Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 апреля 2016 3 просмотра

А если мы уже оплатили эти услуги, указали в платежном поручении, что они без НДС и, соответственно, никуда его не оплатили, как нам исправить ситуацию, куда оплатить НДС и можно ли его потом поставить в вычету?

Если договором с иностранным поставщиком не предусмотрено, что покупатель удерживает сумму НДС для перечисления в бюджет РФ, значит, НДС нужно уплатить сверху из собственных средств. Поскольку по правилам п.1 ст. 161 НК РФ налоговая база при покупке товаров, работ, услуг у иностранной компании определяется как сумма, включающая в себя НДС, налог считаем так.

  1. Определяем налоговую базу. Для этого к сумме, подлежащей уплате поставщику, добавляем НДС по прямой ставке 10% или 18%. Перевод в рубли по курсу ЦБ делаем на дату платежа поставщику. Полученная сумма вместе с налогом и будет налоговой базой.
  2. Определяем сумму налога к уплате в бюджет. Для этого из налоговой базы выделяем налог по расчетной ставке 10/110 или 18/118.

Уплатить НДС по работам и услугам, приобретаемым у иностранного поставщика, нужно в тот же день, когда перечисляли деньги поставщику. НДС перечисляется в бюджет по реквизитам налоговой, в которой Ваша организация зарегистрирована. Только в платежном поручении в поле 101 укажите статус «02» - налоговый агент.

За несвоевременное перечислению в бюджет налога вас могут оштрафовать на 20% от суммы НДС, с оплатой которого Вы опоздали.

НДС, который Вы удержали как налоговый агент и перечислили в бюджет, можно принять к вычету, если выполняются условия:

  1. Вы налогоплательщик НДС и приобрели услуги для операций, облагаемых налогом;
  2. Приобретенные товары приняты на учет;
  3. НДС, удержанный у иностранной компании, перечислен в бюджет;
  4. Есть счет-фактура. Счет-фактуру Вы должны составить самостоятельно при удержании налога у иностранной компании (т.е. в тот день, когда производили оплату).

Обоснование

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС


Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.

Налоговая база

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:

Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):

Налоговая ставка

Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:

Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если стоимость товаров (работ, услуг) в договоре установлена без НДС, налоговый агент должен перечислить налог в бюджет за счет собственных средств. При этом сумму налога определяйте в следующем порядке. Сначала налоговую базу (стоимость, указанную в договоре) увеличьте на сумму НДС по прямой ставке – 18 или 10 процентов. А потом исходя из увеличенной налоговой базы определите сумму НДС по расчетной ставке: 18/118 или 10/110 (письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276).

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которую нужно перечислить в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Это правило распространяется на две категории налоговых агентов:
– на посредников, реализующих в России товары (работы, услуги) иностранных комитентов или принципалов (п. 5 ст. 161 НК РФ);
– на организации (предпринимателей), которые реализуют конфискованное и бесхозяйное имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг, имущества) такие налоговые агенты обязаны предъявлять рассчитанные суммы НДС покупателям (п. 1 ст. 168 НК РФ).

<…>

Составление счетов-фактур

Исполняя обязанности налоговых агентов по НДС, организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Общий порядок для этого установлен пунктами 5–7статьи 169 Налогового кодекса РФ.

<…>

Уплата НДС в бюджет

Сумму НДС перечисляйте в бюджет в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяйте по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФписьмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, на налоговых агентов не распространяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ). Например, за I квартал 2015 года – не позднее 27 апреля (25 и 26 апреля – выходные дни), 25 мая и 25 июня.

Исключение из этого правила – срок уплаты НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФписьмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). При этом банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Поскольку обязанность по уплате НДС должна быть исполнена в денежной форме, порядок применения зачетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, не применяется. То есть в счет погашения задолженности по НДС, возникшей при приобретении работ (услуг) у иностранных исполнителей, налоговый агент не может зачесть суммы имеющейся у него переплаты по другим федеральным налогам. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-231.

<…>

Заполнение платежного поручения

В платежном поручении на перечисление НДС в бюджет укажите:

Такой порядок предусмотрен Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Если бухгалтер неправильно заполнит поле 101 «Статус лица, оформившего документ» (вместо кода 02 укажет код 01), сумма НДС, которую организация должна была перечислить как налоговый агент, в учете налоговой инспекции будет зафиксирована как поступившая от организации-налогоплательщика. О том, как исправить эту ошибку, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Право на вычет НДС

Правом на вычет НДС, уплаченного в бюджет, могут воспользоваться налоговые агенты, которые:

– приобретают товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
– арендуют государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
– покупают (получают) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вычет не предоставляется налоговым агентам, которые:

– реализуют конфискованное имущество и ценности, перечисленные в пункте 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ;
– реализуют в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

<…>

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие права и обязанности есть у налоговых агентов

<…>

Обязанности

Налоговые агенты обязаны:

Кроме того, на налоговых агентов могут быть возложены иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Об этом сказано в статье 24 Налогового кодекса РФ.

Свои обязанности налоговые агенты должны исполнять безвозмездно (письмо Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-02-07/1-31).

<…>

Ответственность за невыполнение обязанности налогового агента

Если налоговый агент не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то его могут привлечь к налоговой ответственности.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и (или) уплачиваемой в бюджет:

Такой порядок установлен статьей 123 Налогового кодекса РФ.

Источником для уплаты налогов налоговыми агентами являются средства контрагентов-налогоплательщиков. Поэтому если при выплате дохода контрагенту налоговый агент удержал налог, но в установленные сроки не перечислил его в бюджет, то отсутствие у агента денежных средств не признается смягчающим обстоятельством для уменьшения штрафа. Такой вывод следует из письма Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-02-07/1-253. Кроме того, в этом случае, помимо штрафа, инспекция может взыскать с налогового агента пени (п. 7 ст. 75 НК РФ). Причем при выплате доходов иностранным контрагентам, не состоящим в России на налоговом учете, пени могут начислить даже в том случае, если налоговый агент не удержал налог. Размер пеней определяется за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы.

Такой порядок следует из положений статьи 75 Налогового кодекса РФ и подтверждается пунктом 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 5317/11.

А как быть, если налоговый агент не смог удержать налог? Например, когда доход выплачен в натуральной форме и денежных выплат не было. В такой ситуации налоговый агент освобождается от ответственности. Ведь оштрафовать его можно, только если он имел возможность удержать и перечислить налог. То есть когда налогоплательщику (в т. ч. иностранной организации) выплачивались доходы в денежной форме в сумме, достаточной для удержания налога. Это подтверждает Минфин России в письме от 8 февраля 2016 г. № 03-08-05/6371, ссылаясь на пункт 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

При невозможности удержать налог налоговый агент обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах. В противном случае с него может быть взыскан штраф по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 200 руб. за каждое непредставленное сообщение.

Самостоятельная ответственность для налоговых агентов по НДФЛ предусмотрена пунктом 1.2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Организацию оштрафуют, если в установленные сроки она не сдаст в инспекцию расчет по форме 6-НДФЛ. Размер штрафа – 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Штраф может быть взыскан и в том случае, если налоговый агент сдал необходимые документы с недостоверными сведениями. Размер штрафа – 500 руб. за каждый недостоверный документ. Впрочем, если до того, как ошибки обнаружила инспекция, налоговый агент сдал уточненные документы, от ответственности он освобождается. Такой порядок предусмотрен статьей 126.1 Налогового кодекса РФ.

<…>

  1. Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
    • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
    • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
    • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).
    • при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
    • при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
    • при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).
    • в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» – код 02 (налоговый агент);
    • в поле 104 «КБК» – код бюджетной классификации НДС;
    • в поле 106 «Основание платежа» – код ТП (платеж текущего года);
  2. Из рекомендации
    • правильно рассчитывать суммы налогов, подлежащих удержанию;
    • удерживать рассчитанные суммы налогов с денежных средств, выплачиваемых контрагенту;
    • перечислять в бюджет удержанные суммы налогов по правилам, установленным для уплаты налогов (п. 8 ст. 45 НК РФ);
    • своевременно представлять в налоговую инспекцию декларации (другие документы) по налогам, которые удерживаются с контрагентов;
    • уведомлять налоговую инспекцию о невозможности удержать налог с контрагента в течение одного месяца, когда организация узнала об этом;
    • хранить документы, подтверждающие расчет, удержание и уплату налогов в бюджет, в течение четырех лет.
    • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
    • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога. В этом случае применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46п. 1 ст. 47НК РФ).
  3. Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как налоговому агенту принять к вычету удержанный НДС

Право на вычет

Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, могут принять к вычету сумму НДС, фактически перечисленную в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). При этом налоговый вычет не предоставляется налоговым агентам, которые:

  • освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;
  • реализуют конфискованное имущество и ценности, перечисленные в пункте 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ;
  • реализуют в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 171, пунктов 14 и 15 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Организация – налоговый агент имеет право на налоговый вычет, если она:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). Вычетом можно воспользоваться даже в том случае, если стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) не уменьшает налогооблагаемую прибыль (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-07-08/77);
  • арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • покупает (получает) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Это следует из положений пункта 3 статьи 171, абзаца 2 пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.

При перечислении аванса (частичной оплаты) такие налоговые агенты могут воспользоваться налоговым вычетом только после того, как товары (работы, услуги) будут приняты к учету. Дело в том, что правила применения налоговых вычетов по авансам (частичной оплате) распространяются только на суммы налога, предъявленные продавцом (исполнителем) и указанные в его счете-фактуре. Поскольку налоговые агенты оформляют счета-фактуры самостоятельно, эти условия не выполняются. Следовательно, до тех пор пока товары (работы, услуги), полученные в счет аванса (частичной оплаты), не будут приняты к учету, сумму НДС принять к вычету они не могут. Это следует из пункта 12 статьи 171, пункта 9 статьи 172 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 6 апреля 2016 г. № 03-07-08/19500, ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634 и подтверждается решением ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13.

Ситуация: можно ли принять сумму НДС к вычету, если организация – налоговый агент по НДС не удержала сумму налога с иностранного поставщика и перечислила ее в бюджет за счет собственных средств

Да, можно.

Исходя из буквального толкования абзаца 3 пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ, налоговый агент может воспользоваться вычетом только в том случае, если сумма НДС была удержана им из доходов, выплачиваемых контрагенту (налогоплательщику). Однако в письмах от 5 июня 2013 г. № 03-03-06/2/20797 и от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908) Минфин России допускает возможность применения вычета, даже если НДС был перечислен в бюджет за счет налогового агента. Поэтому, если российская организация должна была удержать налог из доходов иностранного поставщика, но перечислила его в бюджет за счет собственных средств, она не теряет права на налоговый вычет. Правомерность такого подхода подтверждена Президиумом ВАС РФ в постановлении от 18 мая 2010 г. № 16907/09.

Для применения вычета налоговый агент должен самостоятельно составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге покупок в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была перечислена в бюджет.

<…>

Дополнительные условия для вычета

Воспользоваться вычетом по НДС можно при выполнении двух дополнительных условий:

  • если товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • если у налогового агента есть документы, подтверждающие право на вычет (счета-фактуры и платежные поручения на перечисление НДС в бюджет).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 июля 2010 г. № 03-07-11/284.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка