Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
12 мая 2016 9 просмотров

Как правильно отразить в учете хищение газовых котлов, установленных в квартирах, предназначенных для реализации? Застройщик на ОСНО на счете 41 учитывает квартиры, предназначенные для реализации. Ранее при строительстве дома в них установлены котлы. Котлы учтены в себестоимости квартир. Получено постановление о приостановлении уголовного дела в связи с отсутствием подозреваемого. Приобретены котлы для установки ранее похищенных. Как правильно списать похищенные котлы и как отразить расходы на вновь приобретенные в бух. и нал. учете?

Если виновных нет или суд отказал во взыскании убытков с них, то в бухучете возникшую недостачу спишите проводкой:

Д 91-2 К 94 - отражен убыток от хищения. Сумму убытка определите по стоимости ремонта.

Д 94 – К 20 – отражена сумма недостачи

Д 20 К 10 (69, 70) - отражены расходы на ремонт.

В налоговом учете убытки от хищений , виновники которых не установлены, относятся на внереализационные расходы (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). Но при этом факт отсутствия виновных лиц нужно подтвердить документально.

Обоснование

Как отразить в бухучете хищение части основного средства. Объект после кражи потерял свою работоспособность и требует ремонта

Ущерб от хищения основного средства отразите в сумме, равной стоимости ремонта. Оформлять частичную ликвидацию не нужно.

Ведь если похищена только часть объекта и при этом он потерял работоспособность, то его нужно ремонтировать. А значит, уменьшать первоначальную стоимость основного средства, как при частичной ликвидации, не придется. Поэтому и ущерб надо будет показать в виде стоимости ремонта.

Схема бухгалтерских записей в этом случае зависит от того, установлены виновные в краже или нет.

Виновных нет или суд отказал во взыскании убытков с них. В этом случае возникшую недостачу в бухучете спишите на финансовые результаты проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 94
– отражен убыток от хищения.

Виновник установлен. При таких обстоятельствах сделайте запись:

Дебет 73 Кредит 94
– потери отнесены на счет виновного лица.

Записи сделайте на дату, когда решение суда вступит в силу. Обычно это момент, когда истекает срок апелляции.

Такой порядок следует из пунктов 14, 26, 27 и 29 ПБУ 6/01, Инструкции к плану счетов.

Пример отражения в бухучете хищения части основного средства, когда обнаружен виновник

В ООО «Альфа» с двигателя экскаватора были похищены калильные свечи. В ходе внутреннего расследования установлено, что виновник – сотрудник организации. Сотрудник признал свою вину и внес деньги в возмещение ущерба в кассу организации.

Общая стоимость ущерба (расходы на ремонт двигателя) составила 5600 руб. Эту сумму сотрудник внес в кассу.

В бухучете «Альфы» были сделаны следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 10 (69, 70)
– 5600 руб. – отражены расходы на ремонт (стоимость свечей плюс расходы по их установке);

Дебет 94 Кредит 20
– 5600 руб. – отражена сумма недостачи;

Дебет 73 Кредит 94
– 5600 руб. – отнесены потери на счет виновного лица;

Дебет 50 Кредит 73
– 5600 руб. – возмещен ущерб за счет виновного лица.

  1. Из рекомендации
    Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
  2. Из рекомендации
    Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как провести и отразить в бухучете ремонт основных средств

Как задокументировать ремонт основных средств

Все операции, связанные с ремонтом, надо оформлять первичными документами (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Причем задокументировать нужно не только перемещения имущества, но и его приемку после восстановительных работ. Кроме того, важно обосновать необходимость ремонта.

Какими документами обосновать необходимость ремонта

Необходимость ремонта можно подтвердить актом о выявленных неисправностях и дефектах основного средства, дефектной ведомостью. Для некоторых отраслей предусмотрены унифицированные формы таких документов. Например, оформить дефекты подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов можно дефектной ведомостью, которая утверждена постановлением Минтранса России от 9 января 2004 г. № 2. Дефекты основных элементов трубопроводов тепловых электростанций отражают в ведомости дефектов трубопроводов (утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 18 июня 2003 г. № 94).

Если унифицированной формы документа, подтверждающего обнаруженные дефекты, нет, тогда можно разработать бланк самостоятельно. Например, акт о выявленных неисправностях (дефектах) объекта основных средств или дефектная ведомость. В акте указывают неисправности основного средства и предложения по их устранению.

А сколько экземпляров акта о выявленных неисправностях, дефектах основного средства или ведомости составлять? Все зависит от того, кому принадлежит имущество и кто будет делать ремонт:

  • если будете ремонтировать собственное имущество хозспособом, то есть своими силами, то одного экземпляра «для себя» будет достаточно;
  • когда же работы будут выполнять подрядчики, документ составьте по числу участников. Представители всех задействованных сторон должны подписать каждый экземпляр.

Если ремонтировать будете новое оборудование, дефекты которого выявлены при монтаже, то зафиксировать их нужно в акте о выявленных дефектах оборудования. Например, по форме № ОС-16. Поступать так нужно в отношении объектов, еще не принятых на учет в качестве основных средств.

Как оформить передачу основного средства в ремонт

Передачу объекта в ремонт задокументируйте. Делать этого не придется, лишь когда основное средство ремонтируют на месте. Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Когда передаете основное средство в ремонт, в специальное подразделение организации, составьте накладную на внутреннее перемещение, например, по форме № ОС-2.

Если же ремонт выполняет сторонняя организация, с которой заключен договор подряда, то передачу объекта в ремонт оформляют, например, актом о приеме-передаче объекта в ремонт. Его можно составить в произвольной форме. Если подрядчик вдруг утратит или испортит основное средство, то подписанный акт позволит потребовать возмещения убытков. Если же акта не будет, то доказать передачу основного средства подрядчику будет сложно, как и потребовать компенсации. Это следует из статей 15, 702 и 714 Гражданского кодекса РФ.

Какими документами оформить приемку восстановленного основного средства

Приемку отремонтированного объекта оформляют специальным актом. Например, по форме № ОС-3. Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом выполнен ремонт. Только в первом случае оформляют бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:

  • члены приемной комиссии, созданной владельцем имущества;
  • сотрудник, ответственный за ремонт основных средств или представитель подрядчика;
  • сотрудник, ответственный за сохранность основного средства после ремонта.

После этого акт утверждает руководитель. Далее документ передают бухгалтеру.

Получив акт, сведения о проведенном ремонте отразите в инвентарной карточке учета основного средства или в инвентарной книге (предназначена для малых предприятий). Для этого можно воспользоваться типовыми формами № ОС-6, №ОС-6а или № ОС-6б. Об этом сказано в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

При приемке зданий, сооружений или помещения, после строительно-монтажных работ, нужно оформить дополнительные бумаги. А именно акт приемки по форме № КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3. Эти бланки утверждены постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100.

К слову, если в процессе ремонта меняли детали, то потребуется оформить акт о замене запчастей основного средства. Типового бланка такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

<…>

Расходы на ремонт

Затраты на ремонт основных средств относятся к текущим расходам организации (абз. 2 п. 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, п. 13 ПБУ 10/99). За исключением затрат на ремонт объектов, первоначальная стоимость которых не сформирована. То есть которые не учтены на счете 01(03). В этом случае расходы на ремонт включите в первоначальную стоимость объекта, когда отразите его в составе основных средств (п. 8 ПБУ 6/01).

Если основное средство сломалось по вине сотрудника, расходы на ремонт можно удержать из его зарплаты.

Бухучет расходов на ремонт основных средств зависит от того, каким способом он выполнен – подрядным или хозяйственным (собственными силами).

Ремонт провели хозспособом

Расходы на проведение ремонта собственными силами состоят:

  • из стоимости запасных частей и расходных материалов. Стоимость запчастей и материалов, которые приобрели для ремонта, учтите в составе МПЗ;
  • из зарплаты сотрудников, выполнивших ремонт;
  • из страховых взносов, начисленных с зарплаты сотрудников, и т. д.

Если в организации создана ремонтная служба, то расходы на проведение этих работ оформите проводкой:

Дебет 23 Кредит 10 (16, 69, 70...)
– отражены расходы на ремонт основного средства.

После того как основное средство будет полностью отремонтировано (т. е. будет подписан акт по форме № ОС-3), расходы, учтенные на счете 23, спишите на счета учета затрат в зависимости от того, для каких целей используется основное средство. Как правило, это счета, на которых отражается амортизация по отремонтированному основному средству:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 23
– списаны затраты на ремонт основного средства.

Если ремонтной службы в организации нет, то расходы на ремонт основного средства предварительно на счете 23 не учитывайте. По мере их возникновения делайте сразу же проводку:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 10 (16, 69, 70...)
– учтены затраты на ремонт основного средства.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счет 23).

Пример отражения в бухучете расходов на ремонт основных средств, выполненный хозспособом. Ремонтной службы в организации нет

ООО «Торговая фирма "Гермес"» провело собственными силами текущий ремонт холодильной камеры. Ремонтной службы в организации нет. Резерв на ремонт основных средств организация не создает. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально.

Перед проведением ремонта был составлен акт о выявленных неисправностях (дефектах) холодильной камеры. Согласно акту из строя вышел компрессор. Поскольку компрессор восстановлению не подлежит, его решили заменить.

Для этого в январе организация приобрела компрессор на сумму 3540 руб. (в т. ч. НДС – 540 руб.) и передала его для выполнения ремонтных работ. Бухучет стоимости материалов организация ведет без применения счетов 15 и 16. В январе холодильная камера была отремонтирована. Бухгалтеру был передан акт о замене компрессора.

Расходы на оплату труда (зарплата и страховые взносы с нее) сотрудников, выполнивших ремонт, составили 2000 руб.

Бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки:

Дебет 10-5 Кредит 60
– 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) – приобретен компрессор;

Дебет 19 Кредит 60
– 540 руб. – учтен НДС со стоимости компрессора;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 540 руб. – принят НДС к вычету;

Дебет 60 Кредит 51
– 3540 руб. – перечислены денежные средства за компрессор;

Дебет 44 Кредит 10-5
– 3000 руб. – списан компрессор, установленный при ремонте холодильной камеры;

Дебет 44 Кредит 70 (69)
– 2000 руб. – учтены расходы на оплату труда сотрудников, отремонтировавших холодильную камеру.

Ремонт выполнил подрядчик

Если ремонт выполняет подрядчик, то расходы на его вознаграждение отразите проводкой:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44...) Кредит 60
– учтены затраты на ремонт основного средства, выполненный подрядным способом.

Такой порядок следует из пунктов 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99.

Пример отражения в бухучете расходов на ремонт основных средств, выполненный подрядчиком

ООО «Торговая фирма "Гермес"» провело ремонт холодильной камеры с помощью подрядной организации ООО «Альфа». Стоимость работ составила 8260 руб. (в т. ч. НДС – 1260 руб.). Резерв на ремонт основных средств организация не создает. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально.

В апреле при получении акта по форме № ОС-3 бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 60
– 7000 руб. (8260 руб. – 1260 руб.) – учтены затраты на ремонт холодильной камеры;

Дебет 19 Кредит 60
– 1260 руб. – учтен НДС со стоимости ремонтных работ;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1260 руб. – принят НДС к вычету;

Дебет 60 Кредит 51
– 8260 руб. – перечислены «Альфе» денежные средства за ремонт холодильной камеры.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка