Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
6 мая 2016 87 просмотров

Еще раз (думаю последний) вопрос по субсидиям. У нас ООО на ЕСХН, малое предприятие. Приобретаем основное средство, затем нам перечисляют субсидии на это ОС. Вот пример.Купили ОС за 1 500 250,00, субсидии нам перечислили 1 050 175,00 Проводки делаю такие:ДТ 60/ КТ 51-1 500 250,00 оплата поставщику 25.12.2014 г.Дт 08/ Кт 60 - 1 500 250,00 поступление оборудования 26.01.2015 г.Дт 01/КТ 08 - 1 500 250,00 принятие к учету 01.02.2015 г.ДТ 76/КТ 86- 1 050 175,00 -начисление субсидий 15.06.2015ДТ 51/КТ 76 - 1 050 175,00 - поступление субсидий 15.06.2015ДТ 86/КТ 98 - 1 050 175,00- субсидии идут в ДБПДТ 20/КТ 02- начисление амортизации (срок эксплуатации 84 месяца)12 502,08, амортизация начисляется марта 2015 г.ДТ 98/ КТ 91 - 87514,56 (эта сумма пропорционально начисленной амортизации с июля 2015 г. по декабрь 2015 г., так как субсидии нам пришли в июне).Вопрос: эти проводки правильные? Прошу ответить подробно,возможно своими словами на этот вопрос))) Спасибо! Далее задам вопрос по исправлению ошибок прошлых лет в текущем отчетном периоде.

Получение оборудования и оплата поставщику отражается проводками:

Дебет 60 Кредит 51 – перечислены деньги поставщику за оборудование;

Дебет 08 Кредит 60 – отражено поступление оборудования в рамках государственной помощи;

Дебет 01 Кредит 08 – оборудование включено в состав основных средств;

Получение субсидии отражается проводкой:

Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76 – отражено поступление денежных средств в рамках государственной помощи.

Использование бюджетных средств в части, которая относится к ранее уже учтённой амортизации, отражайте следующим образом:

Дебет 86 Кредит 91-1 – учтены в составе прочих доходов бюджетные средства, полученные для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к уже начисленной амортизации.

Часть субсидии, которая относится к еще не начисленной амортизации, отразите в составе доходов будущих периодов. Впоследствии эти суммы необходимо признавать в составе прочих доходов пропорционально расходам – начисленной амортизации:

Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к еще не начисленной амортизации;

Дебет 20 Кредит 02 – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

БСС «Cистема Главбух», к сожалению, не рассматривает примеры на цифрах клиента.

Обоснование

Из рекомендации

Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<...>

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:*

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

<...>

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:*

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

<...>


Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетные средства (субсидию) по возмещению расходов на приобретение основного средства. Имущество уже введено в эксплуатацию и амортизируется

В бухучете субсидию отразите следующим образом.* В части уже начисленной амортизации – единовременно в составе прочих доходов, а оставшееся – в составе доходов будущих периодов, чтобы затем постепенно относить к прочим. При расчете налога на прибыль средства полученной субсидии признавайте в доходах в сумме, равной отраженной в расходах начисленной амортизации.

Итак, по программе поддержки малого бизнеса организации могут получить финансовую помощь, например субсидию. Ее можно получить и в качестве возмещения расходов на приобретенное ранее основное средство. Использовать субсидию можно только на указанные цели. Это установлено положениями статей 14–17 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Отражать субсидию в бухучете нужно в зависимости от того, есть ли уверенность в том, что все необходимые условия будут выполнены. Так как возмещаемые затраты уже были произведены, то условия предоставления средств уже исполнены. Поэтому в бухучете субсидию отразите как возникновение задолженности бюджета перед организацией:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

Такой порядок следует из положений пункта 5 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счет 86).

Отражать субсидию в прочих доходах нужно с учетом ее связи с расходами. Для этого необходимо определить, в какой пропорции полученнаясубсидия относится к затратам, связанным с приобретением основного средства. Дело в том, что субсидия может полностью покрывать издержки организации, а может только частично. Кроме того, часть расходов уже может быть учтена при начислении амортизации в прошедших периодах, и это также повлияет на момент признания доходов. Поэтому в части, в которой субсидияотносится к уже начисленной амортизации, ее необходимо отразить в прочих доходах единовременно. Размер такого дохода определите по формуле:

Единовременный доход в виде субсидии = Сумма субсидии : Первоначальная стоимость ОС х Начисленная ранее амортизация

Использование бюджетных средств в части, которая относится к ранее уже учтенным расходам, отражайте следующим образом:

Дебет 86 Кредит 91-1
– учтены в составе прочих доходов бюджетные средства, полученные для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к уже начисленной амортизации.

Часть субсидии, которая относится к еще не начисленной амортизации, отразите в составе доходов будущих периодов. Впоследствии эти суммы необходимо признавать в составе прочих доходов пропорционально расходам – начисленной амортизации. Размер, в котором необходимо будет отражать прочие доходы, можно определить двумя способами. Либо воспользовавшись формулой, указанной выше, и подставив в нее данные о начислении амортизации в текущем периоде. Либо используя данные остатков по счетам учета доходов будущих периодов и основных средств – по формуле:

Доход в виде субсидии в периоде начисления амортизации = Остаток суммы субсидии, учтенной в составе доходов будущих периодов : Остаточная стоимость ОС х Начисленная за период амортизация

При этом сделайте следующие записи:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к еще не начисленной амортизации.

В дальнейшем одновременно с начислением амортизации пропорционально ее размеру отразите прочие доходы:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

Это следует из положений пункта 8абзаца 2 пункта 9 и пункта 10ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 8691-198-2).

Когда субсидия поступит на расчетный счет или в кассу, отразите уменьшение задолженности (бюджета) следующей проводкой:

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Такой порядок следует из положений пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 5176).

При расчете налога на прибыль сумму полученной субсидии признавайте в доходах в порядке, аналогичном для целей бухучета. То есть единовременно в доходы включите часть суммы субсидии пропорционально уже начисленной амортизации. А оставшуюся сумму субсидии включайте в доходы по мере начисления амортизации. Это следует из абзаца 5 пункта 4.1 статьи 271, абзаца 5 пункта 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении финансирования за счет бюджетных средств на возмещение расходов, связанных с приобретением основного средства после его ввода в эксплуатацию и начала начисления амортизации

ООО «Альфа» 20 января приобрело объект основных средств у организации, применяющей упрощенку. Стоимость основного средства – 1 000 000 руб. (без НДС), затраты, связанные с приобретением объекта, – 200 000 руб. «Альфа» применяет общий режим налогообложения и определяет доходы и расходы методом начисления.

27 января объект был введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость объекта составила 1 200 000 руб. Срок полезного использования основного средства – пять лет (60 мес.).

Эти операции бухгалтер «Альфы» отразил в учете так.

Дебет 08 Кредит 60
– 1 000 000 руб. – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 08 Кредит 76
– 200 000 руб. – отражены затраты на приобретение имущества, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 01 субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08
– 1 200 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.

С февраля бухгалтер начал начислять амортизацию. В «Альфе» амортизация начисляется линейно.

Месячная норма амортизации:
– 1,6667% (1 : 60 мес. х 100).

Месячная сумма амортизации:
– 20 000 руб. (1 200 000 руб. х1,6667%).

Начисление амортизации за февраль и в последующих месяцах бухгалтер отразил так:

Дебет 20 Кредит 02
– 20 000 руб. – отражено начисление амортизации линейным способом.

В июне «Альфа» получила субсидию из бюджетных средств на покрытие части расходов, связанных с приобретением основного средства, в размере 900 000 руб. Бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– 900 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

К этому моменту бухгалтер «Альфы» уже пять месяцев (с февраля по июнь) начислял амортизацию:
– 100 000 руб. (20 000 руб. х 5 мес.).

В доходах единовременно отражена часть субсидии в части, относящейся к уже учтенным расходам:

Дебет 86 Кредит 91-1
– 75 000 руб. (900 000 руб. :1 200 000 руб. х 100 000 руб.) – учтены в составе прочих доходов бюджетные средства, полученные для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к уже начисленной амортизации.

Остальную часть бюджетных средств бухгалтер учел в качестве доходов будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2
– 825 000 руб. (900 000 руб. – 75 000 руб.) – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к еще не начисленной амортизации.

В июне же вся сумма была получена на расчетный счет «Альфы»:

Дебет 51 Кредит 76
– 900 000 руб. – отражено поступление денежных средств в рамках государственной помощи.

В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел единовременно в доходах 75 000 руб. Эту сумму он определил как часть субсидии, рассчитанная пропорционально начисленной на дату получения субсидии амортизации (900 000 руб. : 1 200 000 руб. х 100 000 руб.) в соответствии сабзацем 5 пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Начиная с июля бухгалтер отражал использование целевых средств пропорционально начисленной амортизации.

В июле бухгалтер сделал следующую запись:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (825 000 руб. : 1 100 000 руб. х 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

В августе:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (810 000 руб. : 1 080 000 руб. х 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

В сентябре:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (795 000 руб. : 1 060 000 руб. х 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

И так далее до полного списания стоимости основного средства.

Такие же суммы бухгалтер признавал в доходах при расчете налога на прибыль (абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

<...>

ЕСХН

Ситуация: как учитывать государственную помощь организации, применяющей ЕСХН

Учет государственной помощи при ЕСХН зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения или нет (абз. 5 п. 1 ст. 346.5подп. 14 п. 1 и п. 2ст. 251 НК РФ).

Целевые поступления освобождены от налогообложения. Так сказано в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Однако это правило действует только для некоммерческих организаций. Организации, которые выбрали ЕСХН, на практике являются только коммерческими. Поэтому эту норму они применять не могут.

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 5 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Других видов бюджетных средств, которые коммерческие сельскохозяйственные организации могут получить на компенсацию своих расходов, этот пункт не содержит.

Получается, что организации на ЕСХН должны включить в доходы средства полученной государственной помощи. Например, от налога не освобождены субсидии, которые коммерческие организации получают:

  • на возмещение понесенных затрат в связи с гибелью сельскохозяйственных культур из-за засухи;
  • на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий;
  • на поддержку элитного семеноводства;
  • на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;
  • на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным на приобретение сельскохозяйственной техники, семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 февраля 2015 г. № 03-11-11/9002от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/220от 3 февраля 2010 г. № 03-11-06/1/4.

Полученные средства целевого финансирования включите в состав внереализационных доходов на дату их получения (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).*

Субсидии и другую помощь среднему и малому бизнесу, которые получены в соответствии с Законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, учитывайте особым образом. Отражайте их в доходах пропорционально расходам, произведенным за счет грантов. Сделать это можно только в течение двух календарных лет с учетом года, когда получены средства. По окончании второго года всю неиспользованную сумму грантов отразите в доходах.

Это следует из абзаца 5 подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ и разъяснено в письме Минфина России от 22 мая 2013 г. № 03-11-10/18194.

<...>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка