Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Желаю вам в новом году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 мая 2016 5 просмотров

Про возмещение НДС при строительстве объекта подрядным способом, начатым в период применения УСН(доход минус расход) и оконченным в период применения ОСНО (вопрос №734075).Ответ был положительным. Однако, по итогам камеральной проверки ИФНС нам было отказано в связи с тем, что объект был построен в период применения УСН, не смотря на часть документов от подрядчика и ввод в эксплуатацию при ОСНО. Свое мнение ИФНС основывает на судебной практике (судебное дело №А31-409/2014.) Правомерен ли отказ в возмещении НДС? И если нет, то какими нормативными документами (помимо тех, которые уже были в ответе) это можно подтвердить?

Если следовать официальным разъяснениям Минфина России и ФНС России по этому вопросу, то отказ в вычете неправомерен.

Существует письмо Минфина России от 1 октября 2013 г. № 03-07-15/40631. В нем прямо сказано, что если в периоде применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения объекты капитального строительства в эксплуатацию не вводились, то есть не использовались при применении данной системы налогообложения, то после перехода организации на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), предъявленные подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, а также суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения этих работ, подлежат вычетам в общеустановленном порядке. Примечательно, но ФНС России письмом от 25.10.2013 № ЕД-4-3/19225 направило данное письмо для применения всем налоговым инспекциям и налогоплательщикам (письмо ФНС и Минфина представлены в файле ответа).

Важно отметить, что в более поздних письмах Минфин и ФНС своей позиции не изменил. Правда речь в них идет о другом объекте налогообложения и о других активах. Но сути применения нормы пункта 6 статьи 346.25 НК РФ это изменяет.

Так, в письме Минфина России от 16.02.2015 № 03-11-06/2/6844, сказано, что объект вводится в эксплуатацию после перехода на общий режим, суммы НДС, предъявленные по работам (услугам) подрядными организациями при проведении ими строительства, а также суммы НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для выполнения этих работ, принимаются к вычету в общем порядке, если общество применяло объект «Доходы». Также такой вычет признавался правомерным и по товарам, не использованным в период применения УСН (Письмо ФНС России от 27.02.2015 №ГД-3-3/743).

К сожалению, по этому вопросу есть противоположное определение Верховного суда. Иных судебных решений по этому вопросу, к сожалению, не было.

Но справедливости ради следует отметить, что в суде рассматривался вопрос о переходе организации на ОСНО в 2012 году, когда официального толкования Минфина и ФНС еще не было.

Поэтому рекомендуем обществу отстаивать право на вычет в арбитраже.

Следует так же отметить, что если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9).

Обоснование

1. Из письма ФНС России от 25 октября 2013 г. № ЕД-4-3/19225 «О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ»

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2013 № 03-07-15/40631 по вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость по объекту капитального строительства налогоплательщиком, перешедшим на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения.

Доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 октября 2013 г. № 03-07-15/40631

В связи с письмом о доведении до сведения налоговых органов и налогоплательщиков разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость по объекту капитального строительства налогоплательщиком, перешедшим на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, сообщаем.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.16 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на сооружение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Согласно пункту 6 статьи 346.25 Кодекса при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применявшему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении данной системы налогообложения, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным, но не использованным при применении упрощенной системы налогообложения, подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 Кодекса.

Таким образом, если в периоде применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения объекты капитального строительства в эксплуатацию не вводились, то есть не использовались при применении данной системы налогообложения, то после перехода организации на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), предъявленные подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, а также суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения этих работ, подлежат вычетам в общеустановленном порядке

2. Из рекомендации Можно ли оштрафовать организацию за налоговое правонарушение, если его причиной было исполнение письменных разъяснений Минфина России (региональных и местных финансовых органов) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций)

Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Нет, нельзя.

Исполняя обязанности налогоплательщика (налогового агента), организация должна руководствоваться налоговым законодательством. Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).

Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ, ч. 7 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019.

Минфин России считает, что разъяснения, которые даны конкретной организации, если они не касаются вопросов общего характера, а подготовлены на основе фактических обстоятельств и с учетом специфики именно этой организации, не являются универсальными. Ими не могут руководствоваться все подряд. И если причиной налогового правонарушения стало решение, принятое на основании таких разъяснений, положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ не применяются. Поэтому, ориентируясь на письма, размещенные в Интернете или в различных справочно-правовых системах, организации рискуют. Когда инспекция обнаружит нарушение, избежать ответственности, ссылаясь на эти письма, будет трудно. Минфин России занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письма от 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19867, от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, от 16 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-325).

Главбух советует: Если организация не уверена в правильности толкования той или иной нормы законодательства, направьте запрос в финансовые или налоговые органы от своего имени. Решение о начислении или уплате налога принимайте на основании полученного ответа. На случай возможных судебных разбирательств такой вариант безопаснее всего.

Даже если при проверке налоговая инспекция признает полученный ответ неправильным и обвинит организацию в налоговом правонарушении, в суде можно будет доказать отсутствие своей вины. Рассматривая дела о привлечении налогоплательщиков к ответственности, суды принимают во внимание как письменные разъяснения, направленные конкретным организациям, так и письма контролирующих ведомств, адресованные неопределенному кругу лиц (например, опубликованные в справочно-правовых системах и СМИ).

Если организация ошибочно рассчитывала налоги с учетом этих писем (при условии, что их содержание полностью соответствует обстоятельствам дела), суды расценивают их как основание для освобождения от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10, определения ВАС РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7202/09, от 14 августа 2007 г. № 9854/07, от 18 июля 2007 г. № 6347/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2009 г. № А32-6494/2008-34/113-29/408, Дальневосточного округа от 11 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/933, от 25 апреля 2007 г. № Ф03-А73/07-2/735, Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. № А58-7354/05-Ф02-2/07, Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. № Ф04-3745/2007(35118-А70-37), Центрального округа от 8 мая 2007 г. № А62-5098/2006, Поволжского округа от 19 января 2007 г. № А65-4809/06-СА2-41, Северо-Западного округа от 13 августа 2007 г. № А21-4831/2006).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка