Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
11 мая 2016 10 просмотров

Налоговая вызвала руководителя (торговая организация) для дачи пояснений относительно поставщика, в том числе:1. Как найден контрагент (интернет, реклама, переписка и т.п.)2. Цель приобретения ТМЦ3. Документы, подтверждающие деловую репутацию поставщика и его платежеспособность4. Документы, подтверждающие наличие у контрагентов необходимых ресурсов (складские помещения, транспортные средства, квалифицированный персонал и т.п.)Правомерно ли требование подобного содержания, существует ли обязанность на него отвечать, какие могут быть последствия, какие документы можно предоставить, как правильнее поступить?

Да, инспекция в данном случае действует правомерно.

Она вправе проводить допросы представителей контрагентов, вправе получать от них интересующую инспекторов информацию.

При этом не являться на опрос (допрос) директору нельзя - за неявку его могут привлечь к налоговой ответственности (ст. 128 НК РФ). Во время разговора с инспекторами важно не сообщать инспектору сведения, которые станут поводом для проведения выездной налоговой проверки в вашей организации. Отвечать нужно только на поставленный вопрос – максимально кратко без пространных пояснений.

При этом требование документов, подтверждающих деловую репутацию поставщика и его платежеспособность, и подтверждающих наличие у контрагента необходимых ресурсов своей целью имеет выяснить, не является ли партнер фирмой – однодневкой, и проявила ли Ваша организация должную осмотрительность при заключении сделки. Таким требования инспекции также не нарушают положений НК РФ.

Следует учесть, что в ходе встречных проверок налоговые инспекции могут запрашивать у контрагентов любые документы по любым налогам за любые периоды.

Поэтому инспекции следует предъявить истребуемые документы, в противном случае, если организация не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении документов или информации, ее могут привлечь к налоговой и административной ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФст. 2.1 КоАП РФ).

Обоснование

Из рекомендации Елены Смирновой, директора департамента бухгалтерского учета ОАО «Аэрофлот», Елены Чистяковой, бизнес-тренера, преподавателя МВА ExecutiveCoach, члена Международной ассоциации кросс-культурного менеджмента, кандидата юридических наук, советника Правового управления правительства г. Москвы

Как вести себя, если вызвали на опрос (допрос) в налоговую инспекцию

Налоговая инспекция вправе проводить допросы свидетелей. В качестве свидетеля инспекторы могут вызвать любого, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверяющих.

Не являться на опрос (допрос) нельзя. За неявку свидетеля по делу могут привлечь к налоговой ответственности (ст. 128 НК РФ). Это относится к вызовам повесткой под подпись или почтой с уведомлением о вручении.

Если в инспекцию вас вызвали простым письмом без уведомления о вручении, то можно, конечно, сделать вид, что никакого послания вы не получали. Но вряд ли стоит так поступать. Если у инспекторов есть намерение вас о чем-то спросить, в итоге все равно пригласят по форме или проверяющие сами явятся в организацию.

Одно дело, если на допрос (опрос) вас вызвали в связи с проверкой контрагента, и совсем другое – если опрос связан с учетом именно в вашей организации. Поэтому рассмотрим каждую из этих ситуаций.

Допрос в связи с проверкой контрагента

В этом случае вызова опасаться не нужно. Скорее всего, вас попросят подтвердить финансовые отношения с контрагентом. Однако важно соблюдать осторожность. По сути цель допроса – получить информацию, которая позволит проверяющим найти нарушения. Поэтому не допускайте досадных ошибок. Важно не сообщить инспектору такие сведения, которые станут поводом для проведения выездной налоговой проверки в вашей организации. Так как последствием такой проверки может быть доначисление налогов, пеней, штрафов, а также судебные споры.

Морально подготовьтесь к встрече с инспекторами. Подробно рассказывать о деятельности вашей организации вы не обязаны. Отвечайте только на поставленный вопрос – максимально кратко без пространных пояснений.

Как быть, если инспекторы прочитали вам настоящую лекцию с возмущенными восклицаниями: «Как вы могли связаться с такой организацией?» Стоит ли немедленно прекращать сотрудничество с попавшим под обстрел контрагентом?

Как правило, никаких фактов того, что контрагент является однодневкой или недобросовестным налогоплательщиком, инспекторы не предъявляют. Ничего серьезного не происходит, и можно по-прежнему рассчитывать на соблюдение контрагентом предыдущих договоренностей. Просто ту информацию, которую вы получили от проверяющих, возьмите на заметку.

На практике внимание налоговиков к партнерам (контрагентам) часто является сдерживающим фактором при принятии решения заключать контракты на новый срок. Ведь дальнейшие проверочные мероприятия могут повлиять на деятельность организации. Например, возможна выемка документов, связанных с деятельностью контрагента (не самое приятное мероприятие).

<…>

После допроса

В ходе разговора инспекторы составляют протокол. В нем они фиксируют заданные вам вопросы и ваши ответы. По завершении беседы попросите контролера дать вам ознакомиться с написанным, чтобы убедиться, что содержание беседы отражено верно.

Учтите, что с момента подписания протокола показания могут быть использованы проверяющими. Поэтому внимательно прочитайте каждую страницу текста протокола. Если что-то не так, просите переписать либо укажите в конце, с какой строкой на какой именно странице вы не согласны. Подпись лучше ставить не только в конце протокола, но и на каждом листке.

<…>

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Когда и как проводится встречная налоговая проверка

Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.

Непосредственно понятия «встречная налоговая проверка» в Налоговом кодексе РФ нет. То есть она не является самостоятельным видом проверок и проводится как одно из мероприятий налогового контроля:

  • при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;
  • после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.*

Таким образом, встречная проверка может быть проведена при одновременном выполнении двух условий:
– инспекция проверяет налогоплательщика, сведения о котором она намерена получить у его контрагента;
– контрагент располагает сведениями, которые необходимы инспекции.

Цели встречных проверок:

  • доказать реальность операций, которые совершались проверяемой организацией;
  • подтвердить законность происхождения документов;
  • уточнить соответствие учетных данных (например, доходов и расходов) у сторон – участниц сделок.

На практике встречная проверка сводится к тому, что инспекция запрашивает у контрагента проверяемой организации необходимые ей документы. Порядок истребования документов у контрагентов при проведении встречных проверок определен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не содержит ограничений:
– ни по срокам проведения встречных проверок;
– ни по количеству налоговых периодов, которые могут быть охвачены такой проверкой;
– ни по количеству повторных встречных проверок.

Таким образом, в ходе встречных проверок налоговые инспекции могут запрашивать у контрагентов любые документы по любым налогам за любые периоды.*

Решение инспекции по результатам встречной проверки контрагенту не вручается. Полученные от него сведения остаются в материалах проверки, которая проводилась в отношении другой организации (сведения о которой запрашивались).

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации

Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений. Таким образом, в ходе выездной проверки инспекция может запрашивать любые сведения, касающиеся деятельности проверяемой организации, а также ее конкретных сделок. При этом запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией. Сведения об организации включают в себя, в частности, информацию о наименовании организации, ее местонахождении, ИНН, КПП, руководителе, уполномоченных представителях, о деятельности организации и ее статусе. Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности постатье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г. № ВАС-1965/11, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 марта 2011 г. № Ф03-930/2011, Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. № А56-14074/2010от 6 декабря 2010 г. № А56-13035/2010).*

Из ситуации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Какая ответственность предусмотрена за непредставление сведений в ходе встречной налоговой проверки

Внимание: если организация не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении документов или информации, ее могут привлечь к налоговой и административной ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФст. 2.1 КоАП РФ).*

Налоговая ответственность наступает, если контрагент проверяемой организации:

  • не представил сведения о ней в установленный срок;
  • отказался представить документы о ее деятельности;
  • представил документы с заведомо недостоверными сведениями.

В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка