Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
27 апреля 2016 10 просмотров

В каких строках декларации по налогу на прибыль и бухгалтерского баланса будут отражены расходы на содержание НКО при использовании 86 счета?

В пункте 1.2 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме» установлено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций (далее - налога на прибыль), представляют Декларацию по истечении налогового периода в составе Титульного листа (Листа 01) с кодом "229" по реквизиту "по месту нахождения (учета)", Листа 02, а также Приложений № 1 и № 2 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов и Листа 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 Кодекса. За отчетные периоды указанные организации Декларации не представляют.

В Письме Минфина России от 19.08.2015 № 03-03-06/4/47832 сказано, что положения п. 2 ст. 289 НК РФ применяются в том случае, если некоммерческая организация за налоговый период не имела доходов (расходов), учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ. В противном случае представление деклараций по налогу на прибыль производится в общеустановленном порядке.

Иными словами, финансисты считают, что льготный порядок декларирования распространяется только на те некоммерческие организации, которые осуществляют исключительно уставную деятельность за счет целевых поступлений.

Если говорить об уставной деятельности за счет счета 86, то лист 7 – отчет составляют НКО, получившие имущество или денежные средства, работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, пожертвования, целевые поступления, целевое финансирование.

В указанном Отчете НКО отражают целевые средства, поступившие на содержание и ведение ими уставной деятельности, по видам целевых поступлений, их использование, а также остатки неиспользованных средств.

Исходя из видов полученных средств целевого назначения, организация выбирает соответствующие им наименования и коды. Последние приведены в Приложении № 3 к Порядку заполнения декларации по налогу на прибыль от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@. Несмотря на то что налог на прибыль рассчитывается, как правило, методом начисления, данный Отчет НКО заполняют по мере поступления и траты средств, то есть кассовым методом.

В Отчет переносят данные предыдущего налогового периода по полученным, но не использованным средствам, срок использования которых не истек, а также по которым не имеется срока использования. При этом в графе 2 указывается дата поступления средств на счета или в кассу организации либо дата получения организацией имущества, имеющих срок использования, а в графе 3 – размер средств, срок использования которых в предыдущем налоговом периоде не истек, а также неиспользованных средств, не имеющих срока использования, отраженных в графе 6 отчета за предыдущий налоговый период. Далее в Отчете приводятся данные о средствах, полученных в налоговом периоде, за который составляется отчет.

Данные приводят с разбивкой по датам и источникам поступлений.

А вот в бухгалтерском балансе расходование счета 86 не отражается. Он лишь только уменьшается в разделу III баланса. Все операции отражаются в отчете о целевом использовании средств. Подробнее об этом см. информацию файла ответа.

Обоснование

1. Из статьи книги Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и налогообложения. Виталий Семенихин

Формирование бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Как Вы знаете, все юридические лица в зависимости от цели осуществляемой деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации делятся на два вида – коммерческие и некоммерческие организации, причем некоммерческие организации также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Как известно, одним из самых ответственных периодов в деятельности любой организации является подготовка и сдача в налоговые органы бухгалтерской отчетности. Не являются исключением и некоммерческие организации, которые, как и все остальные, формируют свою бухгалтерскую отчетность.

О некоторых особенностях формирования бухгалтерской отчетности такими фирмами мы и расскажем в настоящей статье.

Бухгалтерский учет некоммерческих организаций (далее – НКО) в целом аналогичен бухгалтерскому учету других хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, то есть некоммерческие организации, так же как и организации коммерческого сектора, в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет и сдают бухгалтерскую отчетность, поскольку такая обязанность установленапунктом 1статьи 6 Закона № 402-ФЗ.

Между тем, в этустатьюФедеральным законом от 2 ноября 2013 года № 292-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» внесены изменения, вступившие в действие с 3 ноября 2013 года. Благодаря изменениям, внесенным впункт 4статьи 6 Закона № 402-ФЗ, некоммерческие организации получили право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключение составляют некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, а также некоммерческие организации, включенные в предусмотренныйпунктом 10статьи 13.1 Закона № 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленныхЗаконом № 402-ФЗи иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним, что установленопунктом 2статьи 14 Закона № 402-ФЗ.

Указанные формы отчетности утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н).

Не забывайте, что форма Отчета о целевом использовании полученных средств, утвержденная Приказом № 66н, уже в отчетности за 2012 год должна была именоваться Отчетом о целевом использовании средств, на что указал Минфин Российской Федерации в своей Информации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Сейчас этот отчет является обязательным для всех НКО без исключения, причем он практически заменил у этих организаций отчет о прибылях и убытках, который теперь также носит название отчета о финансовых результатах.

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются не ради получения прибыли, они могут вести деятельность, приносящую доходы, но при условии, что это служит достижению целей создания организации и соответствует им.

Анализ перечня целей создания НКО позволяет сказать, что все эти цели имеют социальную направленность, однако среди НКОЗакон № 7-ФЗвыделяет особую группу некоммерческих организаций, которые получили название социально ориентированных.

Социально ориентированными признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом № 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона № 7-ФЗ (пункт 2.1 статьи 2 Закона № 7-ФЗ).

Указанным организациям Минфин Российской Федерации Приказом от 27 апреля 2012 года № 55н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (далее – Приказ № 55н) упростил ведение бухгалтерского учета.

Итак, Приказом № 55н внесены изменения в 8 нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Кратко расскажем о каждом из них.

1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 32н (далее – ПБУ 9/99).

По общему правилу, закрепленному пунктом 12 ПБУ 9/99, выручка признается в бухгалтерском учете, при наличии следующих условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Согласно изменениям, внесенным Приказом № 55н, социально ориентированные некоммерческие организации вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), независимо от момента перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н (далее – ПБУ 10/99).

В силу пункта 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Если социально ориентированной некоммерческой организацией принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то она и расходы признает после осуществления погашения задолженности.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 126н (далее – ПБУ 19/02).

В общем случае финансовые вложения для целей последующей оценки подразделяются на две группы: финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (пункт 19 ПБУ 19/02).

Социально ориентированные некоммерческие организации вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. Теперь финансовые вложения названные организации вправе отражать на отчетную дату по первоначальной стоимости.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 106н (далее – ПБУ 1/2008).

Социально ориентированные некоммерческие организации, на основании пункта 15.1 ПБУ 1/2008, вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно. Исключение составляют случаи, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Иными словами, социально ориентированные некоммерческие организации вправе применять «обновленную» учетную политику с начала того года, в котором произошли изменения, при этом не пересчитывая прошлые показатели.

Если данное право используется организацией, то это отмечается в ее учетной политике.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 107н (далее – ПБУ 15/2008).

Согласно пункту 7 ПБУ 15/2008 расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. При этом в стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.

Социально ориентированные некоммерческие организации, благодаря изменениям, внесенным Приказом № 55н, вправе признавать ВСЕ расходы по займам прочими расходами.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 октября 2008 года № 116н.

Положения указанного ПБУ устанавливают особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организаций выступающих в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.

Теперь социально ориентированные некоммерческие организации ПБУ 2/2008 могут не применять, а учитывать доходы и расходы по договорам строительного подряда как по другим видам деятельности.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2010 года № 63н (далее – ПБУ 22/2010).

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

а) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде;

б) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей, начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.

Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год социально ориентированные некоммерческие организации вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета. То есть такая ошибка исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором она выявлена, а прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2010 года № 167н.

По общему правилу создавать обязательство по оплате отпусков в бухгалтерском учете должны все юридические лица. Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, если они не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации, на что указывает пункт 3 ПБУ 8/2010.

Некоммерческие организации, как и другие экономические субъекты хозяйственной деятельности, обязаны составлять и представлять установленные формы отчетности, которые используются, в частности, при осуществлении государственного контроля. Следует отметить, что в отношении некоммерческих организаций установлены как общеустановленные формы отчетности, так и специальные, что обусловлено спецификой их деятельности.

Согласно пункту 2 Информации Минфина Российской Федерации от 24 декабря 2007 года «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (далее – Информация) некоммерческие организации, получающие бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности представляют информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

Следует обратить внимание читателей на то, что особенности применения положений нормативных правовых актов при составлении некоммерческими организациями бухгалтерской отчетности разъяснены также в Информации Минфина Российской Федерации «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)» (далее – Информация № ПЗ-1/2011). В указанном Письме рассмотрены особенности состава предоставляемой бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями, порядка раскрытия информации в формах отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств), детализации показателей по статьям отчетов, содержания пояснений и так далее, а также порядка заверения отчетности и проведения ее аудита.

Так, в пункте 2 Информации № ПЗ-1/2011 указано, что некоммерческие организации не обязаны в составе бухгалтерской отчетности раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Также пунктом 85 Положения № 34н некоммерческим организациям разрешается не представлять отчет о движении денежных средств.

Напомним, что бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, как и любой другой, подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером).

Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, в которой бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем некоммерческой организации, руководителем централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет (пункт 4 Информации № ПЗ-1/2011).

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации бухгалтерская отчетность некоммерческой организации подлежит обязательному аудиту, то к годовой бухгалтерской отчетности прикладывается аудиторское заключение (пункт 5 Информации № ПЗ-1/2011).

Внимание:

для социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, которые приведены в Приложении № 6 к приказу № 66н.

Разница между общей и упрощенной формой отчета состоит в том, что показатели в нем показываются укрупнено.

Приказом № 66н предусмотрено, что если в бухгалтерской отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), то код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Причем, отчитываться по данным формам НКО могут и в электронном виде. Так, Приказом ФНС Российской Федерации от 3 сентября 2013 года № ММВ-7-6/312@ утвержден Формат для представления бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в электронной форме за период 2013 года.

Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета, установленного Законом № 402-ФЗ, является упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций (далее – НКО).

В отличие от обычных компаний, для которых общий порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности является обязательным, организации – субъекты малого предпринимательства вправе решать сами по какой системе они будут формировать свою отчетность – по общей или по упрощенной.

Пунктом 6 Приказа № 66н установлено, что организации – субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Причем, сегодня для них предусмотрены и специальные формы отчетности, закрепленные в Приложении № 5 к Приказу № 66н: Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных Законом № 402-ФЗ и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Финансисты поясняют, что исходя из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пункта 2 и пункта 11 ПБУ 4/99, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

  • в отчетном году эта НКО получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного НКО дохода существенен;
  • раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении НКО, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

В остальном НКО руководствуются общим порядком составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Из статьи книги Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение. Эльвира Митюкова

Особенности заполнения бухгалтерского баланса

НКО по-особому заполняют раздел III баланса «Капитал и резервы». Ведь они вправе сами разрабатывать для себя формы бухгалтерской отчетности, основываясь при этом на бланках, которые рекомендовал Минфин России. Разработанную форму следует закрепить приказом об учетной политике.

В соответствии с требованиямиприказа Минфина России от 02.07.2010 № 66ннекоммерческие организации должны назватьраздел III«Целевое финансирование» и вместо показателей уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) включать в него показатели «Паевой фонд», «Целевой капитал», «Целевые средства», «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «Резервный и иные целевые фонды» (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования имущества).

Пример 2.6

Некоммерческая организация, созданная в 2013 году, осуществляет деятельность только за счет целевых взносов. При этом она не оказывает платных услуг.

На начало 2014 года остаток неизрасходованных целевых взносов был равен 50 000 руб. В течение года в организацию поступили целевые взносы в размере 180 000 руб. На нужды организации в 2014 году было израсходовано 165 000 руб.

В организации на счете 83 субсчета «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» отражена стоимость внеоборотных активов на сумму 100 000 руб. Сумма за последние два года не менялась.

Раздел III баланса за 2014 год у некоммерческой организации выглядит, как показано ниже.

Исходя из требованияприказа № 66н – исключить из пассива баланса показатель нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) – непонятно, как заполнять баланс некоммерческой организации, ведущей предпринимательскую деятельность и имеющей чистую прибыль. Ведь эту сумму НКО распределять между учредителями не может, остатка тоже быть не должно. Остается один вариант: списать кредитовое сальдо 84 счета чистой прибыли на счет уставных денег, то есть перед составлением отчетности сделать проводку:

Д-т счета 84/Нераспределенная прибыль – К-т счета 86.

Тогда в следующем периоде возникнет вопрос: из каких средств НКО будет продолжать вести предпринимательскую деятельность, если ей придется платить авансы? Тратить на бизнес уставные деньги нельзя, следовательно, для осуществления предоплаты организации придется занимать деньги или платить поставщикам только после получения денег от покупателей.

Также неясности будут в случае получения убытка от предпринимательской деятельности. Ведь и его списать за счет целевых средств НКО не может. Иначе налоговики признают расходование последних нецелевой тратой и обложат налогом на прибыль (налогом при УСН).

Организации придется или смирится с указанными сложностями и соблюдать требования законодательства, либо идти на нарушение норм составления отчетности и оставлять в балансе остаток на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Особенно данная ситуация актуальна для НКО, ведущих только предпринимательскую деятельность, но в силу требований закона по лицензированию, зарегистрированных в форме некоммерческих организаций.

Максимальный штраф за указанные нарушения согласно ст. 120 НК РФ – 30 000 рублей, плюс отрицательное заключение, полученное от аудиторов. Во избежание конфликтов с руководством рекомендуем бухгалтеру, выбравшему вариант с остатком на счете 84, прежде чем идти на нарушение, взять на это письменное согласие от начальства.

Совет бухгалтерам!

Полученный НКО от предпринимательской деятельности убыток можно покрыть за счет взносов от учредителей, средств специального резервного фонда, созданного для покрытия убытков, и иных источников, определенных в решении уполномоченного органа такой организации.

При этом кредитуется счет 99 «Прибыли и убытки» (при погашении убытка промежуточного отчетного периода) или счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (при погашении убытка отчетного финансового года) и дебетуются соответствующие счета учета финансовых источников покрытия убытков:

– счет 82 субсчет «Резервный фонд» – когда на покрытие убытка направляются средства ре зервного фонда;

– счет 75 «Расчеты с учредителями» – покрытие убытка погашается за счет целевых взносов членов (учредителей) некоммерческой организации.

Использование счета 86 «Целевое финансирование»

В настоящее время для обобщения информации по целевым доходам и расходам используют счет 86 «Целевое финансирование».

По кредиту счета 86 отражают вступительные и членские взносы от учредителей и участников, добровольные взносы и пожертвования от физических лиц и организаций, а также все иные целевые средства, поступившие на финансирование уставной деятельности организации.

При этом используют следующие записи:

Д-т счета 51 «Расчетный счет» (50 «Касса», 52 «Валютный счет») – К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

Д-т счета 76 – К-т счета 86.

При получении имущества, не являющегося денежными средствами, в бухгалтерском учете некоммерческой организации записывают:

Д-т счета 08 «Капитальные вложения» (10 «Материалы», 41 «Товары») – К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

Д-т 76 – К-т 86.

Обратите внимание!

Так как некоммерческие организации ведут учет методом начисления, они должны отражать не только полученные средства, но и начислять их на планируемую дату получения (согласно договору пожертвования, положению о членстве или иному документу). К примеру, если некоммерческое партнерство на основании положения о членстве должно было 1 числа какого-либо месяца получить членские взносы, то бухгалтер должен был их начислить в учете независимо от того, получены деньги или нет.

То есть на дату предполагаемого получения средств необходимо было сделать проводку:

Д-т счета 76 – К-т счета 86.

И только лишь при получении денег:

Д-т счета 51 – К-т счета 76.

К счету 86 открывают субсчета исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.

Так как в основе деятельности некоммерческой организации лежит смета, то и методику учета целевых средств отражают исходя из ее структуры: учитывая статьи доходов и расходов.

Например, открывают к счету 86 следующие уровни субсчетов:

  • первый: по видам финансирования (доходная часть сметы, например пожертвования, вступительные членские взносы, регулярные членские взносы);
  • второй: по источникам финансирования (доходная часть сметы, указываются жертвователи, члены НКО и пр.);
  • третий: по видам целевых проектов и программ (расходная часть сметы);
  • четвертый: по статьям расходов:
    1 - заработная плата и социальные отчисления,
    2 - аренда помещения для проведения целевого мероприятия,
    3 - транспортные расходы,
    4 - покупка оборудования по целевому проекту,
    5 - ремонт оборудования целевого проекта,
    6 - административные расходы и пр.

Причем аналитика по видам и источникам финансирования может вестись не обязательно на счете 86. Достаточно показать ее на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Также возможно дублирование части информации на обоих счетах.

Аналогично, в случае, когда аналитика по видам программ и статьям расходов отражена на счете 20, на счете 86 ее можно не вести либо дублировать.

Выбранные варианты учета необходимо закрепить в учетной политике НКО.

Пример 2.1

Благотворительный фонд реализует целевой проект, направленный на оказание содействия детским домам, «Помогите детям!». На финансирование расходов фонд получает пожертвования от российской коммерческой организации ОАО «Завод Сельмаш» и иностранного фонда Country (см. смету).

Смета поступлений и расходов по целевому проекту «Помогите детям»

Бухгалтер отразил данные операции следующим образом (фрагмент записей):

Д-т счета 51 – К-т счета 76/
ОАО «Завод Сельмаш»
– 593 000 руб. – получены пожертвования от ОАО «Завод Сельмаш»;
Д-т счет 76/ОАО «Завод Сельмаш»
К-т счет 86/Пожертвования/
Проект «Помогите детям!»
– 593 000 руб. – пожертвования зачтены в счет целевого финансирования по проекту «Помогите детям!»;
Д-т счета 51 -
К-т счета 76/Фонд Country
– 837 000 руб. – получены пожертвования от фонда Country;
Д-т счета 76/Фонд Country –
К-т счета 86/ Пожертвования/
Проект «Помогите детям!»
– 837 000 руб. – пожертвования зачтены в счет целевого финансирования по проекту «Помогите детям!»;
Д-т счета 60 – К-т счета 51 – 500 000 руб. – оплачены ремонтные работы;
Д-т счета 20/Расходы по уставной
деятельности/Проект «Помогите
детям!»/статья расходов 1 –
К-т счета 60
– 500 000 руб. – отражены расходы на ремонтные работы;
Д-т счета 86/Пожертвования/
Проект «Помогите детям!» –
К-т счета 20/Расходы по уставной
деятельности/Проект «Помогите
детям!»/статья расходов 1
– 500 000 руб. – отнесены за счет средств целевого финансирования расходы на ремонтные работы.

Другие расходы по проекту бухгалтер записал по счетам бухгалтерского учета аналогичным образом.

Особенности заполнения отчета о целевом использовании средств

Отчет о целевом использовании средств (далее – отчет) на практике заполняют почти все некоммерческие организации. Однако принцип заполнения данного отчета вызывает у многих бухгалтеров затруднения, неясно – какой способ применять при формировании отчета: кассовый или метод начисления.

Дело в том, что отчет – это один из основных документов, проверяемых налоговой инспекцией. Он отражает результаты деятельности НКО: сколько средств и каких она получила за год и сколько потратила в своей деятельности. То есть можно сказать, что отчет – это показатель исполнения годовой сметы.

Законодательных норм для заполнения сметы нет. Как правило, НКО планируют поступления и расходы по кассовому методу – реально сколько денег они должны получить и потратить.

В то же время бухгалтерская отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета, рассчитанных методом начисления: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п. 5 ПБУ 1/2008).

Поэтому при сопоставлении сметы и отчета у бухгалтера НКО возникнут расхождения.

Судите сами. К примеру, в договоре на получение гранта указан срок поступления денег – декабрь 2014 года (на ту же дату грант к получению запланирован и в смете 2014 года). Именно на эту дату бухгалтер должен сделать запись по субсчетам счетов:

Д-т счета 76 – К-т счета 86.

И тогда в 2014 году данная сумма будет отражена в отчете как полученная.

Однако если реально деньги придут только в следующем году, их вновь придется запланировать в смете, но уже 2015 года. Налицо – несоответствие в документах, которое, конечно же, вызовет вопросы со стороны налоговых инспекторов. Ведь в соответствии с отчетом за 2014 год грант отражен как уже полученный.

НКО необходимо составлять смету и отчет одним общим методом. Так как кассовый метод для бухгалтерского учета некоммерческих организаций пока не предусмотрен, то получается, организации должны использовать метод начисления и указать его в учетной политике.

Схожая проблема возникает и с отражением выручки, а также затрат в бухгалтерском учете по предпринимательской деятельности НКО.

Исключение: социально ориентированные организации. Согласно нормам п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99 они вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков). В этом случае расходы они должны списывать после погашения задолженности.

В то же время нельзя забывать еще об одном важном для НКО документе – декларации по налогу на прибыль, в листе 07 которой также отражаются полученные и потраченные целевые средства. Причем в пунктах 15.1-15.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@, указано, что данный лист заполняется по датам поступления и траты средств. То есть кассовым методом (подробнее – о заполнении декларации по налогу на прибыль говорится в разделе «Декларация по налогу на прибыль»).

Следовательно, для сопоставления данных сметы, отчета и декларации по налогу на прибыль бухгалтеру проще использовать кассовый метод.

Организации придется или смириться с указанными сложностями и соблюдать требования законодательства, то есть составлять смету и отчет методом начисления, лист 07 декларации по налогу на прибыль – кассовым методом, и быть готовой давать объяснения налоговым инспекторам. Либо идти на нарушение норм составления бухгалтерской отчетности и составлять отчет кассовым методом, прописав его в учетной политике.

Кстати, свою позицию можно попытаться обосновать.

В приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н говорится, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов, да и форма отчета о целевом использовании полученных средств является для НКО рекомендованной. Следовательно, организации можно в учетной политике самостоятельно выбрать метод ее заполнения.

Далее разберем построчно порядок заполнения отчета (возьмем его полную форму). Для наглядности всю информацию представим в виде таблицы (см. таблицу 2 ниже).

Таблица 2

Пример 2.7

Некоммерческое партнерство учреждено в 2014 году гражданами для осуществления детских музыкальных программ. Сумма целевого финансирования составила:

  • 100 000 руб. – ежегодные взносы;
  • 40 000 руб. – вступительные взносы;
  • 150 000 руб. – пожертвования.

Сумма чистой прибыли, полученной от предпринимательства и направленной на уставную деятельность, в течение года составила 70 000 руб.

Также НКО получила доход в виде процентов, начисленных банком на остатки денежных средств на расчетном счете, в сумме 6000 руб.

За год полученные средства использованы:

  • на проведение благотворительного музыкального концерта – 120 000 руб.;
  • выплату заработной платы, налогов и взносов с заработной платы директора и бухгалтера партнерства – 50 000 руб. (осуществляется в основном за счет членских взносов);
  • аренду помещения – 70 000 руб.;
  • оплату услуг связи – 50 000 руб.;
  • оплату услуг банка – 3000 руб.

Бухгалтер составил Отчет о целевом использовании полученных средств так, как показано ниже.

Отчет о целевом использовании средств за 2014 год

(тыс. руб.)

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка