленную информацию. Обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом».

<…>

Закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

«Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг)*, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

<…>

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

<…>

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц*;

<…>

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Статья 4. Условия осуществления приема платежей
1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.*

<…>

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.*

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

<…>

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.*

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.*

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей».

<…>

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

4. Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации*».

<…>

Из статьи «Упрощенка». Годовой отчет — 2012.

Требования к платежным агентам

Положением № 373-П установлены особые требования к платежным агентам. Напомним, кто такой платежный агент. Это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»)*. В свою очередь банковский платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента. И формировать отдельные приходные кассовые ордера на них. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк (п. 1.3 Положения № 373-П). Ведь собственниками принятых денег платежные агенты не являются. Деньги с момента их получения в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам. И средства следует сдавать в банк для зачисления их на специальный банковский счет*. Кроме того, делать это следует в день получения денежных средств платежным агентом, иначе они будут расцениваться как сверхлимитные.

Платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента. И также формировать отдельные приходные кассовые ордера на эти средства (п. 3.3 Положения № 373-П).

По собственным операциям такие посредники ведут вторую кассовую книгу (п. 5.1 Положения № 373-П).

Приход и расход собственных денег также оформляются отдельно.

Чтобы разделить приходные ордера по собственным и несобственным средствам, следует продумать их раздельную нумерацию.

А. А. Казарина

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка