Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 апреля 2016 31 просмотр

Наше предприятие относится к категории малого бизнеса. В связи с тяжелы финансовым положением с ноября 2015 года происходит задержка по заработной плате. Прокуратура города узнав о данном положении,ежемесячно проводит внеплановые проверки и передает дела в суд от лица каждого сотрудника нашего предприятия. Авансы по заработной плате по мере поступления денежных средств выдаем ежемесячно, но перекрыть задолженность полностью пока не удается. Пока идут судебные заседания мы по возможности успеваем рассчитаться за данный месяц, но прокуратура тут же заводит новые дела на следующий период. У малого бизнеса сейчас надзорные каникулы. Жалоб от лица наших сотрудников не поступает. Но прокуратура проводит бесконечные внеплановые проверки. Правомерны ли их действия?

Да, правомерны.

Вне зависимости от причин и обстоятельств задержки (в том числе из-за тяжёлого финансового положения), организация должна выплачивать зарплату не реже чем каждые полмесяца, в сроки, установленные в коллективномтрудовом договоре, или в Правилах трудового распорядка (ст. 22 ТК РФ, ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

За задержку зарплаты предусмотрена административная ответственность:

Повторное нарушение влечет:

Повторное нарушение влечет:

  • для организации – штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (например, руководителя) – предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб.;
  • для предпринимателей – штраф в размере от 1000 до 5000 руб.

    Таковы требования частей 1 и 4 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Прокуратура вправе проводить внеплановые проверки организации, чьи действия нарушают правила действующего законодательства, поскольку положения Закона 294-ФЗ не применяется при осуществлении прокурорского надзора (пп. 3 п. 3 ст. 1 Закона № 294 – ФЗ).

    Поэтому установленный трехлетний мораторий не действует в отношении проверок прокуратуры (п. 3.1 ст. 1 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

    Кроме того, организации, которые были привлечены к административному наказанию за грубое нарушение, также не подпадают под действия моратория.

    Однако если у организации имеются основания полагать, что действия прокуроров выходят за рамки, установленные законом, они могут быть обжалованы. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (образец ниже) может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

    При этом в полномочия прокурора не входит признание лица виновным и наложение на него административного штрафа. Он в любом случае направляет дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях со всеми необходимыми материалами для рассмотрения в соответствующую инспекцию труда либо в суд (ст. 28.8 КоАП РФ).

    Обоснование

    Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

    Какая ответственность предусмотрена за задержку выплаты зарплаты

    Сроки выплаты зарплаты

    Организация должна выплачивать зарплату в установленные сроки (ст. 22 ТК РФ).

    Сроки выплаты должны быть закреплены в одном из внутренних документов:

    Периодичность выплаты зарплаты

    Все работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем каждые полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Если установленный день выплаты совпал с выходным или нерабочим праздничным днем, выдавайте зарплату накануне этого дня (ч. 8 ст. 136 ТК РФ).

    Это правило действует и когда сотрудник в отпуске. При этом учтите следующее. Если зарплату выдаете через кассу, то, скорее всего, сотрудник не придет за ней. Тогда невостребованную сумму депонируйте в последний день выдачи зарплаты. Ведь срок для депонирования не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных с банковского счета). Так предусмотрено пунктом 6.5 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

    Подробнее о депонировании зарплаты см.:

    Ответственность за задержку зарплаты

    За задержку зарплаты предусмотрена административная ответственность:

  • для организации – штраф от 50 000 до 70 000 руб.;
  • для должностных лиц (например, руководителя) – штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию сроком от одного года до трех лет;
  • для предпринимателей – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Таковы требования частей 1 и 4 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, для должностных лиц предусмотрена уголовная (ст. 145.1 УК РФ) и дисциплинарная ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Уголовная ответственность руководителя

К уголовной ответственности руководителя организации могут привлечь при условии, что он был прямо или косвенно заинтересован в задержке зарплаты. При этом не имеет значения, какому количеству сотрудников была задержана выплата (достаточно одного). Сроки задержки зарплаты, при нарушении которых руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности, следующие:

  • полная невыплата – свыше двух месяцев;
  • выплата зарплаты в размере ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) – свыше двух месяцев;
  • частичная невыплата – свыше трех месяцев.

Для руководителя, который допустил частичную невыплату зарплаты свыше трех месяцев, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:

  • штраф в размере до 120 000 руб. (или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период до одного года);
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет;
  • лишение свободы на срок до одного года.

К руководителю организации, в которой зарплата в течение двух месяцев полностью не выплачивалась либо выплачивалась в размере ниже МРОТ, применяются более жесткие меры уголовной ответственности. А именно:

  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. (или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период до трех лет);
  • принудительные работы на срок до трех лет, при этом суд может дополнительно назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет, при этом суд может дополнительно назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Эти виды ответственности перечислены в частях 1 и 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ.

Если задержка зарплаты повлекла тяжкие последствия, то наказание будет еще более жестким (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ).

Уголовной ответственности можно избежать, если причина задержки не зависела от воли руководителя.

Материальная ответственность организации

Материальная ответственность организации в виде выплаты компенсации за задержку зарплаты установленастатьей 236 Трудового кодекса РФ. Указанную компенсацию организация обязана выплатить сотрудникам даже в том случае, если задержка зарплаты произошла по независящим от нее причинам. Сумма компенсации за задержку выплаты заработной платы должна быть отражена в расчетных листках (ст. 136 ТК РФ).

Если организация не выплачивает компенсацию добровольно, то принудить ее сможет суд (п. 55 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Банкротство

Допустим, из-за недостаточности денежных средств у работодателя имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по причитающимся работникам выплатам (оплата труда, выходные пособия и пр.). В таком случае руководитель организации-должника или сам индивидуальный предприниматель должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом. Так предусмотрено пунктом 1 статьи 9 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

К тому же сотрудники (в т. ч. бывшие) могут обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании работодателя банкротом за долги по зарплате и иным выплатам. Об этом сказано впункте 1 статьи 7 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

У сотрудников есть право проводить собрание. Срок – не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов. Организация и проведение собрания работников возложены на арбитражного управляющего. На собрании сотрудники выбирают своего представителя, который будет защищать их интересы в процессе банкротства работодателя. Подробно процедура проведения собрания описана в статье 12.1 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

Требования о выплате долгов по зарплате и иных вознаграждений работникам (в т. ч. бывшим) включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего. Если же такие требования оспариваются, их включают в реестр на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований (п. 6 ст. 16 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Потери в связи с инфляцией

Ситуация: правомерны ли требования сотрудника возместить ему потери, связанные с инфляцией за период задержки зарплаты, одновременно с компенсацией за задержку

Получение компенсации за задержку выплаты зарплаты не лишает сотрудника права требовать возмещения потерь, связанных с инфляцией. Но для удовлетворения таких требований сотрудник должен обратиться в суд. Такие разъяснения дал Пленум Верховного суда РФ в пункте 55постановления от 17 марта 2004 г. № 2.

Права сотрудника

Сотрудник имеет право прекратить работу, если задержка зарплаты составит более 15 дней. При этом сумма задолженности и виновность организации (отсутствие вины) в задержке значения не имеют (п. 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Максимальный срок прекращения работы – до полного погашения задолженности. Перед тем как прекратить работу, сотрудники обязаны письменно уведомить руководителя о своих действиях. После этого они имеют право вообще не приходить на рабочие места (ч. 3 ст. 142 ТК РФп. 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). В этом случае выйти на работу сотрудники обязаны только на следующий день после получения от организации письменного уведомления о готовности погасить задолженность по зарплате. При этом выплатить задержанную зарплату организация должна в день их выхода на работу.

Такие условия предусмотрены в статье 142 Трудового кодекса РФ. Там же приведен перечень случаев, когда прекращать работу из-за задержки зарплаты запрещено.

Период приостановления работы из-за задержки зарплаты сотруднику оплачивают в размересреднего заработка. А также выплачивают компенсацию за задержку заплаты.

Таковы требования части 4 статьи 142 и статьи 236 Трудового кодекса РФ.

Из Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

<…>

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

2) при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

6.1) при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

8) к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.

3.1. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1) контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

2) государственный контроль за экономической концентрацией;

3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

4) налоговый контроль;

5) валютный контроль;

6) таможенный контроль;

7) государственный портовый контроль;

8) контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

9) контроль на финансовых рынках;

10) банковский надзор;

11) страховой надзор;

12) надзор в национальной платежной системе;

13) государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;

13.1) государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;

14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

16) пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

17) контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;

18) контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях;

<…>

<…>

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:*

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.*

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

<…>

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры* о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля..

<…>

Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства

1. Если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

2. При наличии информации о том, что в отношении указанных в части 1 настоящей статьи лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.

4. При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства. Порядок такого межведомственного информационного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

6. Положения настоящей статьи применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются настоящим Федеральным законом, в том числе видов государственного контроля (надзора), указанных в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением:

1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

7. Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

<…>

Из статьи журнала «Кадровое дело» № 7, Июль 2014

ГИТ или прокуратура провели проверку: определяем законность постановлений

Допускается ли отличие между постановлением о правонарушении и его копией, врученной организации?

– Нет, не допускается.

Кому направлять жалобу о несогласии с решением инспектора?

– Руководителю госоргана, должностное лицо которого вынесло постановление о назначении административного наказания, главному государственному инспектору труда РФ или в суд.

В какой срок можно оспорить постановление о привлечении к административной ответственности?

– В течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Статьи в тему:

«Помогаем кадровику пройти совместную проверку инспекции труда и прокуратуры» (№ 2, 2013)

«Проверки в кадровой службе: кого ждать “в гости” в 2012 году?» (№ 2, 2012)

«Работодатель обжаловал предписание ГИТ и проиграл: в чем ошибка?» (№ 2, 2012)

Основная цель трудового законодательства – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (ч. первая ст. 1 ТК РФ). Достижение этой цели государство реализует путем проведения надзора за соблюдением трудового законодательства. Как быть, если надзорные органы по результатам проверки вынесли постановление, с которым вы не согласны? От чего может зависеть назначение того или иного административного наказания? В каких случаях его законность можно оспорить?

Какие надзорные органы могут выявлять трудовые нарушения

За соблюдением Конституции РФ и исполнением всех законов, в том числе в сфере трудовых отношений, следит Прокуратура РФ (п. 1 ст. 1,ст. 26 Закона № 2202-1). Органы прокуратуры независимы от органов государственной власти и при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона № 2202-1).

Вместе с тем федеральный государственный надзор исключительно за соблюдением трудового законодательства осуществляет Федеральная инспекция труда. Она состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. первая ст. 353ч. первая ст. 354 ТК РФ). Таким образом, проведение надзорных мероприятий, в результате которых работодатель может быть привлечен к административной ответственности, государство возлагает на должностных лиц прокуратуры и инспекций труда.

Внимание!

Физлицо, представляющее юрлицо на основании доверенности, может быть отнесено к представителям юрлица и быть допущено к участию в производстве по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 182 ГК РФч. 1 ст. 25.5 КоАП РФп. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10).

Общие правила для проведения проверок работодателей наряду с Трудовым кодексом определяет Закон № 294-ФЗ. Однако последний не распространяется на надзорную деятельность прокуратуры, а деятельность инспекций труда регламентирует постольку, поскольку не противоречит статье 12 Конвенции МОТ № 81 (п. 3 ч. 1 и ч. 5 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, ч. первая ст. 360 ТК РФ).

Требования к протоколу об административном правонарушении

Дела об административных правонарушениях возбуждают должностные лица (ч. вторая ст. 28.7 КоАП РФ):

– прокуратуры путем вынесения постановлений;
– инспекций труда путем вынесения протоколов.

Любой из этих документов должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). В исключительных случаях, когда необходимо выяснить какие-либо обстоятельства события, их составление может быть отложено на срок в пределах двух суток с момента выявления предполагаемого административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). То есть, по общему правилу, протокол об административном правонарушении составляется в течение суток или в тот же день, что и акт проверки соблюдения трудового законодательства.

Кодекс об административных правонарушениях предъявляет жесткие требования к содержанию документа о возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Выносимое прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать те же сведения, что и протокол об административном правонарушении. Дату и место составления, должность, фамилию и инициалы должностного лица, составившего документ, и др. По срокам вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении также аналогично протоколу (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ).

При составлении протокола/постановления об административном правонарушении физлицу или законному представителю юрлица, в отношении которого возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Им должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем к нему прилагаются.

Внимание!

Привлечь к административной ответственности могут одновременно как организацию, так и ее руководителя и других работников, по вине которых было совершено правонарушение. Например, руководителя, сотрудника кадровой службы, бухгалтера (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФп. 15 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5)

Если лицо, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащим образом извещено о времени и месте составления документа о возбуждении дела, то в случае его неявки протокол составляется в его отсутствие (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ). При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

Важно отметить, что законный представитель юрлица – это лицо, которое согласно учредительным документам выступает в качестве органа юрлица. Проще говоря, им является руководитель (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Из буквального прочтения норм Кодекса об административных правонарушениях, а также сложившейся судебной практики считается обязательным присутствие руководителя организации при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юрлица.

В этой связи руководителю рекомендуется взвешенно и серьезно относиться к получаемым вызовам и извещениям надзорных и контролирующих органов. В случае когда невозможно явиться лично по такому извещению, направлять в соответствующие органы компетентных представителей организации, способных представлять обоснованные пояснения по делу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Внимание!

Предоставлять полномочия защитника интересов организации можно даже тому представителю, у которого нет юридического образования (ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ).

Обратите внимание на текст доверенности, выдаваемой такому представителю. Она должна наделять доверенное лицо правом на участие в конкретном деле об административном правонарушении (абз. 5 п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10абз. 4 п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5).

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в определенном порядке (гл. 29 КоАП РФ). До рассмотрения дела об административном нарушении обязательно проводится подготовка, в ходе которой выясняется ряд вопросов (ст. 29.1 КоАП РФ). Например, правильно ли оформлен протокол и иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу и др.

При рассмотрении дела исследуются и оцениваются доказательства, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения (ст. 29.7 КоАП РФ). Одно из требований к постановлению о назначении административного наказания – оно должно содержать мотивированное решение по делу (ст. 29.10 КоАП РФ).


Примеры процессуальных нарушений, повлекших отмену постановлений о назначении административного наказания1

Нарушение Реквизиты решения суда
Недопущение административным органом представителя организации к участию в составлении протокола Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2013 г. № 09АП-5345/2013 по делу № А40-121007/12-146-113
Составление нескольких протоколов об административном правонарушении по одному факту правонарушения Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2011 г. № 09АП-8829/2011-АК по делу № А40-149601/10-145-1008
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А43-1549/2013

Соблюдение процедуры – самый важный аспект законности в вопросе привлечения работодателя к административной ответственности. Безусловным основанием для отмены решения, вынесенного административным органом или судом, являются: несоблюдение порядка рассмотрения дела, несоответствие постановления о назначении наказания требованиям законодательства и др. (таблица выше).

Кроме того, установлен прямой запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, в том числе при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля, надзора и муниципального контроля (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). Поэтому если сведения, относящиеся к делу, получены с нарушением Закона № 294-ФЗ, то они не могут быть использованы в качестве доказательств (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (образец ниже) может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).


скачать образец

От чего зависит назначение того или иного административного наказания

В разделе «Вебинары»

вы найдете вебинар о том, как работодателю получить сертификат доверия от ГИТ (help.kdelo.ru/wb/i34639).

Дело об административном правонарушении рассматривается уполномоченным должностным лицом соответствующей инспекции труда либо судьей районного суда по месту совершения правонарушения (ч. 2 ст. 23.1ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). В полномочия прокурора не входит признание лица виновным и наложение на него административного штрафа. Он в любом случае направляет дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях со всеми необходимыми материалами для рассмотрения в соответствующую инспекцию труда либо в суд (ст. 28.8 КоАП РФ).

Совет

Обжалуйте постановления об административных правонарушениях в сфере труда в отношении юрлица в суд общей юрисдикции по месту совершения правонарушения, а не в арбитражный суд. В противном случае вы можете пропустить срок обжалования (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2009 г. № Ф04-1020/2009 (1011-А27-3 по делу № А2710311/2008-5).

Роструд вправе рассматривать определенные дела об административных правонарушениях, однако может передать дело и в суд (ч. 2 ст. 23.1ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Должностные лица инспекции труда вправе назначить наказание в виде административного штрафа (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Между тем санкция статьи 5.27 Кодекса об административных нарушениях предусматривает также наказание в виде приостановления деятельности, которое могут назначать только судьи (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Дело передается на рассмотрение судье при условии, что должностное лицо Роструда признало необходимым обсудить с судом вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей. При этом должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу, и другие обстоятельства (ст. 4.1,4.2. и 4.3 КоАП РФ).

Наказание в виде административного приостановления деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей и при условии, если менее строгие меры не смогут обеспечить достижение цели административного наказания (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Также установлено, что наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Таким образом, должностное лицо инспекции труда, принимая решение передать в суд дело об административном правонарушении по статье 5.27Кодекса об административных правонарушениях, должно обладать достаточными данными, указывающими на возникновение угрозы жизни и здоровью людей. То есть если нарушение законодательства о труде и охране труда связано с несчастным случаем на производстве, то вероятность направления дела в суд, а значит, назначения наказания, отнесенного к исключительной прерогативе суда, более чем вероятно. Кроме этого, при выявлении нарушений, связанных с несчастным случаем на производстве, помимо привлечения юрлица к административной ответственности, практически всегда встает вопрос об уголовной ответственности в отношении виновных должностных лиц (ст. 5.27 КоАП РФст. 143 УК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка