Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 мая 2016 12 просмотров

Организация выставила претензию другой организации в 2016г. за простой вагонов в 2014г. Можно ли выставлять претензию за нарушение договорных условий за 2014г. в 2016г.?

Да, может, не только выставить претензию, но и взыскать санкцию за нарушение договорных условий в суде.

Связано это с тем, что срок исковой давности установлен в 3 года (ст. 196 ГК РФ). И если претензия не была предъявлена контрагентом в 2014 г., это не препятствует взысканию санкций в 2016 г., поскольку срок исковой давности истечет только в 2017 г.

Обоснование

Из рекомендации Виктора Анохина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, председателя Арбитражного суда Воронежской области в отставке, Виктора Юзефовича, главного юрисконсульта департамента судебной практики ОАО «НК "Роснефть"», Романа Масаладжиу, кандидата юридических наук, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист»

Работа с претензиями и исковая давность

Направляя контрагенту претензию и ожидая на нее ответ, юрист должен проследить за тем, чтобы не истекли сроки исковой давности.

Пропуск срока исковой давности – самостоятельное основание для вынесения решения не в пользу истца, даже несмотря на то, что принадлежащее ему право было действительно нарушено.*

Сроки исковой давности и сроки предъявления претензии

Сроки исковой давности установлены законом.

Общий срок исковой давности составляет три года. Он применяется в большинстве случаев, если закон для тех или иных конкретных обстоятельств не предусматривает сокращенного или более длительного срока (ст. 196 ГК РФ).*

Специальные сроки исковой давности могут быть меньше или больше общего срока исковой давности. Они применяются только в прямо предусмотренных законом случаях (п. 1 ст. 197 ГК РФ).

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ). Законом может быть установлен иной порядок исчисления сроков исковой давности.*

Продолжительность срока исковой давности на первый взгляд кажется вполне достаточной. Однако на практике могут возникнуть самые разные причины, по которым он может быть пропущен. Например, арендатор с согласия арендодателя может произвести капитальный ремонт помещения, которым впоследствии будет владеть и пользоваться в течение продолжительного периода времени, а после окончания срока аренды заявить арендодателю требование о возмещении расходов на произведение капитального ремонта помещения. В этом случае, если с момента окончания капитального ремонта прошло более трех лет, срок исковой давности на предъявление требования о возмещении затрат на ремонт помещения считается пропущенным (постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. № 2842/10).

Перечисленные выше правила, регулирующие срок исковой давности, необходимо учитывать не только при обращении в суд, но еще и на стадии работы с претензиями.

Пример применения норм о исковой давности при работе с претензиями

ООО «Ромашка» предоставило ООО «Полевые цветы» помещение по договору аренды на срок в 11 месяцев. Договор был подписан 31 августа 2011 года, а срок аренды был установлен с 1 сентября 2011 года по 31 июля 2012 года, с преимущественным правом арендатора на заключение договора на новый срок, если ни одна из сторон не заявит возражений за месяц до окончания срока аренды. ООО «Полевые цветы» обязалось ежемесячно перечислять ООО «Ромашка» арендную плату за следующий оплачиваемый период, то есть за месяц вперед. Договором был также установлен претензионный порядок урегулирования всех возникших разногласий, причем срок для ответа на претензию составлял один месяц.

За полтора месяца до окончания срока аренды ООО «Ромашка» предупредило ООО «Полевые цветы» о том, что договор продлен на новый срок не будет в связи с необходимостью использования помещения арендодателем для собственных нужд. ООО «Полевые цветы» после этого не заплатило за последний месяц аренды, а также вывезло все свои вещи и освободило помещение за 10 дней до окончания срока договора.

В 2012 году руководство ООО «Ромашка» не стало обращаться в суд. Однако после смены собственника и проведения аудита финансового положения компании в 2015 году было решено обратиться в суд с целью взыскания задолженности с ООО «Полевые цветы».

Для данной категории споров применяется общий срок исковой давности в три года. В данном случае ООО «Ромашка» должно было узнать о нарушении своих прав по окончании срока для перечисления арендной платы за последний месяц аренды, то есть не позднее 1 июля 2012 года. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, срок исковой давности будет исчисляться с 2 июля 2012 года и заканчиваться 1 июля 2015 года.

Предположим, что средняя продолжительность доставки почтовой корреспонденции от местонахождения ООО «Ромашка» к местонахождению ООО «Полевые цветы» составляет две недели. При сроке рассмотрения претензии в один месяц претензию рекомендуется направлять не позднее 15 мая 2015 года, чтобы не пропустить срок исковой давности при последующем предъявлении иска: 14–15 дней на доставку претензии и 30 дней на ответ, включая срок на доставку ответа почтой, и в последний день срока исковой давности (1 июля 2015 года) подать иск в арбитражный суд.

В то же время, если в договоре не установлен срок для ответа на претензию, то его можно установить в самой претензии. Следовательно, в этом случае будет возможность сократить срок для ответа на претензию, если имеется вероятность получить ответ на нее после истечения срока исковой давности. Однако не следует забывать о том, что срок для ответа на претензию в любом случае должен быть разумным.

<…>

Из рекомендации Виктора Анохина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ, председателя Арбитражного суда Воронежской области в отставке, Романа Масаладжиу, кандидата юридических наук, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Виктора Юзефовича, главного юрисконсульта департамента судебной практики ОАО «НК "Роснефть"».


Как ответить на претензию

Общие требования к ответу на претензию

Ответ на претензию составляется, как правило, в той же форме, что и сама претензия. Следовательно, многие требования из тех, что предъявляются к форме и реквизитам претензии, применимы и к ответу на претензию:

  • ответ излагается в свободной форме;
  • ответ оформляется в письменном виде;
  • ответ адресуется ее заявителю;
  • ответ подписывается получателем претензии лично либо иным лицом, на это уполномоченным;
  • если в претензии указан почтовый адрес для направления ответа, то ответ на претензию направляется именно по указанному адресу.

По содержанию текст ответа на претензию существенно отличается от текста самой претензии. При этом текст ответа на претензию будет различаться в зависимости от того, согласен ли с ней получатель претензии или нет.*

<…>

Ответ на претензию при несогласии нарушителя с предъявленными требованиями

Если получатель претензии не согласен выполнить требования, указанные в претензии, по каким-либо основаниям, то он в ответе на претензию должен изложить свою правовую позицию по каждому из требований, то есть привести свои возражения в связи с адресованной к нему претензией.

Возражения бывают разного рода, но условно их можно классифицировать следующим образом.

Во-первых, отрицание фактических обстоятельств либо правовых доводов, изложенных в претензии. В данном случае адресат претензии ограничивается простым отрицанием доводов претензии, указанием на неподтвержденность фактов, изложенных в претензии, не приводя собственных аргументов, обосновывающих его позицию.

Пример формулировки отрицания доводов претензии

«ООО "Витязь" в настоящее время не имеет перед ООО "Ромашка" задолженности по арендной плате».

Или:

«Требование к ООО "Витязь" о погашении задолженности по арендной плате перед ООО "Ромашка" необоснованно, поскольку в подтверждение указанного требования ООО "Ромашка" ссылается на акт сверки взаиморасчетов, не подписанный ООО "Витязь"».

Во-вторых, аргументированные возражения против фактических обстоятельств либо правовых доводов, изложенных в претензии. В данном случае возражения получателя претензии подтверждаются соответствующими доказательствами, ссылками на правовые нормы и условия договора.

В свою очередь, подобные возражения могут быть двух видов:

  • Возражения, которые прямо опровергают фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии.*

Пример возражений, опровергающих фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии

«Требование, изложенное в претензии, о погашении задолженности по арендной плате необоснованно, поскольку задолженность по арендной плате была погашена еще три месяца назад, что подтверждается соответствующими платежными поручениями (копии прилагаются к настоящему ответу)».

Или:

«Требование, изложенное в претензии, о погашении задолженности по арендной плате необоснованно, поскольку в договоре указано, что размер ежемесячной арендной платы составляет 20 000 руб., а не 30 000 руб., как указывается в претензии».

  • Возражения, которые прямо не опровергают фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии, но содержат иные аргументы, при которых требования претензии не могут быть удовлетворены.*

Пример иных возражений на доводы претензии

«ООО "Витязь" действительно не перечисляло арендную плату в течение двух месяцев, однако это было вызвано невыполнением ООО "Ромашка" своей обязанности по проведению ремонта крыши сдаваемого в аренду недвижимого имущества, предусмотренной в пункте 3.5 договора аренды. В соответствии состатьей 328 Гражданского кодекса РФ сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства, если другая сторона не выполнит свои обязанности в установленный в договоре срок. ООО "Ромашка" своей обязанности по выполнению ремонта крыши не выполнило. Поэтому действия ООО "Витязь" не противоречат нормам закона и заключенного с ООО "Ромашка" договора».

Или:

«ООО "Витязь" не перечисляло ООО "Ромашка" арендную плату в течение двух месяцев в связи с тем, что ООО "Витязь" направило 1 сентября 2012 года в адрес ООО "Ромашка" уведомление о зачете однородных денежных требований – обязанности ООО "Витязь" перечислять арендную плату за июль и август 2012 года в размере 60 000 руб. по договору от 1 июня 2011 года и обязанности ООО "Ромашка" перед ООО "Витязь" по уплате 60 000 руб. за поставку холодильников по договору поставки от 1 июля 2012 года В соответствии с пунктом 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 декабря 2001 г. № 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" для прекращения обязательства зачетом заявление о зачете должно быть лишь получено соответствующей стороной, отдельное согласие другой стороны в данном случае не требуется».

В ответе на претензию можно использовать возражения любого вида. Однако чем более аргументирован будет ответ на претензию, тем понятнее он будет для другой стороны.*

Срок ответа на претензию

Лицо, получившее претензию, должно сообщить предъявителю претензии о результатах ее рассмотрения в срок, предусмотренный законом, договором или указанный в самой претензии, а при его отсутствии – в разумный срок.

Отсутствие ответа на претензию по общему правилу приравнивается к несогласию получателя претензии с изложенными в претензии требованиями и, соответственно, к отказу от их исполнения. Это может оказаться важным для случаев, когда закон или договор устанавливают обязательный досудебный претензионный порядок. Отправителю претензии будет достаточно дождаться, когда истечет срок для ответа, установленный им самим или же законом, и сразу после этого он сможет обратиться в суд с иском.

В то же время в договоре может быть указано, что отсутствие ответа на претензию в течение определенного срока со стороны контрагента расценивается как согласие с предъявленными требованиями. Это важно для тех случаев, когда отправитель претензии предупреждает, что из-за того или иного нарушения со стороны контрагента собирается предпринять какие-то определенные действия (например, приостановить выполнение работ или отгрузку товара). Молчание адресата претензии будет означать, что он согласился с этими действиями.

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка