Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Не надо второй раз платить налог, который застрял в банке

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
13 мая 2016 5 просмотров

Принцип распределения общехозяйственных расходов понятен. Вопрос в другом. В учетной налоговой политике компании в части НДС отражено следующее: При расчете пропорции стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) определяются без НДС. Если за налоговый период доля совокупных расходов (как прямых, так и общехозяйственных) на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации, которых не облагаются НДС, меньше или равна 5 % общей величины совокупных расходов на производство, то все суммы налога, предъявленные продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг, имущественных прав) в указанном налоговом периоде, вправе предъявить к вычету в соответствии с порядком, предусмотренном статьей 172 НК РФ. Раздельный учет НДС не ведется в связи с тем мы выполняем правило 5%. Расчет оплаты труда за 15 минут времени затраченного на начисление процентов по денежному займу этих двух специалистов составляет 500 руб. Сумма прямых и косвенных расходов всего по облагаемым операциям составляет 520 000 000 руб. Производим расчет доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операций по реализации, которых не облагаются НДС по ЗАО «Алойл» за 1 квартал 2016 г.Доля совокупных расходов (как прямых, так и общехозяйственных) по начисленным процентам по денежному займу составила: 0,0001% (500/520 000 000 *100), что является меньше 5 % общей величины совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг, имущественных прав) в указанном периоде.Вопрос состоит в том, нужно ли отразить в учетной налоговой политике в части НДС сам принцип расчета этой доли совокупных расходов? То есть отразить то, что зарплата каких специалистов и за какое время берется в расчет?

В учетной политике приводится порядок ведения разделения учета. Порядок расчета доли совокупных расходов может быть предметом учетной политики, как составляющая раздельного учета.

Однако, из условий Вашего вопроса и приведенных значений, следует, что Вы неправильно трактуете предыдущие предоставленные ответы.

Повторим еще раз доля совокупных расходов на операции по реализации, которых не облагаются НДС, определяется как сумма прямых расходов, относящихся к данной деятельности – это зарплата Ваших сотрудников (500 руб. по примеру) + общехозяйственные расходы, относящиеся к необлагаемой деятельности, которые определяются расчетным путем исходя из доли доходов необлагаемых операций в общем объеме доходов. Нельзя взять только оплату труда работников, обрабатывающих платежки и договора займов, Вы должны взять в расчет доли необлагаемых – аренду, услуги связи и все остальные общехозяйственные расходы.

Например, прямые расходы по основной деятельности 350.000.000 руб., зарплата сотрудников, обслуживающих займы, - 500 руб. Общехозяйственные расходы на счете 26 – 150.000.000

Доходы от основной деятельности – 600.000.000

Проценты по займу, выданному ранее, допустим 100.000.000

Доля совокупных расходов необлагаемых операций = (500+ОХР необлагаемые)/500.000.500 руб.

ОХР необлагаемые = 150.000.000* 100.000.000/700.000.000= 21,4 млн. руб.

Доля совокупных расходов необлагаемых операций = (500 руб. + 21.400.000)/500.000.500=4,29%, а не 0,0001%

Обоснование

Из статьи


ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 3, ФЕВРАЛЬ 2014

Когда можно без риска отказаться от раздельного учета НДС и как его вести, если необходимо

<…>

Как вести раздельный учет, если компания выдает займы

В компании, которая наряду с деятельностью на общей системе периодически выдает займы (например, внутри холдинга), возможно, тоже надо вестираздельный учет. Все зависит от того, превышают ли расходы на выдачу займов 5 процентов от общей суммы расходов компании в целом за квартал. Если нет, то раздельный учет можно не вести. Не исключено, что компания помимо займов ведет и другие льготные сделки. Тогда с лимитом 5 процентов нужно сравнивать долю суммарных расходов по всем необлагаемым операциям (письмо ФНС России от 3 августа 2012 г. № ЕД-4-3/12919@).

Есть мнение, что при выдаче займов компания вообще может не вестираздельный учет и ставить НДС к вычету в полной сумме. Но мы считаем, что это слишком рискованно. Прямых расходов на выдачу займов, как правило, нет. Но есть косвенные, например, связанные с оформлением договоров займа и их учетом. Поэтому общехозяйственные расходы безопаснее распределить между облагаемыми операциями и займами (письмо Минфина России от 12 февраля 2013 г. № 03-07-11/3574). Тем более что аналогичное мнение высказывают и судьи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2012 г. по делу № А42-7307/2010).

Допустим, расходы от необлагаемой деятельности превысили 5 процентов. Тогда, чтобы рассчитать вычет НДС, нужно определить общую сумму доходов, которая включает и выручку от необлагаемых операций. Для займов это только проценты, саму сумму займа учитывать не нужно. Чиновники и раньше считали, что в расчете пропорции должны участвовать только доходы по займам (письмо Минфина России от 29 ноября 2010 г. № 03-07-11/460). А с 1 апреля 2014 года это будет прямо следовать из Налогового кодекса РФ.

Важная деталь

Составлять счета-фактуры по льготным сделкам, в том числе по займам, теперь не нужно.

Учитывать нужно начисленные проценты, а не полученные. То есть даже если в договоре установлена отсрочка и плату за заем в текущем квартале компания не получает, для целей раздельного учета нужно брать в расчет проценты, которые начислены за этот период. Кстати, счета-фактуры на проценты по займам с 1 января выписывать не нужно (п. 3 ст. 169 НК РФ). Раньше надо было составлять такие документы с пометкой «без НДС».

Пример 1: Как рассчитать сумму вычетов НДС, если компания выдает займы

Компания оказывает услуги, которые облагаются НДС, а также предоставляет контрагентам денежные займы. Важные для раздельного учета данные за I квартал 2014 года приведены в таблице ниже.

Согласно учетной политике общехозяйственные расходы нужно распределять между облагаемыми и необлагаемыми операциями пропорционально доле выручки по ним в общей сумме доходов. Таким образом, доля расходов на необлагаемые операции составит:

(6 136 000 руб. – 936 000 руб.) х 16,49%): (6 136 000 руб. – 936 000 руб. + 8 260 000 руб. – 1 260 000 руб.) = 7%.

Так как этот показатель больше 5 процентов, компания должна вести раздельный учет НДС.

НДС по расходам, которые относятся только к реализации услуг, в сумме 1 260 000 руб. бухгалтер принял к вычету.

Показатели деятельности компании в I квартале 2014 года

Показатель Значение
Выручка от реализации услуг 14 160 000 руб. (в том числе НДС — 2 160 000 руб.)
Начисленные проценты по займам 2 370 000 руб.
Доля выручки от облагаемой деятельности 83,51% ((14 160 000 руб. – 2 160 000 руб.): (14 160 000 руб. – 2 160 000 руб. + 2 370 000 руб.) х 100%)
Доля доходов от займов 16,49% (100 – 83,51)
Затраты, которые относятся исключительно к оказанию услуг 8 260 000 руб. (включая НДС — 1 260 000 руб.)
Расходы на аренду офиса и другие общехозяйственные расходы, которые согласно учетной политике компании нельзя отнести только к облагаемой деятельности 6 136 000 руб. (с учетом НДС — 936 000 руб.)

Затем бухгалтер рассчитал сумму НДС по общехозяйственным расходам, которую можно принять к вычету. Данный показатель составляет 781 653,60 руб. (936 000 руб. х 83,51%). Остальную сумму налога по этим расходам бухгалтер включил в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг в размере 154 346,40 руб. (936 000 – 781 653,6).

<…>

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Галины Орловой, внештатного консультанта ФСС России

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга

Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»

Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Название рекомендации
Заголовок

  • Пункт 1
  • Пункт 2
  • Пункт 3

Текст рекомендации со ссылками

<…>

Из статьи журнала « », №, месяца 2013
Название статьи

<…>

Текст статьи со ссылками

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка