Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 мая 2016 6 просмотров

по крупному контракту получен убыток. Будут ли по нему до начислены налоги по прибыли и ндс, если в целом по пред-ю получена прибыль

ФНС вправе контролировать правильность применения цен только по сделкам, совершенным между взаимозависимыми лицами.

При этом корректировать цены таких сделок для целей налогообложения инспекции вправе, только если докажут, что участник получил необоснованную налоговую выгоду.

Обоснование

Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ.

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами

Да, может.

Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.

Важно: корректировать цены таких сделок для целей налогообложения инспекции вправе, только если докажут, что участник получил необоснованную налоговую выгоду. Сама по себе взаимозависимость сторон сделки не может быть основанием для доначисления налогов и взыскания пени и штрафов. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в определении от 11 апреля 2016 г. № 308-КГ15-16651.

Специальные проверки проводятся:

  • на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Уведомление о контролируемых сделках

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. В 2016 году информировать инспекции нужно о контролируемых сделках, совершенных в 2015 году. Определяя круг сделок, о которых нужно уведомлять налоговую инспекцию по итогам 2015 года, руководствуйтесь перечнем, приведенным в статье 105.14 Налогового кодекса РФ, без каких-либо ограничений. Об этом сказано в письме ФНС России от 11 марта 2015 г. № ЕД-4-13/7083.

Пример подачи уведомления о контролируемой сделке, совершенной в 2015 году

В марте 2015 года ООО «Альфа» реализовало дочерней организации ООО «Торговая фирма "Гермес"» объект недвижимости общей площадью 2000 кв. м по цене 32 000 руб./кв. м. Стоимость квадратного метра определена и согласована в договоре на основании цен на аналогичные объекты, опубликованные в открытых источниках информации.

«Альфа» применяет общую систему налогообложения. «Гермес» применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Других сделок между «Гермесом» и «Альфой» в 2015 году не было.

Определив доход по сделке в размере 64 000 000 руб. (без НДС), бухгалтер «Альфы» установил, что данная сделка подпадает под определение контролируемой. При этом он учитывал следующие обстоятельства:

О контролируемой сделке, совершенной в 2015 году, стороны должны уведомить налоговые инспекции не позднее 20 мая 2016 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Поэтому к 20 мая 2016 года бухгалтеры обеих организаций подготовили и сдали в свои налоговые инспекции уведомления о сделке купли-продажи объекта недвижимости. При подготовке документов они руководствовались Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524.

Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция:

Одновременно инспекция может сообщить об этом в ИФНС по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.

Если сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ст. 105.14 НК РФ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.

Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 15 января 2014 г. № 03-01-18/746, от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Ситуация: признаются ли контролируемыми сделки между двумя российскими взаимозависимыми организациями, одна из которых применяет упрощенку

Да, признаются, если суммарный годовой доход по этим сделкам превышает установленные стоимостные ограничения.

По общему правилу сделки между двумя взаимозависимыми организациями, одна из которых освобождена от уплаты налога на прибыль, признаются контролируемыми, если годовой суммарный доход по таким сделкам превышает 60 млн руб. Это следует из положений подпункта 4 пункта 2 и пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать доходы обоих контрагентов по всем сделкам, совершенным этими лицами друг с другом за год. Для организаций на упрощенке это возможно, если, например, доход от реализации товаров (работ, услуг) взаимозависимому контрагенту составит 50 млн руб., а стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у этого контрагента, – 20 млн руб. О совершении таких сделок каждый из их участников обязан информировать налоговую службу (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

В то же время если сумма доходов, полученных организацией на упрощенке, превысит 60 млн руб. (без учета коэффициента-дефлятора), то она потеряет право применять спецрежим и должна будет перейти на общую систему налогообложения. В этом случае оценивать контролируемость сделок нужно по другому критерию. Сделки между взаимозависимыми организациями – плательщиками налога на прибыль признаются контролируемыми, если суммарный годовой доход по ним превышает 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Поэтому в рассматриваемой ситуации информировать налоговую службу о совершении контролируемых сделок нужно в следующем порядке:

1) организация на упрощенке сохранила за собой право применять спецрежим до конца года. То есть величина полученных ею доходов за 2015 год не превысила 68 820 000 руб. В этом случае сообщать о контролируемых сделках нужно, если суммарный годовой доход по ним превысил 60 млн руб. Например, если доход от реализации товаров зависимому контрагенту составил 40 млн руб., а стоимость товаров, приобретенных у этого же контрагента, составила 21 млн руб.;

2) организация на упрощенке утратила право на применение спецрежима. В этом случае возможны два варианта:

  • если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно обо всех сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами за календарный год (включая сделки, совершенные в периоде применения упрощенки);
  • если суммарный годовой доход по сделкам между взаимозависимыми организациями не превысил 1 млрд руб., информировать налоговую службу нужно только о тех сделках, которые были совершены в периоде применения упрощенки. Например, в первом полугодии организация на упрощенке реализовала товары взаимозависимому контрагенту на сумму 50 млн руб. В том же периоде она приобрела у этого контрагента товары стоимостью 40 млн руб. То есть суммарный доход по сделкам за полугодие с взаимозависимым лицом превысил 60 млн руб. За девять месяцев общий объем доходов организации нарастающим итогом с начала года превысил 68 820 000 руб. При этом объем выручки от реализации товаров взаимозависимому контрагенту достиг 170 млн руб., а стоимость приобретенных у него товаров составила 155 млн руб. В таких условиях с начала III квартала организация теряет право на применение упрощенки и при формировании уведомлений о контролируемых сделках должна ориентироваться на миллиардный стоимостной критерий. Однако о сделках с взаимозависимым контрагентом, которые были совершены в первом полугодии (суммарный доход 90 млн руб.), организация должна проинформировать налоговую службу независимо от того, достигнет ли годовой суммарный доход 1 млрд руб.

Следует отметить, что использование в контролируемых сделках цен, не соответствующих рыночному уровню, может повлечь за собой дополнительное начисление налогов. При этом доначислены могут быть только те налоги, которые названы в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ: НДС, НДПИ, налог на прибыль и НДФЛ. Поскольку единого налога при упрощенке в этом перечне нет, при занижении цены сделки пересчет налоговой базы у участника, применяющего упрощенку, не производится.

Ситуация: как определять величину годового дохода по контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами: методом начисления или кассовым методом

Для контроля за применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами методы признания доходов и расходов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.

Метод начисления и кассовый метод – это предусмотренные законодательством варианты отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной деятельности при формировании финансовых результатов. Использование одного из этих методов дает бухгалтеру возможность точно определить период, в котором необходимо признавать образующиеся доходы или понесенные расходы. При методе начисления доходы отражаются в учете по мере появления активов (независимо от их оплаты), а расходы – по мере возникновения обязательств (независимо от их погашения). В основе кассового метода, наоборот, лежат именно факты оплаты активов и погашения обязательств. При прочих равных условиях деятельность одной и той же организации может быть прибыльной, если она применяет метод начисления, и убыточной, если используется кассовый метод. Разный подход к времени отражения в учете совершенных хозяйственных операций приводит к различиям в формировании финансового результата деятельности организации, но никак не влияет на условия заключаемых договоров, в том числе – на цену сделок.

Однако для налогового контроля за перераспределением доходов между взаимозависимыми лицами методы, которые используются при отражении операций в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.

Контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие признакам, которые перечислены в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Одним из таких признаков является суммарный годовой доход по сделкам. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать не доход, отраженный в учете каждой из сторон сделки, а сумму цен (совокупную стоимость договоров) по всем сделкам, совершенным за год.

Целью налогового контроля в сделках между взаимозависимыми лицами являются цены, по которым стороны сделок реализуют друг другу товары (работы, услуги). Если эти цены соответствуют рыночным, то признается, что база для расчета налогов у обеих сторон сделки сформирована объективно и оснований для ее корректировок нет. Если цены не соответствуют рыночным, считается, что налоговые обязательства сторон искажены и их надо скорректировать. Таким образом, в ходе проверок не контролируются периоды признания полученных доходов или понесенных расходов. Проверяющие анализируют способы ценообразования и сравнивают цены, примененные в сделках, с рыночными ценами. При этом метод начисления или кассовый метод не применяется.

Ситуация: как определять величину годового дохода по контролируемым сделкам между двумя взаимозависимыми организациями – резидентами России. Обе организации платят налог на прибыль, одна из них, кроме этого, применяет ЕНВД. Сделки совершаются в рамках разных налоговых режимов

Для начала оцените объем всех совершенных сделок. Если он не превысит установленный порог, то отдельно оцените сделки, совершенные только в рамках ЕНВД.

Вот пороговые значения суммарного годового дохода, при превышении которых придется уведомлять налоговую о совершенных сделках:

– 1 млрд руб. – при оценке любых сделок между взаимозависимыми организациями независимо от применяемой ими системы налогообложения (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
– 100 млн руб. – для всех сделок, подпадающих под ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Итак, сначала оцените сделки по первому критерию. Для этого сложите сумму доходов по всем сделкам, которые организации совершили между собой в течение года (включая сделки, совершенные с применением ЕНВД). Если этот показатель превышает 1 млрд руб., то в следующем году уведомить налоговую службу нужно будет обо всех сделках с взаимозависимым лицом. Исключать из уведомления сведения о сделках, совершенных в рамках ЕНВД, нельзя. Определять, являются ли сделки контролируемыми по второму критерию, в этом случае не нужно.

Если суммарный годовой доход по всем сделкам меньше или равен 1 млрд руб., то сделки, совершенные с применением ЕНВД, оцените отдельно. Если их годовой объем составит более 100 млн руб., то они тоже признаются контролируемыми, но по другому основанию. В следующем году уведомить налоговую службу нужно будет только об этих сделках. Сведения о сделках, совершенных в рамках общей системы налогообложения, в уведомление включать не требуется.

Ну а если сделки в рамках ЕНВД не вышли за рамки лимита, то подавать в налоговую сведения о сделках между взаимозависимыми лицами не придется вовсе.

Ситуация: нужно ли уведомлять налоговую службу о договоре поставки, заключенном между двумя невзаимозависимыми российскими организациями. По договору поставщик реализует свою продукцию покупателю, который перепродает ее другим российским организациям, являющимся взаимозависимыми с поставщиком

Да, нужно, если деятельность перекупщика соответствует определенным признакам.

В рассматриваемой ситуации речь идет о совокупности сделок с участием организации-перекупщика, которая не является взаимозависимой по отношению к другим сторонам (поставщику и конечным покупателям). Совокупность этих сделок считается контролируемой, если никаких других функций, кроме перепродажи продукции поставщика взаимозависимым с ним покупателям, перекупщик не выполняет и никаких рисков на себя не принимает. В таких условиях совокупность совершенных сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами. То есть признается контролируемой независимо от суммарного дохода, полученного сторонами сделок. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

В этом случае сведения о контролируемых сделках нужно направлять в налоговую инспекцию независимо от суммарного годового дохода по всей совокупности сделок (подп. 1 п. 1 ст. 105.14, п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Сведения о них нужно подать не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Если организация, участвовавшая в контролируемой сделке, не подаст уведомление в установленный срок, то ей грозит штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). В рассматриваемой ситуации такую санкцию могут применить и к поставщику продукции, и к перекупщику, и к покупателям, которые являются взаимозависимыми по отношению к поставщику. Обнаружить нарушение налоговая инспекция может в ходе выездной проверки. Например, при проверке организации-перекупщика. Анализируя первичные документы, инспекторы могут проследить, от кого и по какой цене перекупщику поступала продукция и кому и по каким ценам ее перепродали. И если проверяющие выявят взаимозависимость между поставщиком продукции и конечными покупателями, то совокупность сделок признают контролируемой. Даже в том случае, если поставщик не знал, что по отношению к нему клиенты перекупщика являются взаимозависимыми.

Ситуация: нужно ли посреднику составить уведомление о контролируемых сделках. По агентскому договору организация покупала для принципала товары в офшоре (Гонконг). Участники сделки не являются взаимозависимыми по отношению друг к другу

Нет, не нужно.

Сделка между посредником и гонконгской организацией контролируемой не признается. Она не подпадает под критерии, определенные в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Уведомлять инспекцию о совершении такой сделки посредник не обязан. Это следует из положений статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

А сделка между принципалом и гонконгской организацией будет признана контролируемой, если годовой суммарный доход по такой сделке (сделкам) превысит 60 млн руб. Дело в том, что Гонконг включен в перечень офшорных зон, утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н. И критерий для признания такой сделки контролируемой один: годовая сумма доходов по сделке. То обстоятельство, что принципал и гонконгский поставщик не являются взаимозависимыми лицами, значения не имеет. Уведомление придется подать (подп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Куда подавать уведомление о контролируемых сделках

Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Сведения можно представить в налоговую инспекцию, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Форма, электронный формат и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524.

Если после подачи уведомления в нем были обнаружены ошибки, организация вправе направить в налоговую службу уточненное уведомление. Если размер электронного файла получился слишком большим (больше 256 мегабайт), воспользуйтесь бесплатной программой для деления файлов на несколько частей. Программа размещена в открытом доступе на сайте ФГУП ГНИВЦ. Такие указания содержатся в письме ФНС России от 29 октября 2013 г. № ОА-4-13/19348.

Как заполнить уведомление

Разъяснения по заполнению отдельных реквизитов уведомления приведены в письмах ФНС России от 6 июня 2014 г. № ЕД-3-13/1940, от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463, от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583, от 18 апреля 2014 г. № ОА-4-13/7549, от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652, от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513, от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860 и от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182.

В частности, если в первичном документе указано дробное значение показателя «Код единицы измерения по ОКЕИ», округлите его до целого значения по правилам арифметики. Если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ, используйте единицы измерения, содержащиеся в этом классификаторе, которые позволят более точно отразить количественную характеристику предмета сделки (например, вместо единицы измерения «100 тонно-километров» нужно использовать единицу «тысяча тонно-километров» – код 450 по ОКЕИ). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860.

Если же уведомление заполняется на основании договоров об оказании услуг, то указывайте единицу измерения «штука» – код 796 по ОКЕИ, или «единица» – код 642 по ОКЕИ. Об этом говорится в письме ФНС России от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463.

Если код ОКТМО организации состоит из 8 знаков, в последних трех ячейках поля «Код ОКАТО» проставьте нули (письмо ФНС России от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583).

В письме от 18 апреля 2014 г. № ОА-4-13/7549 ФНС России поясняет, как отражать в уведомлении сведения:
– о доходах и расходах по договорам страхования и по агентским сделкам;
– о кодах ОКТМО и стран происхождения товаров;
– о порядковых номерах участников контролируемых сделок.
Кроме того, в письме говорится о представлении уведомлений при ликвидации организаций. Представители налоговой службы рекомендуют ликвидируемым организациям сдавать уведомления в инспекции по месту учета одновременно с Ликвидационным балансом. В уведомление нужно включить сведения о контролируемых сделках, совершенных в отчетном периоде. Независимо от того, закончился отчетный период или нет.

А в письме ФНС России от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652 рассмотрены особенности заполнения уведомлений в отношении:

  • займов и других сделок, цена которых выражена в процентах;
  • сделок с векселями и финансовыми инструментами;
  • доходов (расходов), возникших помимо договорных отношений (при переоценке имущества, при создании резервов, в виде дивидендов и т. п.).

Внимание: несвоевременное представление уведомлений о контролируемых сделках, а также наличие в представленных уведомлениях недостоверных сведений влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен статьей 129.4 Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.

Организация освобождается от налоговой ответственности за предоставление недостоверных сведений, если до того, как налоговая инспекция обнаружит это нарушение, организация сдаст уточненное уведомление с исправленными данными (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.

Если совершалась группа однородных сделок, то эти сведения можно привести в целом по группе.

В течение 10 рабочих дней налоговая инспекция направит полученные сведения в ФНС России.

Такой порядок следует из пунктов 2, 3, 4 и 5 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 22 января 2013 г. № ОА-4-13/611.

Уведомление включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1А – заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок);
  • раздел 1Б – заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая оформляется отдельный раздел 1Б;
  • раздел 2 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок);
  • раздел 3 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в том числе предпринимателями, адвокатами, нотариусами (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок).

Например, уведомление о контролируемой внешнеэкономической сделке может быть оформлено следующим образом.

Если заполнять разделы 2 или 3 не нужно (контролируемых сделок с такими контрагентами нет), указанные листы необходимо исключить из состава уведомления.

Следует отметить, что сведения о займах (полученных и выданных) отражаются в уведомлении лишь в том случае, если сумма доходов по сделкам между контрагентами (полученных в т. ч. в виде процентов по займам) превышает пороговое значение контролируемых сделок. Такие сделки указываются в уведомлении только в отношении процентов, подлежащих уплате по договору.

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513.

Пример заполнения уведомления о контролируемой сделке

В 2015 году ООО «Альфа» реализовало дочерней организации ООО «Торговая фирма "Гермес"» объект недвижимости общей площадью 2000 кв. м по цене 45 000 руб./кв. м. Стоимость квадратного метра определена и согласована в договоре на основании цен на аналогичные объекты, опубликованные в открытых источниках информации. В марте 2015 года сделка была совершена – право собственности перешло к «Гермесу».

«Альфа» применяет общую систему налогообложения. «Гермес» применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Других сделок по продаже недвижимости у ООО «Альфа» в 2015 году не было.

Определив доход по сделке в марте 2015 года в размере 90 000 000 руб. (без НДС), бухгалтер «Альфы» установил, что данная сделка подпадает под определение контролируемой. При этом он учитывал следующие обстоятельства:

Сведения о контролируемых сделках, совершенных в 2015 году, подаются в ФНС России не позднее 20 мая 2016 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В связи с этим бухгалтер составил уведомление о контролируемой сделке. При подготовке документа бухгалтер руководствовался Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524. Коды, необходимые для заполнения формы, бухгалтер брал из приложения 1 к Порядку.

Заполнение уведомления бухгалтер начал с титульного листа. В нем он указал ИНН, КПП и наименование организации, контактный телефон, код налогового органа, отчетный год – 2015, фамилию, коды ОКТМО и ОКВЭД, имя и отчество руководителя.

Далее он заполнил раздел 1А формы. В нем бухгалтер указал сведения о сделке – основания и особенности отнесения сделки к контролируемым, вид сделки, источники информации для определения цены договора и величины дохода, признанного в 2015 году.

После этого бухгалтер заполнил раздел 1Б уведомления. В нем он указал сведения о предмете сделки – его наименование, происхождение, площадь недвижимости, цену за 1 кв. м, номер договора, дату его заключения и дату признания дохода по сделке.

В заключение бухгалтер заполнил раздел 2 формы, указав в нем сведения о своей дочерней организации.

20 мая 2016 года руководитель «Альфы» подписал уведомление о контролируемой сделке, которое было представлено в налоговую инспекцию по местонахождению организации.

Как оформлять уведомление, когда есть сделки с посредником

Если участники сделок взаимозависимы, то, оценивая свои доходы (расходы) для целей налогообложения, они должны руководствоваться правилами раздела V.1 Налогового кодекса РФ (п. 13 ст. 105.3 НК РФ). При этом с точки зрения взаимозависимости сторон сделку, совершенную в рамках договора комиссии (агентского договора), надо рассматривать как совокупность двух сделок:

  • между заказчиком (комитентом или принципалом) и посредником (комиссионером или агентом);
  • между посредником и третьим лицом (например, покупателем или продавцом товаров).

Чтобы понять, является ли сделка с использованием посредника контролируемой, нужно знать, как определить сумму доходов (расходов) по ней. А это зависит от того, кто из участников сделки является между собой взаимозависим. Возможно четыре варианта:

  1. заказчик и посредник;
  2. заказчик и третье лицо (например, при продаже товаров по договору комиссии – комитент и покупатель);
  3. заказчик, посредник и третье лицо;
  4. посредник и третье лицо (например, при продаже товаров по договору комиссии – комиссионер и покупатель).

Рассмотрим подробно каждый случай.

Случай 1. Взаимозависимы заказчик и посредник

Контролируема сделка или нет, определите по сумме посреднического вознаграждения. Поскольку для этих целей именно из него будет складываться доход по сделке. Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182.

Если сделка контролируемая, то налоговую инспекцию обязаны уведомить и заказчик, и посредник. Заказчик обязан сообщить о расходе в виде посреднического вознаграждения, а посредник соответственно о доходе. При этом в состав доходов посредника не включаются средства, поступившие:

  • от третьего лица в пользу заказчика (при продаже товаров) или от заказчика в пользу третьего лица (при покупке товаров);
  • от заказчика в счет возмещения затрат посредника по условиям договора.

Об этом сказано в подпункте 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Случай 2. Взаимозависимы заказчик и третье лицо

Сделка признается контролируемой независимо от суммы дохода (расхода) по ней. Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 9 апреля 2012 г. № 03-01-18/3-46.

О контролируемой сделке налоговую инспекцию обязаны уведомить заказчик и третье лицо. Заказчик покажет доход, а третье лицо – расход со всего оборота по сделке. То есть посредническое вознаграждение показывать не надо. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182.

Случай 3. Взаимозависимы заказчик, посредник и третье лицо

В этом случае сделку делим на две: заказчик – посредник, посредник – третье лицо.

В сделке между заказчиком и посредником сложите посредническое вознаграждение и весь оборот. И по итоговой сумме определите, будет ли сделка контролируемой. Критерий признания сделки контролируемой общий: если сделка совершается на внутреннем рынке между организациями на общей системе налогообложения, сумма посреднического вознаграждения и оборота по сделке должна быть больше 1 млрд руб.

О контролируемой сделке налоговую инспекцию обязаны уведомить все ее участники. При этом:

  1. доходом посредника будет посредническое вознаграждение;
  2. расходом заказчика будет посредническое вознаграждение;
  3. доходом (расходом) заказчика будет весь оборот по сделке. То есть стоимость активов:
  • переданных посреднику для реализации третьим лицам;
  • приобретенных посредником у третьих лиц по поручению заказчика.

Таким образом, для целей определения контролируемости сделки в данном случае нужно взять и посредническое вознаграждение, и весь оборот по сделке.

В сделке между посредником и третьим лицом ни доходов, ни расходов у посредника не возникает. Такая сделка признается контролируемой по факту возникновения у третьего лица:

  • доходов – при реализации товаров (работ, услуг) посреднику для передачи заказчику;
  • расходов – при приобретении через посредника товаров (работ, услуг) заказчика.

Несмотря на отсутствие доходов (расходов), информировать о контролируемой сделке с третьим лицом посредник должен на основании пункта 13 статьи 105.3 и абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для целей определения контролируемости сделки в сделке между посредником и третьим лицом нужно взять только оборот по ней.

Такой вывод следует из письма ФНС России от 6 февраля 2013 г. № ОА-4-13/1706.

Случай 4. Взаимозависимы посредник и третье лицо

Сделка не признается контролируемой в принципе. Поэтому ни посреднику, ни третьему лицу уведомлять инспекцию о такой сделке не нужно.

Пример признания контролируемыми сделок между комитентом, комиссионером и покупателем. Взаимозависимыми лицами являются комитент и комиссионер. Покупатель не взаимозависим ни с комитентом, ни с комиссионером

  • ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионер) продает товары ООО «Альфа» (комитента) по контракту компании «Бета» – на 300 000 000 руб. Комиссионное вознаграждение «Гермеса» составляет 10 000 000 руб. «Альфа», «Гермес» – взаимозависимые лица. «Бета» не является взаимозависимым лицом ни по отношению к «Альфе», ни по отношению к «Гермесу». В сделке между «Альфой» и «Гермесом» посредническое вознаграждение будет доходом «Гермеса» (10 000 000 руб.) и расходом «Альфы» (10 000 000 руб.). Суммарный доход по такой сделке составил 10 000 000 руб., что не превышает 1 млрд руб. А значит, такая сделка не признается контролируемой. В связи с этим ни «Альфе», ни «Бете» подавать уведомление о такой сделке не надо. Сделка между «Гермесом» и «Бетой» не признается контролируемой. Ведь она не подпадает под критерии, определенные в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. А значит, уведомлять инспекцию о совершении такой сделки «Гермес» не обязан.

Пример признания контролируемыми сделок между комитентом, комиссионером и двумя иностранными покупателями. Взаимозависимыми лицами являются комитент, комиссионер и один из иностранных покупателей

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионер) продает товары ООО «Альфа» (комитента) по экспортному контракту двум иностранным покупателям:

  • компании «Бета» – на 300 000 000 руб.;
  • компании «Гамма» – на 1 000 000 000 руб.

Комиссионное вознаграждение «Гермеса» составляет 10 000 000 руб.

«Альфа», «Гермес» и «Бета» – взаимозависимые лица.

«Гамма» не является взаимозависимым лицом ни по отношению к «Альфе», ни по отношению к «Гермесу», ни по отношению к компании «Бета».

В сделке между «Альфой» и «Гермесом»:

  • доходом «Гермеса» будет посредническое вознаграждение (10 000 000 руб.);
  • расходом «Альфы» будет посредническое вознаграждение (10 000 000 руб.);
  • доходом «Альфы» будет весь оборот по сделке в части реализации «Бете». То есть стоимость активов, переданных комиссионеру для реализации «Бете», – 300 000 000 руб.

Суммарный доход по такой сделке составил 310 000 000 руб. (300 000 000 руб. + 10 000 000 руб.), что не превышает 1 млрд руб. Несмотря на это, сделка признается контролируемой, так как один из ее участников («Бета») – иностранное лицо. Уведомления о данной сделке должны составить и «Альфа», и «Гермес». Кроме того, «Альфа» должна подать уведомление о сделке с «Бетой», поскольку они являются взаимозависимыми лицами.

В сделке между «Гермесом» и «Бетой» ни доходов, ни расходов у комиссионера не возникает. Однако контролируемость сделки в данном случае определяется по факту возникновения у «Беты» расходов при приобретении через «Гермеса» товаров «Альфы». Сумма таких расходов равна всему обороту по сделке – 300 000 000 руб., что не превышает 1 млрд руб. Несмотря на это, сделка признается контролируемой. Ведь один из участников сделки – иностранное лицо.

Поэтому бухгалтер «Гермеса» составил уведомление о контролируемой сделке с «Бетой». При подготовке документа бухгалтер руководствовался Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524. Коды, необходимые для заполнения формы, бухгалтер брал из приложения 1 к Порядку.

Поскольку «Бета» не состоит в России на налоговом учете, уведомлять о сделке с «Гермесом» российские налоговые органы она не обязана.

Сделка между «Гермесом» и «Гаммой» не признается контролируемой. Ведь она не подпадает под критерии, определенные в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. А значит, уведомлять инспекцию о совершении такой сделки «Гермес» не обязан.

Пример признания контролируемыми сделок между комитентом, комиссионером и иностранным покупателем. Комиссионер и иностранный покупатель являются взаимозависимыми лицами. Остальные участники сделки не являются взаимозависимыми по отношению друг к другу

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионер) продает по экспортному контракту товары через ООО «Альфа» (комитент) компании «Бета» (иностранный покупатель) на 1 300 000 000 руб.

Комиссионное вознаграждение «Гермеса» составляет 10 000 000 руб.

«Бета» (иностранный покупатель) и «Гермес» (комиссионер) признаются взаимозависимыми лицами. «Бета» не является взаимозависимым лицом по отношению к «Альфе» (комитенту). «Альфа» (комитент) и «Гермес» (комиссионер) также не признаются взаимозависимыми лицами.

Сделка между «Гермесом» (комиссионером) и «Бетой» (иностранным покупателем) не признается контролируемой. Ведь она не подпадает под критерии, определенные в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. По этой же причине не признаются контролируемыми сделки между «Альфой» и «Гермесом» и между «Альфой» и «Бетой». А значит, уведомлять инспекцию о совершении таких сделок участники не обязаны.

Пример признания контролируемыми сделок между комитентом, комиссионером и иностранным покупателем. Комитент и иностранный покупатель взаимозависимы. Остальные участники сделки не являются взаимозависимыми по отношению друг к другу

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионер) продает по экспортному контракту товары через ООО «Альфа» (комитент) компании «Бета» (иностранный покупатель) на 1 300 000 руб.

Комиссионное вознаграждение «Гермеса» составляет 10 000 руб.

«Альфа» (комитент) и «Гермес» (комиссионер) не признаются взаимозависимыми лицами.

«Бета» является взаимозависимым лицом по отношению к «Альфе» (комитенту).

В сделке между «Альфой» (комитентом) и «Бетой» (иностранным покупателем):

  • доходом комитента будет весь оборот по сделке. То есть стоимость активов, переданных комиссионеру для реализации третьим лицам, – 1 300 000 руб.;
  • расходом иностранного покупателя будет весь оборот по сделке. То есть стоимость активов комитента, приобретенных покупателем через комиссионера, – 1 300 000 руб.

Данная сделка признается контролируемой независимо от суммы дохода. Ведь сделка совершена между взаимозависимыми лицами (комитентом и покупателем) через не взаимозависимого с ними посредника (комиссионера). Кроме того, одним из участников сделки является иностранное лицо.

По общему правилу о контролируемой сделке налоговую инспекцию должны уведомить комитент и покупатель. Но, поскольку «Бета» не состоит в России на налоговом учете, уведомлять о такой сделке российскую налоговую инспекцию она не обязана.

В связи с этим бухгалтер «Альфы» (комитент) составил уведомление о контролируемой сделке с «Бетой». При подготовке документа бухгалтер руководствовался Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524. Коды, необходимые для заполнения формы, бухгалтер брал из приложения 1 к Порядку.

Сделка между «Гермесом» (комиссионером) и «Бетой» (иностранным покупателем), а также сделка между «Альфой» и «Гермесом» не признаются контролируемыми. Ведь они не подпадают под критерии, определенные в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. А значит, уведомлять инспекцию о совершении таких сделок участники не обязаны.

Какие документы может требовать ФНС

По требованию ФНС России налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки, обязаны представлять дополнительную документацию о таких сделках для проведения проверки (п. 1 и 2 ст. 105.15 НК РФ). Перечень сведений, которые должны быть отражены в представленной документации, приведен в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ. Среди них – данные о деятельности налогоплательщика, связанной с совершением контролируемых сделок, информация о методах, использованных для определения рыночного уровня цен, сведения о проведенных корректировках налоговой базы и т. п.

Рекомендации по составлению такой документации (структура и состав сведений) приведены в приложении 1 к письму ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-4-13/14433. Чтобы своевременно выявлять контролируемые сделки и анализировать применяемые в них цены, налоговое ведомство рекомендует подготавливать дополнительную документацию поэтапно. Перечень этапов, задачи каждого из них, а также методика анализа на каждом этапе подготовки документации приведены в приложении 2 к письму ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-4-13/14433.

Дополнительную документацию о контролируемых сделках ФНС России может затребовать у налогоплательщиков не ранее 1 июня года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 3 ст. 105.15 НК РФ). Дополнительные документы за 2015 год налоговая служба может затребовать не ранее 1 июня 2016 года (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

При этом истребовать документы налоговые инспекторы вправе только в рамках проведения специальной проверки. К истребованию документов для проведения специальных проверок применяется общий порядок (п. 7 ст. 105.17 и ст. 93.1 НК РФ). Подробнее об этом см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке и Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке. А сами документы должны быть представлены в течение 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

ФНС России не может затребовать дополнительную документацию о контролируемых сделках:

  • в которых использованы регулируемые или согласованные с ФАС России цены;
  • совершенных между лицами, которые не являются взаимозависимыми (кроме сделок, которые приравниваются к контролируемым в соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании.

Это следует из положений пункта 4 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, не подлежит дополнительной проверке обоснованность размеров дивидендов, которые выплачиваются дочерними организациями своим учредителям. Поскольку величина доходов от долевого участия в других организациях зависит от суммы чистой прибыли этих организаций, понятие «рыночный уровень цен» в отношении таких доходов не применяется. При определении суммового критерия признания сделки контролируемой эти доходы признаются в фактическом размере, а положения статей 105.15 и 105.17 Налогового кодекса РФ на них не распространяются. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 апреля 2013 г. № 03-01-18/10636.

Что проверяет ФНС

В ходе специальных проверок контролируется правильность расчетов:

  • налога на прибыль;
  • НДС (только если одна из сторон сделки либо не является плательщиком НДС, либо освобождена от уплаты НДС);
  • НДПИ (только если одна из сторон сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах);
  • НДФЛ (только в части доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами (ст. 227 НК РФ)).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

Специальная проверка проводится представителями ФНС России по своему местонахождению на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Специальной проверкой может быть охвачено три календарных года, предшествующих году вынесения решения о проверке. Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 2 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Стандартный срок проведения специальной проверки – шесть месяцев. Однако по решению руководителя ФНС России этот срок может быть продлен до 12 месяцев:

  • если проверяемая организация отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков;
  • если на месте проведения проверки возникли обстоятельства непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.);
  • если в течение 30 дней со дня получения требования организация не представила запрашиваемые документы.

Об этом сказано в пункте 3 приложения 3 к приказу ФНС России от 26 ноября 2012 г. № ММВ-7-13/907.

Кроме того, срок проверки может быть увеличен на девять месяцев для получения информации от иностранных государственных органов. Таким образом, максимальный срок проведения проверки может достигать 21 месяца.

По общему правилу специалисты ФНС России обязаны применять при проверке те же методы ценообразования, что и проверяемое лицо. Однако проверяющие могут применить и другие методы (исключение – наличие соглашения о ценообразовании). Это правомерно, если они докажут, что методы, использованные проверяемым лицом, не позволяют определить соответствие цены сделки рыночному уровню.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

В последний день проверки представитель ФНС России обязан составить справку о проверке и вручить ее проверяемому лицу. Если в ходе проверки выявлено занижение налоговой базы, проверяющий составит акт, порядок оформления которого установлен приложением 6 к приказу ФНС России от 26 ноября 2012 г. № ММВ-7-13/907. Если организация не согласна с выводами проверяющих, в течение 20 дней с даты получения акта можно подать на него возражения в ФНС России. Рассмотрение возражений, а также принятие окончательного решения происходит по тем же правилам, как и при выездной (камеральной) налоговой проверке.

Такой порядок предусмотрен пунктами 8–14 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Симметричные корректировки

Если обе организации являются российскими и применяют общую систему налогообложения, а специальная проверка повлекла за собой доначисление налогов одной стороне контролируемой сделки (продавцу, исполнителю), то у второй стороны возникает право на симметричную корректировку. То есть для целей налогообложения покупатель (заказчик) может оценить свои расходы (доходы) не по фактическим условиям сделки, а по рыночной цене, установленной проверяющими. Однако воспользоваться этим правом второй участник сможет только при выполнении двух условий:

  • первый участник погасил возникшую у него задолженность (недоимку) по налогу;
  • расходы, понесенные вторым участником, не относятся к нормируемым.

Нормируемые расходы второй участник сделки вправе признать только в пределах установленных норм. Например, такая ситуация может возникнуть в отношениях между участниками договора займа. Если ставка процентов по предоставленному займу не соответствует рыночному уровню, заимодавцу доначислят дополнительный доход, с которого он должен будет заплатить налог на прибыль. Но если рыночный уровень процентов превышает нормы, предусмотренные статьей 269 Налогового кодекса РФ, в рамках симметричной корректировки заемщик сможет увеличить свои затраты только до установленного предела.

Это следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 августа 2012 г. № 03-01-17/6-111.

О своем праве на корректировку второй участник сделки узнает из соответствующего уведомления налоговой инспекции. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19 ноября 2013 г. № ММВ-7-13/512. Уведомление может быть передано тремя способами: лично представителю организации под расписку, заказным письмом по почте либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Передать уведомление инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, когда первый участник сделки исполнил решение о доначислении налога (уменьшении убытка), которое было вынесено по результатам специальной проверки. Если инспекция нарушит срок передачи уведомления, то второму участнику, у которого образовалась переплата, она обязана начислить проценты. Проценты начисляются за каждый календарный день со дня нарушения срока передачи уведомления. Сумму процентов инспекция определит исходя из суммы переплаты и ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки уведомления.

При этом второй участник сделки может сам обратиться в налоговую службу с заявлением о выдаче уведомления. Налоговая служба в течение 15 дней после получения заявления передаст участнику сделки один из следующих документов:

Эти решения вручаются лично представителю организации или отправляются заказным письмом по почте.

Такой порядок установлен пунктом 6 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ и пунктом 3 приложения 6 к приказу ФНС России от 19 ноября 2013 г. № ММВ-7-13/512.

Симметричные корректировки можно отразить в соответствующих налоговых декларациях, не меняя показатели налоговых регистров и не переоформляя первичные документы. При этом если у второго участника сделки возникло право на возврат налога, то его можно вернуть или произвести зачет по общим правилам.

Об этом сказано в пунктах 3–5 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

Если впоследствии решение по результатам специальной проверки было отменено (полностью или частично) или признано недействительным, а симметричные корректировки уже были произведены, то обязательна процедура обратной корректировки. Это значит, что второй участник сделки получит соответствующее уведомление от налоговой инспекции по месту учета с расчетом обратных корректировок. Форма уведомления о необходимости обратных корректировок утверждена приказом ФНС России от 19 ноября 2013 г. № ММВ-7-13/512. Уведомление вручается лично представителю организации или отправляется заказным письмом по почте.

Пени в такой ситуации не начисляются. Обратные корректировки должны быть сделаны в течение одного месяца с даты получения уведомления. И только после этого первый участник сделки сможет вернуть (зачесть) излишне взысканный налог.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что второй участник сделки вправе применить симметричную корректировку, если первый участник самостоятельно скорректировал налоговую базу и сумму налога (убытка). Однако это возможно, если первый участник представил налоговую декларацию, в которой отразил корректировку, и погасил сумму недоимки, возникшей в результате такой корректировки (при ее наличии).

Это следует из положений пункта 2 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

За неуплату (неполную уплату) налогов в связи с нарушением порядка ценообразования при совершении контролируемых сделок предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа.

Размер штрафа установлен статьей 129.3 Налогового кодекса РФ и составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка