Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О чем еще недавно спорили компании с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№23
5 мая 2016 4 просмотра

Может ли ИП выставлять документы и использовать печать в которых будет указано какое-либо фирменное название (бренд)?вопрос в том, что может ли ИП иметь какое-либо фирменное название, которое он будет указывать в документах и печати

да, может, но фирменное наименование должно размещаться на печати вместе с основными реквизитами предпринимателя.

Законодательство не устанавливает обязательных требований к печатям предпринимателей - обычно там располагается ОГРН и имя предпринимателя, но можно разместить и логотип (название логотипа, фирменное наименование, бренд) – никаких ограничений для этого не установлено, однако использовать можно только зарегистрированный логотип (фирменное название (бренд)) - при заказе печати предпринимателю придется предъявить свидетельство о регистрации знака (бренда).

Регистрировать печать в налоговых органах не требуется.

Также следует учесть, что индивидуальный предприниматель (как и организация) вправе работать вообще без печати - все первичные документы можно заверять лишь подписью предпринимателя. С таким подходом согласны, например, и московские налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 28 февраля 2006 г. № 28-10/15239).

Обоснование

Рекомендация: Печать отменили. Как теперь работать?

С 7 апреля 2015 года коммерческие организации могут отказаться от круглых печатей. Такое право у них появилось после того, как вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ. В редакцию Системы Главбух уже приходят вопросы, как теперь работать без печатей. Ответы читайте в этом спецобзоре.*

Поделиться информацией с коллегой

Обязательно ли отказываться от печати?

Вовсе не обязательно. Руководство организации на свое усмотрение решает, использовать печать в работе дальше или же обойтись без нее. Законом предусмотрена лишь возможность отказаться от круглой печати в пользу современных способов идентификации. Но организации по-прежнему вправе изготавливать любое количество печатей и штампов любых форм, расцветок и степеней защиты.*

Чем можно заменить печать?

Заменить печать можно, например, электронной подписью, специальными бланками компаний или голографическими печатями.*

Как отказаться от печати?

Внесите изменения в устав своей организации. Сведения о наличии печати должны быть именно в этом документе.*

Если мы откажемся от печати, нужно ли ставить ее в типовых документах, где такой реквизит предусмотрен, например, в кассовой книге?

Официальных разъяснений по этому вопросу пока не вышло. Но в ФНС России, ПФР и ФСС России поясняют, что сразу после вступления в силу закона компания вправе передавать им любые документы без печати. Единственное пожелание – если решили отказаться от печати, известите об этом инспекторов письмом. Как только появятся официальные разъяснения, Система Главбух вас об этом предупредит. Следите за новостями.

Нужно ли ставить печать в первичке, формы которой компания разработала сама?

Нет, не нужно. Печать не названа в числе обязательных реквизитов первичных документов, перечисленных в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Обязательно ли использовать печать в договорах, например, в договоре купли-продажи?

Нет, не обязательно. Ставить печать в договоре с контрагентами нужно, только если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Поэтому, если одна из сторон отказалась от круглой печати, просто проследите, чтобы из договора убрали требование ее проставлять.*

Не будут ли банки требовать печати на документах?

Нет, не будут. Представители банков сообщают, что подписи генерального директора на любых документах им достаточно, если компания откажется от печати.

А можно ли теперь не ставить печати в трудовых книжках?

Пока так делать рискованно. Ведь в правилах заполнения трудовых книжек по-прежнему написано, что запись на титульном листе и записи об увольнении нужно заверять печатью (п. 2.2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера» № 11, ноябрь 2014


Все самое важное о печатях и штампах для любой бухгалтерии

<…>

– А индивидуальному предпринимателю печать нужна или он может обойтись без нее?
– Прямой нормы, обязывающей предпринимателей иметь печать, в законе нет. Однако существует несколько ситуаций, в которых без печати ИП никак не обойтись. Так, записи в трудовых книжках сотрудников бизнесмен должен обязательно закреплять печатью (п. 2.2. Инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Также оттиск надо ставить на бланках строгой отчетности, которые предприниматель выдает покупателям вместо кассовых чеков.
Кстати, на печати ИП должны быть реквизиты: Ф.И.О., адрес, надпись «Индивидуальный предприниматель» и ОГРНИП.*

Как с ними работать

Найти фирму, которая сделает печать, не проблема, их полно. Чуть сложнее с гербовой, такие печати изготавливают только предприятия, у которых есть специальный сертификат. А производство обычной печати относится к полиграфическим услугам и не требует специальных разрешений от государства.

Для заказа основной печати потребуется свидетельство о постановке на учет в налоговой, заявление и доверенность на получение (если за печатью отправляется не руководитель).

О ЛЕКТОРЕ

Дмитрий Викторович Ширяев имеет профессиональный опыт в области налоговых споров, налогового и юридического консалтинга, сопровождения налоговых проверок, составления возражений на акты по их итогам и участия в дальнейшей досудебной защите налогоплательщиков. Является автором статей и комментариев в ведущих профессиональных и деловых СМИ.

Когда заказываете штамп для внутренних нужд, достаточно письменной просьбы и доверенности на получение. Если штамп будет использоваться и для внешнего документооборота, то приложите еще свидетельство о государственной регистрации. Но в разных мастерских могут попросить больше или меньше бумаг. А при заказе стандартных штампов «Оплачено», «Копия верна» и т. д. даже заявления писать не надо.

Затем нужно издать приказ за подписью руководителя организации об изготовлении печати. К нему обязательно подкрепите перечень документов, на которых эта печать будет проставляться. Те же действия понадобятся при замене печати.

Когда будете обсуждать с изготовителем детали, помните о главных реквизитах основной печати компании. Это название организации на русском языке, ее местонахождение, ОГРН и герб (для государственных организаций). Если ваша фирма именуется на иностранном языке, то помимо заграничного названия обязательно нужно прописать и русский вариант (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). По желанию можете внести в оттиск коды ОКПО, ОКВЭД и КПП.

ВОПРОС УЧАСТНИКА

– У нашей организации появился логотип. Можно ли его внести в основную печать?
– Да, можно. Только в уставе компании должно быть прописано, что на печати присутствует логотип. Разумеется, использовать можно только зарегистрированный логотип. При заказе печати придется предъявить свидетельство о регистрации знака. Запрещено использовать герб, если у вас не госпредприятие (ст. 17.10 КоАП РФ). Другие символы можно использовать только в дополнительных печатях для внутреннего пользования.*

За каждой печатью обязательно нужно закрепить ответственного сотрудника. Это может быть начальник секретариата, бухгалтер, глава отдела делопроизводства. Ответственного за печати нужно назначить приказом руководителя. Причем приказ составляется на человека, а не на должность. Если сотрудник уйдет в отпуск или на больничный, то приказ нужно будет переиздать.

Ответственный сотрудник будет принимать заявки на изготовление печатей и передавать уже готовые изделия в структурные подразделения компании.

Основная печать должна храниться у главного ответственного лица, желательно в сейфе. А вот мелкие штампы могут лежать у работников, которые постоянно их используют. Для контроля за штампами и печатями периодически нужно проводить проверки. Для этого приказом руководителя создается специальная комиссия. Но чтобы печати и штампы уж точно никуда не затерялись, нужно вести журнал учета. Строгой формы нет, составить его можно на свое усмотрение (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Журнал в сейфе должен хранить ответственный за печати и штампы работник.

<…>

Дмитрий Ширяев,

руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка