Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Когда отменят НДС с авансов?

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
4 мая 2016 6 просмотров

Кинотеатру нанесен ущерб в виде срыва киносеанса: звонок о заложенной бомбе. Расчет ущерба можно рассчитать по возвращенным билетам и несостоявшемся сеансе. Нужно ли отражать такой ущерб в бухгалтерском учете? Какие проводки сделать? А если невозможно установить виновных лиц? В настоящее время все срывы мы отражаем через уменьшение выручки, а не как ущерб. Правильно ли это?

Да, это правильно. Отражать такой ущерб в бухгалтерском учете не нужно.

В таких ситуациях Вы вправе предъявить претензии виновным лицам, если возможно их установить. Начисленную претензию нужно будет отразить в доходах на дату признания ее виновным лицом или в день вступления в законную силу решения суда.

Обоснование

1. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении предъявление претензии

<…>

Признание претензии

Законодательством или договором могут быть предусмотрены, например, такие виды санкций за нарушение обязательств: неустойка (штрафы, пени), проценты за задержку уплаты и т. д. Это следует из статей 329 и 395 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, организация может потребовать, чтобы виновник возместил убытки, связанные с нарушением договорных обязательств, в том числе упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ). Например, если договор купли-продажи расторгнут по вине продавца, покупатель вправе применить нормы статьи 524 Гражданского кодекса РФ. А именно потребовать, чтобы контрагент возместил ему убытки, возникшие из-за необходимости приобретать товар у другого продавца по более высокой цене. Если новый контракт заключен в разумные сроки и по разумной цене, несостоявшийся продавец должен компенсировать покупателю разницу между стоимостью товара по условиям расторгнутого и нового договора.

Как отразить в бухучете и при налогообложении выставленные организацией и признанные должником суммы неустойки (штрафа, пеней), см. Как взыскать и отразить в бухучете и при налогообложении санкции за нарушение договора, предъявленные контрагенту. Аналогично отразите и возмещение контрагентом убытков.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении получения неустойки от контрагента за нарушение условий договора. Организация применяет общую систему налогообложения

В феврале ООО «Торговая фирма "Гермес"» поставило ООО «Альфа» товары стоимостью 120 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 305 руб.). Срок их оплаты по договору – 21 февраля.

При несвоевременной оплате поставленных товаров покупатель, согласно условиям договора, должен выплатить неустойку. Размер неустойки – 0,1 процента от суммы задолженности по оплате товаров за каждый день просрочки.

Оплату за поставленные товары «Альфа» перечислила «Гермесу» только 24 марта. 25 марта «Гермес» выставил в адрес «Альфы» претензию на уплату неустойки за несвоевременный расчет по договору (просрочка составила 31 день).

Сумма неустойки за просрочку оплаты товара составила:
120 000 руб. х 0,1% х 31 дн. = 3720 руб.

«Альфа» признала претензию «Гермеса» и выплатила неустойку.

В учете «Гермеса» бухгалтер сделал записи:

Дебет 76-2 Кредит 91-1
– 3720 руб. – начислена неустойка за нарушение срока оплаты товара;

Дебет 51 Кредит 76-2
– 3720 руб. – получена неустойка.

Налог на прибыль «Гермес» платит ежемесячно, применяет метод начисления. Сумму неустойки (3720 руб.) бухгалтер включил в состав внереализационных доходов организации.

<…>

2. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить в учете получение законных процентов, неустойки и процентов за просрочку исполнения обязательств по договору

<…>

Расчеты по предъявленным претензиям отразите на счете 76-2 «Расчеты по претензиям» (Инструкция к плану счетов):

Дебет 76-2 Кредит 91-1
– начислены неустойка, проценты за просрочку исполнения денежного обязательства контрагентом.

<…>

Санкции за просрочку начислите на дату признания их должником или в день вступления в законную силу решения суда (п. 10.2 ПБУ 9/99). Признание должником долга могут подтверждать любые документы, свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить неустойку (проценты за просрочку), например:

Такой вывод следует из письма Минфина России от 17 декабря 2013 г. № 03-03-10/55534. Указанное письмо посвящено вопросу налогового учета. Однако им можно руководствоваться и при организации бухучета доходов. В письме комментируются факты гражданско-правовых отношений, которые и для бухгалтерского, и для налогового учета одинаковы (п. 1 ст. 2 ГК РФ, п. 1 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189).

Споры с гражданами (не предпринимателями) рассматривают районные суды (ст. 24 ГПК РФ) или мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ). Если судебное решение не было обжаловано, оно вступит в силу через 10 дней после принятия (ст. 209, 321, 338 ГПК РФ).

Споры между организациями и предпринимателями рассматривают арбитражные суды (ст. 27 АПК РФ). Если судебное решение не обжаловано, оно вступает в силу по истечении месячного срока со дня его принятия (п. 1 ст. 180 АПК РФ).

<…>

2. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как продавцу отразить в бухучете и при налогообложении возврат покупателем товаров

Основания для возврата

Возвратить приобретенный товар покупатель может по основаниям, предусмотренным в законодательстве или указанным в договоре.

Причины возврата предусмотрены в законодательстве
Организация-покупатель может вернуть приобретенный товар при следующих обстоятельствах:

  • продавец не передал в установленный срок принадлежности или документы, относящиеся к товару (ст. 464 ГК РФ);
  • было передано меньшее количество товара, чем определено договором (п. 1 ст. 466 ГК РФ);
  • ассортимент переданного товара не соответствует ассортименту, указанному в договоре (п. 1 и 2 ст. 468 ГК РФ);
  • организация в разумный срок не выполнила требования покупателя о доукомплектовании товара (п. 2 ст. 480 ГК РФ);
  • организация передала покупателю товар несоответствующего качества, в поврежденной или испорченной упаковке, таре, и эти нарушения существенные. То есть их нельзя устранить, либо затраты на их устранение слишком велики в сравнении со стоимостью этого товара и т. п. (п. 2 ст. 475 и ст. 482 ГК РФ).

О выявлении любого из перечисленных нарушений условий договора покупатель обязан известить продавца (п. 1 ст. 483 ГК РФ).

Если у покупателя появляется право возвратить товар на основаниях, предусмотренных законодательством, происходит расторжение договора в одностороннем порядке. В этом случае:

  • покупатель возвращает товар продавцу;
  • обязательство покупателя по оплате товара прекращается, если, конечно, расторжение договора произошло до оплаты товара;
  • покупатель может потребовать возврата денег, если товар уже был оплачен.

Это следует из пункта 2 статьи 475, статьи 309 Гражданского кодекса РФ.

Если покупателем товара является гражданин, он может возвратить товар в случаях, когда:

Нередко граждане приобретают товар за счет потребительского кредита (займа). Тогда при возврате некачественного товара продавец обязан будет не только вернуть деньги за товар, но и возместить уплаченные проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа). Это следует из пункта 6 статьи 24 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.

Причины возврата предусмотрены в договоре
Возможность прописать в договоре конкретные основания, по которым покупатель вправе вернуть товар, предусмотрена в пункте 4 статьи 421, статье 454 Гражданского кодекса РФ. Например, если по истечении установленного срока товар так и не перепродан покупателем. Если договором не предусмотрен особый переход права собственности, на момент возврата товаров их собственником является бывший покупатель. Поэтому при поступлении товаров от покупателя происходит новая «обратная» реализация (письмо Минфина России от 18 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/4213).

<…>

Бухучет: возврат предусмотрен законодательством

Возврат товара отразите в бухучете в зависимости от того, в каком периоде получена претензия покупателя:

Если брак выявлен до окончания года, в котором прошла реализация, скорректируйте сумму продаж в периоде выявления некондиционного товара. В бухучете такие операции отразите следующим образом.

В момент реализации (до выявления брака):

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации;

Дебет 90-2 Кредит 41
– списана себестоимость проданного товара.

Одновременно, если платите НДС и товары им облагаются, сделайте такую запись:

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС.

После того как получена претензия покупателя:

Дебет 62 Кредит 90-1
– сторнирована выручка по бракованным товарам;

Дебет 90-2 Кредит 41
– сторнирована себестоимость бракованного товара.

Одновременно, если платите НДС и товары им облагаются, сделайте такую запись:

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– сторнирован начисленный НДС.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка