Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 мая 2016 6 просмотров

Можно ли каким -либо образом включить данные расходы при расчете налога на прибыль? Может заключить договор спонсорства с организатором конкурса, передать ему деньги, а он будет нам отчитываться? Кто тогда будет являться налоговым агентом по НДФЛ?

Если спонсор взамен на предоставленные денежные средства получает интерес к себе со стороны потенциальных клиентов, спонсорскую поддержку можно списать в расходы как рекламу. Однако налоговые инспекторы нередко считают такие расходы необоснованными. Чтобы избежать налоговых рисков, в договоре следует подробно расписать условия того, как организатор конкурса будет распространять информацию о спонсоре. Кроме того, подготовьте документы, подтверждающие факт того, что организатор на самом деле прорекламировал Вашу организацию.

Если денежные средства победителям конкурса будет перечислять его организатор, то именно он будет исполнять обязанности налогового агента по НДФЛ.

Обоснование

1. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Кто должен платить НДФЛ

НДФЛ платят как резиденты (с доходов, полученных от источников в России и за ее пределами), так и нерезиденты (с доходов, полученных от источников в России). Об этом говорится в статьях 208 и 209 Налогового кодекса РФ.

Удержание НДФЛ налоговым агентом

В большинстве случаев НДФЛ должны удержать и заплатить в бюджет налоговые агенты (источники выплаты дохода). Но иногда получатель дохода платит налог самостоятельно (в таких случаях организация не будет налоговым агентом) (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ).

Организация не обязана удерживать НДФЛ в случаях:

  • если выплачивает доход предпринимателю или другому человеку, занимающемуся частной практикой (например, нотариусу, адвокату) (ст. 227 НК РФ);
  • если выплачивает доход, налог с которого получатели платят самостоятельно (п. 1 ст. 228 НК РФ).

В остальных случаях организация (обособленное подразделение иностранной организации) признается налоговым агентом и обязана удержать налог с получателя дохода (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). При этом обособленные подразделения иностранных организаций должны исполнять обязанности налоговых агентов независимо от того, имеют они статус постоянных представительств или нет, есть баланс и банковские счета или нет (письма Минфина России от 6 августа 2013 г. № 03-04-06/31538 и от 18 ноября 2009 г. № 03-04-06-01/299).

Важно: с 2015 года обязанности налогового агента организации должны исполнять и в отношении своих сотрудников-иностранцев, у которых есть патенты на ведение трудовой деятельности в России. При выплате доходов таким сотрудникам организации должны удерживать НДФЛ с зачетом фиксированных сумм налога, уплаченных иностранцами при приобретении патентов (п. 2 ст. 226, ст. 227.1 НК РФ).

<…>

2. Из статьи журнала «Главбух» № 3, Февраль 2008
Спонсорство и благотворительность – отличия в учете

Т. Амитова, главный бухгалтер ООО «ИММА-трейд»

<…>

Спонсорская реклама

Спонсорский вклад – это плата за рекламу, а спонсор и спонсируемый – рекламодатель и распространитель соответственно. При этом в договоре должно быть указано, что спонсор обязуется профинансировать мероприятие, а спонсируемый – в ходе этого мероприятия распространять информацию о спонсоре (также должно быть прописано, как именно это будет происходить).

После того как мероприятие состоялось, необходимо оформить первичные документы, которые докажут, что спонсору оказали рекламные услуги. Это могут быть: спонсорский договор, акт приемки-передачи оказанных рекламных услуг, счет-фактура, документ, который подтверждает, что информация о спонсоре действительно распространялась (экземпляр печатного издания, текст объявления, эфирная справка и т. п.). Все эти документы будут основанием для того, чтобы списать расходы и принять к вычету «входной» НДС.

Налог на прибыль

Итак, если все документы в порядке, то расходы на спонсорство можно учесть как рекламные – на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Учтите, если у вас на руках не будет документальных доказательств того, что спонсируемая компания на самом деле прорекламировала вашу организацию, то расходы нельзя будет учесть при расчете налога на прибыль. И благотворительностью это также не станет.

У чиновников Минфина дополнительное требование к рекламным расходам (письма от 27 июня 2007 г. № 03-03-06/1/418 и от 5 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/201). Если реклама опубликована в издании нерекламного характера и на ней нет пометки «на правах рекламы», расходы не учитываются при налогообложении прибыли. Однако Налоговый кодекс таких ограничений не содержит. В последнее время арбитражная практика складывается исключительно в пользу налогоплательщиков. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 апреля 2007 г. № А05-8063/2006-13 или постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. № А33-25404/05-Ф02-1873/06-С1. Судьи признают обоснованность таких расходов, даже если публикации не содержат указаний на рекламный характер информации. Ведь подать сведения в форме рекламы должен рекламораспространитель, а не спонсор. Главное, чтобы информация о спонсоре содержала признаки рекламы, указанные в статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Именно это доказывает, что расходы можно учесть как рекламные.

И конечно, нельзя забывать о том, что некоторые рекламные расходы нормируются (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Поэтому условия того, как спонсируемая организация будет распространять информацию о спонсоре, имеет смысл расписать в договоре подробно. Тогда бухгалтер компании-спонсора сможет легко определить, какие из них следует нормировать, а какие можно полностью учесть при налогообложении прибыли.

<…>

3. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 7, Апрель 2015
Отличаем благотворительность от спонсорства, чтобы не ошибиться при расчете налога на прибыль

Мария Лисицына, эксперт по налогообложению ООО «Консультант: ИС»

Розалина Лахман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

<…>

Отличие благотворительности от спонсорства

Благотворительная деятельность — это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Спонсор предоставляет денежные средства либо обеспечивает их предоставление для организации или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания или трансляции теле- или радиопередачи либо создания и использования иного результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»).

По сути, разница заключается в том, что при благотворительности преследуются в первую очередь интересы получателя средств. А источник помощи может и вовсе оставаться анонимным. В то время как спонсор стремится не только профинансировать мероприятие, но и прорекламировать собственную деятельность (продукцию, работы или услуги). То есть если благотворительность является безвозмездной деятельностью, то спонсор взамен на предоставленные денежные средства получает интерес к себе со стороны потенциальных клиентов

Спонсорскую поддержку можно списать в расходы как рекламу

Особенностью спонсорской рекламы является то, что в распространяемой информации присутствует упоминание о спонсоре (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»). При этом в качестве спонсора может выступать исключительно лицо, а не товар (п. 4 письма ФАС РФ от 09.08.06 № АК/13075 «О распространении рекламы пива»). Примером спонсорской рекламы можно назвать:

—нанесение логотипа компании на спортивную форму игроков;
—упоминание во время концерта о компании, участвующей в финансировании выступления;
—нанесение эмблемы организации на рекламный плакат на выставке.

Получается, расходы на оказание спонсорской поддержки компания может учесть при налогообложении прибыли как затраты на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ). Но инспекторы на местах нередко считают такие расходы необоснованными в налоговом плане. Или указывают на их ненадлежащее документальное оформление.

Так, в одном из дел компания обязалась оплачивать право именоваться генеральным спонсором. Взамен она могла размещать рекламные материалы на экипировке игроков основного и запасного составов, на печатных материалах, издаваемых для обеспечения проведения соревнований, на доске спонсоров, на официальном сайте команд, в информационных буклетах и пр.

Налоговики не приняли акты приемки оказанных услуг в подтверждение расходов на осуществление спонсорской поддержки. Но суд посчитал, что компания вправе была учитывать при налогообложении прибыли спорные расходы. Ведь помимо первичных документов, организация представила вырезки из газет и журналов, а также иную информацию, свидетельствующую о фактах исполнения рекламораспространителями возложенных договорами обязательств (постановление ФАС Московского округа от 13.01.10 № КА-А40/14745-09).

В другом деле организация выступила спонсором проведения финала международных студенческих соревнований. Суд того же округа отметил, что расходы в виде денежных средств, перечисленных по договорам об оказании спонсорской поддержки, являются рекламными расходами. И их можно отразить как прочие затраты, связанные с производством и реализацией.

Также за счет рекламных расходов можно списать средства, перечисленные на оплату услуг по размещению символики организации в зале заседаний, информационных сообщений на сайте конференции, распространению информационных материалов спонсора (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ и постановление ФАС Московского округа от 04.04.11 № КА-А40/2332-11-П).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка