Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 апреля 2016 3 просмотра

Юридическое лицо, являющееся владельцем лицензии на пользование недрами (золотодобыча) (А) является учредителем другого юридического лица (Б) с долей в уставном капитале 51%. Свою лицензию передает предприятию Б безвозмездно. В лицензионных условиях прописано - разовый платеж за пользование недрами, установленный по результатам аукциона - 3000000 руб. Предприятие А уплатило данную сумму при получении лицензии и списывало через амортизацию. На момент передачи вся сумма не была списана в затраты. Каким образом предприятию А списать оставшуюся сумму? По какой стоимости (и какими документами должна быть подтверждена данная сумма) предприятию Б поставить на учет данную лицензию? Какие счета будут корреспондироваться?

Действующее законодательство не содержит ответ на Ваш вопрос.

По общему правилу, затраты, понесенные организацией на поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых на определенном участке недр, в отношении которого еще не установлена коммерческая целесообразность добычи, являются поисковыми затратами (п. 2 ПБУ 24/2011).

Такие затраты (до момента определения коммерческой целесообразности добычи на исследуемом участке недр) могут капитализироваться и учитываться организацией в качестве внеоборотных активов. Виды капитализируемых поисковых затрат, признаваемых поисковыми активами, организация устанавливает самостоятельно и закрепляет в своей учетной политике (письмо Минфина России от 06.08.2012 № 07-02-06/195).

В Вашей ситуации НМА, сформированный по разовому лицензионному платежу выбывают по причине передачи лицензии дочерней организации безвомедно. Порядок отражения этой операции, к сожалению, не регламентируется ПБУ 24/2011. Там лишь сказано, что стоимость материального или нематериального поискового актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается в порядке, установленном для списания соответственно основных средств или нематериальных активов.

В случае если в течение отчетного периода добыча полезных ископаемых на участке недр признана организацией бесперспективной, поисковые активы, относящиеся к данному участку недр, списываются, за исключением случаев, когда они продолжают использоваться в деятельности организации. То есть ПБУ не предусматривает условий, при которых лицензия может быть передано сторонней организации.

Однако в этом ситуации нормы положения можно применять по аналогии. То есть на дату передачи лицензии в учете организации производится бухгалтерская запись:

Дебет 05 Кредит 04
– списана амортизация по НМА;
Дебет 91-2 Кредит 04
– списана остаточная стоимость НМА.

А вот в налоговом учете возникают сложности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.

В случае если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 Кодекса, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, поскольку уплата разовых платежей, сумма которых определена по итогам аукционов или конкурсов на право пользование недрами, является расходом, осуществленным в целях приобретения лицензии, то такие разовые платежи за пользование недрами формируют первоначальную стоимость нематериального актива (лицензии) и учитываются для целей налогообложения прибыли организаций через механизм амортизации либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Об этом сказано в письме Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172.

Но и Налоговым законодательством РФ случай передачи лицензии так же не рассмотрен. Здесь можно воспользоваться разъяснением Минфина России от 19.11.2012 № 03-03-06/1/597. В нем сказано о том, что организация имеет право воспользоваться порядком списания затрат, даже если поисковые работы и расходы, связанные с ними, были признаны непродуктивными. Но этот случае к безвозмездной передачи не относится.

Таким образом, остаточная стоимость НМА по налоговому учету не принимается при расчете налога на прибыль (ст. 252 НК РФ).

И в этой ситуации, конечно, следует создать акт на передачу НМА дочерней организации. Ведь НМА является активом. А выбытие актива (возмездное, безвозмездное) должно быть закреплено документально. Об этом сказано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому организации могут разработать его самостоятельно (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Обоснование

1. Из письма Минфина России от 19 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/597
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на освоение природных ресурсов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Из письма следует, что организация осуществила расходы по строительству поисково-оценочной скважины, которая подлежит ликвидации по геологическим причинам как скважина, не вскрывшая проектный горизонт и не доведенная до проектной глубины из-за несоответствия фактического геологического разреза проектному.

В соответствии с п. 3 ст. 325 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если осваиваемый участок (часть территории осваиваемого участка) признается налогоплательщиком бесперспективным либо продолжение его освоения признается нецелесообразным, суммы расходов, осуществленные налогоплательщиком по освоению данного участка, включаются в состав прочих расходов в общем порядке, предусмотренном ст. 261 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 261 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:

расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;

расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;

расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся расходы, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.

Пунктом 2 ст. 261 Кодекса установлено, что расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после введения в действие гл. 25 Кодекса, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 Кодекса, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.

Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 Кодекса, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:

расходы, предусмотренные в абз. 3 п. 1 ст. 261 Кодекса, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;

расходы, предусмотренные в абз. 4 и 5 п. 1 ст. 261 Кодекса, включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.

В соответствии с п. 4 ст. 325 Кодекса в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным гл. 25 Кодекса.

Расходы на строительство временных сооружений (в том числе временных подъездных путей и дорог; площадок, сооружений для хранения плодородного слоя почвы, добываемых пород, отходов; временных сооружений для проживания участников геолого-разведочных работ и иных подобных объектов) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ.

Таким образом, если поисково-оценочная скважина не признается амортизируемым имуществом, то расходы, связанные с ее строительством и ликвидацией, следует учитывать в расходах для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев налогообложения начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ).

Что касается расходов на строительство временных сооружений, то, по мнению Департамента, такие расходы не учитываются в стоимости поисково-оценочной скважины для целей налогообложения прибыли организаций.

2. Из письма Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172
Вопрос: Об учете разового платежа за пользование недрами для целей налога на прибыль.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налоговом учете разового платежа за пользование недрами и сообщает следующее.

На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде соответствующей лицензии.

При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами содержит в обязательном порядке условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.

Согласно статье 40 Закона о недрах пользователи недр, получившие соответствующее право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении оговоренных в лицензии событий.

Следовательно, если основанием возникновения обязательства по уплате разового платежа за пользование недрами является не факт участия в аукционе, а наступление определенного события, указанного в лицензии (обязательство лицензиата по уже имеющейся лицензии), то расходы в виде указанного разового платежа за пользование недрами учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Что касается разового платежа за пользование недрами, сумма которого определена по итогам аукциона или конкурса на право пользование недрами, то необходимо учитывать следующее.

Приказом Минприроды России от 17.06.2009 N 156 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Так, пунктом 70 указанного Административного регламента установлено, что победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую величину разового платежа за пользование недрами.

Кроме того, пунктом 113 указанного Административного регламента определено, что дополнительным критерием для выявления победителя конкурса на право пользования участком недр является наибольший размер разового платежа, предложенный участниками конкурса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.

В случае если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 Кодекса, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, поскольку уплата разовых платежей, сумма которых определена по итогам аукционов или конкурсов на право пользование недрами, является расходом, осуществленным в целях приобретения лицензии, то такие разовые платежи за пользование недрами формируют первоначальную стоимость нематериального актива (лицензии) и учитываются для целей налогообложения прибыли организаций через механизм амортизации либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка